Признаки духовной (христианской) жизни: нищета духа (осознание своего погибельного состояния души, без которого все направление нашей жизни ложно - ведет к насыщению самомнения, гордости (которая уничтожает все доброе), а не ко Христу, не к воссоединению с Его благодатным Духом Святым, которого мы приняли при Крещении и который погасили), плач и сокрушение духа, покаяние как постоянный процесс течения жизни, ревность духовная (жажда Бога, к стяжанию Духа Святого и Спасительного).
Что оживляет духовную жизнь? Дух Святой, который пленник в нашей душе. Его освобождает памятование смерти, исполнение евангельских заповедей, что обнаруживает нашу душевность, наши дефекты и страсти душевные (здесь необходимо изучение заповедей и учения о страстях), помогает осознать, что мы не исправимы, а душевность можно только погубить (Евангельский закон о самоотвержении).
Господь Дух Святой дышит где хочет, сказано в Новом Завете.
Пленники - это мы, грешные, наш дух - образ Божий в плену у сатаны, в плену самолюбия и гордости, душевности.
Память о смерти не освобождает нас ни от чего. Нас освобождает Господь, если соизволит. И без Бога мы не можем исполнить ни одной заповеди как следует их исполнять. Если мы не отвергнем свою душевную самонадеянность, то не сможем вместить истину Божию, не дадим Духу Святому действовать в нас.
Память о смерти помогает осознать свое бессилие, отказаться от самонадеянности (и от душевности вообще), оторваться от земных чаяний, потому что в ней становится ясно (если человек нелицемерно этим занимается), что на земле нам уцепиться не за что - все здесь временно, все исчезнет, и люди и вещи...и никто и ничто на земле нас не может избавить от близкой смерти.
Если наша вера о себе, любимых, если вера душевная (не духовная), то память о смерти вызывает в нас отчаяние, страхи...за могилой мы ничего не видим, кроме пугающей неизвестности, пустоты, сомнений..
Если наша вера - ХРИСТОС, то отчаяние отступает, за могилой мы видим Страшный Суд и Царство Божие. Страх только один - из-за своих грехов остаться без любви Божией, остаться в аду, потерять Христа навечно. Этот страх привлекает благодать Божию, которая воспламеняет горячее стремление исполнить начальную заповедь ХРИСТА: Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
И тогда Господь подает духовные надежду, утешение и веру в то, что Он подаст Его силу - благодать Святого Духа для исполнения этой основополагающей начальной Его заповеди о самоотвержении и других Его заповедей. Подай, Господи!
Если мы не отвергнем свою душевную самонадеянность, то не сможем вместить истину Божию, не дадим Духу Святому действовать в нас.Память о смерти помогает осознать свое бессилие, отказаться от самонадеянности (и от душевности вообще), оторваться от земных чаяний, потому что в ней становится ясно (если человек нелицемерно этим занимается), что на земле нам уцепиться не за что - все здесь временно, все исчезнет, и люди и вещи...и никто и ничто на земле нас не может избавить от близкой смерти.
Спаси, Господи, Серафима! Конечно, Дух Святой нам не принадлежит, Он не может быть нашим пленником, это наш дух в плену, мы сами пленники.
Прощать и жалеть ближних невозможно пока не познаем чувство жалости по отношению к себе самим. Это чувство не имеет ничего общего с жалостью душевной, которая бывает при неприятностях, болезнях и основана на унынии и печали. Духовная жалость к себе основывается на памяти о смерти и Суде и заключается в осознании того, что жизнь бессмысленно прожита в угоду себе, в рабстве и плену у страстей, в неминуемости ада, основана на знании своих грехов и дефектов. Тогда появляется духовное сожаление об этом и мольба к Господу Иисусу Христу о помиловании, избавлении от мук вечных. Это чувство дарует Господь! Подай, Господи!
Главным признаком духовной жалости по отношению к себе является отвращение ко греху, к погибельной душевности (в частности к душевному саможалению). Мне не хотелось бы употреблять для духовных понятий такие термины как "жалость к себе" или "любовь к себе". Но наш земной язык весьма ограничен и беден, поэтому приходится использовать такие языковые тяжелые конструкции, которыми на самом деле невозможно выразить истинную суть духовных понятий и явлений. Лучше наверное сказать не жалость к себе, а сожаление о своей загубленной душе, сожаление о том, что я уже в аду и ничего не делаю для того, чтобы реально быть с Богом, пребываю в самообольщении, что Дух Святой со мной, а на самом деле Его со мной нет, ОН приходит и уходит, но не остается навсегда в моем неочищенном от страстей сердце. Сожаление о загубленной душе, обращение к Богу с просьбой о помиловании - это только зарождение покаяния. Покаяние - это изменение жизни.
Человек, который обрел от Бога духовное покаяние (осознание своего чрезвычайно бедственного положения, осознание себя погибающим в аду, отвращение ко греху) в памяти о смерти, о Страшном Суде и милости Божией, получает силу Божию, и этой силой он безжалостно отсекает саможаление и прочие проявления душевности в самом себе ради обретения благодати Святого Духа, ради Христа и Царства Небесного. Нас спасает СИЛА БОЖИЯ, а наши собственные силы ничтожны.
Господи, есть ли хоть какая то возможность помиловать меня, грешницу, погибающую в аду своих грехов? Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Подай, Господи!
Вопрос 417. Может ли кто сказать, что в грешнике живет Дух Святой? И если скажет, что он не имеет Его в себе, то как же, отец мой, сохраняемы бывают грешники?
Ответ. Святые удостаиваются иметь в себе Духа Святого и бывают Ему храмом. Писание говорит: «вселюсь в них и буду ходить в них» (2 Кор. 6, 16). Грешники чужды сего, по сказанному: «В лукавую душу не войдет премудрость» (Прем. 1, 4). Сохраняемы же они бывают благодатию Его. Итак, во всём будем воссылать благодарение неизреченной Его благости и человеколюбию. Ему слава вовеки, аминь. Святой Варсонофий Великий
Боже, помилуй меня, грешную, очисти душу мою силой Твоей любви, чтобы и в меня, недостойную милости Твоей, вселился Дух Святой, ибо нет для человека блаженства большего, чем то, когда в душе Его воссияет Сам Господь.
Батюшка Серафим Саровский, в тебе пребывал и пребывает Дух Святой, помолись обо мне, грешной, чтобы Господь помиловал меня, очистил сердце мое от всякого лукавства и даровал мне Духа Святого, чтобы Господь не уходил от меня, но остался со мной навечно. Прости меня, Господи, прошу Тебя о невыразимо Великом и трепещу, но ведь в этом Твоя воля, чтобы стала я храмом Твоим, чтобы душа моя, очистившись слезами покаяния в благодати Твоей прославляла Тебя и в Духе Святом обрела спасение и великое блаженство.
Господи, дух мой не хочет любить себя, он стремится к Тебе, он любит Тебя и жаждет встречи с Тобой. Боже, я так хочу быть с Тобой, вечно любить Тебя и быть любимой Тобой! Я никогда раньше и помыслить не могла, что любовь к Тебе дарит такое несказанное блаженство, это любовь не к себе, но любовь к Любви, к Твоей Любви, Боже, и это дар Твой, совершенно незаслуженный мной! Остановись мгновенье в этом благословенном состоянии Любви Божией, пусть это чудесное мгновение длится вечно! Подай, Господи! Аллилуйя!
Мы всегда и пред всеми должны уничижать себя, следуя учению св. Исаака Сирина: уничижи себе и узришь славу Божию в себе (Сл. 57). Не сущу свету, вся мрачна, так и без смирения ничего нет в человеке, как только одна тьма. Посему возлюбим смирение и узрим славу Божию; идеже бо истекает смирение, тамо слава Божия источается. Преподобный Серафим Саровский
Цитата
Господи, есть ли хоть какая то возможность помиловать меня, первую из всех грешников, погибающую в аду своих грехов? Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Подай, Господи!
Цитата
Я никогда раньше и помыслить не могла, что любовь к Тебе дарит такое несказанное блаженство, это любовь не к себе, но любовь к Любви, к Твоей Любви, Боже, и это дар Твой, совершенно незаслуженный мной!
Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога. Преподобный Серафим Саровский
Самоотвержение ради Бога (нелюбовь к себе, любовь к смиренному самоуничижению и поношениям ради обретения любви к Богу) можно назвать истинной любовью к себе. Такой вот духовный парадокс.
Нигде в Новом Завете Господь Иисус Христос не говорит о Его любви к Себе, Он всегда говорит о любви к Богу-Отцу и Отца Небесного прославляет в Самом Себе и в Духе Святом, и Бог-Отец прославляет Своего Сына единародного в Себе и Духе Святом, и Господь Дух Святой прославляет в Себе Бога-Отца и Сына Божьего Иисуса Христа.
ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА, СЛАВА ТЕБЕ!
Вседержителю, Слово Отчее, Сам совершен сый, Иисусе Христе, многаго ради милосердия Твоего никогдаже отлучайся мене, рабы Твоей, но всегда во мне почивай. Иисусе, добрый Пастырю Твоих овец, не предаждь мене крамоле змиине, и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть. Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, сохрани мя немерцающим Светом, Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойной рабе Твоей, спасение Твое: просвети ум мой светом разума святаго Евангелия Твоего, душу любовию Креста Твоего, сердце чистотою словесе Твоего, тело мое Твоею страстию безстрастною, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя во время подобно на Твое славословие. Яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом во веки. Аминь.
Дата: Воскресенье, 17.01.2016, 03:39 | Сообщение # 10
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
ЦитатаМарина ()
...исполнение евангельских заповедей, ...
Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
Никто не может исполнить заповедь о любви к ближнему, прежде исполнения заповеди о любви к Богу. Не может человек правильно любить ближнего, если не знает сути истинной Любви, если не знает и не любит Бога, как должно это делать. Прежде, чем Господь научит человека истинной любви к Богу, необходимо самоотвержение.
Заповедь о любви к Богу невозможно исполнить без самоотвержения (смирения), которое обретается в покаянии.
Покаяние - это познание самого себя, истинное духовное познание, обретаемое в благодати Божией, в результате которого человек видит всего себя во грехе, как в проказе, видит себя в аду, и начинает болезновать о своем страшном бедственном погибельном состоянии и взывать к Богу о помиловании и исцелении.
Чем больше покаяние (стремление видеть истину о своих грехах, об истинном своем состоянии, скорбь о себе погибающем, горячее желание отказаться от греха, отвращение ко греху) тем больше даруемая Богом благодать Божия, тем чище становится сердце человека и тем ближе человек к спасению, ко Христу. В очищенное от страстей сердце входит Сам Господь и обитель сотворяет - это блаженство святых, обретение Царства Небесного в Духе Святом.
Эта беседа Сергея Масленникова о начальном этапе духовного пути - об обретении покаяния и начале самоотвержения (отвержение падшей душевности в себе). В результате правильного смиренного покаяния человек видит не только свои грехи, которые поместили его в ад, но начинает сильно скорбеть и болезновать об этом, о своей погибшей душе, обращается к Господу со слезной просьбой о помиловании, и тогда Господь являет ему отблески неземной Божественной Любви, Которая согревает и утешает скорбящую душу. Ради этой Любви кающийся человек готов отвергнуться всего греховного в себе, что вросло в его душу за годы его жизни без Бога, и желает только одного - быть со Христом, в Его Любви. Это начало самоотвержения. Процесс самоотвержения причиняет боль, потому что чем сильнее грех врос в душу, тем больнее от него отказываться и извергать из своей души, как будто от себя самого отказываешься, умираешь...а на самом деле через эту спасительную боль душа обретает освобождение от греха и познает свою истинную природу, в покаянии и соединении с Христом обретает утерянный образ Божий в себе, силой Господа преображается и воскресает для Царства Небесного.
Для истинного глубокого самоотвержения необходима встреча смиренного сердца со ХРИСТОМ.
Господи, показывай мне, недостойной грешнице, что значит сердце сокрушенное и смиренное, которому Ты открываешь Самого Себя, чтобы обрести мне совершенное самоотвержение ради Тебя, ради Отца Небесного и Духа Святого. Боже, помилуй меня!
Дата: Воскресенье, 17.01.2016, 09:28 | Сообщение # 11
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
ЦитатаСерафима ()
Самоотвержение ради Бога (нелюбовь к себе, любовь к смиренному самоуничижению и поношениям ради обретения любви к Богу) можно назвать истинной любовью к себе. Такой вот духовный парадокс.
Нигде в Новом Завете Господь Иисус Христос не говорит о Его любви к Себе, Он всегда говорит о любви к Богу-Отцу и Отца Небесного прославляет в Самом Себе и в Духе Святом и Бог-Отец прославляет Своего Сына единародного в Себе и Духе Святом, и Господь Дух Святой прославляет в Себе Бога-Отца и Сына Божьего Иисуса Христа.
Дата: Воскресенье, 17.01.2016, 10:57 | Сообщение # 12
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
ЦитатаСерафима ()
Для истинного глубокого самоотвержения необходима встреча смиренного сердца со ХРИСТОМ.
ЦитатаСерафима ()
В результате правильного смиренного покаяния человек видит не только свои грехи, которые поместили его в ад, но начинает сильно скорбеть и болезновать об этом, о своей погибшей душе, обращается к Господу со слезной просьбой о помиловании, и тогда Господь являет ему отблески неземной Божественной Любви, Которая согревает и утешает скорбящую душу. Ради этой Любви кающийся человек готов отвергнуться всего греховного в себе, что вросло в его душу за годы его жизни без Бога, и желает только одного - быть со Христом, в Его Любви.
Так вот что значит - встретиться со Христом. Я читала не раз в статьях священников, что истинная вера начинается, когда человек встретился со Христом лично. Думала, как же происходит эта встреча, потому что понимала, что не могла сказать о себе такого, хотя очень и очень хотелось так сказать.
Дата: Воскресенье, 17.01.2016, 21:19 | Сообщение # 13
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
ЦитатаМарина ()
Так вот что значит - встретиться со Христом.
Кто может сказать, что видел Самого Христа, или кто может сказать, что в нем пребывает Дух Святой?
Благодать Божия, отблески Божественной Любви (Царства Божьего) дается кающимся, стремящимся к смирению, а Дух Святой приходит и поселяется только в чистом сердце, откуда изгнаны все страсти.
В лукавое неочищенное от страстей сердце, считающее себя достойным Бога, не войдет Христос.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Дата: Понедельник, 18.01.2016, 05:01 | Сообщение # 14
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
ЦитатаСерафима ()
Кто может сказать, что видел Самого Христа, или кто может сказать, что в нем пребывает Дух Святой?
Те, кто причащаются Тела и Крови Христа со страхом Божьим и верой, кто исповедует себя первым грешником. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый (или первая) есмь аз. ....
А можно ли причащаться без страха Божьего и самоотвержения, без сердечного искреннего признания себя первым грешником? Не знаю. Слышала от некоторых священников, что можно, только обязательно каяться перед Богом в том, что нет страха Божия и просить Господа подать этот спасительный страх и веру, истинное познание своего крайне бедственного состояния, очищение сердца.
Дата: Понедельник, 18.01.2016, 10:15 | Сообщение # 15
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Нужно просить Господа, чтобы Он открылся душе и смиряться ради этого, каяться в грехах, молиться и читать слово Божие, чтобы узнать как действует Господь, познать Его волю. Искать Царство Божие прежде всего иного. А как Господь будет открывать Себя, о том только Он ведает. Вот самарянка, грешная женщина, встретила Господа у колодца и узнала Его, что это Господь. А сколько людей видели Его телесными очами, слышали Его проповеди ушами, а духовными очами так и не увидели и духовными ушами не услышали, не поняли, что перед ними был Сам Бог.
Цитата
Нам исполняется 40, 50, 60 лет, но мы все еще не прикоснулись к Господу и все еще не можем произнести слова, которые сказал апостол Павел. Не ведаю, как ты, но я знаю, многие из нас не живут так. Что это за слова? «Для меня жизнь – это Христос, а смерть приобретение». То есть Христос для меня – это все. Моя жизнь бессмысленна без Христа. Он всему придает смысл, украшает мир, мою жизнь, мое сердце, мои шаги, планы, дела. Можешь ли ты произнести эти слова?
Можешь ли ты сказать, что это не ты живешь, а Христос – Он живет в тебе? И что это Он ходит, говорит, думает, пребывая в тебе, что Он просвещает твою душу, твою сущность, управляет твоими органами? Сможешь ли ты так сказать? И когда сможешь?
Дата: Понедельник, 18.01.2016, 11:38 | Сообщение # 16
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Цитата
Цитата Серафима ()Кто может сказать, что видел Самого Христа, или кто может сказать, что в нем пребывает Дух Святой?
Те, кто причащаются Тела и Крови Христа со страхом Божьим и верой, кто исповедует себя первым грешником.
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый (или первая) есмь аз.
Нищета духовная как глубокое сердечное чувство основывается на очищении нашего ума. Очищению ума содействуют чтение Евангелия, изучение заповедей Господних, память о смерти, учение о страстях святых отцов. Память о смерти как предстояние перед Господом на Суде рождает содрогание от погибельности своего состояния и осужденности во ад и сожаление о бессмысленности прожитой жизни (духовная жалость к себе) и вопрошание к Богу о помиловании, надежду на Его милосердие и спасение, страх Божий. Это чувство духовной жалости и чаяние спасения и Вечной жизни рождают и укрепляют отвращение ко греху (покаяние), духовную ревность к исправлению своей жизни. Человек начинает бороться со своими страстями, пытаться исполнять заповеди и видит свою полную несостоятельность, неспособность справиться своими силами. Так он опытно познает духовную нищету, душевность (страстность, отравленность) своего состояния и что спасение только в Благодати Господа Иисуса Христа, в причастности к Его спасительной Жертве Любви. В ответ рождается плач духовный, возрастает ревность духовная как чаяние спасения, жажда Бога, укрепляется чувство страха Божия. И только на этой основе может прийти помощь Божия, соединение с Его Духом Святым и Животворящим, только Дух Святой может даровать человеку плоды духовные: терпение, доброту, любовь к ближним, милосердие, смирение и др.
Дата: Понедельник, 18.01.2016, 13:22 | Сообщение # 17
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Достигнуть того, чтоб быть нам постоянно со Христом очень удобно: Господь Иисус Христос и доселе пребывает с нами. Он пребывает с нами во Святом Евангелии Своем, пребывает с нами при посредстве святых церковных Таинств, пребывает вездесущием Своим и всемогуществом. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
При этом надо помнить:
ЦитатаСерафима ()
Цитата Серафима Кто может сказать, что видел Самого Христа, или кто может сказать, что в нем пребывает Дух Святой? Те, кто причащаются Тела и Крови Христа со страхом Божьим и верой, кто исповедует себя первым грешником. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый (или первая) есмь аз. ....
Дата: Понедельник, 18.01.2016, 20:20 | Сообщение # 18
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Главная проблема в том, как открывает Господь мне недостойной, что человек почти все время думает, что он может что-то верно понимать и делать без Бога.
Память о смерти и жалкие человеческие попытки представить себя на Суде Божьем (и т.д.) ничего не могут родить без благодати Божией, ничего кроме очередного самообольщения, очередной лжи. Когда человек это осознает не умом только, но сердцем, когда осознает, что любое его даже самое доброе деяние пропитано ложью (самолюбием, гордостью), тогда только он сможет воззвать к Господу из нищеты духовной (ничего не могу без Тебя, Господи! я нищ, слеп и наг, очисти сердце мое от всякой лжи!) и Господь очистит, произведет, родит, воскресит в нем что-то действительно ценное. Господь даст произойти этому духовному возрождению, в Его благодати и в Его страхе Божьем рождается Покаяние, а сам человек лишь может позволить этому произойти или отвергнуть этот великий дар Божий.
До тех пор пока человек эгоцентричен, он не духовен. Не нужно обольщаться. Не можем служить Христу и своему самолюбию (духу сатаны в себе). Необходимо выбрать. А для того, чтобы выбрать верно, нужно перестать оправдывать себя, свое самолюбие, необходимо самоотвержение. Без отвержения самооправдания и всего, что связано с самолюбием, дух не воскреснет, и человек останется в своей пагубной душевности (самолюбии-образе сатаны), принимая ее за духовность. Это сейчас очень распространенное явление в Церкви, к сожалению. Помоги, Господи!
Дата: Понедельник, 18.01.2016, 21:44 | Сообщение # 19
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Помоги, Господи! Даруй мне нищету духовную, Господи, как постоянное чувство, сокровище сердца, сохраняющее от прелести этого мира, от себя самой. Не отыми от меня Духа Твоего Святого!