Пятница, 10.05.2024, 00:59
Последние сообщения:
Помни о главном!

Новый Завет




Поиск по сайту


Добро пожаловать, Гость | Форум | Вход |  (обратная связь)
Правила форума
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск истины » Православная вера » Поиск Царства Божия » Цель самопознания - смиренномудрие
Цель самопознания - смиренномудрие
СерафимаДата: Пятница, 12.06.2015, 23:32 | Сообщение # 1
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме


Тот, кто познает себя по-настоящему, имеет смирение

– Геронда, я обычно обнаруживаю свою гордость задним числом, уже после того, как впадаю в этот грех.

– Задача в том, чтобы ты увидела ее до падения. Если тебе говорят, что ты сделала что-то доброе, не чувствуй удовлетворения. Не давай похвале прилипать, цепляться за тебя.

– А что могло бы мне в этом помочь?

– Познание себя. Если человек познал самого себя, то все - вопрос закрыт. После этого похвалы становятся инородными телами: они к нему уже не прилипают. К примеру, если человек знает, что он оборванец, то к нему не может прилипнуть помысл, что он король. Если ты возомнишь себя принцессой, это будет значить, что ты умственно отсталая.

– А если бы я уже заранее была готова не принимать похвалу, это содействовало бы мне в брани, о которой мы говорим?

– Конечно, надо стараться быть готовой. Однако иногда это будет у тебя получаться, а иногда и нет. Задача в том, чтобы ты познала себя. Не познав своего ветхого человека, христианин не смиряется. Поэтому не сможет произойти духовное расщепление его [эгоистического] атома, необходимое для того, чтобы выйти на духовную орбиту. И, таким образом, человек остается на орбите мирской.

– Геронда, а может ли мое познание себя быть неправильным?

– Ведь мы же с тобой не говорим о неправильном состоянии. Тот, кто имеет о себе верное представление, имеет смирение. А когда человек смирится, обязательно придет Благодать Божия.

Человек, совершающий работу, необходимую для познания себя, похож на того, кто глубоко вкапывается в землю и находит в ней полезные ископаемые. Чем более мы углубляемся в самопознание, тем ниже мы себя видим. Таким образом человек смиряется, однако десница Божия его постоянно возвышает. И когда человек наконец познает себя, смирение становится уже его состоянием и Благодать Божия в обязательном порядке имеет право на "продление аренды" [в его сердце]. Гордость такому человеку уже не грозит. А вот тот, кто не совершает над собой подобного делания, постоянно прибавляет к своему [духовному] мусору все новый и новый, увеличивает свою мусорную кучу, какое-то недолгое время гордо сидит на ее вершине и в конечном итоге проваливается вниз.


Святой Паисий Святогорец. Слова. Духовная борьба
 
СерафимаДата: Пятница, 17.07.2015, 00:42 | Сообщение # 2
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Цитата
Чем более мы углубляемся в самопознание, тем ниже мы себя видим. Таким образом человек смиряется, однако десница Божия его постоянно возвышает. И когда человек наконец познает себя, смирение становится уже его состоянием и Благодать Божия в обязательном порядке имеет право на "продление аренды" [в его сердце]. Гордость такому человеку уже не грозит. А вот тот, кто не совершает над собой подобного делания, постоянно прибавляет к своему [духовному] мусору все новый и новый, увеличивает свою мусорную кучу, какое-то недолгое время гордо сидит на ее вершине и в конечном итоге проваливается вниз.
Преподобный Паисий Святогорец

Под смиренномудрием разумеется такое глубокое сознание человеком своей нищеты духовной, при котором он считает себя хуже всех и ниже всех, других же почитает выше и лучше себя, а потому никого никогда не осуждает и ни на кого не клевещет, говорит тихо, спокойно, редко, ни в чем не выставляет себя за меру, ни о чем не спорит, бывает в подчинении и гнушается своей воли, никогда не празднословит и не пустословит, не обманывает, с радостью переносит обиды, уничижения, любит труд, никого не огорчает и ничью совесть не уязвляет.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
 
СерафимаДата: Понедельник, 17.08.2015, 15:46 | Сообщение # 3
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме


День Крещения – время вспомнить о наших обетах Богу

Митрополит Филарет (Вознесенский)

В день праздника Богоявления – Крещения Господня, всякому православному христианину не лишние вспомнить о другом крещении, о том крещении, которое совершено было над каждым из нас, православных христиан, крещении, в котором каждый из нас дал устами своих крестных родителей обещание Богу в том, что он будет всегда отрекаться от сатаны и дел его и будет всегда соединяться, “сочетаваться” со Христом.

Это, повторяю, является особо приличествующим для настоящего дня. Вот сейчас будет совершаться торжественный чин великого освящения воды. Его центром, главной, можно сказать частью, является величественная молитва, в которой прославляется Господь и призывается благодать Святого Духа на освящаемую воду. Молитва эта начинается прекрасными словами: “Велик еси, Господи, и чудна дела Твоя и ни едино убо слово достойно есть к пению чудес Твоих.” Те, кто бывал при совершении таинства крещения и присутствовал внимательно, те знают, что молитва на освящение воды, в которой будет креститься человек, начинается этими же словами, и первая часть этой молитвы совершенно одинакова, как при великом освящении воды, так и при совершении таинства крещения . И только потом, в последней части, молитва при совершении таинства крещения изменяется, применительно к этому таинству, когда будет креститься новая душа человеческая.

Так вот, не мешало бы нам вспомнить о тех обетах, которые даны при крещении от лица каждого из нас. Когда человек крестится взрослым, как это и теперь иногда бывает, а в особенности часто было в древности, то он сам дает обеты от своего лица, а если он крестится в младенчеств, то за него эти обеты произносит его крестный отец или крестная мать – “восприемники,” как их называет Церковь. И вот эти обеты, в которых христианин обещался Богу отрицаться сатаны и всех дел его и сочетаться, соединиться со Христом, эти обеты не только забываются людьми, но многие вообще ничего не знают о них и о том, что эти обеты за них произнесены и что они должны были бы подумать о том, как надо эти обеты исполнить.

А что, если в последний день истории человеческого рода на земле – в день Страшного Суда окажется, что человек обеты-то дал (или за него дали восприемники), а он и не знает, какие это обеты и что было обещано? Что будет с таким человеком?
Подумайте, братия, о том, что значит отречься от сатаны и всех дел его и сочетаться Христу.

Сейчас время такое, что человечеством овладела богопротивная суета, в которой царствует враг рода человеческого и, как говорилось в старину, заставляет почти всех людей “плясать под свою дудку.” Вся эта суета, из которой слагается наша теперешняя жизнь, есть суета богопротивная, в которой Бога нет, в которой хозяйничает и управляет Божий враг. Если мы дали обет отречься сатаны и всех дел его, то должны, исполняя его, стараться не подавлять свою душу этой суетой, но отказаться от нее, и помнить о том, что, как говорит Церковь, “едино есть на потребу” – одно только нужно – помнить, что надо сочетаться Христу, т. е. не только исполнять заповеди Его, но и стараться соединиться с Ним.

Подумай же об этом, душа христианская, в этот день светлого и великого праздника, подумай, и молись, чтобы Господь послал тебе твердую веру и решимость эти обеты исполнить, а не поглощаться суетой мира и терять связь с Господом, с Которым ты обещался сочетаться навсегда.

Сегодняшний праздник именуется праздником Крещения Господня, иначе праздником Богоявления; но те, кто хорошо знают церковный устав, знают и то, что иногда в этом устав он также именуется “праздником святых Богоявлений” – во множественном числе.

Почему? А вот почему: конечно, центром воспоминаний нынешнего праздничного дня является то, о чем сегодня пели певцы – “Бог Слово явися плотию роду человеческому.” Воплощенный Сын Божий, о рождестве Которого, когда Он родился, знали только совсем немногие, “явися роду человеческому,” ибо Его крещение есть как бы торжественное выступление Его на Свое служение, которое Он после этого и совершал до смерти и воскресения Своего.

Но в то же самое время, сегодняшний праздник характерен тем, что, как поется в его тропаре, в этот именно праздник “тройческое явися поклонение .” Все три Лица Святой Троицы впервые явились в раздельности Своей, почему и именуется этот праздник, повторяю, “праздником святых Богоявлений.” Люди услышали голос Бога Отца: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение,” Сын Божий принимал крещение от Иоанна (причем, мы знаем из Евангелия, что Иоанн Креститель как бы растерялся, когда пришел к нему Спаситель мира, и пробовал Его удержать), а Дух Святый в вид голубя от Отца сошел на Сына. Таким образом, впервые “тройческое явися поклонение,” почему Церковь так и поет в тропаре, почему и называет этот праздник “праздник святых Богоявлений.”

Христос Спаситель явился, чтобы начать Свое спасительное служение. Не так давно здесь, когда был другой великий праздник Рождества Христова, мы говорили о том, что Господь Своим рождеством в убогом вертепе, когда Он соблаговолил положиться в скотских яслях, этим, как бы подчеркнуто отверг всякую земную славу, всякую земную пышность и великолепие, ибо не благоволил Он явиться в царских чертогах или богатых палатах, а вот именно в этих убогих и скромных условиях. И этим сразу показал, что Он принес на землю новое начало, начало смирения.

Смотрите же, как Он, так сказать, верен Сам Себе, как Он и ныне, в сегодняшний великий праздник, то же самое начало смирения проводит явно и несомненно для нас. Ибо куда Он пришел? На Иордан. Зачем? Креститься от Иоанна. Но к Иоанну приходили грешники, исповедывали ему грехи свои и крестились. А Он был без греха, “неприкосновенен греху,” абсолютно от него свободен и чист, и, однако же, смиренно становится в ряд с другими грешниками, как будто бы Он нуждается в этом очистительном омовении водой. Но знаем мы, что не вода очистила Его, святейшего и безгрешного, а Он воду освятил тем, что благоволил омыться ею, как об этом пелось сегодня во время освящения воды: “днесь вод освящается естество.” Итак, Иисус Христос принес на землю начало смирения, и был верен ему в течение всей Своей жизни. Но мало этого. Он и нам оставил завет: “Придите и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.”

Припомните еще один светлый, радостный весенний праздник – праздник Благовещения.

Вот Преблагословенная Дева Мария слышит Архангела благовестие о том, что через Нее совершится – о воплощении Бога. Что говорит Её святейшая, чистейшая и непорочная душа, когда Она пришла к Своей родственнице, Елисавете, чтобы поделиться с ней Своей радостью? Она только говорит: “Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем.” Это смирение и было красотой Её духа. Из самого повествования о Благовещении мы знаем, что Архангел к Ней явился в тот момент, когда Она, прочитавши пророчество Исаии о воплощении Бога от девы, и не помыслила применить это к Себе, но только подумала в глубине смирения Своего: “Как была бы Я рада, если бы Я была последней служанкой у этой благословенной Девы” … И тут пред Ней предстает Архангел Гавриил со своим благовестием. На смирение Ея призрел Господь, Сам кроткий и смиренный.

Он заповедал и нам смирение, вопреки началам гордыни и самолюбия, которыми пышет теперешнее человечество.

Смотрите, почему у нас так много несогласий, и в ограде церковной и в приходах? Потому что всюду сталкиваются раскаленные человеческие самолюбия, а если бы в нас было то смирение, к которому Господь нас призывает, то ничего этого не было бы.
Научимся же, братие, у нашего Спасителя, Который как последний грешник пришел к Иоанну, чтобы креститься от него, научимся от Него этой боголюбезной и благоуханной добродетели, без которой, как говорили святые отцы, никакая другая добродетель совершенной быть не может.
Аминь.
 
СерафимаДата: Понедельник, 17.08.2015, 17:23 | Сообщение # 4
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Цитата
Сейчас время такое, что человечеством овладела богопротивная суета, в которой царствует враг рода человеческого и, как говорилось в старину, заставляет почти всех людей “плясать под свою дудку.” Вся эта суета, из которой слагается наша теперешняя жизнь, есть суета богопротивная, в которой Бога нет, в которой хозяйничает и управляет Божий враг. Если мы дали обет отречься сатаны и всех дел его, то должны, исполняя его, стараться не подавлять свою душу этой суетой, но отказаться от нее, и помнить о том, что, как говорит Церковь, “едино есть на потребу” – одно только нужно – помнить, что надо сочетаться Христу, т. е. не только исполнять заповеди Его, но и стараться соединиться с Ним.

Об обетах, данных Богу в Крещении, нужно помнить каждый день, всегда.

 
СерафимаДата: Понедельник, 17.08.2015, 20:40 | Сообщение # 5
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Цитата
«Смиренномудрый видит себя ничтожною пылинкою среди громадного мироздания, среди времен, поколений и событий человеческих, протекших и грядущих. Ум и сердце смиренномудрого способны принять Божественное христианское учение и непрестанно преуспевать в христианских добродетелях; ум и сердце смиренномудрого видят и ощущают падение природы человеческой и потому способны признать и принять Искупителя. Смиренномудрие не видит достоинств в падшей природе человеческой; оно созерцает человечество как превосходное создание Божие, но вместе созерцает и грех, проникший во все существо человека, отравивший это существо; смиренномудрие, признавая великолепие создания Божия, признает вместе и безобразие создания, искаженного грехом; оно постоянно сетует об этом бедствии. Оно смотрит на землю, как на страну своего изгнания, стремится покаянием возвратить себе Небо, утраченное самомнением».
Св. Игнатий Брянчанинов
 
СерафимаДата: Пятница, 21.08.2015, 21:21 | Сообщение # 6
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме

монастырское кладбище

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867):
«Участь, постигшая отцов и братии моих, постигнет и меня. Умерли они: умру и я. Оставлю келью мою, оставлю в ней и книги мои, и одежды мои, и письменный стол мой, за которым проводил я многие часы; оставлю все, в чем нуждался или думал нуждаться во время земной жизни. Вынесут мое тело из этих келий, в которых живу, как бы в преддверии к другой жизни и стране; вынесут мое тело и предадут земле, послужившей началом для тела человеческого. Точно то же постигнет и вас, братия, которые читаете эти строки. Умрете и вы: оставите на земле все земное; одними душами вашими вступите в вечность…

У кого пред очами смерть и вечность, — непременный, неизбежный удел каждого человека, — тот посмеивается над скорбями и сладостями земными. У кого же враг украдет память о смерти и вечности, — пред очами того вырастает жизнь временная в вечность, вырастают скорби в неизмеримых и неодолимых исполинов.

…В вечность! В вечность! – Идем, мчимся путем жизни! Все и сладкое и горькое остается за нами. Бывшее – как бы никогда не бывало. Одно вечное не подлежит времени, не подлежит переменам, должно быть признано существенным, достойным всего внимания, всех забот: потому что остается навсегда. Диавол старается развлекать наши взоры, чтоб из взоров наших ускользнула вечность. Она ускользнула – и человек бьется, мучится в сетях ловителя.
Духовный разум, который – смиренномудрие, рассекает эти сети. «Помни последняя твоя и во век не согрешишь»…
 
СерафимаДата: Понедельник, 24.08.2015, 09:02 | Сообщение # 7
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Святой Иоанн Кронштадтский:

Я — нравственное ничтожество: без Господа нет у меня истинно верной мысли и доброго чувства, и прямо доброго дела; без Него я не могу отогнать от себя помысла греховного, чувства страстного, напр., злобы, зависти, блуда, гордости и пр. Господь — совершение всего доброго, что я мыслю, чувствую, делаю. О, как беспредельно широка действующая благодать Господа во мне! Все для меня Господь, и так ясно, постоянно. Моя — только греховность, мои — только немощи О, как мы должны любить Господа, изволившего нас воззвать из небытия к бытию, почтить образом и подобием Своим, поселить в раю сладости, покорить всю землю и, — когда мы не соблюли Его заповеди, увлеклись обольщением диавола и безмерно оскорбили Творца своего своею неблагодарностью, и восприяли в себя качества искусителя: гордость, злобу, зависть, неблагодарность и все его злохудожества, которым он стал нас поучать, как своих пленников, — Он не отринул нас на веки, но благоволил искупить нас от греха, проклятия и смерти, коим мы подпали чрез грех, и Сам в конце веков явился на земле, восприял наше естество; Сам стал моим Учителем, Исцелителем, Чудотворителем, Спасителем; Сам приял за нас казнь, умер за нас, чтобы мы не погибли вечно, воскрес, чтобы и нас воскресить по смерти, вознесся на небо, чтобы и нас возвести туда, ниспадших чрез грех, и сделался для нас всем: пищею, питием, светом, очищением, святынею, здравием, силою заступающею, спасающею, сохраняющею и милующею.

Я - ничто, но по благодати священства, чрез преподание Божественного Тела и Крови, делаюсь вторичным или третичным виновником исцеления болезней; чрез меня благодать Духа возрождает к пакибытию младенцев и возрастных, совершает в таинстве Евхаристии Тело и Кровь Иисуса Христа, соединяет верных с Божеством; чрез меня решит и вяжет грехи человеческие, затворяет и отворяет небо, подает душеспасительные советы, правила и проч. О, как досточтим сан священства! Братия, видите ли, сколько благодеяний изливает на вас Творец и Спаситель чрез священников!
 
СерафимаДата: Понедельник, 24.08.2015, 21:34 | Сообщение # 8
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Человек, который действительно желает очищения своего сердца и смиренномудрия, под воздействием благодати Божией начинает видеть себя грешнее других людей, и он уже не хочет и не может никого осуждать. Он осознает, что больше всего нуждается в очищении и прощении грехов, в помиловании, что без Господа он погибает в грехах и не может спастись. Он - первый грешник, нуждающийся в получении силы Божией для полного исцеления души и тела, и он не может жить без Причастия Пречистых Тела и Крови Христовых. Это жажда Бога в сокрушении сердечном и страхе Божьем, жажда человеческого духа, ничем неутолимая в этом падшем земном мире временных радостей, иллюзий и скорбей.
И чем сильнее нужда (сердечное сокрушение) человека и его стремление через покаяние и очищение сердца соединиться с Господом в Святом Причастии, тем б0льшую благодать (силу Божию) он получает от Господа и тем чище становится его сердце под воздействием Божественной благодати, подаваемой ему по его сокрушенным слезным молитвам и в Таинствах Церкви, и тем ярче становится его способность любить и дарить любовь ближним.

Подай, Господи!
Осанна в Вышних! Благословен Грядый во имя Господне!
 
СерафимаДата: Вторник, 25.08.2015, 07:32 | Сообщение # 9
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Святой Иоанн Кронштадтский:

Истинный христианин никогда не забывает, что он в этом мире пленник диавола, и воздыхает непрестанно о духовной свободе, даруемой Сыном Божиим всем верующим в Него и употребляющим усилие освободиться от рабства грехам; истинный христианин живет осторожно, пользуясь умеренно всеми земными вещами, не проводит время в празднословии и праздных играх, не лихоимствует, не завидует, постоянно молится, кается в грехах своих.

Быть смиренным значит считать себя достойным за грехи всякого унижения, оскорбления, гонения, побоев; а быть кротким значит в незлобии сердца переносить неправды относительно нас, ругательства и пр. и молиться за врагов своих.

Всякого приходящего к тебе человека, особенно с духовной целью, принимай с ласковым и веселым видом, хотя бы то был нищий или нищая, и внутренне смиряйся пред всяким, считая себя ниже его, ибо ты от Самого Христа поставлен быть слугою всех, и все суть члены Его, хотя, подобно тебе, и носят на себе язвы прегрешений.

Сколько благодеяний доставила мне доселе вера Христова! Не говоря о бесчисленных других благодеяниях, скажу об одном: сколько душевных возмущений, страстей она прогоняла и умиротворяла меня! Сколько исправила кривых стремлений сердца! Сколько раз грехи очищены и душа спасена была от духовной смерти! И как близок Господь наш к верующему! Он как воздух, как дыхание уст наших, дыхание сердца нашего, души нашей.

К славе пресвятого имени Владыки Господа Иисуса Христа и Владычицы Богородицы. — Ощущал я тысячекратно в сердце моем, что после причастия Св. Таин или после усердной молитвы домашней, обычной или по случаю какого-либо греха, страсти и скорби и тесноты, Господь, по молитвам Владычицы, или Сама Владычица, по благости Господа, давали мне как бы новую природу духа, чистую, добрую, величественную, светлую, мудрую, благостную вместо нечистой, унылой и вялой, малодушной, мрачной, тупой, злой. Я много раз изменялся чудным, великим изменением, на удивление самому себе, а часто и другим. Слава силе Твоей, Господи! Слава благости Твоей, Господи! Слава щедротам Твоим, Господи, яже являеши на мне грешном!
 
СерафимаДата: Вторник, 25.08.2015, 18:23 | Сообщение # 10
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Цитата
...учись чувствовать себя всегда — как и есть — в руках любящего, милосердного, все знающего и все могущего Бога. И места ни для страха, ни для саможаления в сердце не найдется.

Учись - значит отдавай все свое внимание Богу и Он подаст мысли благие и верное знание.
И помни, что без Господа все равно - учись не учись, а ничего истинно доброго человек совершить не может.
Все истинно доброе в человеке совершает Сам Господь Его силой.

Ведь что такое истинная спасительная вера - это сила Божия, вера Христова и моя заветная Цель.
Господи, подай мне, нищенке, страх Твой и веру Твою! Как Ты, Господи Иисусе Христе, уповал на Отца Твоего во всем и только Его волю исполнял, пусть и во мне возродится такая вера. Сотвори, Господи, это великое чудо в душе моей, чтобы мне уже больше никогда не отходить от Тебя и, забывая о себе, служить Тебе и ближним ради спасения душ наших и ради неизреченной любви Твоей.
Осанна в Вышних! Благословен Грядый во имя Господне!
 
СерафимаДата: Вторник, 25.08.2015, 18:56 | Сообщение # 11
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Чем я могу отблагодарить Тебя, Боже, за спасение души моей, за великие милости, которыми Ты одариваешь меня, недостойную, за Твою великую Крестную Жертву ради меня и всех тех людей, которые уверуют в Тебя по Слову Твоему, которое Ты оставил нам в Святом Евангелии и даришь через служителей Твоих?
Только жизнью своей во славу Твою я могу отблагодарить Тебя, Дорогой мой Спаситель и Утешитель, этого Ты ждешь от меня.
Подай мне, Боже Премилосердный и Прещедрый, спасительную веру Твою и страх Твой, чтобы мне всегда жить во славу Твою, исполняя только волю Твою благую!
Осанна в Вышних! Благословен Грядый во имя Господне!
 
СерафимаДата: Вторник, 25.08.2015, 20:26 | Сообщение # 12
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Схиигумен Серафим (Барадель-Покровский):

Нужны потоки слёз, чтобы вскрыть скверну душевную, сердечную, телесную; нужны потоки пота, чтобы искупить наши грехи, грехопадения, ошибки; нужны вопли, стоны, чтобы вымолить прощение...

Прежде всего мы должны искать со многими слезами, со многими трудами, со многими скорбями, испытаниями и со многими недоумениями, должны искать Царства Небесного и Правды его..
А что такое Царство Небесное? Царство Небесное это Сам Христос…Это Сама Пресвятая Троица...
Это значит, что мы должны искать со слезами, как и все наши отцы искали со слезами, искать Христа!

Будем помнить, что Господу приятны были две лепты вдовицы убогой, приятнее были, чем богатые жертвы; потому что говорил Господь: она убогая вдовица, она отдала всё своё, всё что она имела, всю свою жизнь, но вот такова жертва приятная Богу; так Господь хочет от нас всего, Господь хочет от нас сердце наше. Где же сердце твое, там и сокровище твое; где же сокровище твое, там и сердце твое. Бог требует, хочет по Своей любви, хочет именно такой всецелой жертвы любви смиренной.
 
СерафимаДата: Четверг, 27.08.2015, 21:47 | Сообщение # 13
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
В Церкви перед Святым Причастием промыслительно читается молитва, составленная на основе исповедания веры святых Апостолов:

Со страхом Божиим и верою приступите!

love Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый (или первая) есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.

Особое внимание для этой темы (о смиренномудрии) хочется обратить на слова со страхом Божиим и верою, грешныя и от них же перый/первая есмь аз.
Признание себя низшим грешнейшим из людей перед Богом изгоняет из сердца гордость и превозношение, это очень сильное и действенное, хотя и горькое, лекарство для исцеления души. Кто хочет принять его из рук Божиих - исцеляется, а кто не хочет, тот остается со своим неизлеченным греховным недугом, первопричиной которого является гордость (превозношение над другими) и самолюбие (почитание себя чем-то существенным).
Возвышающаяся над другими гордость лечится унижением себя (я грешнее и ниже других), а самолюбие лечится почитанием себя ничем (тело мое - прах, душа по множеству грехов достойна ада, ибо и самый малый грех отделяет человека от Бога, а без Бога душа пуста). Когда человек принимает эти предписанные спасительные лекарства, т.е. работает над собой в этом направлении, Бог дарует ему благодать, которая исцеляет душу.
Если я не считаю себя первой от грешников, т.е самой больной и грешной из всех, и в первую очередь из всех нуждающейся в излечении от греха, и если я считаю себя чем-то (в то время, когда все святые говорили, что без Бога они - ничто), значит я ЛГУ перед Богом и молитву произношу без осознания ее смысла, и хуже всего, если говорю ее без желания познать истинный ее смысл и научиться верно произносить ее святые слова.
Молиться без сокрушения и покаяния все равно что крепко сжав нос, зубы и губы пытаться вдохнуть в себя воздух...

Прости, Господи, что не вижу себя первой грешницей.
Боже, по молитвам Богородицы и всех святых даруй мне, недостойной, зрение духовное и искреннее сокрушение сердечное в страхе Твоем и спасительной Твоей вере, чтобы произносить святые слова той молитвы перед Причастием от всего сердца, осознанно, не в осуждение себе, но во оставление грехов и в Жизнь вечную.
 
СерафимаДата: Четверг, 27.08.2015, 22:50 | Сообщение # 14
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
О смирении. По творениям святителя Феофана Затворника

Особо важное значение среди христианских добродетелей в деле спасения имеет смирение, которое есть такое расположение духа у истинных последователей Христа, когда они, «украшаясь многими совершенствами, считают себя такими, как бы в них не было ничего доброго, а потому и ставят себя ниже всех».

По учению епископа Феофана, со смирением и «без больших подвигов в рай попасть можно, а без него, как без паспорта, не пустят в рай Божий, который весь исполнен смиренниками».

Только с появлением смирения начинается труд делания спасения, и духовная жизнь в человеке зарождается и растет вместе с его возрастанием и совершенствованием. Поэтому смирение должно являться корнем и «фоном» духовной жизни христианина и составлять ее основание и фундамент. «Как строящий дом, – учит преосвященный Феофан, – углубляет прежде основание, так и в христианстве прежде надо углубиться самоуничижением, чтоб твердо оставаться в нем и потом на нем уже созидать себе дом спасения».

Возрастание смирения есть признак преуспеяния в деле спасения и свидетельство о возрастании духовной жизни в человеке, мерой для которой считается все более и более углубляющееся чувство своего непотребства и недостоинства пред Богом. И если подвиг у последователя Христа правильный, то по мере духовного совершенствования чувство смирения должно усиливаться. «Очень утешительно видеть,— пишет святитель Феофан одному лицу, – как преуспеваете вы в смиренных чувствах ваших. Тут верное свидетельство стояния на добром пути».

Христианин должен постоянно бодрствовать и смиряться, чтоб не произошло падение. «Корабельник, – наставляет епископ Феофан, – три четверти пути проплывает, а все еще не доплыл, и не может сказать, доплывет ли. Так и ты: никогда не считай себя достигшим, а только ищущим. Умалению страстей не верь, на крепость своих добродетелей не полагайся. Все может погибнуть в один раз.

Своими трудами и подвигами христианин свидетельствует только о своем желании и стремлении исполнить волю Божию. Успех в духовной жизни зависит от Бога, Который призывает, укрепляет и руководит человеком, ищущим вечной блаженной жизни.

Сознавая себя бессильным сделать что-либо доброе в деле спасения, христианский подвижник испрашивает у Бога силы на всякое доброе дело – начать его, продолжить и окончить; а завершив его, воздает благодарение Богу, как Совершителю, и, таким образом, сильным становится Его силою.

В духовной жизни «чем кто зрит себя немощнее, тем он бывает сильнее; ибо в немощах-то и совершается сила Божия, – и чем кто уничиженнейшим себя имеет, тем преславнейшие и спасительнейшие издает дела; ибо смиряющийся в чувствах о себе возносится делами, Богом через него содеваемыми».

Последователь Христа на любой степени духовного совершенства должен сохранять смирение и не ослабевать в подвиге. Видеть себя хуже людей – есть стремление всех христианских подвижников.

Для воспитания смирения необходимо постоянно упражняться в этой добродетели. Образцом для последователя Христова является Сам Спаситель рода человеческого. «Желаете навыкнуть смирению? – пишет преосвященный Феофан – Вся жизнь есть наука сему. Каких еще нужно вам профессоров? Смотрите на Господа, смирившегося нас ради».

Христианин должен руководствоваться в своей жизни смиренными о себе" мыслями и чувствами, что является надежным путем к стяжанию истинного смирения. Но особо важными и действенными в деле приобретения человеком смирения являются скорби житейские. «Радуйтесь, – наставляет епископ Феофан, – когда встретится уничижение внешнее, невольное. Принимайте его как особую милость Божию».

Своими собственными усилиями человек не может воспитать совершенное в себе смирение, поэтому одним из средств к приобретению этой добродетели является молитва к Богу.

Смирение представляет собой «глубокий и широкий сосуд к приятию даров милости» от Бога. Оно служит основанием христианской веры и добродетели.

В духовной жизни христианина смирение тесно связано с любовию, «идет в содружестве» с ней. Смиренный не способен иметь злобы и ненависти: он не имеет врагов. Если кто из людей причиняет ему обиды, он видит в таком человеке орудие правосудия или Промысла Божия.

Смирение настоящее – венец духовного совершенства, и является оно, когда другие добродетели уже расцвели в сердце и приходят в зрелость.

Смиренный человек усваивает «ангельские мысли и чувства», в смирении, как таковом, он приобретает бесценное сокровище, которое «есть след Христов, благоухание Христово, одеяние Христово».

Источник: Архимандрит Георгий (Тертышников), "Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении."
 
СерафимаДата: Четверг, 03.09.2015, 20:44 | Сообщение # 15
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Святитель Феофан Затворник:

Преуспеяние в духовной жизни означается все большим и большим сознанием своей негодности в полном значении сего слова, без всяких ограничений. (9, 172)
Путь к совершенству есть путь к сознанию, что я и слеп, и нищ, и наг, в непрерывной связи с которым стоит сокрушение духа, или болезнь и печаль о нечистоте своей, изливаемая пред Богом, или, что то же, — непрестанное покаяние. Покаянные чувства суть отличительные признаки истинного подвижничества. Кто уклоняется от них и избегает, тот уклонился от пути. В положении начала новой жизни было покаяние; оно же и в возрастании должно быть и зреть вместе с ним. Зреющий созревает в познании своей порчи и греховности и углубляется в сокрушенные чувства покаяния. Слезы — мера преуспеяния, а непрестанные слезы — признак скорого очищения. (1, 199—200)
Вам дал Бог слезы. Это добре. Но временные слезы не всё еще. Надо, чтоб постоянные были. Есть слезы в сердце, которые лучше текущих из глаз. Из глаз текущие питают червь тщеславия, а те, сердечные, Богу Единому ведомы. На людях лучше удерживать слезы, оставаясь с сердечным сокрушением. (7, 177)
Дух сокрушен, покаянные чувства и слезы не сокращают силы, а придают их, ибо поставляют душу в отрадное состояние... Бывают и радования духовные вперемежку с сокрушением... Настоящее сокрушение умеет не мешать чистому радованию духовному — и с ним дружески уживаться, скрываясь некако под ним.


Господи, укрепи меня, немощную, в памяти этих спасительных духовных истин Твоих ради любви Твоей.

Цитата
Христианин должен постоянно бодрствовать и смиряться, чтоб не произошло падение. «Корабельник, – наставляет епископ Феофан, – три четверти пути проплывает, а все еще не доплыл, и не может сказать, доплывет ли. Так и ты: никогда не считай себя достигшим, а только ищущим. Умалению страстей не верь, на крепость своих добродетелей не полагайся. Все может погибнуть в один раз.

Боже, милостив буди мне, грешной!
 
СерафимаДата: Пятница, 11.09.2015, 10:19 | Сообщение # 16
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Святой Иоанн Кронштадтский:

Сердце мое должно прилепляться к единому Богу: «мне же прилеплятися Богови благо есть» (Пс.72:28), а оно — что за слепота и за извращение! — прилепляется к сластям века сего: к пище, питию, плотской сласти, к деньгам, к этому праху, к одеждам, к этому тлену, к цветам исчезающим, к узорам, к покроям, прельщающим глаз, к роскошно убранным покоям и т.п. Странное дело! Меня, христианина, небесного человека, занимает все земное и мало — небесное. Я во Христе переселен на небеса, а между тем всем сердцем прилепляюсь крепко к земле и, по-видимому, никогда не хотел бы быть на небе, а лучше всегда оставаться на земле, хотя земное, при своем услаждении, тяготит и мучит меня, хотя я и вижу, что все земное ненадежно, тленно, скоро минует, хотя и знаю, и чувствую, что ничто земное не может насытить моего духа, умирить и усладить моего сердца, постоянно мятущегося и огорчаемого суетою земною. Доколе же я, небесный человек, буду земным? Доколе буду плотью я, чадо Божие, «иже не от крове, ни от похоти плотския,... но от Бога родился» (Ин.1:13) во святом Крещении, доколе я не устремлюсь весь к Богу?
Господи! привлецы сердце мое к Тебе Духом Твоим Святым. Господи! отврати сердце мое от суеты земной. Господи! без Тебе не могу творити ничесоже.
 
СерафимаДата: Понедельник, 14.09.2015, 18:55 | Сообщение # 17
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Цитата
Святой Иоанн Кронштадтский:
Господи! привлецы сердце мое к Тебе Духом Твоим Святым. Господи! отврати сердце мое от суеты земной. Господи! без Тебе не могу творити ничесоже.

svecha Господи! привлецы сердце мое к Тебе Духом Твоим Святым. Господи! отврати сердце мое от суеты земной. Господи! без Тебе не могу творити ничесоже.
 
СерафимаДата: Четверг, 17.09.2015, 17:47 | Сообщение # 18
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Чтобы знать, как обрести смирение, надо знать, какие существуют ориентиры для стяжания этой добродетели, к чему стремиться, и как выглядит смиренный человек.
«Смиренный не тщеславится, не гордится, служа Господу из страха пред Ним. Смиренный не установляет собственной своей воли, прекословя истине, но повинуется истине. Смиренный не завидует успеху ближнего и не радуется его сокрушению (падению), а, напротив того, радуется с радующимися и плачет с плачущими. Смиренный не унижается в лишении и бедности и не оказывается надменным в благоденствии и славе, но постоянно пребывает в той же добродетели. Смиренный не впадает в раздражительность, никого не оскорбляет, ни с кем не ссорится. Смиренный не упрямится и не ленится, хотя бы и в полночь позвали его на дело; потому что поставил себя в послушание заповедям Господним. Смиренный не знает ни досады, ни лукавства, но в простоте служит Господу, мирно живя со всеми. Смиренный, если услышит выговор, не ропщет, и если будет заушен, не выйдет из терпения; потому что он ученик Претерпевшего за нас крест. Смиренный ненавидит самолюбие, почему не домогается первенства, но почитает себя в мире сем как бы временным пловцом на корабле».

«Отличительные черты и признаки человека, имеющего истинное смирение, суть следующие: почитать себя грешным паче всех грешников, не сделавшим ничего хорошего пред Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за всякое дело, никого не хулить и не находить на земле человека, который был бы грешнее и нерадивее его самого, но всех всегда хвалить и прославлять, никого никогда не осуждать, не уничижать и не оклеветывать, во всякое время молчать и без приказания или крайней нужды ничего не говорить; когда же спросят и есть намерение или крайняя нужда заставляет говорить и отвечать, тогда говорить тихо, спокойно, редко, как бы по принуждению и со стыдом; ни в чем не выставлять себя за меру, ни с кем не спорить ни о вере, ни о другом чем; но если говорит кто хорошо, сказать ему: да; а если худо, отвечать: как знаешь; быть в подчинении и гнушаться своею волею, как чем-то пагубным; иметь взор поникший всегда в землю; иметь пред глазами смерть свою, никогда не празднословить, не пустословить, не лгать, не противоречить высшему; с радостью переносить обиды, уничижения и утраты, ненавидеть покой и любить труд, никого не огорчать, не уязвлять ничью совесть. Таковы признаки истинного смирения; и блажен, кто имеет их; потому что здесь еще начинает быть домом и храмом Бога, и Бог вселяется в нем – и делается он наследником Царствия».
Стремись к сему, и станешь возлюбленным чадом и другом Божиим.

Основные святоотеческие правила излечения страсти гордости:
1. С терпением и благодарностью принимать обличения других людей.
2. Стараться быть в повиновении у кого-либо.
3. Не приписывать себе дела и славу Божию: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу»; «Не я творю и делаю, но благодать Божия яже со мною»».
4. Иметь смирение и страх Божий.
5. Презирать похвалу и славу людскую.
6. Отсекать горделивые помыслы.
7. Молитвенно возноситься против гордости:
Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко раби неключимы есмы (Лк. 17:10).
Аще кто мнит себе быти что, ничтоже сый, умом льстит себе (Гал. 6:3).
Еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Господом (Лк. 16:15).
Не хваляй себе, сей искусен, но егоже Бог восхвалит (2Кор. 10:18).
Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, – говорит Господь (Мф. 11:29).
Во смирении нашем помяну ны Господь: и избавил ны есть от врагов наших (Пс. 135:23).
Смирихся и спасе мя (Пс. 114:5).
Нечист пред Господом всяк высокосердый (Притч. 16:5) [1, 45 и д.].


http://azbyka.ru/diction....l#ref11
 
СерафимаДата: Вторник, 06.09.2016, 03:43 | Сообщение # 19
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою, и смирились, и за смирение свое приняли Святаго Духа, а с Духом Святым - всё хорошо, всё радостно, всё прекрасно.
Иной много страдает от бедности и болезней, но не смиряется и потому без пользы страдает. А кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь - его богатство и радость, и все люди будут удивляться красоте души его.
Ты говоришь: у меня много горя. Но я тебе скажу, или, лучше, Сам Господь говорит: смирись, и увидишь, что твои беды превратятся в покой, так что ты и сам удивишься и скажешь: "Почему же я раньше так мучился и скорбел?" Но теперь ты радуешься, потому что смирился и пришла благодать Божия; теперь ты хотя бы один сидел в бедности, радость не оставит тебя, потому что на душе у тебя мир, о котором Господь сказал: мир Мой даю вам. Taк всякой смиренной душе Господь дает мир.

Преподобный Силуан Афонский
 
СерафимаДата: Суббота, 24.12.2016, 21:20 | Сообщение # 20
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Надежда на помощь Божию и уничтожение гордости.
Преподобный Стефан Вятский

Ничто так не делает душу слабой и нерадивой в деле спасения, как самолюбие и своеволие – родители и питатели страстей плотских; потому и должно отвергаться себя и насиловать, принуждать к добру. Труд и смирение потребны тому, кто хочет быть свободным от плена греховного; и Давид взывал: Посмотри на смирение мое и на изнеможение мое, и оставь все грехи мои (Пс.24:18).

В гордых сердцах царствует грех, а в смиренных пребывает благодать (см. Иак.4:6;1Пет5:5) – и царство злобы уничтожается. Сердце сокрушенное Бог восстанавливает в надежде и сознающего нищету и убогость своей души поднимает от гноища страстей; потому и не должно отчаиваться, когда видишь себя в душевном бедствии, погибающим от греховных ран. Или, как говорит святитель Филарет, митрополит Московский: «чувство немощи употребляй не на то, чтобы унывать, но чтобы отвергать надежду на себя и молитвой о помощи переходить к надежде на Бога». Ибо Господь Свою спасительную силу всегда показывает в безсилии и слабости нашей: Сила Моя, – говорит Он, – совершается в немощи (2Кор.12:9).

«От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой» (антифон 4-го гласа), – поет Св. Церковь от лица спасаемых, освобождаемых от порабощения греху силой Божьей. Ибо долго не перестают бороть душу плотские страсти, пока совершенно не уверится человек, что не своей мудростью и старанием, но Божьей помощью и заступлением он освобождается от плена греховного.

Если человек не будет на время оставлен и презрен Самим Богом, как бы совершенно порабощен закону греховному, действующему в членах его (см. Рим.7:23), – так что ни от дел своих, ни от Бога не увидит себе помощи, – то и не познает себя, не сокрушится сердцем и не сочтет себя последнейшим, худшим из всех. В этом проявляется Божие промышление о спасаемых, чтобы смирить их и затем возвести на высоту безстрастной, блаженной жизни. Для того и борют нас плотские страсти, чтобы мы познали свою немощь, как и Давид, говоривший: Избавь меня, ибо я беден и нищ (Пс.108:22), – и чтобы полагали спасение в одном только Боге: Ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф.1:21).

Потому невозможно иметь свободу от плотских желаний и быть чистым от страстных помышлений, покуда кто-либо надеется на самого себя. Но кто держится смирения, сокрушения и надежды на милость Божию, тот сподобляется части спасаемых и вменяется в числе праведных; и ему говорит Господь, как и апостолу Павлу: Довольно для тебя благодати Моей (2Кор.12:9). Я есть Господь Бог твой, милующий тебя и исцеляющий все недуги твои.

Не удивляйся, как чему-то странному, если увидишь себя безсильным в борьбе с греховными похотями, и не думай, что это случается с тобой одним: многие из святых то же самое терпели. Послушай, как сетует о несчастьях своих святитель Григорий Богослов: «О, душа моя, как ты греховна и достойна наказания! О, смертные, как суетна и уничиженна гордость наша! И легкий ветер уже колеблет нас. В человеке все непостоянно – как добро, так и зло: и то, и другое близко между собою. И злой не знает, каков конец его, и добрый не уверен, всегда ли будет добродетелен. Когда был я отроком, невинность мною руководствовала, целомудрие покоряло себе чувства мои и зажгло в сердце моем горячую любовь к Божественной премудрости. Но ныне, невзирая на приобретенные мной познания, невзирая на совершенный возраст мой, едва влачу ноги мои, как пьяный: враг тайно вкрадывается в сердце мое и похищает добрые намерения. Иногда дух мой воспаряет к Богу, а иногда свергается в бездну мира, столько ран нанесшего моей душе. Но хотя и господствует надо мною грех, хотя и потопляет меня враг в водах беззакония, однако вижу я состояние мое, знаю, кто я и куда бы желал взойти. Вижу глубину моего падения и всю бездну, в которую еще мог бы погрузиться».

«Когда же предаемся мы (Богом) неискусному уму, – говорит другой святой, преподобный Исаак Сирин, – и начинаем снова творить неподобное, то не будем нерадеть об исправлении жизни, ибо поползновение ко греху и у праведников бывает; но оставаться во грехе – это уже следствие омертвения души. Бог заменяет исполнение Его заповедей покаянием, печаль о грехах вменяет нам вместо добродетели: такова Божия благость! Но кто в надежде на покаяние предается греху, тот Божью благодать обращает в потворство ко греху и, тяжко согрешая этим, не достигает того состояния, в котором мог бы очиститься от грехов; так и умирает грешником нераскаянным». Итак, не будем же нерадеть о своем спасении, не будем и отчаиваться в исправлении, в том и другом случае прилагая грехи ко грехам. Никому не заповедал Господь поступать нечестиво и никому не дал дозволения грешить (Сир.15:20). Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (1Пет.4:8) Человек мудрый во всем будет осторожен и во дни грехов удержится от безпечности (Сир.18:27). Он обратится ко Господу всем сердцем и будет молиться пред лицем Его день и ночь, пока не пройдет беззаконие (Пс.56:3); он будет жив, не умрет; ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему (Иез.33:15,16).
 
Поиск истины » Православная вера » Поиск Царства Божия » Цель самопознания - смиренномудрие
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

2007 © раба Божия Серафима

Сайт создан в системе uCoz