Услышала от некоего старца о том, что для того, чтобы обрести смирение нужно терпеть скорби, укалывающие гордое сердце, и взывать к милости Божией. Но ведь, если сами уколы являются милостью Божией, то значит именно их и будет посылать нам Господь для излечения наших гордых сердец от гордости.
Вопрос у меня возник: можно ли вот так, терпя скорби и надеясь на милость Божию, до Царствия Небесного доползти...не умереть раньше духовно от подобных "уколов" и от того, что терпения не хватило...
Решила написать об этом, потому что долгие годы старалась вот таким образом "терпеть" находящие скорби, но заметного облегчения почему-то не было и все повторялось снова и снова...
Поняла я не только на словах, но на личном опыте, что гордое сердце лечится покаянием и прощением, в которых человек обретает желаемое терпение и смирение.
Может быть старец об этом тоже говорил, но в других своих высказываниях.
Покаяние - это основа духовной жизни каждого православного христианина и как только мы забываем о покаянии сразу же вспоминаем о своих "скорбях".
Прощение наших "обидчиков" есть проявление милости, любви к ближнему. Надо всегда помнить, что если мы не можем простить своих обидчиков, то и Господь не простит нам наших многочисленных грехов перед Ним. В чем же дело?
А в том, что "обидчики" наши посылаются нам по попущению Божиему, как лекарство против нашей гордыни, для того, чтобы мы через прощение смирялись и благодарили Бога. Но если мы не прощаем обидчика, то таким образом отвергаем Божию милость к нам, отвергаем возможность проявить любовь и милость к согрешающему брату, отвергаем истинное смирение и возводим ропот на самого Бога. Задумываемся ли мы об этом?
Почему так ценна для нас молитва:
Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Потому что в этой молитве мы признаем себя достойными находящих на нас скорбей по грехам нашим, и именно это искреннее признание перед Богом своей недостойности для всяких земных приятностей привносит в сердце смирение и терпение, с которыми приходит Благодать и истинная радость и даже условия земной жизни тогда по воле Божией меняются к лучшему.
Встречаются люди от рождения смиренные, но это, как я поняла, редкое исключение из всеобщего человеческого прозябания в грехах и такие люди - пример для нас, пример какими надо быть и нам, несмиренным.
Осознание нами временности бытия, болезненности и суетности жизни и, самое главное, осознание нами нашей падшести и неразумности, приводит нас за помощью к Богу, вдохновляет на поиски истины и настоящей непреходящей Божественной любви.
Еще одна ценная молитва:
Дай, Господи, зреть мне мои грехи и не осуждать брата моего.
Гордое сердце не может признать себя грешным, неразумным и достойным скорбей, поэтому и болит от "уколов" самолюбия. А где же взять терпения, если нет сокрушения сердца, признания своей вины перед Богом и людьми?
Вот и получаются из гордых вечные мученики от нераскаянности своей и ощущения своей "праведности".
Кто не возжелает покаяния всей душой, всем разумением и всем сердцем своим, кто не захочет научиться прощать людей, дарить милость врагам вместо раздражения и обиды, тот не сможет по-настоящему терпеть и скорби, будет вечно болезновать сердцем о прошлом, раздражаться на людей, на неприятные события в своей жизни, убивая себя своим же собственным внутренним ядом - гордостью, саможалением и самолюбием.
Да не будет с нами такого.
Помоги, Господи! Дай покаяния несчастной моей душе, чтобы могла я смиренно и достойно принять все скорби, которые Ты посылаешь мне по грехам моим, претерпеть всё ради Твоей Божественной любви ко мне, недостойной, ради вечной жизни с Тобой.
Помоги, Господи, простить мне всех моих обидчиков, помоги проявлять милость и любовь к обижающим, отвергающим, презирающим и гонящим меня.
Да будет милость Твоя для всех нас.
Достойное по делам моим приемлю.
Господи, буди со мной воля Твоя.
Спасибо Тебе, Боже, за всё !