Вторник, 03.12.2024, 00:39
Последние сообщения:
Помни о главном!

Новый Завет




Поиск по сайту


Добро пожаловать, Гость | Форум | Вход |  (обратная связь)
Правила форума
  • Страница 1 из 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Сокрушение сердца
МаринаДата: Понедельник, 06.07.2015, 08:30 | Сообщение # 1
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
(Мф., 13: 15)
ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
 
МаринаДата: Понедельник, 06.07.2015, 08:49 | Сообщение # 2
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Ищи, чтоб ожило твое мертвое, окаменевшее сердце, чтоб оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтоб оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние. Ты восстенаешь пред Богом и будешь вопиять к Нему молитвой из бедственного состояния души, тебе внезапно открывшегося (свт. Игнатий (Брянчанинов)

Это состояние называется нищетой духа, от которой рождается истинный страх Божий, истинная молитва. Нищета духа предполагает:
1) осознание своего рабства греху, состояния погибели;
2) видения своих грехов, своих страстей - смертельных болезней души, изучение их симптомов;
3) призывание помощи Божией на борьбу с грехами и милости Его.
 
МаринаДата: Вторник, 07.07.2015, 11:22 | Сообщение # 3
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Думаю, что не нужно развивать эту тему отдельно, так как много прекрасного материала выложено на сайте Серафимой на эту же тему. А выводы можно и тетрадке записывать.
 
СерафимаДата: Среда, 08.07.2015, 04:58 | Сообщение # 4
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Марина, если не возражаете, я эту тему перенесу в открытый раздел "В помощь кающимся".
О сокрушении сердца можно думать и стремиться к нему непрестанно и повторять много раз уже когда-то прочитанное об этом, потому что это начало духовной жизни, а мы по нерадению и немощи часто об этом забываем. Прости, Господи!

Благослови, Боже, приступить к проработке этой важной темы духовной жизни и вразуми нас, немощных, что значит сердце сокрушенное и смиренное, угодное Тебе.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
 
МаринаДата: Среда, 08.07.2015, 07:25 | Сообщение # 5
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Хорошо, Серафима, как посчитаете нужным. С Божией помощью, будем повторять и обобщать, напоминать для себя о сокрушении сердечном.
 
СерафимаДата: Среда, 08.07.2015, 17:40 | Сообщение # 6
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Сокрушение сердечное невозможно, когда есть самооправдание.
Для того, чтобы стяжать сердце сокрушенное и смиренное необходимо постоянно отказываться от самооправдания.

Беседа о самооправдании

У нас, верующих, в нашей жизни, к сожалению, много светского. То есть, мы довольно светские. Потому что наш ум, так же, как и у светского человека, быстро срабатывает, реагируя на обстоятельства нашей материальной жизни. Хочется материальные условия улучшать до бесконечности. Но если земное совершенствуется, а небесное нет – получается крен в одну сторону. У христианина прежде всего идет духовное. А за ним ползет материальное. «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а остальное все приложится». Нет достаточной работы над нашим духовным состоянием. Когда мы говорим об оправдании наших проступков, мы говорим об отсутствии работы над собой. Если мы хоть чуть-чуть работаем над собой, над своим исправлением, это есть путь покаяния. Он противоположен оправданию своих поступков. Если мы каемся, мы исправляемся.

Все зависит от содержания нашего сердца. Где сокровище наше, там и сердце наше. Если мы больше думаем о земной жизни, где наше сокровище? Оно не может ни с того ни с сего быть небесным. Небесное сокровище трудно приобретается, надо себя преодолеть, свой интерес к земному. Мы тогда сразу становимся на путь интереса к вечному. В этом суть борьбы и работы. «Нельзя любить Бога и мамону, ибо одного возлюбишь – другого возненавидишь». Если любим земное, оставляем небесное. Мы должны всегда помнить, что небесное обретается через преодоление в себе земного человека, материалиста, эгоиста. Если мы этого не делаем, все будет тщетным. Эгоист будет оживать даже после нашего покаяния и брать свое.

В современном мире молодежь все интересует. Как страшно, когда человека все интересует на земле. Значит, небесного у него нет. Какой это христианин, если его все интересует на земле, а небесного нет! Христианина все интересует на небе, а на земле – как получится. Какая разница, как я проживу на земле, в конце концов! Конечно, на земле будет идеальная жизнь, это будет свет Христов, если наше сокровище на небесах. Человека, прежде всего, интересует небесное, а земное приложится. Если вы будете искать Царство Божие и правду его – все будет, что надо. Не будет, конечно, так, как хочется тому, кто устраивается на земле – будет лучше. Вы не будете привязаны ни к чему на земле, и будете все иметь.

Царствие Божие надо искать, и прежде всего. Что такое для верующего человека земные блага? – приложение к вечным. Есть, нет – какая разница? Господь все равно дает это приложение. Но если есть к чему прилагать – есть Царствие Небесное в нашей душе. А если его нет — к чему прилагать, к чему его прилепить? Поэтому мы прилепляемся к самой земле. Опасно!

Какая страшная печаль – не искать Царствие Божие! Когда человек ищет Царствие Божие – он самый радостный и довольный на земле. А тот, кто не ищет – самый печальный. Он же не может, не ища Царствие Божие, не искать земное. Он же не истукан, чего-то ищет!

Оправдать свои проступки – значит перечеркнуть напрочь Царствие Божие. Если мы оправдываемся, мы не будем каяться. Это по природе невозможно. Если я оправдываю свои проступки, я не виноват. А если я не виноват, как я могу каяться?

Важно видеть, что в нашем сердце: мир сей, или Евангелие. Если есть Евангелие, то мир сей беспомощный что-нибудь сделать в нашем сердце. Он многое меняет в нашем сердце, когда мы оставляем поиск Царствия Небесного. Тогда мир сей царствует в нашем сердце. Поэтому мы оправдываем свои проступки. Эгоизм все рисует в анти-евангельских формах. Беда в том, что, зная это, мы продолжаем идти тем же эгоистическим путем и оправдывать свои проступки. Почему мы судим ближнего? – Потому что оправдываемся, а ближний, оказывается, во всем виноват. Мы же не можем судить ближнего, если он не виноват. Кто-то же должен быть виноват! Или я, или ближний. Но если я оправдываюсь, я не виноват. А ближний – сто процентов. Вот какая страшная картина!

Оправдывая свои проступки, мы возрастаем в эгоизме. Эти оправдания не невинные. Это ужасный грех. Совесть не спокойна, когда мы не признаем свою вину. Совесть – это то, что напомнит нам о нашей вине. Она же не напомнит о вине ближнего. А испорченное сердце будет только об этом говорить, о грехе ближнего. Кающееся же сердце будет видеть только свое. Вот какой контраст между оправданием своих проступков и покаянием! Оправдываясь, мы не только не избавляемся от греха, но он возрастает в нас. Этим страшно оправдание. Наше сердце прямо коснеет во грехе и все больше и больше погружается в него. Вопрос очень важный. Настолько важный, что без его решения в нашей духовной жизни ничего не получится, будет одно топтание на месте.

Мы не меняемся. Наша светская формация склоняет нас к утверждению себя в этом. Как нам хочется все оправдать! Если мы не будем бороться со своей светской формацией, наше сердце очерствеет. Смотрите, как легко становится оправдывать то или иное в своей жизни! Почему? – Потому что нет работы над собой. Работы той, которая изменит это отношение. Мы говорили о заповеди Божией искать Царство Божие и правду его. Когда мы оправдываем свои проступки, мы отнюдь не ищем Царство Небесное, а ищем царство земное. Кому интересно все в этой жизни, духовному человеку? Духовный человек стремится очищать свое сердце, и он прекрасно понимает, если он склонится к оправданию своих проступков, он не будет каяться. Духовному человеку в голову не придет желание увидеть что-то в своей жизни от кого-то или чего-то приходящее. Духовный человек контролирует свое сердце. Может быть разное в жизни, но духовный человек на все смотрит взглядом с неба. Почему он не может оправдать свои проступки, позиции? – Потому что он устремлен к другому миру. Кто оправдывает свои проступки? – Тот, кто утверждается в этом мире. Его все интересует. Но духовного человека этот мир не интересует, и он будет не оправдываться, а каяться. Он будет все время уходить от этого искушения. Как часто говорят: природа так говорит. Светский человек не может по своей природе не искать оправдания своим проступкам. Он от этого мира, и естественно, будет искать, как бы свою позицию поставить в выгодное положение. Здесь даже не идет речь о грехах. Речь здесь лишь идет о каких-то вещах, допустимых в нашей жизни, или о тех, которые должны быть. Это не простой вопрос: оправдался – не оправдался. Мы должны помнить, что если мы эгоистически смотрим на все в нашей жизни, будем искать оправдания. И если мы ищем любви Божией, будем пребывать в покаянии.

Проблема в том, где наше сердце, наше сокровище, чего мы ищем по существу. Если мы ищем земного, будет нам очень сложно в этом поиске не склониться к искушению. Все зависит от природы нашего сердца. Если мы живем земными ценностями, это путь утверждения эгоизма. Мы отвергаем духовное по существу и остаемся материальными. Когда говорит Господь: ищите прежде Царство Божие, а остальное приложится – мы должны заботиться о состоянии души, и уже потом о земных благах.

Мы не сможем выйти из этого тупика, оправдания. Духовному человеку не только не хочется оправдываться, ему хочется исправляться. Если же человек оправдывается, он хочет исправляться? – Нет. Как преодолеть грех самооправдания? – только активностью в духовной жизни. Мы не избавимся от самооправдания, если не будем искать противоположное этому греху. Земной наш человек не сможет выйти из тупика. Он по природе будет искать оправдания себя. Почему духовный человек себя не оправдывает? — Ему это не интересно. Какой смысл, если у него есть Царствие Небесное, он согласен на все, на всякое терпение, смирение. А если интерес земной, то интерес прямой для утверждения себя в этом мире. Если мы к этому стремимся, утверждается наша слабость. Все перевернуто в нашей жизни. Если мы не ищем вечного, духовного, мы останемся на этих позициях. Мы оправдываем проступки отнюдь не для вечной жизни. Нет вечной жизни, нет того, к чему бы мы стремились всем сердцем, всей душой. Мы себя оправдываем не по духовной силе, а по слабости. Этот дух оправдания держит нас в земной перспективе. Мы не выберемся из этого, пока не начнем искать небесного. В этом вся проблема.

Как наше сердце может быть чистым, если мы остаемся земными? Все зависит от нашей работы. Мы не оправдываем себя по какой-то слабости, наше оправдание зиждется на земных чаяниях. Мы будем в тупике, будем топтаться на месте, пока не изменим жизни своего сердца. Сколько бы мы ни прилагали усилий в духовной жизни, если мы будем заземленными, по слабости будем себя оправдывать, потому что наша природа земная, то есть несправедливая. Не может человек быть земным и справедливым. Справедлив только дух. Богу надо покланяться в духе и истине. Если же мы будем внешними, не работающими над собой, мы будем далеки от этого. В духе и истине покланяется Богу человек из совершенно другого мира. Духовный человек не может оправдывать себя, у него один интерес – вечная жизнь, а в земной он готов на все, всякие лишения. Господь сказал: «гонимы будете, Меня гнали – и вас будут гнать».

Пока мы не станем на поиск Царствия Божия, твердо, мы будем всегда немощными, с земными перспективами, и печальными, потому что кто такой человек? – Бессмертное свободно-личное существо. Как он может удовлетвориться материальным миром? – Никак. Поэтому столько слабости в нас. Нет небесного существа нашего сердца. Почему мы судим ближнего? – Нас интересует земное. Если бы нас интересовало небесное, мы судили бы ближнего? Какая мне разница, как Господь благословит прожить эту жизнь. Но для земного это не может быть без разницы. Почему мы оправдываемся и осуждаем ближнего? – Потому что нас интересует земная жизнь. Пока мы не станем людьми не от мира сего, мы не преодолеем в себе самооправдание. Оставаясь людьми от мира сего, мы будем всегда стремиться к тому, чтобы видеть себя более утвержденными в этом мире. Это тупик. Если мы будем искать земной перспективы, будем находиться в этом плачевном состоянии. И не может быть по-другому. Вера сама по себе противоположна земному чаянию. По простой причине: если мы верим в Бога, то верим в вечную жизнь, не в земную, не в земные блага.

Вот как трудно говорить о духовности в материализированном мире. Сложно быть духовным человеком. Духовный человек на небесах, ему все равно, как прожить на земле. Спросим себя: насколько мы в вечной жизни, насколько думаем о будущей жизни? Ведь от этого все зависит. Наша печаль от земной жизни, а не небесной. Если бы мы преодолели в себе земного человека, у нас никогда не было бы печали, даже среди самых трудных испытаний. Мы не справимся с желанием оправдать себя, если будем не от мира сего. Наше сердце будет думать о своих перспективах. Господь сказал: где сокровище ваше, там и сердце ваше. Если мы не будем каяться, будем печальны. Печаль входит в наше сердце, когда ломаются земные перспективы. А это говорит о том, что мы погружены в сферу земного бытия, а о вечном и речь не идет. Кто такой православный христианин? – Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. А мы размышляем о другом. И как можно не оправдать себя, если мы желаем земного? Выход один – желание неба. Что такое чаю? – ожидаю с нетерпением, когда же оно придет. Кто такой христианин? Когда кто-то ждет чего-то приятного, он уже начинает это переживать. Христианин так и думает: ах, когда эта вечная жизнь будет? А светский об этом даже и не думает.

Какое у нас христианство? Что нас больше всего беспокоит? Речь не идет о нашем быте, об обстоятельствах. Речь о нашем сердце, чего оно хочет, к чему стремится, чего ищет. Будущего века или нынешнего. Все больше давит на нас земная жизнь. С небесным человеком все можно сделать. Ему все интересно. А с земным – попробуйте, он скажет: нет, только так, и влево-вправо нельзя. Его не сдвинешь, потому что он имеет свой интерес. А духовный человек не имеет никакого своего интереса, и всегда согласует все с ближним. Он себя не оправдывает. Какая разница! А если есть у человека разница, так делать или иначе, оправдать себя хочется сразу. Поэтому мы далеки от небесного. Потому что хотим, чтобы было в земном так, как нам хочется, а не так, как бы предложил этот ближний.

Что такое смирение? Любого земного потерпит. Какая ему разница! У него нет интереса к земному. А вот земной земного никак не потерпит.

Вот как этот мир работает над нашим сознанием, заземлил его. Даже весь мир вы приобретете – вам все равно не будет хватать, и радости не будет.

Оправдывает себя земной человек. Ему надо, и надо, и надо. А небесный не будет себя оправдывать. Если тебе надо, и хочешь так, как ты это видишь – пожалуйста, какая мне разница, если и то и другое угодно Богу!

Если человек не от мира сего – чего ему искать на этой земле! Все останется здесь. Никаким образом не послужит нам в вечности. Но попробуй отказаться от этого мира!

На нас влияет общение с этим миром, он заражает. И мы не храним себя от этого искушения. И даже иногда православные христиане Царствия Божия не ищут! Сказано Господом: прежде всего ищите Царствия Божия и правды его, а остальное вам приложится.

Грех самооправдания очень коварный. Мы честно трудимся, столько усилий прилагаем. За это Господь нас терпит. Но радости не будет никакой. Радость будет только от небесного. Если мы не ищем Царства Небесного, радость по существу, откуда она придет?

Мы должны оторвать свое сердце от чаяния этого мира. Надо не поддаваться этому миру, который кричит со всех сторон и соблазняет нас, тянет к себе. А мы должны посрамить диавола, все обратить в духовность. Это значит: мое сердце на небесах, мое сокровище там. Это не слова, это действие, это жизнь. С чего начать? – Господи, помоги! Господь с нами, когда мы стараемся. Когда мы отчаиваемся, расстраиваемся – мы раздваиваемся. Что такое радость? – Да управит Господь!

Хотите избавиться от самооправдания? – Подымитесь на небо! В земной перспективе нам ничего не светит, если мы христиане, ибо все тщетное здесь, на земле. А на небе все вечное, непреходящее. Как попасть на небо? – Нелегко. Но надо приложить усилия. С чего начать? С элементарных вещей. Не надо многого. Господь не хочет от нас многого, а хочет нашего сердца. Все зависит от того, чего оно ищет. В этом мире сложно держать покой сердца. С этого мы должны начинать. Если мы не найдем покой в сердце, мы ничего не сможем начать. Если непокой в нашем сердце, он все разрушит, что бы мы ни делали. Мы должны всегда все делать, чтобы наше сердце не было мятежным. Как это сделать? Это непросто. Мир накручивает, а нам надо раскручивать. Не надо поддаваться, чтобы накручивало, чтобы потом не раскручивать. Мы должны привыкать к тому, что мы не от мира сего. Это нам поможет начать утверждать свое сердце в стремлении к небу. Духовность – это труд. Это самый большой труд. Надо преодолеть себя.

Самый важный совет: не смотреть на все так, как смотрит этот мир. Не следовать его правилам и желаниям. Мы должны быть другими. У нас все должно быть другим. От начала до конца. У нас ничего общего с этим миром не может быть. Если мы будем стараться на все смотреть по-другому, мы будем возрастать в вере, надежде, будет возрастать наш покой в сердце. Будем становиться небесными. Если мы говорим, что мы не от мира сего, это не слова. Это существо дела. Этого надо достигать. Это наша работа. Должно быть стыдно, что этот мир что-то диктует нам. Посмотрите на светские средства массовой информации! Все ищут сенсаций. А духовный человек ищет только мира и покоя о Господе.

Если сердце мятежно, мы как верующие люди должны стоять на стороне истины и отвергать ложь. Должны быть очень сознательны в этом. Это работа над нашим сердцем. Оно должно полюбить небесное и отвергнуть земное. Иначе мы будем стараться все земное в своей жизни оправдать.

Работа, которую мы должны проводить в нашем сердце, это наша вера. Если мы не будем ее укреплять, мы будем дальше такими же. Вера должна все больше и больше охватывать наше сознание и вести нашу жизнь. Вера – это императив. Если вера не утверждает, не напоминает, не говорит о том, что есть истина, она очень слабенькая. Вера должна двигать нашу жизнь. Почему мы печальны? – Потому что вера не руководит нами. Она должна нами руководить, вести нас на небо, говорить: так, и не иначе. Посмотрите на нашу жизнь. Какова она? Насколько вера в ней говорит? – очень мало, очень слабо. Почему вера не руководит, не ведет все в нашей жизни? Конечно, мы исповедуемся, причащаемся, но это только начало активной духовной жизни. Активная духовная жизнь зависит от твердости веры. С этого надо начинать. Активная духовная жизнь – делать, что Богу угодно и не делать то, что Ему неугодно. Кончено, мы падаем в грех, нужно покаяние, у нас много трудностей, которые надо преодолевать. Уныние, приходящее от слабости веры.

Поэтому надо начинать с веры. Если мы верим в Бога, во Христа, будем делать все, что нам Господь говорит. У нас же все противоположно. Совесть говорит одно – мы делаем другое. Но в этом случае веры не будет. Вера будет тогда, когда совесть говорит – мы делаем. У нас ничего не получится, если мы не будем категоричны в своей духовной жизни. Как стать небесным человеком тому, кто не делает то, что говорит Закон Божий? В этом наша христианская идентичность. Что такое христианская идентичность? – Бог сказал делать – делаю. Бог сказал не делать — не делаю. Но во всем. Если совесть обличает, мы слушаем ее. Земной человек у нас ничем не преодолевается, только работой над собой. Понятно, что старый человек в этом мире будет усиливаться. А новый возрастает тогда, когда старый человек искореняется. Начинать надо с серьезности.


18.05.2014
http://milano.cerkov.ru/2014/05/18/beseda-o-samoopravdanii/
 
МаринаДата: Среда, 08.07.2015, 18:10 | Сообщение # 7
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
По материалам "Беседы о паломничестве на Святую Землю"
архимандрита Амвросия (Макар)

http://inoklife.ucoz.ru/forum/69-217-5752-16-1436331287
Чтобы сокрушиться сердцем, нужно проверить, насколько вера моя искренняя, насколько мы - христиане. Критерии - заповеди Христовы, свойства Христа, наша совесть. Это называется "предстояние пред Богом с нашей совестью".

Цитата Серафима
Вера – это не просто представление о том, есть ли Бог. Вера – это значит спросить себя, где мы находимся.  Существенно верить – это делать что-то с собой. А несущественно – рассуждать, есть ли Бог.
1)Если я осуждаю ближнего, разве я верующий? — Это от неверия. Верующему не придет в голову осудить ближнего. Христос прямо говорит: если любите Меня – заповеди Мои исполните.
2)Какая хорошая заповедь Христова: отвергни себя, возьми крест свой и следуй за Мной. Что значит отвергнуть себя? Самое емкое выражение, отвергнуть все земное, увидеть в нем тщетное.
3)Мы должны благодарить Бога, что Господь посылает нам таких сестер и братьев во Христе, которые нам помогают преодолеть эгоизм. Они спасители наши! Мое эго кричит: они меня искушают. А совесть говорит: какое счастье, сердце тут же очищается. Хочется им сказать, что им делать – а я знаю, что нельзя указывать ближнего, а любить его надо. Хочется ближних поставить на место – подымаю руки вверх, отдаю себя Христу, — нельзя, категорически запрещено! Если вы хотите что-то сказать ближнему, посветите ему примером своего следования Евангелию.
Эгоистический свет сиюминутен, а свет любви вечен. Эгоист терпит внешне, а внутри – не терпит. Любовь бесконечна.

Христос любил даже убивающих Его воинов, осудивших Его фарисеев. Говорит Отцу: прости их, потому что они не знают, что они делают. А тот, кто знал, что он делает, Иуда, пошел и удавился.
 
МаринаДата: Среда, 08.07.2015, 18:51 | Сообщение # 8
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Предыдущая беседа "о самооправдании", на мой взгляд, продолжает это исследование истинности своей веры и говорит о необходимости другого шага - признания греха грехом, что невозможно при самооправдании.

Если мы не будем бороться со своей светской формацией, наше сердце очерствеет. Смотрите, как легко становится оправдывать то или иное в своей жизни! Почему? – Потому что нет работы над собой. Работы той, которая изменит это отношение.

Цитата Серафима
Мы говорили о заповеди Божией искать Царство Божие и правду его. Когда мы оправдываем свои проступки, мы отнюдь не ищем Царство Небесное, а ищем царство земное.
Может быть разное в жизни, но духовный человек на все смотрит взглядом с неба. Почему он не может оправдать свои проступки, позиции? – Потому что он устремлен к другому миру. Кто оправдывает свои проступки? – Тот, кто утверждается в этом мире.

4) Спросим себя: насколько мы в вечной жизни, насколько думаем о будущей жизни? Ведь от этого все зависит. Наша печаль от земной жизни, а не небесной. Если бы мы преодолели в себе земного человека, у нас никогда не было бы печали, даже среди самых трудных испытаний.
 
СерафимаДата: Среда, 08.07.2015, 19:53 | Сообщение # 9
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Цитата
Мы должны оторвать свое сердце от чаяния этого мира. Надо не поддаваться этому миру, который кричит со всех сторон и соблазняет нас, тянет к себе. А мы должны посрамить диавола, все обратить в духовность. Это значит: мое сердце на небесах, мое сокровище там. Это не слова, это действие, это жизнь. С чего начать? – Господи, помоги! Господь с нами, когда мы стараемся. Когда мы отчаиваемся, расстраиваемся – мы раздваиваемся. Что такое радость? – Да управит Господь!

Господи, помоги!
Господь все управит, любую трудность и скорбь обратит во благо.

Беседа о борьбе с эгоизмом

Мы живем в светском секулярном мире. Мир этот рисует свои образы в нашем уме и сердце, умело, старается. Нельзя в этом мире не быть воином Христовым. Нельзя быть рабом этого мира. Речь идет о рабстве и свободе. Если бы мы освободились от этого мира! Освободились от образов, которые мир тычет в нашу голову, искушая нас со всех сторон. Вместо того, чтобы искать Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится, мы все остальное ищем, а Царство Божие приложится.

Как освободиться от перевернутого верх ногами мира? Что ищет верующий человек? – Царство Божие. Там, где сокровище наше, там и сердце наше. А что есть сокровище? – То, что нарисовано в нашей голове. Что в голове, то и в жизни, что в сердце, то и в наших действиях. Надо нашу голову, наше сердце наполнить вечным невидимым миром. Христианин на все смотрит через вечность, тогда мы опередим мир. Если мы слабы в вере, мы плетемся сзади, потому что наше представление о всем является не христианским, а полу-светским. Это переродит наше сердце, мы мыслим, желаем, чувствуем как этот мир нас научил. Поэтому мы сзади, вера наша слабенькая, отстает. А у христианина должна идти впереди всего в жизни. Вера должна определять в жизни христианина все.

Сердце сформировано этим миром эгоистично. Проблема именно в этом, что определяет нашу жизнь, каков наш взгляд. Эгоист всегда прав. А верующий человек говорит: Бог прав, а я – грешник. В этом разница между формацией этого мира и христианского. Этот мир учит нас гордости и говорит: ты знаешь, ты понимаешь, и более того: посмотри, как многие не понимают то, что ты понимаешь, — диавол подсказывает.

Если мы хотим быть христианами, надо перебарывать в себе эгоизм каждый час, каждую секунду. Бороться с собой. Это заповедь: отвергнись себе. А мир говорит: отвергни ближнего. Эгоист исправляет ближнего, а христианин – себя. Все вывернуто. Если эгоист не прав, он уже сбился с эгоистического пути, что-то в нем прорезалось христианское, не до конца эгоист уничтожил то, что Бог дал.

Если мы не работаем над нашим сердцем, не перебарываем эгоизм, какое может быть христианство? Принцип духовной жизни: для того, чтобы перебороть грех, надо творить противоположные этому греху добродетели. В непустое место грех не влезет. Если мы творим добродетели, он это запомнит. Например, гордость и смирение: если мы боремся с гордостью, но не смиряемся – топчемся на месте.

Если сердце сформировано эгоистически, плоды будут эгоистическими. Мы трудимся, исповедуемся, причащаемся, но если мы не перерождаем своего эгоиста в любящего человека – будет одна печаль. Может ли печалиться любящий Бога и ближнего человек? Откуда у него возьмется печаль? Это две противоположности, или печаль, или любовь.

Вопрос о том, как переродить свое сердце, должен стоять первым в нашей жизни. Мы не должны огорчаться тем, что нам трудно. Не в этом проблема. Проблема в том, сколько мы прилагаем усилий для того, чтобы преодолеть себя. Сегодня мы говорили о роде неверном и развращенном, о посте и молитве. Это как раз то, о чем мы и сейчас говорим. Эгоист – это тот же род развращенный и неверный. Что такое рабство? – Хочу-не хочу, должен делать так, как хозяин говорит. Что такое свобода? – Владею собой. Какая страсть может овладеть свободным человеком?

Мы не должны принадлежать роду неверному и развращенному. Кто тот, кто к нему принадлежит? – Эгоист, который совокупляет в себе все эти качества. Мы знаем, как он мыслит, чего желает, чего ищет в своем сердце.

Эгоистическое сердце – это очень сложный механизм. Его никогда не обойдешь, потому что он настроен совершенно на другой лад. На какой волне находится эгоизм? – На волне «Я» — а все остальные – под. По большому счету, эгоизм всегда хоть немножко, но выше, иначе он хромает, потому что идет серьезная работа. Идет переоценка всего в борьбе с эгоизмом. Если этого не делать, эгоизм будет изощренно и четко держать свои рубежи, потому что он ищет противоположного Богу.

Бог ищет человека, чтоб дать ему Себя. Для чего Христос висит на Кресте? – Чтобы дать Себя нам. А эгоизм нуждается только в том, чтобы было так, как ему хочется. Он самодостаточен. Как эгоист мыслит, действует, желает? Он знает, что есть что. Он знает, кто есть ближний, чего ему не хватает и как ему исправиться. Даже изложит вам множество путей исправления ближнего.

Начинается все с маленького: должно быть так. А если пойти глубже, эгоист не только укажет, как ближнему исправиться, а множество вариантов предложит. А кто такой любящий человек? – Работает над собой, над своими недостатками. По-настоящему помогает ближнему, потому что отдает ему себя. Господь – Любовь — хочет отдать Себя нам. Наш Творец – Он Всемогущий Бог, мог бы указывать каждому, что и как делать, но приходит и распинается на кресте, страждет за нас, чтобы мы хотя бы поняли, что Он взял наши грехи и мы можем освободиться от них, стать новыми людьми, следовать за Ним и никогда не печалиться, ибо Он пришел не для того, чтобы послужили Ему, а чтобы послужить другим.

Но как этого достичь этого нового состояния, стать новым творением? С эгоистическим сердцем это невозможно, ибо на этом пути стоит себялюбие. Обойти его невозможно. Есть такое выражение: надо сокрушить сердце, эгоистическое. То есть стереть в порошок, чтобы от эгоизма ничего не осталось. От старого человека ничего не должно остаться. Вот какая работа нам предстоит – сокрушение сердца. Если мы только что-то переменили немного, это ничего не даст, оно снова возродится в эгоизме, будет еще хуже. Эгоизм способен обновляться, если с ним не бороться серьезно. Как только остановились в борьбе, он снова занял свои позиции, еще более изощренно. И начинается борьба с ближним, который, оказывается, виноват.

Кто такой христианин? – Слушает Христа, Который говорит: «отвергнись себе, возьми крест свой». А сегодня говорит: «этот род можно изгнать только молитвой и постом». Вот принцип работы над нашим эгоистическим сердцем: не дать ему покоя. Кто на фронте выигрывает? – Тот, кто не теряет инициативу. Когда у него есть инициатива на фронте, враг не может собраться. Если у верующего человека есть в духовной жизни инициатива, его эгоист, старый человек не может собраться. Без инициативы у нас ничего не получится. Эгоист очень изощрен в нашем сердце, и диавол — его помощник, его тыл.

Наш эгоист обновляется от нашей безынициативности, от отхода от литургической жизни, от духовности, которая должна быть в глубине нашего сердца. Великий пост – это время серьезной борьбы с нашим эгоистом. Здесь серьезная инициатива очень нужна, потому что для нашей духовной жизни Господь дарует возможность все больше обретать Царствие Небесное в нашем сердце. Что такое Великий пост? – Это самый серьезный бой нашей духовной немощи, нашим слабостям. И когда мы в литургической инициативе, то есть в следовании всем литургическим предписаниям Церкви, проводим время в молитве, в посте, в духовном делании, естественно, что наше сердце наполняется Божьей благодатью. Потому что эгоист, который хочет своего, ущемляется. Хочется, а нельзя, не хочется – а надо. Исповедь, причастие, соборование, множество служб, отказ от развлечений.

Кто такой эгоист? – Захотел — развлекается, захотел – командует, захотел – предается лени, спит, что захотел – то и делает. С одной стороны, во время поста мы отказываемся от многого, ущемляем свои желания, а с другой – заставляем себя совершать многие добродетели, прежде всего – молиться, воздерживаться. Первейшее дело – связать язык, чтобы развязать его на Пасху, когда мы славим Бога. Если мы следуем литургическим предписаниям церкви, мы глубоко в своем сердце искореняем эгоиста. Для этого дан литургический ритм. Мир не владеет человеком, который следует духовным путем.

Что такое литургический ритм, литургический год? – Нет времени на искушение. А если мы литургический год откладываем в сторону, диавол радуется: наконец-то свободен! Если нет внутри литургического ритма, человек освободился для самого себя, для своих страстей, он свободен. Если бы мы серьезно к этому относились, сколько бы радости было в нашем сердце! Оторваны от искушений. Где наша печаль? – Прилепились к искушениям. А литургическая жизнь не терпит искушений, помогает их преодолевать.

Сокрушить эгоистическое сердце можно только работой. Церковь – это жизнь, в которой эта работа ведется. Мы хотим быть православными христианами – и часто думаем: пусть кто-то другой трудится над моим сердцем. Чего только нет в нашей жизни! А духовной борьбы нет.

Самое главное в духовной борьбе – невидимая брань. Вот, где центр жизни христианина! Кто-то видит наше сердце? Кроме Бога – никто. Никому не дано, ни диаволу, ни ангелам. Они духовно более сильные и глубоко проникают в духовную жизнь человека, но не могут увидеть, что в нашем сердце. Как диавол определяет, что в нашем сердце? – На тарелочке подносит самое сладкое для человека и смотрит, на что мы реагируем, чем искушаемся. Но он все равно не знает, ему не дано, он всегда просчитывается с верующим сердцем и проигрывает, потому что там Христос. Он, конечно, может много терзать верующее сердце, но оно покаялось – и разрушило все затеи его. Диавол строит свои планы против человека, а верующий человек говорит: какой ужас! Надо покаяться.

Но до конца карточный дом диавола разваливается только тогда, когда мы не спим, трудимся, чтобы совершать противоположные греху добродетели. Если этого нет – это самое печальное явление. Диавол видит: человек спит – а должен быть на службе. Что он делает? Шепчет: ты немощен, устал, это ничего не значит, отдохни, потом пойдешь в церковь, будешь молиться. И когда человек положен на лопатки, диавол подсовывает ему тарелочки со «вкусным». Диавол хочет двух вещей: гордости и удовлетворения страстей. Он обрабатывает наше сердце, говорит о нашем величии, когда человек разленился, послабил себе. И полетели мы под небеса. И когда человек начинает думать о себе, диавол подсказывает: тебе хочется удовлетворить себя и в том, и в этом. Когда человек расслабился, страсти сразу говорят: что сделать, надо – значит, надо.

Расслабления не может быть в духовной жизни, оно приводит ко греху. Мы можем почить только в руках Божиих. Отдых должен быть продуктивный. Сочетать приятное с полезным, только не по-светски. В нашей духовной жизни, в борьбе с эгоистическим сердцем недопустимы послабления, потому что диавол этим воспользуется. Как только мы отошли от литургического духовного ритма, диавол уже бежит за нами. Когда мы в литургическом ритме, он крутится рядом и ничего не может сделать. Этот род изгоняется только постом и молитвой. Этот род диавольской силы работает над нами. Эгоист – это кто? — Напарник диавола, и очень хороший. Диавол считает, что он тоже как Бог. А кто такой эгоист?

Что мы обретаем на земле, то получаем в большом количестве в вечной жизни. Если здесь у нас непокой, то представляете, какой будет там непокой? Род неверный и развращенный имеет покой? Нет. А после молитвы? Мы имеем единственный покой. Как этот непокой мира сего, рода развращенного и неверного изгнать? – Только постом и молитвой. Великий пост – это тишина. Связывание языка. Эгоисту скучно с верующим: сколько его не бьешь – никакой реакции. Кто такие мученики? Мир боролся с христианством, но кровь мучеников стало семенем христиан. Кровь мучеников – это тишина из тишины. Мученика бьют, терзают, мучают, а он радуется. А кто такой мучитель? – непокой из непокоя. Вы представляете, что творилось в душах мучителей? Какой ад творился в душах мучителей! Какой великий рай в душах мучеников, такой величины ад в душах мучителей.

Мы говорили сегодня о сокрушении мучащего нас сердца. Эгоист – мучитель нашего сердца. Ему все надо, всего хочется, все интересно. Если бы он мог все на свете охватить, занять – он бы занял и охватил.

Как важно видеть реальность того, что такое эгоизм, и что такое любовь. Где у эгоизма покой? Даже если у него все хорошо, он неспокоен. Чем больше ему дать, тем больше он хочет. Мы должны видеть контраст неспокойного эгоиста и любящего, который удовлетворяется всем, даже самым малым и незначительным. Ему даже правую щеку ударили – он подставил левую, потому что всем доволен. Как мир рисует свои искушения для нас, и как мы должны вопреки этим картинам искушения наполнять свое сердце реальностью любви Божией. Этим ложным картинам противопоставить реальность любви. Когда мы видим, что такое эгоизм и что такое любовь, мы себя настраиваем на христианский лад. Иначе никакой работы нет. Работа есть тогда, когда нам ясно, что эгоизм нас будет мучить, а любовь – насыщать. Эгоисту дай все, ему будет мало, любящему дай чуть-чуть, даже ничего не дай – он будет доволен, потому что он любит, делает дело Божье, Господь в его сердце.

Если сердце хочет дать сдачу обидевшему его человеку, оно должно плакать перед Богом в покаянии, рыдать, пока не устрашимся себя, своих недобрых желаний. Это действительно страшно. Вы же знаете, от кого происходит это желание. Как оно вселилось в нас? Надо серьезно относиться к своему сердцу, серьезно над ним работать. Но главное в этой борьбе – это наполнение его добродетелями. Пока этого не будет, мы будем самыми печальными людьми, потому что пустоту, которая появляется в нашем сердце, диавол будет стараться наполнить.

Что такое борьба с эгоизмом без наполнения сердца добродетелями? – это незаполненная свободная реальность. Если мы себе запретили, появилось пустое место, не заполненное желаниями. Если мы не наполнили сердце угодным Богу, у нас появляется пустота, потому что у эгоиста все до отказа заполнено эгоизмом. У верующего эгоиста – какое ужасное сочетание, — не может быть все до отказа заполнено эгоизмом, там все-таки есть вера. Когда мы боремся с собой и не обретаем добродетели – остается незаполненное пространство. И диавол говорит: я буду помогать человеку это пространство держать, не заполнять, чтобы он понял, что все нормально, и тогда я потихоньку переселюсь туда. Часто человек борется с собой, долго воздерживается, но в итоге терпение лопает. Потому что не работаем мы над собой, пустое пространство не заполняем, которое когда-то чем-то наполнится. Нельзя не заполнять добродетелью сердце.

Когда же христианин по-настоящему борется, он упражняется в добродетелях. Более того, когда христианин борется со своими слабостями, он перебарывает свои слабости только противоположными им добродетелями, не оставляет никакого пространства, у него нет пустого пространства, все заполнено, у него времени нет. Кто хочет расслабиться? – Тот, кто работает над собой, но не наполняет себя добродетелями. А кто такой упражняющийся в добродетелях? – У него нет свободной минуты, он даже не успевает совершить многие добрые дела. А кто такой эгоист? – у него все размечено. Почему он впадает в расслабление? – Потому что у него время есть свободное.

Ропот происходит от эгоизма, который хочет, чтобы было так, как ему хочется. У любящего нет понимания, как ему хочется, у него есть понятие о том, как надо, как он должен. А эгоист – он же велик, он же делает необычное, он заслуживает отдых, а ему не дают! А верующему это в голову не придет – он отдохнул и пошел дальше.

Сердце надо переделывать любовью. Сердце должно любить – то есть делать, все что может, творить. Христианин совершает добрые дела не для ближнего, а для Христа. Труд над своим сердцем – это радость, потому что если сердце полно добродетелей, желаний делать угодное Богу, это одна радость, а если этого нет – одна печаль и ропот. Никто вместо нас это в нашем сердце не сделает. Наше сердце должно все больше заполняться силой поста и молитвы. Пост и молитва не должны пониматься нами как отказ только от пищи, предстояние на молитвенном правиле. Пост сам по себе – это воздержание во всем. В чувствах, желаниях – прежде всего. В Византийской империи был закон, велевший закрывать увеселительные заведения во время поста, они не совместимы с плачем. Почему не венчают во время поста? – Венчание – это торжество, а пост – плач над своими грехами. Ритм сбивается. Даже не крестят иногда во время поста, чтобы не делать увеселений, к тому же, Великий пост в древности был подготовкой к крещению на Пасху.

Мы говорили о том, что мир рисует в нашей голове. А что церковь рисует? Мир говорит: удовлетвори себя, а Церковь – воздержись. Церковь тоже рисует, но мы не очень прислушиваемся к предписаниям ее. Мир как распахнутая дверь, через которую в нас влезает все, что мы увидели, услышали.

Как бороться с искушениями? Когда мир был христианским, искушений было много, но не множество, были ограничения. А в современном мире все открыто именно в Великий пост. Этот мир рисует искушение, а мы должны прислушаться к Церкви и следовать тому, что Церковь нам указывает. Мы должны серьезно отнестись к Великому посту, — хочется поговорить, осудить, во время поста появляется сугубое хотение. Диавол пролазит по своим путям, туннелям – язык, глаза, уши… Какой это пост, если мы так же болтливы, как и вне поста? Если мы себя не воздерживаем, мы и Пасху не сможем отпраздновать. Язык, потрудившийся в подвиге, в борьбе с пустословием, многословием, может славить Бога, а развязанный язык издает звуки, но сердце остается безразличным.

Пост – это воздержание себя от всякого желания, похоти. Все должно быть связано. Если мы себя во время поста свяжем, мы войдем в Пасху славящими Христа, потому что сердце, научившееся себя воздерживать, знает своего Господа и благодарит Его за этот дар. Воздержание – это дар. Славя Христа Воскресшего, мы славим Того, Кто дал нам дар воздержания. Мы должны славить Бога за то, что можем воздержаться в современном мире. Для современного мира воздержание – это абсурд, а мы можем воздерживаться и видеть в этом существо, цель своей жизни.

В этом труде самое важное – любовь. Сокрушить эгоистическое сердце невозможно, это совершает только Сам Господь. Мы только произволяем, заставляем себя, но действует Дух Святой. Если мы будем серьезными христианами в нашей духовной жизни, то Дух Святой будет действовать в нашем сердце. Почему мы говорили о верующем эгоисте, который борется, но не выдерживает, падает, отчаивается? – Потому что Дух Святой не может там действовать, эгоист сам борется. Как любящие люди мы наполняем свое сердце множеством добродетелей, и это угодно Богу. Что такое добродетель? – все угодное Богу в нашей жизни. Не только доброе, но Божье дело. Дух Святой действует в нашем сердце через желание делать угодное Богу. Если мы это делаем, наше сердце наполняется радостью, может ли быть печаль, если Дух Святой действует в нашей душе? Если мы не заставим себя не реагировать на то, что не нравится нам в ближнем, Бога не будет в нашем сердце. Мы должны действовать так, как показал нам Господь. Он ждал до конца покаяния и обращения всех, даже фарисеев, но поддались, услышали Его только некоторые из них. И как может зайти Господь в наше сердце, если оно смотрит только на ближнего своего и на его поступки, следит за ним, осуждает его? Почему даже верующий, но живущий эгоистически человек осуждает ближнего? – Потому что он видит и ему кажется, что ближний не исполняет Закон Божий.

Мы не можем не бороться серьезно со своими недостатками… Мы должны всегда помнить, что борьба наша с нашим эгоизмом должна вестись глубоко в нашем сердце, слушая совесть. Основная проблема в лености нашей. Если мы заставляем себя к тому или иному, Господь совершает это. Так как сами мы бы не справились ни с одной проблемой, ни с одной страстью.

Мы славим Господа и просим Его помочь нам, и Он помогает, если мы верим. И эта вера во Христа помогает нам все совершать в этой жизни. Но мы должны не только бороться со слабостями, но и совершать добродетель. Ибо если мы расслабляемся, дьявол пользуется этим. Духовная жизнь не терпит вакуума, то есть того состояния нашей жизни, когда мы не трудимся над собой. Так как в этом случае этот мир начинает трудиться над нами. Именно поэтому искоренение своего эгоизма – это постоянная работа, круглосуточная, даже во сне. Ибо молитва на сон грядущий настраивает нас на эту борьбу во сне. Христианин не останавливается ни на одну секунду, так как понимает, что он – воин Христов, он на фронте. Если расслабился – все, конец тебе, потерпишь поражение. Конечно, можно отдохнуть и идти дальше в бой, и только так. Это продуктивно.

Дьявол работает, он знает, как бороться с нами, а нам с ним бороться нужно постоянством в борьбе. Настоящая духовная жизнь – это непрерывность. Потому что если мы ее прерываем, это уже не духовная жизнь, так как в бочку меда нельзя добавлять ни грамма дегтя. Если поддался, расслабился – сразу на исповедь, на покаяние. Если мы верующие люди, мы будем делать все, помня о Нем, о Самом Христе. Центр жизни – Сам Христос. Верующий эгоист раздвоен, у него всегда: это Богу, а это мне. Он топчется на одном месте. Какой может быть компромисс с совестью? Этот мир работает усердно над нашим сердцем и рисует все искушения в нашей голове, а нам надо прилагать усилия, чтобы в нас, в нашем сердце было Евангелие.

У нас нравственность – Сам Христос. Но беда наша в том, что мы эгоистически живем сами в себе и действуем по нашей автономной нравственности. Человек себя воздерживает, но в нем нет цели, нет самого существа жизни, на которой можно стоять незыблемо. Потому что эта нравственность – всего лишь некие правила, которые сами по себе ничего не значат. Нравственность неверующего – возможность, а нравственность верующего – требование.

Христианство – это не какие-то правила абстрактные, это Сам Христос. Трудность наша в том, что нет любви ко Христу. Ее надо обретать. Эгоизм – себялюбие, христианство – Христа люблю. У верующего человека есть Я? Нет – оно во Христе! Эгоист – человек без Христа. Любящий – это человек со Христом. Любящий не может быть эгоистом, потому что если не переборол своего Я, то перебарывает. Лишь только помнить о Христе мало, нужно сердцем быть перед Ним и в Нем. Когда мы сердцем перед Ним, мы начинаем жить во Христе.
 
СерафимаДата: Среда, 08.07.2015, 20:15 | Сообщение # 10
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Цитата
Кто такой христианин? – Слушает Христа, Который говорит: «отвергнись себе, возьми крест свой». А сегодня говорит: «этот род можно изгнать только молитвой и постом». Вот принцип работы над нашим эгоистическим сердцем: не дать ему покоя. Кто на фронте выигрывает? – Тот, кто не теряет инициативу. Когда у него есть инициатива на фронте, враг не может собраться. Если у верующего человека есть в духовной жизни инициатива, его эгоист, старый человек не может собраться. Без инициативы у нас ничего не получится. Эгоист очень изощрен в нашем сердце, и диавол — его помощник, его тыл.
....
Работа есть тогда, когда нам ясно, что эгоизм нас будет мучить, а любовь – насыщать. Эгоисту дай все, ему будет мало, любящему дай чуть-чуть, даже ничего не дай – он будет доволен, потому что он любит, делает дело Божье, Господь в его сердце.

Если сердце хочет дать сдачу обидевшему его человеку, оно должно плакать перед Богом в покаянии, рыдать, пока не устрашимся себя, своих недобрых желаний. Это действительно страшно. Вы же знаете, от кого происходит это желание. Как оно вселилось в нас? Надо серьезно относиться к своему сердцу, серьезно над ним работать. Но главное в этой борьбе – это наполнение его добродетелями. Пока этого не будет, мы будем самыми печальными людьми, потому что пустоту, которая появляется в нашем сердце, диавол будет стараться наполнить.

И самое главное, на мой взгляд:

В этом труде самое важное – любовь. Сокрушить эгоистическое сердце невозможно, это совершает только Сам Господь. Мы только произволяем, заставляем себя, но действует Дух Святой. Если мы будем серьезными христианами в нашей духовной жизни, то Дух Святой будет действовать в нашем сердце. Почему мы говорили о верующем эгоисте, который борется, но не выдерживает, падает, отчаивается? – Потому что Дух Святой не может там действовать, эгоист сам борется. Как любящие люди мы наполняем свое сердце множеством добродетелей, и это угодно Богу. Что такое добродетель? – все угодное Богу в нашей жизни. Не только доброе, но Божье дело. Дух Святой действует в нашем сердце через желание делать угодное Богу. Если мы это делаем, наше сердце наполняется радостью, может ли быть печаль, если Дух Святой действует в нашей душе? Если мы не заставим себя не реагировать на то, что не нравится нам в ближнем, Бога не будет в нашем сердце. Мы должны действовать так, как показал нам Господь.
....
Основная проблема в лености нашей. Если мы заставляем себя к тому или иному, Господь совершает это. Так как сами мы бы не справились ни с одной проблемой, ни с одной страстью.
.....
Христианство – это не какие-то правила абстрактные, это Сам Христос. Трудность наша в том, что нет любви ко Христу. Ее надо обретать. Эгоизм – себялюбие, христианство – Христа люблю. У верующего человека есть Я? Нет – оно во Христе! Эгоист – человек без Христа. Любящий – это человек со Христом. Любящий не может быть эгоистом, потому что если не переборол своего Я, то перебарывает. Лишь только помнить о Христе мало, нужно сердцем быть перед Ним и в Нем. Когда мы сердцем перед Ним, мы начинаем жить во Христе.


Боже, милостив буди мне, грешной!
 
МаринаДата: Среда, 08.07.2015, 21:15 | Сообщение # 11
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Господи, помилуй!
По материалам "Беседы о борьбе с гордостью"

1. От чего сокрушаем сердце, на что направлена духовная борьба? От эгоизма, самолюбия - слуги дьявола. Цель - стать духовным, любящим Христа человеком.

Цитата Серафима ()
Христианство – это не какие-то правила абстрактные, это Сам Христос. Трудность наша в том, что нет любви ко Христу.

Цитата Серафима ()
У верующего человека есть Я? Нет – оно во Христе! Эгоист – человек без Христа. Любящий – это человек со Христом. Любящий не может быть эгоистом, потому что если не переборол своего Я, то перебарывает. Лишь только помнить о Христе мало, нужно сердцем быть перед Ним и в Нем.

2. Правила борьбы с грехом выделила Серафима в предыдущем сообщении. Дух Божий поможет искренне работающему человеку, т.е. желающему делать угодное Богу, благое, добродетель.
Позволю себе заметить, что в этом смысл  молитвы "Царю Небесный".
 
МаринаДата: Среда, 08.07.2015, 21:41 | Сообщение # 12
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Цитата Серафима ()
Если мы не заставим себя не реагировать на то, что не нравится нам в ближнем, Бога не будет в нашем сердце. Мы должны действовать так, как показал нам Господь. Он ждал до конца покаяния и обращения всех, даже фарисеев, но поддались, услышали Его только некоторые из них. И как может зайти Господь в наше сердце, если оно смотрит только на ближнего своего и на его поступки, следит за ним, осуждает его? Почему даже верующий, но живущий эгоистически человек осуждает ближнего? – Потому что он видит и ему кажется, что ближний не исполняет Закон Божий

 
Пример правильной борьбы со грехом  ( к п. 2).
 
СерафимаДата: Среда, 08.07.2015, 21:56 | Сообщение # 13
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Цитата Марина ()
Дух Божий поможет искренне работающему человеку, т.е. желающему делать угодное Богу, благое, добродетель.

Дух Божий поможет смиряющемуся человеку.
Работать Богу значит смиряться перед Ним, ничего иного от нас не требуется.
Все остальное - дело благодати Божией. Наша работа без смирения и благодати ничего не стоит.
Мы вообще недостойны, чтобы Господь нам помогал, это Его милость.
 
СерафимаДата: Среда, 08.07.2015, 22:02 | Сообщение # 14
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Искренность есть только в смирении, и только смирение искренне желает делать угодное Богу.
Тонкая гордость тоже может хотеть угождать Богу. Каин из гордости желал угодить Богу, но Господь отверг его приношение и принял жертву смиренного Авеля.
 
СерафимаДата: Среда, 08.07.2015, 22:27 | Сообщение # 15
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Очень важно помнить, что без Бога мы ничто, а с Богом – все. Этот путь очень длинный. Он связан с верой. Мы можем говорить о себе: я прах, но потом думать: а нам надо жить в мире, устроиться в нем, – и прах начинает действовать гордо. А если есть вера, она нам всегда будет напоминать: да, как прах, надо смириться. Надо успокоиться. Терпеливо все перенести. А когда веры нет, или она слабенькая и ничтожная, тогда некому нам напомнить, и мы тогда витаем под небесами, потому что мы свободны от Закона Божьего. Вера – это закрепощение нас в Самом Творце, в самом Его порядке мира. Мы закрепощены через веру в этом порядке мира. Бог действует через человека для того, чтобы совершенствовать мир. Вот что вера говорит!

И если этого закрепощения в Законе Божьем у нас нет, то трудно быть смиренным. Само собой смирение не придет. Вера и наше сознание, что мы творение, ничто, взаимосвязаны. Их никак нельзя рассоединить. Только верой мы можем сказать: я ничто без Бога. А без веры это будут слова. Но внутри будет старый человек, распоясанный, который будет говорить: слабость слабостью, но надо что-то делать. Апостол бы ответил: и что, останемся во тьме?
....
В душе верующего человека все делает Святой Дух. Мы только каемся в своей гордости: Господи, прости, что я подумал, что это я сделал. Я – раб непотребный. Почему верующий человек, следуя Евангелию, так говорит? – Потому что он творение, он ничто. Прах попираемый. Христианин в этом мире все время трудится, многого достигает и говорит: Господи, прости меня, недостойного. Ты, Господи, дал мне.

http://inoklife.ucoz.ru/forum/69-217-5764-16-1436382461
 
МаринаДата: Среда, 08.07.2015, 22:38 | Сообщение # 16
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Цитата Серафима ()
Мы вообще недостойны, чтобы Господь нам помогал, это Его милость.
Согласна,  Серафима. Спаси, Господи!
Очень понравилась "Беседа о борьбе с гордостью". Мы настолько в рабстве у нашего эгоизма (убеждаешься опытно каждый день) и враг наш так искушен в борьбе с нами через его союзника - эгоизм, что просто страшно в духовном смысле!
 
СерафимаДата: Среда, 08.07.2015, 22:42 | Сообщение # 17
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Цитата Марина ()
Пример правильной борьбы со грехом

Когда тебя ударят в правую щеку - подставь левую, вот это правильная борьба с грехом. Смиряться перед Богом и людьми, считать себя ниже других.
Достойное по делам моим приемлю.

И осознавать, что без Бога вся моя работа над собой - ничто.

Лучший помощник в деле сокрушения сердца - память о смерти.
Без памяти о смерти и страшном Суде человек не в состоянии возлюбить духовный мир, Царство Небесное более земного мира.
Помоги, Господи, мне немощной и эгоистичной, вместить эту истину и не бегать от этого наиважнейшего и душеспасительнейшего духовного делания.
Боже, прости за самонадеянность и гордость, даждь мне память смертную и истинное сокрушение сердечное.

 
СерафимаДата: Среда, 08.07.2015, 23:38 | Сообщение # 18
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Мы не можем до бесконечности играть в духовную жизнь, играть со смертью и своей вечной участью, это опасно до ужаса...

Если мы не на своем кресте, то ничего не исполняется, ни одна добродетель в нас не удерживается.
А быть на своем кресте - это значит осознавать, что я умираю и нуждаюсь в Спасителе, что вот она - моя смерть скоро и рядом, и времени у меня осталось очень мало для того, чтобы сделать главный выбор - с кем я и во что верю? Быть может завтра или уже сегодня вечером я умру? Разве этого не может быть? Кто дал мне гарантии, что со мной этого не случится?
Когда человек на своем кресте, он не может избежать размышлений о своей посмертной участи, и он смиряется перед Богом и по смирению Господь дает ему благодать, во свете которой он видит конечность и суетность мира - все заканчивается в этом мире, все суета и прах, а впереди смерть, переход в мир иной, и либо вечность в любви Божией, либо мрак неверия в аду...

Прошу Господа, чтобы Он не оставил меня в последний миг моей земной жизни.
Боже, вот я на кресте и смерть моя пришла за мной, я ощущаю мой последний миг... дай мне прежде разлучения души с телом истинное покаяние!

Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!

Боже, помилуй меня, грешную!
 
МаринаДата: Суббота, 11.07.2015, 22:30 | Сообщение # 19
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Верующий помнит о Боге, который любит его и хочет ему помочь. И когда мы видим это, мы видим свою слабость и желаем, чтобы Он, Всеблагой Бог, помог нам исправиться. Покаяние – это исправление. Тогда верующий понуждает себя в покаянии, потому что он видит, что это – единственная истина для его жизни. Если он кается, исправляется, он видит, что он идет правильным путем, потому что само покаяние делает его другим. Сильным. Вера ему покажет, что он слаб, а покаяние приводит к силе. Каясь и исправляясь, человек получает поддержку Божью, благодать Божья его укрепляет. Только это помогает человеку преодолеть свою гордость и обрести смирение.
http://milano.cerkov.ru/2014....re-3706
 
СерафимаДата: Суббота, 11.07.2015, 22:49 | Сообщение # 20
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Если покаяние не приводит к глубокому смирению, которое всего себя видит грешным, грешнее всех других людей, то это не то покаяние...
Превозношение и гордость ничем другим не врачуются, как только видением себя ниже других.
Святые при земной жизни видели себя грешнее всех и плакали, сокрушались об этом, поэтому никого не осуждали.

Цитата
Будем же помнить последняя своя, чтобы во веки не согрешить и не лишиться Царства Божия. Пусть смерть наших родных и близких напоминает нам о нашей смерти; пусть кладбища, которые мы посещаем, побуждают нас к размышлению о том, что наступит некогда время, когда и мы будем покоиться среди мертвых; пусть болезни, постигающие нас, станут для нас вестниками, зовущими к загробной жизни. Больше же всего будем молить Господа, да избавит Он нас от окаменения и нечувствия сердечного и пробудит в нас живую память о смерти, освободит от пристрастия к земной суете и соделает наследниками вечного блаженства в доме Отца Небесного. Аминь.
(Архимандрит Кирилл Павлов)

Боже, избави нас от окаменения и нечуствия сердечного, сокруши сердца наши благодатью Твоей, пробуди в нас живую спасительную память о смерти, освободи от пристрастия к земной суете, соделай нас, недостойных, наследниками вечного блаженства в доме Отца Небесного!
 
  • Страница 1 из 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:

2007 © раба Божия Серафима

Сайт создан в системе uCoz