О борьбе с гордостью (из бесед и проповедей)
| |
Серафима | Дата: Пятница, 10.05.2013, 03:12 | Сообщение # 1 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Когда я посещал святой Валаамский монастырь, я хотел было рассказать братии одну вещь, но мы так много общались на другие темы, что мне так и не представилась возможность это сделать. Я хотел поговорить с ними о том, что я бы назвал жизнью души. Святые отцы говорят нам, что жизнь души — внутри человека, в его сердце, и ничто стороннее не может прикоснуться к ней или причинить ей вред, если только мы сами не позволим этому случиться. Только то, чему вы позволяете проникнуть в ваше сердце, может либо разрушить вас, либо сделать вас лучше. Святой Исаак Сирин говорит, что если вы хотите подлинно жить, вы должны нудить себя и приносить себя в жертву. Саможаление и любовь к себе — вот ваш враг. Когда вы жалеете себя, когда вы любите себя, вы разрушаете свою душу. Глубоко внутри вас, в вашем сердце, идет война. Нам постоянно кажется, что реальный мир — это мир вокруг нас, но подлинный мир внутри. Когда вы научитесь хранить сердечный мир, вы научитесь познавать Бога. Мы часто переживаем, нервничаем, беспокоимся, считая, что причина этих чувств — происходящие с нами события, но это не так, мы сами допускаем, чтобы эти переживания становились частью нас. Когда вы пришли в монастырь, вы, наверное, думали, что вы уже что-то знаете. Но когда вы стали жить в этих стенах, вы начали понимать, что ничего из того, что вы знали, не сможет вам стать надежной помощью, — вся информация и все знание, приобретенные в миру, оказываются не способны успокоить сердечную боль и дать вам неотъемлемый мир. Дать это может только Бог. Мы должны расстаться со всем — мирское знание не есть знание Бога. И если мы обнаруживаем, что необходимость расставания приносит нам боль, это значит, что мы думаем не о том, как любить Бога, мы думаем о том, во сколько нам обойдется эта любовь. Вот откуда приходит печаль: «Я не могу, это слишком трудно…» И все вокруг нас медленно погружается во мрак. Радуйтесь! Любите! Отдавайте, не задумывайтесь о том, как взять. И вы увидите, как ваша жизнь начнет преисполняться светом. Схиархимандрит Иоаким (Парр)
|
|
| |
Марина | Дата: Пятница, 10.05.2013, 09:11 | Сообщение # 2 |
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
|
Перечитываю и перечитываю, как все нужно и правильно!
|
|
| |
Марина | Дата: Суббота, 11.05.2013, 19:56 | Сообщение # 3 |
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
|
Цель, с которой мы сотворены, в том, чтобы быть едиными с Богом. Путь к Богу – это любовь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10.27). В этом весь закон Божий. Единственная причина, по которой Господь вас создал, это – любить. Это – единственная причина. Если вы имеете такую веру, что можете и горы переставлять, но не имеете любви, вы не имеете ничего (ср. 1 Кор. 13.1–3). Причина же, по которой вы способны любить, заключается в том, что Бог возлюбил вас первым. Теперь. Является любовь чем-то таким, чему мы можем научиться? Безусловно. Но учиться мы должны не у мира, потому что мир не знает о любви ничего. Подлинную любовь можно найти только во Христе и только в Нем вы сможете подлинно любить. Христос не сказал: к Богу ведет много дорог. Он сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14.6). Без Него у нас нет ничего. И многие из нас, к сожалению, не имеют ничего. Схиархимандрит Иоаким (Парр)
|
|
| |
Серафима | Дата: Воскресенье, 12.05.2013, 18:49 | Сообщение # 4 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Что больше всего мешает человеку возлюбить Бога? Самолюбие и гордость. Чем больше человек любит себя (чем больше гордость), тем меньше в нем места для Бога. Ангел, ставший самым страшным богоотступником, по великой гордости отпал от Господа.
«Искушения, бывающие по Божию попущению на людей бесстыдных, которые в мыслях своих превозносятся пред благостию Божиею и оскорбляют гордостию своею Божию благость, суть следующие явные демонские искушения, превышающие пределы душевных сил: отъятие силы мудрости, какую имеют люди, покоя не дающее ощущение в себе блудной мысли, попускаемой на них для смирения их превозношения, скорая раздражительность, желание поставить все по своей воле, препираться на словах, делать выговоры, пренебрегающее всем сердце, совершенное заблуждение ума, хулы на имя Божие, юродивые, достойные смеха, лучше же сказать, слез, мысли, будто бы пренебрегают ими люди, в ничто обращается честь их, и тайно и явно, разными способами наносится им стыд и поругание от бесов, наконец, желание быть в общении и обращении с миром, непрестанно говорить и безрассудно пустословить, всегда отыскивать себе новости и даже лжепророчества, обещать многое сверх сил своих. И это суть искушения духовные.
К числу искушений телесных принадлежат: болезненные, многосложные, продолжительные, неудобоизлечимые припадки, всегдашние встречи с людьми худыми и безбожными. Или человек впадает в руки оскорбителей, сердце его вдруг, и всегда без причины, приводится в движение страхом Божиим; часто терпит он страшные, сокрушительные для тела падения с камней, с высоких мест и с чего-либо подобного, наконец, чувствует оскудение в том, что помогает сердцу Божественною силою и упованием веры; короче сказать, и их самих и близких им постигает все невозможное и превышающее силы. Все же это, нами изложенное, принадлежит к числу искушений гордости.
Начало же оных появляется в человеке, когда начинает кто в собственных глазах своих казаться себе мудрым. И он проходит все сии бедствия по мере усвоения им себе таковых помыслов гордости. Наконец, по роду искушений своих заключай о путях тонкости ума твоего. Если же видишь, что некоторые из сих искушений смешаны с искушениями, сказанными прежде, то знай, что сколько имеешь ты оных, столько же проникает в тебя гордыня.
Послушай еще и о другом способе заключать об искушениях. Всякое тесное обстоятельство и всякая скорбь, если нет при них терпения, служат к сугубому мучению, потому что терпение в человеке отражает бедствия, а малодушие есть матерь мучения. Терпение есть матерь утешения и некая сила, обыкновенно порождаемая широтою сердца. Человеку трудно найти таковую силу в скорбях своих без Божественного дарования, обретаемого неотступностию молитвы и излиянием слез.
Когда угодно Богу подвергнуть человека большим скорбям, попускает впасть ему в руки малодушия. И оно порождает в человеке одолевающую его силу уныния, в котором ощущает он подавление души, и это есть вкушение геенны; сим наводится на человека дух исступления, из которого источаются тысячи искушений: смущение, раздражение, хула, жалоба на судьбу, превратные помыслы, переселение из одной стороны в другую и тому подобное. Если же спросишь: что причиною всего этого? - то скажу: твое нерадение. Сам ты не позаботился взыскать врачевства от этого. Врачевство же от всего этого одно; при помощи только оного человек находит скорое утешение в душе своей. Какое же это врачевство? Смиренномудрие сердца. Без него никто не возможет разорить преграду сих зол; скорее же найдет, что превозмогли над ним бедствия.
О гордости и борьбе с ней http://www.verapravoslavnaya.ru/?Gordostmz__-_alfavit#3
|
|
| |
Марина | Дата: Воскресенье, 12.05.2013, 20:53 | Сообщение # 5 |
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
|
Законспектировала о малодущии и, напротив, терпении как широте души. Пожалуй, с большим трудом и очень медленно, но учусь с Божией помощью ( в молитве и слезах) искать терепение в скорбях, т.е. утешения. Но получается, что я как бы уже с последствиями своих грехов и падений борюсь, трачу на это многие силы душевные. А вот не допускать этих последствий, жить в радости и истине - нет.
"Где совершилось падение, там прежде водворялась гордость; ибо гордость есть предвозвестница падения". И еще: "Наказание гордому есть падение" (Иоанн Лествичник, Слово 23)».
|
|
| |
Марина | Дата: Воскресенье, 12.05.2013, 21:26 | Сообщение # 6 |
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
|
Итак, чувствуя во всем свою немощь и Божию помощь, научимся и мы ежедневно взывать со святыми: «сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня. Господь — сила моя и песнь; Он соделался моим спасением» (Пс. 117, 13, 14). «Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. Когда я говорил: колеблется нога моя, милость Твоя, Господи, поддерживала меня. При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою» (Пс. 93, 17-19). Также видя, что сердце наше укрепляется в страхе Божием и терпении, будем говорить: «Господь был мне опорою. Он вывел меня на пространное место» (Пс. 17, 19, 20). Сознавая, что от успеха дел умножается в нас знание, будем говорить: «Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою. С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену» (Пс. 17, 29, 30). Потом, чувствуя, что мы приобрели крепость терпения и на стезе добродетелей легче и без труда направляемся, должны говорить: «Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь; делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня; научает руки мои брани» (Пс. 17, 33-35). Если мы, приобретя рассудительность и укрепляясь ею, можем победить своих противников, то должны взывать к Богу: «наказание Твое исправило меня вконец, наказание Твое то научило меня. Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои» (Пс. 17, 37). И поскольку я так укреплен Твоим знанием и силою, то дерзновенно прибавлю и следующее и скажу: «я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их; поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои» (Пс. 17, 38, 39). Опять помня о своей немощи, что мы, облеченные слабой плотью, без помощи Божией не можем победить столь жестоких врагов — пороки, должны говорить: «с Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твое попрем ногами восстающих на нас: ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасает меня; но Ты спасаешь нас от врагов наших, и посрамишь ненавидящих нас» (Пс. 43, 6-8). «Ибо ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня; ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня» (Пс. 17, 40, 41). Понимая, что мы не можем победить своим оружием, будем говорить: «возьми щит и латы и восстань на помощь мне; обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: Я спасение твое!» (Пс 34, 2, 3). «Мышцы мои сокрушают медный лук. Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня» (Пс. 17, 35, 36). «Ибо отцы наши не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним» (Пс. 43, 4). Наконец, все благодеяния Божии внимательным умом рассматривая (наши победы или получение от него просвещения знания, или дарование рассудительности, или Он наделил нас оружием Своим, или опоясал поясом силы, или обратил наших врагов в тыл и даровал силу рассеять их, как ныне перед лицом ветра), с искренним расположением сердца будем взывать к Нему: «возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое. Призову достопокланяемого Господа и от врагов моих спасусь» (Пс. 17, 2-4).
|
|
| |
Марина | Дата: Понедельник, 13.05.2013, 00:16 | Сообщение # 7 |
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
|
Только надо дать Силе Твоей действовать во мне. И хочу этого, кажется, искренне, а грехи повторяются, значит, служу себе, как и служила.
|
|
| |
Серафима | Дата: Понедельник, 13.05.2013, 02:36 | Сообщение # 8 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Святые отцы перечисляют признаки гордости, по которым человек может распознать в себе действие этой страсти. Гордость проявляется:
раздражительностью, гневом, смущением, презрением, осуждением и уничижением ближних, злопамятством на обидевших, ненавистью обличений, непрязнью и досадой в ответ на обличения, невидением своих грехов, самооправданием, мстительностью, строптивостью ответов, дерзостью в оскорблениях, завистью, нетерпением, неповиновением, желанием во что бы то ни стало настоять на своём, крикливостью, повышенным тоном; громким смехом, склонностью к ересям и безбожию, невежеством и самоуверенностью, самомнением, самонадеянием, кичением своим имуществом, происхождением, всеми своими делами и талантами, красотой или чином, самохвальством.
Преп. Макарий Оптинский: «...Всех ваших поползновений причина и корень — гордость; отрасли ее: превозношение, о себе мнение, зазрение людей, уничижение и осуждение их. Как бы мы ни старались делать добродетели, но при сих действиях они мрачны и не приносят пользы; ибо оные-то и суть преступление и сопротивление воле Божией; Его святое учение и самая жизнь есть кротость и смирение, коим и повелел нам научаться от Себя, дабы обрести покой душам нашим (Мф. 11, 29). Всех наших зол причина — гордость, а всех благ ходатай — смирение! Вы, изъясняя свои язвы, упоминаете и о осуждении ближних и приписываете оное гордыне. Сие неоспоримо; но и другие грехи, и особенно гнев, есть порождение сей богоненавистной страсти. Желающие себя исправить и побеждающиеся страстьми, смотрительно искус сей приемлют, чтобы смиряли себя хотя невольно и сим благодать Божию к себе привлекали. Ссоры и споры с А., верно, за пустое бывают и происходят не от чего другого, как от гордости».
Преп. Амвросий Оптинский: Гордость и непокорство порождают ложь — начало всякого зла и бедствий.
Иером. Иов (Гумеров): «Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», – наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.
Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. … И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.
… Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия … может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей».
|
|
| |
Серафима | Дата: Понедельник, 13.05.2013, 09:48 | Сообщение # 9 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Страдающий гордостью малодушен в искушениях, легко огорчается, ропщет, впадает в отчаяние, упрекает Бога в том, что Он ему не помог, когда он просил Его, - вместо смиренного принятия благого Промысла Божия, посылающего нам всё, в том числе и наказания, ради нашего спасения и не дающего нам того, что нам неполезно. Преп. Иоанн Лествичник объясняет, что если Бог не даёт просящему просимое, то это происходит по одной из трёх причин: «или потому, что прежде времени просят; или потому, что просят не по достоинству и по тщеславию; или потому, что, получивши просимое, возгордились бы или впали в нерадение».
Св. Феофан Затворник: "Панегирик какой вы себе сплели: дурная, лукавая, непостоянная, не благодарная, гордая, сердитая, не умеющая Богу помолиться, очень хорош. Надо прибавить никуда негожесть и ничего нестоимость. Почаще повторяйте его, - и так, чтобы душа говорила, а не ум собирал по памяти. Ведь есть или бывает у нас очень глубоко лежащий самоцен.
Тогда слова означенные, или подобные им, язык или память читает, а на душе держит: "несмь якоже прочие". И то дивно, что этого лукавства нашей души почти нельзя заметить. Так оно таится, пока уже Господь как-нибудь вызовет его наружу и покажет во всем безобразии. Самим нам нужно угадывать присутствие его разве из того, когда укорные речи других, в глаза или за глаза, отзываются неприятностью и досадою на говорящих. Извольте навесть справки о себе, какова бывает душа в таких случаях. При этом большая бывает помеха от самооправдания.
Вы исповедаете свой грех что нетерпелива, обидчива, не мирна, уступчива мыслям смущающим? - Это очень не хорошо. Все от гордости".
Старец Паисий Святогорец: «Бог слышит нас и помогает нам. Может, ты не чувствуешь Его помощи? Но тогда виноват в этом не Бог, а ты сама, потому что своей гордостью прогоняешь Его помощь.
Если нет опасности, что Его помощь станет поводом к превозношению, то невозможно, чтобы Бог не помог. Благой Бог хочет, чтобы мы избавились от страстей, но если в нас есть гордость или предрасположенность к гордости, то Он не будет помогать, чтобы мы не подумали, что победили их своей силой.
Поэтому, когда мы от всего сердца просим Бога помочь нам избавиться от какой-либо страсти и не получаем помощи, тогда сразу должны понять, что за нашей страстью стоит другая, большая страсть - гордость. Поскольку мы не видим гордости, то Бог попускает оставаться той страсти, которую видим, например объядению, пустословию, гневу и т. д., для нашего смирения. Когда мы из-за частых падений возненавидим свои страсти, познаем свою немощь и смиримся, тогда получим помощь от Бога и начнём ступенька за ступенькой подниматься вверх по духовной лестнице.
|
|
| |
Марина | Дата: Понедельник, 13.05.2013, 13:26 | Сообщение # 10 |
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
|
Как все интересно и глубоко, "портрет" точный. А если еще снять на фото в момент, когда себя не контролируешь, вот ужас-то будет. Жаль времени сейчас маловато. Обязательно все перечитаю.
|
|
| |
Марина | Дата: Понедельник, 13.05.2013, 21:17 | Сообщение # 11 |
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
|
Мир есть овеществленное самолюбие или есть совокупность его порождений в лицах и действиях; ибо св. Иоанн Богослов все, что в мире, делит на три класса: похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую (1 Ин. 2, 16), то есть что там все движется по действию сих трех страстей. Он есть поприще, где развивается во всей своей широте деятельность греховной воли. Каждая из сих начальных страстей в свою очередь раскрывается множеством других, исполненных ее духом и характером. Они кладут свою печать как на всех силах человека, так и на всей его деятельности и тем осложняют его страстность и размножают страсти.
Воздержность, работность, бережливость, терпеливость, постоянство дают ему вид строгого исполнителя обязанностей в отношении к себе, но только вид; ибо все это добродетели средственные, а не существенные, и потому их цена зависит от духа, с каким предприемлются и содержатся. Справедливо, что он заботится более об образовании своей души, но для чего и в каком духе? Затем, чтобы блеснуть, или еще для того, чтобы поддержать славу науки или славу свою и своего звания и проч.; от этого занимается более тем, что славится в его время. Но он гневлив, задорен и не дает себе покоя: от сего скоро истощает силы свои и наживает болезни.
В отношении к другим он есть лицо самое несправедливое: все к себе относит, а другим ничего не приписывает; он охотник всегда повелевать и никогда повиноваться. Другие по мыслям его должны быть средствами для его целей, и действительно он так действует на них или насилием, когда уже силен, или хитростью, пока еще не силен. Он политикан, следовательно, препритворный; благодарности не жди от него, потому что он усвояет себе право принимать от других услуги как дань. При случае оскорбить, сделать насилие, оказать презрение, устрашить он не прочь. Ему желательно, чтобы его более боялись, нежели любили. Дружба у него — до соответствия своим целям.
|
|
| |
Серафима | Дата: Среда, 15.05.2013, 18:34 | Сообщение # 12 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Преп. Макарий Оптинский наставляет, как надо бороться с гордостью: «Ты вспомни, что я писал к тебе: отчаяние есть плод гордости, и сознаешь себя, что ты наполнена ею... Постарайся же стать противу оной самоукорением, видя свои неисправления; а при исправлении чего-либо помни, что Господь повелел: «аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должны бехом сотворити, сотворихом» (Лк. 17, 10)
|
|
| |
Серафима | Дата: Среда, 15.05.2013, 20:55 | Сообщение # 13 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Как же быть тем, которых как бы невольно тревожат и беспокоят нелюбовь и злоба, зависть и ненависть или смущает неверие? Прежде всего должно обратить внимание на причины сих страстей и против этих причин употребить приличное духовное врачевство. Причина неверия - любление земной славы, как свидетельствует Сам Господь во Святом Евангелии: "Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?" (Ин. 5, 44). А зависть, и злоба, и ненависть происходят от гордости и от неимения любви к ближним. Врачевство же против сих страстей: во-первых, смиренное и искреннее сознание своей немощи пред Богом и духовным отцом; во-вторых, евангельское понуждение не действовать по влечению сих страстей, а делать противное им; третье врачевство - искать во всем только славы Божией и от Бога; четвертое врачевство - смиренное испрашивание помощи Божией... не сомневаясь, а веруя, что невозможное у людей - возможно от Бога. Пятое врачевство - самоукорение, т. е. во всяком неприятном и скорбном случае или обстоятельстве должно возлагать вину на себя, а не на других, что мы не умели поступить как следует и от этого вышла такая неприятность и такая скорбь, которой и достойны мы, попущением Божиим, за наше нерадение, за наше возношение и за грехи наши прежние и новые. (преп. Амвросий Оптинский)
|
|
| |
Серафима | Дата: Среда, 15.05.2013, 21:11 | Сообщение # 14 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Очень чувствительному и усердному Бог не позволяет познать всю его греховность и множество Своих благодеяний, чтобы он не отчаялся, но открывает ему все это по мере его преуспеяния и укрепления. Также человеку, имеющему гордость, Бог не помогает отсечь его страсти, чтобы тот не стал еще более гордым. Когда же он возгнушается собой по причине постоянных падений, познает свою немощь и смирится, тогда к нему приближается благодать Божия и с ее помощью он начинает подниматься по духовной лестнице вверх через ступеньку.
Поэтому не следует взвешивать святость своих собратьев на человеческих весах, ибо один Бог, как сердцеведец, знает глубины сердец человеческих. Паисий Святогорец
|
|
| |
Марина | Дата: Среда, 15.05.2013, 21:18 | Сообщение # 15 |
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
|
Наше самолюбие скрывает наши недостатки, а доброе преувеличивает. Надо учиться в любом неприятном случае обвинять не других, а себя – то есть самоукорению. В этом делании необходимы трезвение, молитва, страх Божий, память о смерти, воспоминание о своих грехах. Далее, надо смирить себя перед Богом, необходимо осознать глубокую душевную и телесную немощь человека, который сам собой, без помощи Божией, не может сделать ничего истинно доброго. Смирение подразумевает, что «все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3, 17).
|
|
| |
Серафима | Дата: Среда, 15.05.2013, 21:44 | Сообщение # 16 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Мы не можем сами без Бога осознать, увидеть нашу глубокую душевную и телесную немощь. Господь по великой Его милости исцеляет нашу душевную слепоту. Поэтому вся слава Господу!
|
|
| |
Серафима | Дата: Четверг, 16.05.2013, 03:07 | Сообщение # 17 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
А что приводит нас к смирению, о том сказали Отцы. Ибо в Отечнике написано: один брат спросил старца: что есть смирение? Старец отвечал: "Смирение есть дело великое и Божественное; путём же к смирению служат телесные труды, совершаемые разумно; также, чтобы считать себя ниже всех и постоянно молиться Богу - это путь к смирению; самое же смирение Божественно и непостижимо".
|
|
| |
Серафима | Дата: Суббота, 18.05.2013, 00:00 | Сообщение # 18 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
- Геронда, я завистлива, злопамятна, осуждаю, гневаюсь...
- Зависть, осуждение, гнев, злопамятство и т.д. происходят от гордости. Гордость - это, так сказать, генеральный штаб всех страстей. Поражая гордость, ты поражаешь все страсти, и в сердце приходят смирение и любовь. Потому, думаю, достаточно сосредоточиться на гордости, развернуть фронт на её направлении. Сосредоточить весь огонь на цитадели гордыни, отделяющей нас от Бога. Враг, когда хочет захватить государство, главный удар наносит по столице. Если удастся захватить столицу - считай, захватил всё государство.
- Геронда, кому сродни гордый?
- Тому, кто за этими стенами, диаволу... Хотя диавола победить легче, чем гордого, - для этого достаточно смириться; а гордого, даже если смиришься перед ним и попросишь прощения, всё равно не сможешь умягчить. Он скажет тебе: "Ты притворяешься!"
У кого больше смирения, у того богаче духовное содержание. Гордый не имеет внутреннего содержания. Он, как незрелый колос, стоит прямо, а зрелый склоняет голову вниз. Помрачённый гордостью человек не только внутренне неспокоен, но и внешне встревожен и шумен. Все его дела, как воздушный шарик: диавол его сперва надувает, а потом прокалывает, и шарик с шумом лопается.
Гордость - постыдная и страшная вещь, ведь она Ангелов превратила в демонов! Она нас выгнала из рая на землю, а теперь с земли пытается отправить в ад.
- Геронда, я не ощущаю гордости, когда горжусь чем-то конкретным.
- Значит, в тебе есть гордость в общем. Диавол часто представляет вещи замаскировано, и человек не понимает, когда поступает по гордости. Но если он будет внимателен к себе, то поймёт, когда действует с гордостью. Он может не ощущать всей гордости, которая в нём, но хотя бы часть её он чувствует, может распознать, если ощутит чувство эгоистичной удовлетворённости и превосходства над другими.
- А если человек совсем не понимает, что в нём есть гордость, что тогда происходит?
- Тогда начинают действовать духовные законы. Человек гордится, падает и смиряется. Снова гордится, опять падает и опять смиряется. И так продолжается всю жизнь: гордость - смирение, гордость - смирение. Такое смирение не добродетель, а результат действия духовных законов. Человек смиряется, сам того не желая и не делая для себя никаких выводов. Это состояние застоя, человеку просто даётся возможность понять, что в нём что-то не так. Например, говоришь сестре: "Эта икона у тебя хорошо получилась". Если она возгордится, то в следующий раз, когда нужно будет написать другую икону, подумает "Эту икону я напишу лучше, чтобы Старец опять меня похвалил". И смотришь, вместо иконы у неё выходит карикатура. Я её исправляю, а она снова говорит себе: "На этот раз сделаю в точности так, как мне сказал Старец, и он меня похвалит", и опять получается карикатура.
- Геронда, а может ей самой её икона казаться красивой?
- Конечно, может. Ей самой её мазня может казаться шедевром, она придёт и будет с радостью говорить мне: "Как теперь, геронда? Хорошая получилась икона?" Я ей объясню, что её работа - мазня, тогда поймёт.
- А если не поймёт?
- Если не поймёт, значит, гордость задеревенела и она будет допускать те же самые ошибки. Что бы ты ни говорил, будет стоять на своём.
- Геронда, а если я умом чувствую гордость, а сердце остаётся глухим?
- С этого и начнём, и постепенно придёт исцеление. Врач сначала ставит диагноз, а уже потом приступает к лечению.
|
|
| |
Серафима | Дата: Суббота, 18.05.2013, 00:36 | Сообщение # 19 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
- Геронда, Вы сказали, что во мне есть скрытая гордость. Что такое скрытая гордость?
- Это внутренняя гордость. А внутренняя гордость намного хуже внешней.
- А чем внешняя гордость отличается от внутренней?
- Внешняя гордость заметна и потому легко поддаётся врачеванию. Человека, имеющего внешнюю гордость, можно узнать и по одежде, и по походке, и по разговору. Но бывает, что скажешь ему несколько слов, и он, глядишь, начинает исправляться. А скрытая гордость очень коварна и потому с трудом поддаётся исцелению. Она прячется глубоко, окружающие её не видят, и только опытный человек способен распознать её. Скрытой гордостью страдают, в основном, люди духовной жизни. Внешне они могут казаться смиренными и благочестивыми, а в душе скрывать такую гордость, что будь здоров! Так что, тангалашка может быть одет и в лохмотья...
- А человек, имеющий скрытую гордость, чувствует её?
- Если наблюдает за собой, то чувствует.
- Мне кажется, что имеющий скрытую гордость не чувствует в душе покоя.
- Покоя от Бога не чувствует, даже не знает, что это такое, но успокаивает свой помысел.
- Геронда, что может помочь мне распознать скрытую гордость и как бороться, чтобы избавиться от неё?
- Представим, что ты ревностно подвизаешься и помысел тебе говорит, что ты делаешь нечто великое, что ты добродетельный человек. Если так, тогда в тебе есть гордость, но ты её скрываешь. Если присмотришься, то увидишь, что удовлетворение, которое ты испытываешь, ложное. Чтобы скрытая гордость ушла, тебе нужно возненавидеть эту ложь и прогнать её от себя. Люди гнушаются теми, в ком есть внешняя гордость, и этим помогают им исправиться. А те, у кого внутренняя, скрытая, гордость, чтобы от неё избавиться, должны сами возгнушаться собой. Также, если ты даёшь другим право делать тебе замечания, то этим тоже себе помогаешь, потому что скрытая гордость выходит наружу, становится явной, а затем постепенно исчезает.
- Гордость и эгоизм - это разные страсти?
- Гордость, эгоизм, тщеславие - это одна и та же страсть, только в разных её оттенках и проявлениях. Сатанинская степень гордости называется гордыня.
Эгоизм - непослушный сын гордости. Эгоист всегда стоит на своём Но как деревья, которые, не сгибаясь под напором ветра, в конце концов ломаются, так и эгоист расшибает себе лоб, потому что не уступает. Эгоизм - великое зло !„ Хотя эгоист и не находит покоя, всё равно стоит на своём! Например, Арий. Мать говорила ему: "Столько людей утверждают, что ты неправ, неужели ты не понимаешь?" "Знаю, - отвечал он, - но не могу подчиниться их мнению?" Эгоизм Ария не позволял ему признать свою ошибку.
- Неужели ему было всё равно, что он стольких людей увлёк в свою ересь?
- Это его не интересовало. "Если я признаю ошибку, -говорил он, - то потеряю уважение своих сторонников". И чем больше он понимал, что заблуждается, тем активнее пытался убедить других в своей правоте. Страшная вещь эгоизм!
- Геронда, а чем эгоист отличается от гордеца?
- У эгоиста есть упорство, упрямство, а у гордого может не быть ни того, ни другого. Например, в церкви вы подходите к иконам по очереди, все знают, кто за кем идёт. Если у какой-нибудь сестры эгоизм и другая сестра обгонит её, то та так надуется, что не пойдёт прикладываться. "Если она меня обогнала, - скажет, - я вообще не пойду прикладываться". А если у неё гордость, то она тоже обидится, но не покажет вида, а то ещё и другим, якобы из вежливости, уступит место: "Проходите! И ты проходи, и ты!"
- Геронда, что мне делать, когда ущемляют моё достоинство?
- Когда уязвляют твой эгоизм, не надо спешить к нему на помощь. Оставь его, пусть себе умирает. Если эгоизм умрёт, то душа воскреснет.
- А как умирает эгоизм?
- Надо похоронить своё "я", пусть гниёт и превращается в удобрение, чтобы на нём выросли смирение и любовь.
- Геронда, почему я легко впадаю в гордость?
- Если ты легко впадаешь в гордость, это означает, что имеешь высокое о себе мнение Думаешь, что что-то из себя представляешь. Человек не стал бы гордиться, если бы не думал, что что-то из себя представляет. И поскольку ты считаешь себя человеком выдающимся, то и гордишься по малейшему поводу, как гипертоник, у которого мгновенно подскакивает давление, стоит ему немного поволноваться.
- Геронда, у меня опять охладело сердце. Почему со мной так происходит?
- Потому что голова у тебя как следует не закручена и в ней гуляет ветер высокоумия. Я ставлю заглушку, закручиваю, а ты её срываешь. Теперь нам нужно поставить заглушку побольше и закрутить её покрепче. Знаешь, какие бы ты могла получить от Христа дарования, если бы не имела этого недостатка? Когда мы теряем внимание, то незаметно приходит диавол, пронзает нам голову остриём высокоумия, надувает, как воздушный шар, и запускает вверх.
- Тому, кто высокого о себе мнения, нелегко разглядеть хорошее в других.
- Это так. Человек, высоко о себе мнящий, находится во мгле гордости и не имеет ни духовного здоровья, ни зрения, потому и не может разглядеть дарования, которые имеют другие люди. Как могут прийти высокие мысли от Бога, если он занят высокими мыслями о себе? Если Христос чуть-чуть повернёт у нас в голове хоть один винтик, так мы тут же станем нести чепуху. Какое уж тут высокое о себе мнение?
Имеющий высокое мнение о себе находится вне себя, такой человек безумец. Нужно плавно спуститься на землю, чтобы найти самого себя, а иначе так и будешь парить в облаках и тратить бензин попусту!
- Геронда, что значит "Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий" (Пс.126,1)?
- Это сказано о человеческой самоуверенности. Когда при совершении великого пострига постригаемого спрашивают: "Сия вся... претерпети обещаваешилися?" - он отвечает: "Ей, Богу поспешествующу". Не говорит "Да, я сам всё вытерплю". Если человек не поставляет впереди во всём Бога, но говорит "Я сам сделаю это, я своими силами сделаю то-то", тогда он хоть лоб себе расшибёт, всё равно ничего не сделает.
- Геронда, я сильно огорчаю сестёр: они мне говорят одно, а я делаю совсем другое.
- Это с тобой происходит из-за самоуверенности. Тебе кажется, что ты мух на лету хватаешь, а на самом деле ловишь не мух, а воздух! Поднимаешь руку и думаешь, что поймала муху. "Я поймала", - кричишь, а в кулаке-то у тебя пусто. Поднимаешь другую руку. "Я поймала муху", - кричишь, а кулак-то снова пустой. Ты сначала смотри, есть ли что в кулаке, а потом уже говори: "Я поймала".
- Сестры говорят, что им со мной тяжело, потому что я настаиваю на своём мнении, но я этого не замечаю.
- Знаешь, в чём тут дело? Когда у тебя есть определённое мнение, ты не рассуждаешь: "Мне пришёл помысел, и я не знаю, правильный он или нет", но считаешь, что твоё мнение всегда верное, и потому стоишь на своём. Ты как та хозяйка, которую муж попросил приготовить осьминога, а у осьминога не хватало одного щупальца. "Ну что, готово? Сварился осьминог?" - спрашивает муж. "Какой осьминог? Семиног!" - отвечает жена. "Не семи-ног, а осьминог!" - "Не осьминог, а семиног!" В конце концов муж не выдержал и, разозлившись на упрямую жену, бросил её в колодец Но и оттуда она продолжала на пальцах показывать "семь, семь, семь"! Так что, говори, что думаешь, но не настаивай на своём мнении.
- Но я часто замечаю, что моё мнение правильнее, чем мнение сестёр, с которыми я вместе работаю.
- Из-за твоей самоуверенности вещи представляются тебе в таком свете. Будь аккуратной: тот, кто имеет ко всему слишком логический подход, со своим эгоизмом и самоуверенностью может дойти до того, что перестанет вообще кого-либо слушать.
- А как мне избавиться от самоуверенности?
- Присмотрись к себе, и ты увидишь, что у тебя нет ничего своего, что ты ничего не можешь сделать без помощи Божией. Если поймёшь, что то хорошее, что ты делаешь, - от Бога, а глупости - твои собственные, то перестанешь доверять себе и избавишься от самоуверенности.
|
|
| |
Серафима | Дата: Суббота, 18.05.2013, 01:47 | Сообщение # 20 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Цитата Присмотрись к себе, и ты увидишь, что у тебя нет ничего своего, что ты ничего не можешь сделать без помощи Божией. Если поймёшь, что то хорошее, что ты делаешь, - от Бога, а глупости - твои собственные, то перестанешь доверять себе и избавишься от самоуверенности. Это дар Божий так думать и чувствовать, - что все хорошее, что я делаю, от Бога, а все мои глупости от меня. Мое дело - стараться как можно чаще внушать себе эти благие смиренные мысли (которые дал нам Господь через старца/геронду и других святых), уповая на милость Божию. И только в Божией воле, от Господа зависит - привить и оживить их во мне, дать смирению реальную силу (Христово смирение, подобно претворению воды в вино), освятить благодатью мои тело и душу, изменяя таким образом всё мое естество. Без Господа мы неисправимы. Преображение души - это чудо Божие.
Помоги, Господи!
|
|
| |
|