Дата: Понедельник, 07.09.2015, 02:59 | Сообщение # 1
Группа: †Управляющий
Сообщений: 6
Статус: отсутствует на форуме
Благослови, Господи, начать тему о спасительном самоотвержении ради Тебя и истины Твоей!
...если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф, гл.16)
Вера в Бога и верность Ему - главное; самоотвержение ради Христа и упование на Него Одного - главное; поиск Царства Небесного внутри себя прежде всего иного - главное; стремление к смирению, покаянию и молитве - главное. Если человек знает об этом, но не хочет выполнять главное и удовлетворяется своими земными мирскими пристрастиями, Бог отходит от него. Нам придется выбрать, и в момент смерти этот выбор станет решающим. Не можем служить двум господам. Но кто знает когда умрет? Быть может завтра я умру... Какое страшное самообольщение и гордость думать, что завтра принадлежит мне, что не умру завтра, но когда-нибудь потом... Нужно всегда помнить, что Бог дал мне в распоряжение только настоящий момент и у меня пока есть выбор с кем в этом моменте пребыть - с Богом, в сокрушенной покаянной молитве, исполняя волю Божию, или с бесами в гордости и самолюбии, своеволии, в подчинении сатане.
Боже, покажи мне, недостойной и нищей, что такое истинное самоотвержение ради Тебя, оживляй всегда дух мой Духом Твоим Святым, пусть мое дыхание сольется с дыханием Твоей любви в глубокой самоотверженной молитве, и воля моя сольется с благой и совершенной волей Твоей в глубоком смирении и покаянии. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня, грешную!
Дата: Понедельник, 04.01.2016, 23:13 | Сообщение # 23
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Цитата
Теперь пою не я - Любовь поет! И эта песня в мире эхом отдается. Любовь настала так, как утро настает. Она одна во мне и плачет и смеется!
И вся планета распахнулась для меня! И эта Радость, будто солнце, не остынет! Не сможешь ты уйти от этого Огня! Не спрячешься, не скроешься - Любовь тебя настигнет!
настигнет каждого. Покайтесь люди, ибо приблизилось Царство Небесное! Но мы можем не успеть повернуться к Ней, к Любви Божией, потому что будем слишком заняты собой - любовью к самолюбию (что оно чувствует, о чем ему хочется думать, что ему нравится или не нравится?), забыв, что нас спасет только непрестанная любовь к Любви. Мы просто можем отвергнуть Любовь Божию, потому что не узнаем Её... Огонь Любви для кого-то станет вечным благословением и блаженством, а для кого то проклятием, вечным мучением...в зависимости от нашего выбора.
Мы упиваемся кто чем в самих себе - кто славой, кто работой, кто талантами, кто одиночеством своим, отчаяньем и прочими обманами... Но кто же ищет Царство Божие в себе? И для того, чтобы вместить Святое, отвергся совершенно от себя? Меня помилуй, БОЖЕ, дай Огня, чтобы искать всегда внутри меня ТЕБЯ!
"Всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится". Перед этим говорил Господь о том, что должно быть готовым на всякого рода пожертвования и на всякие дела самоотвержения, лишь бы устоять на добром пути. Хоть бы жертвы эти были дороги нам, как глаз, или необходимы, как правая рука, надо принести их не задумываясь; ибо если пожалеешь принести такую жертву, и вследствие того увлечешься с правого пути на неправый, то принужден будешь в будущей жизни страдать вечно. Итак, принеси жертву, болезненную и скорбную здесь, чтоб избежать мучений там. Без огненного очищения здесь нельзя быть спасену от огня вечного. Всякий, желающий быть спасенным, должен быть осолен огнем, пройти огненное очищение. Все мы, по закону сотворения, должны принести себя в жертву Богу; но всякий из нас нечист. Надо, значит, очистить себя, чтобы из нас составилась жертва приятная Богу. Но стань себя очищать, отрывать страсти от души, будет больно, как от обожжения огнем. Это действие внутреннего самоочищения похоже на действие огня, очищающего металл. Металл безчувствен. Если бы дать ему чувство, то он и очищение и жжение чувствовал бы одновременно; это самое происходит и в самоочищающемся человеке. Пройдя это действие, он бывает как бы весь пережжен огнем. Очистительный огонь проходит по всем частям его, как соль проникает осоляемое тело. И только тот, кто подвергается этому действию, бывает настоящею богородною жертвою; потому и необходимо всякому быть осолену огнем, подобно тому как в Ветхом Завете всякая жертва осолялась прежде принесения ее на всесожжение.
Господи, помоги, не дай свернуть мне с верного Пути, с Пути самоотвержения ради Христа, ради Любви Твоей!
Боже, благослови меня, недостойную, затвориться в клети сердца моего ради познания Истины Твоей. Радости этого падшего мира не могут принести мне истинной радости, но больше слез, ибо все перемешано здесь на земле с ложью, грехом.
Жаждет душа моя чистой радости духовной, которая обретается только в Тебе, Господи Иисусе Христе, в тишине сердца моего и нищете духовной, в страхе Твоем и сокрушенном покаянии, в самоотвержении ради Тебя. Помилуй меня, Боже, благослови покаяние, покажи мне грехи мои и тесный путь, по которому следовать за Тобой, ибо наступают времена тяжкие...
Спаси, Боже, Русь Святую и всех православных верных Тебе христиан, всех избранных Тобою людей, тех, кто уверуют по слову Твоему и не откажутся от Тебя, и последуют за Тобой до конца по узкому скорбному тесному пути. Не распятый - не Христов. Боже, милостив буди мне, грешной. Возведи на спасительный крест и не дай сходить с него. Спаси, Господи, силой Твоей любви меня, немощную и недостойную милости Твоей.
Слава Тебе, Господи, и слава Кресту Твоему Животворящему и Воскресению Твоему!
— Геронда, у меня есть помысел, что в том, что я быстро устаю, виновата не только моя телесная слабость. — Да, если бы в тебе был Божественный огонь, то всё было бы по-другому. — А как мне приобрести этот Божественный огонь? — Нужно забыть себя и думать о других. — Мне кажется, что трудно делать так постоянно. — По крайней мере, постарайся думать и заботиться о других столько же, сколько ты думаешь и заботишься о себе. Так постепенно придёшь к тому, что станешь равнодушна к себе, в хорошем смысле, и будешь постоянно думать о других. Тогда и Бог будет о тебе думать, и люди. Только не делай этого ради того, чтобы другие думали о тебе! — Выходит, что меня мучает моё собственное «я»? — Ну, конечно! Отбрось своё «я». Если отбросишь — воспаришь. Зачем оно тебе, для кого ты его хранишь? Для себя? Часть любви, которую оставляешь себе, ты отнимаешь от всецелой и безграничной любви, которую необходимо иметь к другим. — Геронда, как мне отбросить своё «я»? — Насколько возможно, исключи своё «я» из того, что ты делаешь, посели в своё сердце других. То, что ты желаешь для себя, отдавай другим. Отдавай, отдавай, не думая о себе. Чем больше будешь отдавать, тем больше будешь получать, потому что Бог будет тебе в изобилии подавать Свою благодать и любовь. Он станет тебя сильно любить, а ты Его, потому что перестанешь любить себя, своё «я», которое требует, чтобы его питали гордость и эгоизм, а не Благодать Божия, подающая душе все необходимые соки, изменяющая плоть божественным изменением и заставляющая человека сиять невещественным светом. Буду молиться, чтобы ты скорее ощутила то, о чём я говорю, и избавилась от муки себялюбия. — Геронда, а может быть так, что я буду бороться с себялюбием, но в моих делах всё равно будет сквозить мое «я»? — Всё зависит от того, как ты подвизаешься. То, что грязно и отвратительно, человек выбрасывает, но сначала нужно понять, что это действительно грязно и отвратительно. Не почувствовав отвращения, не выбросишь. Чтобы отбросить ветхого человека, нужно почувствовать к нему отвращение. На парализованных ногах нельзя двигаться вперёд.
Когда есть самоотречение, Бог подаёт Свою благодать
— Геронда, когда я думаю о том, как святые принуждали себя, меня мучает совесть, мне кажется, что я-то себя жалею. — Когда человек, подвизаясь смиренно, усердно и с рассуждением, выступает за пределы своих возможностей, тогда на него снисходит сверхъестественная Божественная сила. — Геронда, что имеет в виду авва Варсонофий, говоря: «Не ищи телесного покоя, если не посылает его тебе Господь»? — Этим он хочет сказать, что не надо искать для себя покоя, удобства. Прежде всего нужно самоотречение, а за ним следуют обильные Божественные дары, потому что, когда есть самоотречение, тогда Бог подаёт человеку Свою благодать. Когда в человеке есть дух жертвенности, тогда он получает Божественную помощь, Бог заботится о нём. Соответственно мере самопожертвования и молитвы за ближних человек получает и помощь от Бога.
Когда человек, подвизаясь смиренно, усердно и с рассуждением, выступает за пределы своих возможностей, тогда на него снисходит сверхъестественная Божественная сила.
Господь за нас нашу работу выполнять не будет.
Господи, что значит подвизаться смиренно, усердно и с рассуждением, и выйти за пределы своих возможностей?
- Геронда, а может быть так, что я буду бороться с себялюбием, но в моих делах всё равно будет сквозить мое «я»? — Всё зависит от того, как ты подвизаешься. ... Не почувствовав отвращения, не выбросишь.
Господи, у меня нет ни чистого смирения, ни должного усердия, ни истинного рассуждения. Есть внутри меня "черный двойник" (ветхий человек, самолюбие), который думает, что все это у него есть, и что он что-то значит и что-то может.
Боже, как мне всегда чувствовать отвращение к этому черному двойнику внутри меня и распинать его в себе? Столько лет я думала, что он - это я. Но он - это образ греха во мне, образ сатаны.
Истинное мое я - это образ Твой, Господи, образ Твоего Смирения. Но как же трудно добраться до него в себе. Помоги, Боже, покажи мне путь к истинному моему я, воспламени веру и стремление к Тебе в моей душе, оживи страх Божий и совесть, очисти сердце мое от всякой лжи и скверны! Господи, помилуй меня нищенку!
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. Кто из вас, имея раба па'шущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что' должны были сделать.
Если я попрошу у Господа умножить (укрепить) во мне веру, правильной ли будет моя просьба? У кого есть вера самая малая, тот творит чудеса такие, что и смоковнице повелевает и горы может переставлять, и такую веру Господь умножает. Имею ли я такую веру? Нет, не имею. А потому и просьба моя не об умножении веры, а о ее ВОСКРЕШЕНИИ, возрождении истинной веры во мне.
Подвизаться со смирением значит исполнять слова Господа, думая о себе смиренно: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что' должны были сделать.
Но чаще приходится говорить о себе и более горькие слова: Я раба ничего не стоящая, потому что не сделала даже и того, что' должна была сделать. Прости меня, Господи!
Истинное мое я - это образ Твой, Господи, образ Твоего Смирения. Но как же трудно добраться до него в себе.
Когда ты действительно доберешься до образа Божьего в себе и увидишь во свете Божьем что' ты делаешь с ним, когда служишь греху, тогда ты возрыдаешь о себе горькими слезами, такими горькими, что и утешения для себя не захочешь, а утешаться будешь сокрушенной покаянной молитвой: Боже, прости и помилуй меня, первую грешницу, воскреси душу мою, восстанови изуродованный образ Твой во мне, подай мне веру Твою чудесную святую и спасительную! Это ответ на твой вопрос, что значит подвизаться со смирением, усердием, рассуждением, и самое главное - в состоянии нищеты духовной (истинное понимание о себе - выход за пределы твоих возможностей).
Когда же Бог исполнит эту твою скорбную покаянную молитву и воскресит душу твою, ты получишь истинное утешение в Духе Святом, которого уже не будешь ждать, потому что станешь искренне ощущать себя недостойной великих даров, и тогда душа твоя преобразится в благодати Божией и молитва твоя изменится и покаяние станет непрестанным благодарением.
Царство Божие внутрь тебя есть. Не ищи его снаружи. Бог милует тех, кто слушают Его слова и исполняют их.
Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешницу, молитвами святой Марии Египетской, святого Серафима Саровского и всех святых!
Господи, что значит подвизаться смиренно, усердно и с рассуждением, и выйти за пределы своих возможностей?
Выход за пределы своих возможностей - это истинное осознание своей духовной нищеты, невозможности исцелить и воскресить свою душу своими силами. Кому в Святом Евангелии Господь говорит "вера твоя спасла тебя"? Людям, совершенно ненадеявшимся на себя, которые все свое упование возлагали на Господа, нуждающимся только во ХРИСТЕ, т.е. тем, которые в результате скорбей и испытаний осознали свою духовную нищету - невозможность исцелиться своими силами или с помощью других людей. Такая вера из нищеты духовной привлекает силу Божию, которая творит чудеса в человеке, исцеляет и преображает, воскрешает душу. Сила Божия в немощи совершается.
Только в нищете духовной умирает "черный двойник" (самолюбие), не выносит он смирения, не выносит размышлений о том, что он ничтожен и ни на что доброе без Бога не способен.
Боже, я буду заставлять, принуждать себя думать о себе, что я НИЩАЯ духовно и ничего нестоящая раба Твоя, неспособная без Тебя ни на что истинно доброе, чтобы это самолюбивое чудовище (черный двойник), не вынося смиренных мыслей, умерло во мне навсегда, и чтобы свет Твоей любви возсиял в моем сердце, в том числе и для других людей.
Нищетой духовной, смиренными мыслями о себе привлекай к себе дух Христов, и свет Христов, возсиявший в тебе, просветит и спасет тысячи людей вокруг тебя. Тогда ты сможешь молиться о других людях так, как этого хочет Бог, и таким образом сможешь исполнять волю Божию, научаемая Духом Святым.
Господи, у меня нет ни чистого смирения, ни должного усердия, ни истинного рассуждения.
Так и думай о себе, особенно, когда почувствуешь в себе смрадные мысли от черного двойника. И знай, что только сила Божия способна победить и уничтожить образ сатаны в тебе, поэтому всегда проси из нищеты духовной силу Божию для отгнания скверных помыслов и желаний, приходящих от самолюбия (черного двойника- образа сатаны).
Но помни, что если ты не видишь своих грехов, не видишь образ черного двойника в себе, не чувствуешь смрадное его самолюбивое дыхание и не различаешь лживый злочестивый его голос, подбивающий совершить грех, не испытываешь отвращение к нему, то ты далека еще от истинной нищеты духовной. Ибо как ты можешь искренне просить Бога отогнать от тебя зло, если не считаешь зло злом и с радостью принимаешь его, когда оно приходит?
Господи, дай мне зреть мои грехи и отличать внутри себя истину от лжи, подай отвращение к "черному двойнику" (самолюбию), отделяющему меня от Твоей любви, от исполнения первой заповеди блаженства:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Наша работа - непрестанно попрошайничать у Бога. Прости, помилуй, воскреси, исцели, подай, отгони, благослови, избави, защити... ...СПАСИ нас, БОЖЕ, Твоею благодатию, Твоею силой, ибо сами не можем спасти себя!
Мы - нищие попрошайки, по сути грязные больные пьяные бомжи, добровольно сидящие в вонючих грехах в обнимку с самолюбием, в блудной связи со своим ветхим человеком (черным двойником), ВНЕ Царства Небесного.
Но самое страшное, когда мы, будучи в таком бедственном состоянии, не ищем изо всех сил Бога, не просим Его о милости и исцелении, а ищем в этой жизни пустое, удовлетворяемся прахом этого падшего мира, продолжаем идти на поводу у самолюбия, образа сатаны, живущем в нас, следуем за ним по широкой дороге, ведущей в вечную погибель...
Но помни, что если ты не видишь своих грехов, не видишь образ черного двойника в себе, не чувствуешь смрадное его самолюбивое дыхание и не различаешь лживый злочестивый его голос, подбивающий совершить грех, не испытываешь отвращение к нему, то ты далека еще от истинной нищеты духовной.
Подай Свет Твой, Господи, который есть Жизнь человеков, чтобы видеть мне и разуметь тьму и мерзость своего ветхого человека, не прельщаться этим миром.
Дата: Воскресенье, 15.05.2016, 01:50 | Сообщение # 35
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Молитва к Ангелу хранителю Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.
Святый Архангеле Урииле, Светом Божественным озаряемый и преизобильно исполненный огнем пламенной горячей любви, брось искру огня сего пламенного в мое сердце холодное, и душу мою темную светом твоим озари. О, великий Архангеле Божий Урииле, ты еси сияние огня Божественного и просветитель помраченных грехами, просвети ум мой, сердце мое, волю мою силою Святаго Духа, и настави меня на путь покаяния, и умоли Господа Бога, да избавит меня Господь от ада преисподняго и от всех врагов, видимых и невидимых, ныне и присно и во веки веков. Аминь
Дата: Понедельник, 16.05.2016, 09:29 | Сообщение # 36
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Старец Фаддей Витовницкий:
Божественная любовь не терпит эгоизма. Мы должны презреть себя ради любви Божией, а своего «господина Я» не просто выгнать, а убить. Пока он не умрёт, мы не сможем соединиться с Господом.«Господин Я» вечно сердится, что всё не так, как он хочет. Я смотрю в своё сердце, и куда бы ни посмотрел, вижу этого «господина». А когда придёт искушение – ударит ножом и пронзит, и зияет рана… + + + Господь смотрит вглубь нашего сердца, о чём это сердце печалится, чего хочет. Если в сердце есть что-то нечистое, влекущее к соблазнам этого мира, привязывающее к земной жизни, тогда наши скитания будут долгими и у нас будет много мучений и страданий. Это потому, что мы раздвоены: хотим быть с Христом, а сердце всё ещё в плену. Поэтому мы так много страдаем. + + + Сердце должно отделиться от своих внутренних желаний. Нужно исторгнуть из него все земные планы и желания. Нужно всё отвергнуть, соединиться с Господом, просить у Него помощи, смириться – и Он очистит нас. Внутренняя молитва – вот самый великий труд, который может совершать человек. В ней душа очищается, чтобы принять Божественный огонь и непрерывно молиться в Духе Святом. Дух Святой должен сойти в наше сердце, чтобы губительная мудрость мира сего больше не могла заполнить его. + + + Здесь, на земле, нет ничего и никого, кто может дать нам покой. Единственный Податель мира, жизни и радости – Бог. Он даёт покой, тишину и радость. Душа, преданная Богу, ничего не боится: ни угроз, ни врагов, ничего. Тот, кто не предаётся на заклание как агнец за каждую, даже самую малую добродетель и не проливает за неё своей крови, никогда не обретёт её. Так Господь установил, что мы покупаем вечную жизнь ценой добровольной смерти. Кто не умрёт совершенной смертью через умерщвление своей воли, не войдёт в Царствие Небесное. + + + Всё, что происходит с нами, полезно. Не принимай на себя слишком много житейских забот, а храни свой мир и живи с Богом. Пусть всё идёт, как идёт. И себя, и своих близких мы должны доверить Господу. Господь всюду, и без Его промысла, без Его попущения не бывает ничего на земле. Когда мы укореним в себе эту мысль, тогда всё нам легко. Первый шаг к Богообщению – предать себя полностью в руки Божии. И тогда действует Бог. Тогда мы становимся добровольным орудием в Его руках – движимые Им в мыслях, желаниях, словах и делах. + + + Будем думать о Господе постоянно, зная, что всё в Его власти, что Он может всё. Тогда зачем и к кому ещё обращаться? Кто сильнее Его? А Он здесь, рядом с нами, в сердце, в центре жизни. И однажды, когда вы полностью предадите себя Его воле, увидите, как Он наградит вас. Человеческая природа вошла в таинство Святой Троицы – это бесценный дар, который мы, прилепившись к земному, так мало ценим. + + + Смысл нашей жизни в том, чтобы вернуться в объятия Божии, стяжать благодать Святаго Духа. Когда святые шли за Христом, то уже не оглядывались ни вправо, ни влево, но шли прямо к Богу. Пока на нас не сойдёт озарение Святаго Духа, нас одолевают страхи. Когда же благодать Святаго Духа освятит душу, она не чувствует ни страха, ни страданий. + + + Совершенство христианской жизни – в смирении. Насколько душа смирится, настолько ей открываются тайны небесные. Душа, которая не смирилась, не может принять благодати. Чувство своего ничтожества свидетельствует о том, что благодать Божия хранит душу. Что у нас есть своего? Ничего нет! Мы – оружие в руках Божиих и должны быть полностью Ему преданы. А Он будет руководить нами по Своей святой воле. Если мы сами не смиримся, Господь не перестанет нас смирять. Пока мы не научимся смирению, много сердечной боли нам придётся перенести. Господь стоит рядом и попускает нам принять боль под левое ребро, чтобы стало видно, сколько там смрада. + + + Наша планета приближается к завершению своего бытия, приближается Второе Пришествие Божие, когда Господь сотворит всё новое, и очень грустно, что люди не хотят одуматься… Мы постоянно грешим, скользим и падаем. Самое главное при этом – встать и снова идти к Богу. Хоть сто раз в день упадешь – ничего, вставай, иди дальше и не оглядывайся назад – что было, то прошло. + + + Наши желания разрушительны. Наши чувства ненасытны. Все чего-то ищут, как будто они здесь, на земле, вечные. Но напрасно, всё напрасно! Нам всегда что-то не так. А между тем история идёт к завершению; и если бы не было искренних молитв верующих, то давно бы наступил Апокалипсис и Страшный суд. Со временем будет всё меньше истинных христиан, усердных молитв и всё меньше возможности отложить конец мира. Вся современная цивилизация направлена на то, чтобы отвлечь внимание человека от самого себя, от своего сердца, от истинных ценностей. Мы слишком беспокоимся о себе, а ведь только человек, полностью предавшийся в волю Божию, может стать радостным и мирным. По мере нашего освобождения от попечений Господь дарует нам чувство, что Он – с нами. + + + Всё вокруг – тайна Божия. Самонадеянный человек думает, что он что-то знает, а на деле мы повсюду окружены тайнами, мы сами для себя – великая тайна. Господь – в нас, и поэтому мы тайна для нас самих. А Господь открывается только смиренной и кроткой душе. Нам всю жизнь, всегда, будет чему учиться и совершенствовать себя, так же как совершенствуются ангелы и святые, бесконечно переходя от познания к познанию, из силы в силу. Если дух человека смирен, он переходит от познания к познанию. Ведь природа человека, возвышенная над всем творением, вошла в таинство Святой и Животворящей Троицы!
Старец Фаддей Витовницкий: Совершенство христианской жизни – в смирении. Насколько душа смирится, настолько ей открываются тайны небесные. Душа, которая не смирилась, не может принять благодати. Чувство своего ничтожества свидетельствует о том, что благодать Божия хранит душу. Что у нас есть своего? Ничего нет! Мы – оружие в руках Божиих и должны быть полностью Ему преданы. А Он будет руководить нами по Своей святой воле. Если мы сами не смиримся, Господь не перестанет нас смирять. Пока мы не научимся смирению, много сердечной боли нам придётся перенести. Господь стоит рядом и попускает нам принять боль под левое ребро, чтобы стало видно, сколько там смрада.
Надо крайне беречься сравнивать себя с другими в каком бы то ни было отношении, а ставить себя ниже всех, хотя бы ты и действительно был в чем-либо лучше многих или равен весьма многим. Все доброе в нас – от Бога, не наше. (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)