Понедельник, 20.05.2024, 16:51
Последние сообщения:
Помни о главном!

Новый Завет




Поиск по сайту


Добро пожаловать, Гость | Форум | Вход |  (обратная связь)
Правила форума
  • Страница 3 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Поиск истины » Православная вера » В помощь кающимся » О борьбе с гордостью (из бесед и проповедей)
О борьбе с гордостью (из бесед и проповедей)
СерафимаДата: Среда, 29.05.2013, 04:46 | Сообщение # 41
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Амвросий Оптинский
Ты послушай: грешила-то ты очень, за это Господь и наказывает. Лучше ведь здесь пострадать, нежели там... Молись так: «Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость». Эта молитва в вечерних молит­вах. Знаешь? Ведь здесь или там должна ты быть наказана – выбирай, где лучше? Лучше пострадать на земле. Молись: «Господи, даждь ми терпение и великодушие», – это тебе будет помогать. Говорю тебе, мо­лись: «Господи, даждь ми терпение и великодушие».

Берегись как можно осуждать. Осужде­ние хуже всего. В чужие дела не мешайся. Живи проще.

«Не осуждай согрешающаго и не злопамятствуй на досаждающаго». Вот два слова, из-за которых мы читаем всю книгу. Их нужно по­мнить каждому и стараться исполнять. Блаженный Августин, объяс­няя молитву «Отче наш», говорит: «Кто имеет в сердце злопомнение и не прощает досаждающим, тот осуждает себя на вечную муку, когда чи­тает молитву "Отче наш", потому что в этой молитве сказано: "Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим"».

Кто хочет идти верным путем и достигнуть спасения, тот непре­менно должен прощать досаждающим, потому что сказано: «...яко же и мы оставляем должником нашим». Если мы прощаем, то Господь по­крывает нас Своею милостию – и враг ничего не может нам сделать. Напротив, когда мы имеем в сердце злопомнение, враг так и вертит на­ми и наводит такие искушения, что мы путаемся кругом.

«Не осуждай согрешающаго и не злопамятствуй на досаждающаго». Напишите эти слова на стенке и, читая их, почаще проверяйте со­весть вашу. Старайтесь угождать Богу, и вы не будете бояться смерти. Если мы угождаем Богу, преставление отцев наших духовных не удаляет их от нас, напротив, еще теснее соединяет их с нами. Они духом пребывают с нами и покрывают нас.

Будь милостива к живущим с тобою, и ты получишь такую же ми­лость Божию и будешь в Царстве Небесном.

Правда, что не твоей меры всегда пребывать в молитве, а ты хоть противу дурных помыслов твори Иисусову молитву. Презирай мирские понятия о призывании Божией помощи противу злых помыслов. Не гордись и не осуждай других, и не будешь фарисей. Обольщение бывает, когда человек примет вражий внушения, что он будто стяжал нечто духовное или благодатное. Бойся сего и ощущения внутренние считай только за чувства покаянные.
 
СерафимаДата: Четверг, 30.05.2013, 22:58 | Сообщение # 42
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Паисий Святогорец

— Геронда, что сегодня способно помочь миру больше всего?

— Если бы миру преподавалось сегодня покаяние, то помочь могло бы только оно. Чтобы получить пользу, будем читать как можно больше житий тех святых, которые обращают особое внимание на покаяние. Просить у Бога покаяния — это значит просить просвещения. Испрашивая покаяния и сильнее каясь, мы, естественно, придем в большее смирение. А тогда по необходимости придет большая Божественная Благодать, просвещение от Бога. Пребывая в покаянии, человек хранит Благодать Божию. Люди-то ведь хорошие. Вон большинство: не исповедуется, не причащается, находится в великом неведении, но, с другой стороны, приходят ко мне и просят помощи. Что-то в этом кроется.

— Геронда, может быть, поводом для того, чтобы люди приблизились к Богу, становятся испытания?

— Тем, в ком есть доброе расположение, испытания помогают. Те, в ком такого расположения нет, начинают обвинять Бога, хулить Его, оправдывать себя. Зло в том, что люди не признаются: «Согреших,» но терзаются. Диавол имеет в мире великую власть. Мы дали ему много прав. Во что же превратился сегодняшний человек! Зло в том, что он, не имея покаяния, препятствует Богу вмешиваться и помогать ему. Если бы было покаяние, то все бы наладилось. Нас ждут грозы, грозы! Да прострет Бог Свою руку! Будем просить покаяния всему миру. Будем молиться и о тех, кто сознательно делает зло Церкви и не намерен исправляться, чтобы Бог дал им покаяние, а потом забрал их в лучший мир.

Поможем, насколько это возможно, миру в покаянии, чтобы приять Божии благословения. Покаяние и исповедь — вот что нужно сегодня. Мой неизменный совет людям: кайтесь и исповедуйтесь, чтобы диавол был лишен прав, а вы прекратили подвергаться внешним бесовским воздействиям. Чтобы люди поняли и покаялись, им требуется встряска. К примеру, человек исповедуется в том, что совершил прелюбодеяние. Духовник читает над ним разрешительную молитву, накладывает на него епитимью и на этом останавливается. Но духовник должен помочь ему понять, что зло не заключалось лишь в прелюбодеянии. Кающийся должен осознать, что, сделав это, он стал преступником, разрушил две семьи. Но некоторые духовники ни сами не копают глубже, ни людей не заставляют задуматься.
 
МаринаДата: Пятница, 31.05.2013, 16:33 | Сообщение # 43
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Преп. Амвросий Оптинский
Вообще спасение наше, по слову преподобного Петра Дамаскина, находится между страхом и надеждою, чтобы не иметь самонадеянности и не отчаиваться, а с благою надеждою и упованием на милость и помощь Божию стараться проводить жизнь во исполнении заповедей Божиих.
Сам Господь во Святом Евангелии прямо и ясно говорит: «возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашым» (Мф. 11, 29). Слова эти показывают, во-первых, что несение ига Христова прежде всего заключается в кротости и смирении. Во-вторых, наставление и назидание для собственной жизни должно брать более с примера Христа Спасителя, нежели с примера людей, в которых невозможно обретать полного совершенства, по немощи человеческой. И потому, под благовидным предлогом, не должно смущаться тем, что некоторые не подают нам назидательного примера так, как бы мы желали. При этом может быть ошибка и в том, что мнения и намерения людей различны, — один думает и рассуждает так, а другой иначе. Потому и религиозные взгляды на вещи неодинаковы. — Сердца же человеческие знает только один Бог. Поэтому и говорится: ин суд Божий, и ин человеческий. В-третьих, слова Спасителя показывают, что беспокойство наше и смущение происходит не от других, а от нас самих, по недостатку в нас кротости и смирения.
 
МаринаДата: Пятница, 31.05.2013, 17:25 | Сообщение # 44
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Где лежат страсти, оттуда исходят и все наши неудобства, неладицы, неурядицы и неустройства. Но да упразднит все сие Пришедый грешные спасти, аще восхощем покаяться, смириться и покориться.

Живи и старайся наживать ум да разум, не кое-какой, а дельный, основательный, монашеский, не упрямый, а твердый, — и во внешнем по приходу держи расход, и о себе суди по тому, что ты делаешь, а не по тому, что ты думаешь. — Надумать можно многое, но недостаток в исполнении обличает нас.
Спрашиваешь меня: каким образом можешь достигнуть того, чтобы нажить разум духовный, твердый? Смирением, страхом Божиим, хранением совести и терпением находящих скорбей.
 
СерафимаДата: Пятница, 31.05.2013, 21:30 | Сообщение # 45
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Жить просто значит не осуждать, не зазирать никого. Например, идет Еликанида. Прошла, да и только. Это значит, думать просто. А то, при виде проходящей Еликаниды, можно подумать о ней с худой стороны: она такая-то, характер у нее такой-то. Вот уже это не просто.

Смотри на все просто.

Как это: «Возверзи печаль твою на Господа?» Ответил: «Это значит жить просто и все упование возложить на Господа и не рассуждать, что кто сделал, что и как будет. Царь Давид когда думал и рассуждал по-человечески, тогда дошел до безнадежного состояния, ни в чем не находил себе отрады: «поглумляшеся и малодушествова дух мой». А когда возложил упование свое на Бога, тогда был утешен: «помянух Бога и возвеселихся».

Как поступать немощному, если случаются скорби от сплетен? Очень просто: сознавать свою немощь, прибегать к самоукорению и смирению, и в неприятных случаях более обвинять себя, а не других; и прежде всего смотреть на вещи просто, что все мы люди, все человеки, всякий по-своему разумевает, по-своему судит и толкует. В этом судить нас будет один Сын Божий, Которому Единому дана сия власть от Бога Отца. Когда же оставим простоту и будем думать и толковать, что, и как, и зачем, и для чего, и кто они, и как они, тогда не будет просто, а выйдет мудрено, паче же бестолково. Пойдут недоумения и неразумения; не обойдется и без жалобы; а скорби-то, скорби-то будут невыносимые.

Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота.

Мудрость внешняя есть буйство пред Богом; ценна же истинная простота душевная, которая есть матерь веры и смирения и нелицемерной любви. Золото и в простом слитке имеет свою цену, также оловянные фигуры свою.
 
СерафимаДата: Пятница, 31.05.2013, 21:49 | Сообщение # 46
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
На вопрос, как себе внимать, с чего начинать, последовал такой ответ: «Надо прежде записывать: как в церковь ходишь, как стоишь, как глядишь, как тщеславишься, как сердишься и проч.».

Одна женщина просила о. Амвросия помолиться о ней, чтобы ей успокаивать других, а он ответил ей: «Успокойся прежде сама, тогда и других будешь успокаивать».

«Батюшка! — спрашивали некоторые, — отчего это мира нет в душе?» Старец отвечал на это словами псалма: «Мир мног любящим закон Твой».

Сказано: «Любящим Бога, вся поспешествует во благое». И в другом месте: «Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна». А если «несть мира в костях наших, то явно что от грехов и страстей наших. И потому должно заботиться не обстоятельства улаживать, а стараться себя исправлять. Это не только надежнее, но и успокоительнее».

На вопрос: «Что значит жить по сердцу?» — батюшка ответил: «Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее».

Батюшка говорил: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем».

Самооправдание и обвинение других, правильное ли, или неправильное, не успокаивает, а лишь более возмущает дух наш.

Необходимо скорее обретать успокоение чрез самоукорение, без которого с трудом проводит жизнь всякий ищущий спасения.

Сознание, что за грехи наши достойны мы больших оскорблений, будет облегчать тучу душевную и послужит противодействием в вражиих подстреканиях, без толку смущающих того, у кого недостает самоукорения.

Одной своей духовной дочери старец говорил: «В тебе много способности к жертве, но Господь сказал: «Милости хощу, а не жертвы». А милости-то у тебя и мало; почему и судишь всех без снисхождения; смотришь только на дурную сторону человека, и не вглядываешься в хорошую; свои жертвы видишь и превозносишься ими».

Кто-то сказал батюшке: «Гордость мешает во всем!» — «А ты, — ответил батюшка, — закутайся в смирение, тогда, если небо к земле прильнет, и то не страшно будет».

Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.

Помни, что плод благой стяжевается в терпении. Терпение же не приобретается без различных скорбей и неприятных случаев, смиряющих возношение наше.

Мир всем терпеливым, а нетерпеливым нет спасения: «Претерпевый же до конца — той спасен будет».

Батюшка говаривал: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я».
 
МаринаДата: Воскресенье, 02.06.2013, 16:52 | Сообщение # 47
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Преп. Исаак Сирин говорит о пути спасения:
"Воздаяние бывает не добродетели, и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. И если смирения не возникает в человеке, то напрасны все труды и все добродетели".
 
Прео. Амвросий Оптинский
Не место успокаивает человека, а смирение и покорность воле Божией».
Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.
Преп. Иоанн Кассиан Римлянин (Авва Нестерой):
Смирение есть наставник всех добродетелей; оно есть крепчайшее основание небесного здания; оно есть собственный и великий дар Спасителя. … Даже отходя к Отцу, Иисус Христос оставил ученикам Своим, как бы некоторый завет, следующую заповедь. «Заповедь новую», говорит Он, «даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». И тут же присовокупил: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34, 35). Не сказал: если будете, подобно Мне, творить знамения и чудеса; но говорит: если будете иметь любовь между собою, которую, известно, могут сохранять только кроткие и смиренные.
 
Св. Игнатий (Брянчанинов):
Смирение никогда не гневается, не человекоугодничает, не предается печали, ничего не страшится.
Может ли предаться печали тот, кто заблаговременно признал себя достойным всякой скорби?
Может ли устрашиться бедствий тот, кто заблаговременно обрек себя на скорби, кто смотрит на них, как на средство своего спасения.
Смиренный предает себя всецело воле Божией. Смиренный живет не своею собственною жизнью, но Богом. Смиренный чужд самонадеянности, и потому он непрестанно ищет помощи Божией, непрестанно пребывает в молитве.

 Св. Феофан Затворник:
Как только умалится смирение, так и холодность пойдет. Ибо когда душа начинает считать себя чем-либо, тотчас Господь отступает, и она оставшись одна - сама с собою, хладеет. Не языком говорить: я ничто, а в сердце чувствовать свое ничтожество надо. И тут всегда будет Господь, из ничего все сотворивший и творящий. Теплоту Господь подаст; но и самим надо труд приложить.

 
МаринаДата: Среда, 05.06.2013, 21:34 | Сообщение # 48
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Преп. Амвросий Оптинский:
Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.
Игумен Никон (Воорбьев)
Мне все больше и больше открывается глубокое падение человечеств а, а отсюда - значение Спасителя Господа Иисуса Христа. От дел не спасется никакая душа, только одно спасение - Христос, спасающий тех, кто верует в Него и сознает нужду в Спасителе, т.е. считает себя грешником, недостойным царствия Божия. Таких грешников и пришел Иисус Христос призвать к покаянию да спасению.

Если же человек считает себя хорошим, и отдельные свои даже тяжкие грехи - случайными, в которых не столько он виноват, а больше всякие внешние обстоятельства или люди, или бесы, а он мало виноват, то это устроение есть ложное, это явно состояние скрытой прелести, от чего да избавит нас всех Господь.
Чтобы идти по правильному пути, надо следить за собою, сравнивать свои дела, слова, помыслы, влечения и проч. с заповедями Христовыми, не оправдывая себя ни в чем, стараться исправлять себя, насколько можно, не обвинять и  не осуждать других, каяться пред Господом, постепенно смиряться пред Богом и людьми - тогда Господь постепенно будет открывать такому человеку его падение, его порчу, его неоплатный долг. Один должен пятьсот динариев, другой - пятьдесят, а все равно оба не имели, чем заплатить.

Нужно, чтобы Господь по милости Своей простил обоим. Значит, нет такого праведника, который не нуждался бы в милости Спасителя.
И вот премудрость Божия! - Явный грешник скорее может смириться и прийти к Богу, и спастись, чем наружные праведники. Потому и сказал Господь Иисус Христос, что мытари и грешники предваряют в царствии Божием многих внешних праведников.
Какой вывод из сказанного? - Познавайте свою немощь и греховность, не осуждайте никого, себя не оправдывайте, смиряйтесь, и Господь вознесет Вас в свое время.
Боже, милостив буди нам, грешным. Простите и молитесь за меня.
 
МаринаДата: Среда, 19.06.2013, 17:26 | Сообщение # 49
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
"Обычно мы делаем то, что мы хотим делать. Мы всегда находим время делать то, что нам нравится. Даже тогда, когда мы говорим: «У меня нет времени делать то, что я хочу», мы делаем только то, что на самом деле и хотим делать. Многие вещи владеют нашими сердцами. Во-первых, эгоизм и самолюбие владеют нашим сердцем. Мы всегда думаем о себе. Наш рассудок и проносящиеся в нем идеи подобны атмосферному слою, сквозь который проносятся, сгорая, метеориты. Разные мысли сыплются на нас отовсюду потому, что мы не умеем слушать. Мы думаем, что жизнь измеряется нашими идеями, мыслями. На самом деле Бог сообщил нам все то, о чем необходимо знать. Он рассказал нам о том, Кто Он. Он рассказал нам о том, как спастись. Он рассказал нам о том, что такое жизнь. Но мы не верим ни единому слову. Он говорит: отдай все, и Я позабочусь о тебе. А мы отвечаем: да, но что если… Или: Ты не понимаешь, у меня дети, муж (жена),плохое здоровье. И после этого мы начинаем танцевать вокруг этих мыслей, пытаясь объяснить Богу то, что Он должен понять. Вместо того чтобы слушать то, что нужно понять нам". Схиархимандрит Иоаким Парр
 
МаринаДата: Среда, 19.06.2013, 18:42 | Сообщение # 50
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Человек, который не слушает Бога в заповедях Его (вернее, не может во всем слушаться, пока не смирится) никак не может во всем слушаться и исполнять волю человека. Господь везде. Попробуйте в самом малом слушаться Господа, делать пред лицом Его то, что Вы делаете ежедневно. Попробуйте. Сидите ли, стоите, лежите, смотрите, отвечаете, говорите, относитесь к ближнему, думаете и проч., попробуйте все это делать по заповеди Божией, как бы пред Самим Богом, ибо воистину везде Господь. Им мы живем и движемся, и существуем. Попробуйте так делать хоть в течение одного часа. Если Вы могли бы во всем слушать человека, то почему бы Вам хоть в течение часа ежедневно не слушаться Господа?
Не мечтаете ли Вы слишком много и о большом, упуская малое, реальное, доступное Вам? Враг нашего спасения так часто делает: внушает желание большего, чтобы не дать исполнить и малого.

Все суета сует, всяческая суета. Чтобы приобрести смирение, а с ним мир Божий (в душе), превосходящий всякое разумение, надо много потерпеть неудач, падений, оскорблений и проч. Постоянные успехи могут погубить духовного человека, поэтому Промысл Божий вынужден посылать нам всякие испытания, неудачи, скорби, болезни и проч., чтобы человек на тысячах примеров познал свою немощь и отдался всецело в руки Божии, а не на себя надеялся.
Как образ Божий, как призванный быть чадом Божиим, причастником естества Божия - человек действительно есть великая ценность, дороже целого мира. Нужно бы сознавать это, благодарить за это Бога, вести себя соответственно этому, а на деле человек или не знает своего истинного величия, или в силу испорченности полагает свое “Я” в пустяках, ратует за мелкое самолюбие, тщеславится, гордится... и делается неприятным и для Бога, и для людей. Эта извращенность хуже других грехов и трудно исцеляется, т.к. касается самой глубины души человека, его основы, “Я”. Смирение есть исправление этого извращения, вот почему оно так и ценится. Это я приблизительно, не точно выражаю мысль. Тема слишком глубокая и трудная, и в нескольких фразах этого не выразишь.
 
Игумен Никон (Воробьев)
 
СерафимаДата: Четверг, 20.06.2013, 20:31 | Сообщение # 51
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Игумен Никон (Воробьев)

Борись со всеми, с самыми малыми грехами. Кто неверен в малом, тому не доверят большого. А то дьявол так и внушает: «Это пустяк, это мелочь», — а про более важное: «Где же нам с этим бороться. Это для „подвижников“».

Будем благодарить Господа за то, что Он избрал нас из мира сего, отделил от него, взял в Свой удел. Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже! Господи, пробави милость Твою до конца! — Отдели и по смерти нас от врагов Твоих, хотя мы и не достойны этого, но по милосердию Твоему не отвергни нас от лица Твоего! Сподоби и нас со всеми святыми во веки веков благодарить и славословить Тебя за непостижимые милости Твои роду человеческому и нам, непотребным рабам Твоим! Слава Тебе, Отче, Сыне и Душе Святый во веки веков. Аминь.

В нас ни в ком нет героизма. Все мы маленькие, все боимся больших скорбей. Надо всех жалеть, искренне всем желать и делать больше добра. Какою мерою мерим, такою и нам возмерится и здесь, и в будущем.

В чем суть христианства? В том, что Всемогущий, Всеведущий Творец вселенной так любит и жалеет человека, так заботится о нем и о его спасении, что отдал Сына Своего Единородного на позор, Крест и смерть.

Все виды подвижничества должны привести человека к глубокому смирению. Если не приводят — то путь избран неверный.

Все мы находимся в «злейшей прелести», по выражению преп. Симеона Нового Богослова, то есть во тьме, в заблуждении, в рабстве у диавола. Только немногие бывают освобождены Господом от этого состояния. Как же слепой может вести слепого? А вы всех учите. Перестаньте!

Все подвиги, все доброе должны привести к смирению. И если не приводят, то они чем-либо отравляются. Без смиренного и сокрушенного сердца самые возвышенные и тягчайшие подвиги неугодны Богу.

Всегда будь равнодушен к похвалам. Если примешь похвалу, то и будешь незаметно стараться и впредь угождать людям, и можно незаметно стать фарисеем. Артисты все живут похвалой. То же бывает и со многими из духовенства. А кончается это враждой и ненавистью. Учит этому Евангелие.

Милостыня очищает от многих грехов. Речь идет не только о вещественной милостыне; гораздо дороже милостыня духовная. Она состоит в том, что человек, вместо осуждения ближних, жалеет их, прощает им их грехи и недостатки, и просит Бога простить их. Надо также не роптать, когда терпишь болезнь или невнимание окружающих, холодность их и прочее, а говорить от всего сердца: «Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во царствии Твоем».

Молитва и милосердие ко всем — два крыла, которыми легко возлетают в царствие небесное.
 
СерафимаДата: Четверг, 20.06.2013, 21:05 | Сообщение # 52
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Человек в течение земной жизни должен решительно, невозвратно определить себя к добру или злу, к Богу или диаволу. Ищущий Бога и правды Его — найдет Бога и новую жизнь здесь, на земле в начатке, а после смерти — во всей полноте. Эгоист, ищущий на земле только наслаждений — найдет диавола, и после смерти, как единодушный ему, — пойдет в царство диавола, во ад, в общество законченных эгоистов и злодеев. В наших руках наша будущая судьба…

Чем сильнее любовь, тем больше стремление доказать ее, а доказать бескорыстную любовь можно только жертвой, и как истинная любовь не имеет предела, так не имеет предела и жажда жертвы, как проявление любви. Кто любит Бога, тот захочет страдать ради Бога, и по мере роста любви будет возрастать желание все перенести, лишь бы не удалился от нас Господь, лишь бы быть ближе к Нему. А не любить Господа нельзя, если приблизимся к Нему, вернее, если Он к нам приблизится.

Чем человек действительно, а не мечтательно ближе к Богу, тем он чувствует себя недостойнее, грешнее, грешнее всех человеков. Так чувствовали себя Св. Отцы.

Через самооправдание мы лишаем себя возможности к росту духовному. Если же не делаем того, что должны, да еще не терпим обид и скорбей, и через то не сокрушаемся и не смиряемся, то не знаю уж, что и сказать. Чем мы будем лучше неверующих тогда?
 
МаринаДата: Пятница, 12.07.2013, 11:12 | Сообщение # 53
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Общая наша вина та, что мы недостаточно понуждаем себя к деланию покаяния, молитвы и воздержания. Милосердие Божие таково, что недостаточность делания можно было бы восполнить искренним сокрушением сердечным, плачем сердечным или слезами (первое скорее ведет к смирению).
Почему же мы не сокрушаемся, если сознаем свою вину пред Богом? В чем тут дело? Рассмотри хорошенько. Я думаю, что в глубине души кроется высокое мнение о себе, ценение себя. Это косвенно узнается по тому, что человек не терпит никаких обличений или терпит с великим трудом. Не так ли бывает и с тобой? Осознай и это, и многое другое, и в тишине пред Богом излей в слезах сердечных свою вину, нечистоту бесконечную, неоплатную задолженность пред Ним. Проси любыми скорбями простить и спасти.

За все недолжное (мысль, чувство, слово, взгляды и проч., и проч.) немедленно мысленно от всего сердца вздохните к Господу и попросите прощения - и довольно. Не копайтесь больше, не разбирайте: я такая, я сякая.  Все равно, мы себя не знаем и не можем правильно судить о себе. Господь  - наш Судия. Наше дело просить  за все прощения, а осуждать кого-либо, даже себя чрезмерно, - запрещено.
Вы вовсе не жестоковыйная, а как и все: добро перемешено со злом, жив ветхий человек, а новый еще младенец. Предадим себя и своих Христу Богу и по силе будем делать и каяться в своем недостаточестве и своих погрешностях. Для Вас пост должен быть внутренний. Он труднее внешнего, поэтому люди и предпочитают внешний. Всячески поддерживайте телесные силы, чтобы быть способной и к внутреннему деланию.
 
Молитвы во гневе Господь не принимает и предает такого молящегося немилосердным служителям, т.е демонам, которые от пира духовного, от молитвы, изгоняют с брачного пира во тьму разных пустых, иногда и скверных помыслов. И это будет до тех пор, пока не смиримся и не восплачемся пред Господом от всего сердца, и пока не стяжем мира душевного, ибо сказано в мире (душевном) место Божие. Где немирствие - там враг и тьма, и тягота душевная, и прочие начатки ада.
Смирение обладает силой собирать помыслы в памятование о Боге, а немирствие, тщеславие, гордость рассеивает помыслы. Если помыслы сильно рассеиваются, значит, что-то неладно в душе, значит, враг получил доступ к душе нашей и надо каяться пред Богом, и умолять о прощении и помощи. Над о поискать причины этого. Иногда это бывает (если и гнева нет) от излишней суетливости, привязанности к миру, от длинных мирских разговоров, от осуждения ближних. Хорошая внимательная, от сердца исходящая молитва есть путь к Царствию Божию, которое внутрь нас есть.  Если нет такой молитвы, значит, мы чем-то прогневали Господа. Игумен Никон (Воробьев)
 
МаринаДата: Вторник, 16.07.2013, 22:33 | Сообщение # 54
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Не удивляйтесь и Вы своим падениям, а смиряйтесь и, как мытарь, чаще говорите: Боже, милостив буди мне, грешной! Люди все считают, что эта молитва не для них, а между тем, по словам св. Отцов, никакая молитва и не принимается Богом, если в ней нет настроения мытаря. Ищут высоких состояний в молитве, а это есть прелесть. Мы так испорчены, грешны, такой неоплатный долг имеем пред Богом, что если бы и всю жизнь неумолкаемо взывали: “Боже, милостив буди мне грешному!” - то и тогда не могли бы считать себя освобожденными от долга. Кроме греховного долга есть еще долг благодарности Господу. Для уплаты этого долга не хватило бы нам и миллиона жизней! Остается поэтому смириться, сознать, что не наши дела спасают нас, а непостижимое милосердие Божие, и в надежде на это милосердие и взывать: “Господи помилуй! Боже, милостив буди мне, грешному!” Игумен Никон (Воробьев)

По немощи телесной и душевной достаточно для Вас будет с полным сознанием говорить как можно чаще во всех положениях и состояниях, и местах: “Боже, милостив буди мне, грешной”. Этого вполне достаточно и для разбойников, чтобы получить прощение грехов, а тем более для тех, у кого нет смертных грехов. А Вы все ищете чего-то, чего и сами не знаете или на что заведомо не имеете сил.
Не унывайте, чаще вспоминайте о смерти и предстоянии пред Богом. Постов не соблюдайте телесных, а сохраняйте по силе душевный пост: воздержание языка, очей, ушей, воздержание от лакомств, осуждения и проч., и проч. Этот пост доступен и больным, а нужнее телесного, тем более при Вашей слабости.
 
СерафимаДата: Четверг, 25.07.2013, 04:21 | Сообщение # 55
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
св.Иоанн Кронштадтский:
В читанном сегодня Евангелии (Лк. 10, 25-37) решен Спа­сителем нашим - Богом весьма важный для всех нас во­прос: что делать нам,чтобы наследовать жизнь вечную? Этот вопрос предложен был Господу каким-то законоведом иудей­ским, который сказал: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную»? Господь указал ему на закон, данный евреям от Бога через Моисея: «В законе что написано? Как чита­ешь?» Он сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и бу­дешь жить», т. е. вечно. Но он, желая оправдать себя, т. е. по­читая себя, подобно прочим фарисеям, праведником, испол­нившим закон так, как он его понимал, односторонне, непра­вильно, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» — полагая, что ближним должно считать только еврея, а не всякого человека. Притчей об израненном разбойниками человеке и мило­сердом самарянине, принявшем в нем самое сердечное и дея­тельное участие, Господь показал, что ближним должно счи­тать всякого человека, кто бы он ни был, будь он хоть враг наш, и особенно когда он нуждается в помощи.

Итак, значит, для получения живота вечного нужно усердное исполнение двух главных заповедей: любить Бога всем сердцем и ближне­го, как самого себя. Но так как в этих двух заповедях состоит весь закон, то необходимо нужно разъяснить их, чтобы мы хо­рошо знали, в чем заключается любовь к Богу и ближнему? Итак, с Божией помощью приступим к объяснению.

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, т. е. всем существом твоим, всеми силами предай себя Богу, всего себя посвяти Ему без всякого недостатка, не дели себя между Бо­гом и миром; не живи частью только для Бога и закона Его и частью для мира, для плоти многострастной, для греха и диавола, но всего себя посвяти Богу, будь весь Божий, весь свят, во всей жизни твоей. По примеру призвавшаго вас Святаго (Бога) и сами будьте святы во всех поступках, - говорит свя­той апостол Петр (1 Пет. 1, 15).

Объясним эту заповедь примерами. Положим, что ты мо­лишься Богу. Если ты любишь Бога всем сердцем, то ты бу­дешь молиться Ему всегда всем сердцем, всей душой, всей си­лой, всем разумением, не будешь никогда рассеян, ленив, не­брежен, холоден в молитве; не будешь давать во время молит­вы в сердце места никаким житейским заботам и попечени­ям, всякое попечение житейское отложишь, всю печаль возверзешь на Господа, ибо Он печется о тебе, как говорит апос­тол. Старайся вразуметь молитву, службу Божию вполне, во всей глубине. Если ты любишь Бога всей душой, то ты будешь каяться Богу искренне в грехах своих, будешь приносить Ему всякий день глубокое покаяние, ибо всякий день грешишь много. Будешь каяться, т. е. осуждать себя за грехи всем серд­цем, всей силой, всем разумением; будешь обличать себя со всей беспощадной строгостью, со всей искренностью; будешь приносить Богу полную исповедь, жертву полного всесожже­ния грехов, чтобы ни один грех не остался нераскаянным, не­оплаканным.

Таким образом, любить Бога всем сердцем - значит любить всем сердцем и всей силой правду Его, закон Его и всем сердцем ненавидеть всякую неправду, всякий грех; всем сердцем и всей силой исполнять правду, творить добро и всем сердцем, всей силой удаляться зла, т. е. всякого греха, не давать в сердце места никакому греху ни на одну минуту, ни на одно мгновение, т. е. не соглашаться на него, не сочувст­вовать ему, не мириться с ним, но постоянно, вечно враждо­вать с грехом, воевать с ним и, таким образом, быть храбрым и победоносным воином Христа Бога.
....
Любить ближнего, как себя самого, - значит молиться за жи­вых и умерших, родных и неродных, знакомых и незнакомых, за друзей и врагов все равно как за себя и желать им столько же добра, спасения души, сколько себе. Этому и научает свя­тая Церковь в своих ежедневных молитвах.

Любить ближне­го, как себя, - значит еще любить всякого без лицеприятия, несмотря на то, беден он или богат, хорош собой или нет, стар или юн, знатный или простой, здоровый или больной; полезен нам или нет, приятель или враг, потому что все равно Божий, все по образу Божию, все - чада Божий, члены Христовы (ес­ли православные христиане), все члены наши, ибо мы все - одно тело, один дух (Еф. 4, 4), всем одна Глава - Христос Бог. Так будем разуметь и так постараемся исполнить две главные заповеди закона Божия - и мы наследуем благодатью Христа Бога живот вечный. Аминь.


Да поможет нам Господь!
 
СерафимаДата: Четверг, 25.07.2013, 18:39 | Сообщение # 56
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
преп.Серафим Саровский:
Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.
 
СерафимаДата: Понедельник, 29.07.2013, 20:49 | Сообщение # 57
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Схиархимандрит Иоаким (Парр)
Молитва. Мы только что закончили богослужение, вечерню и акафистный молебен, и мы называем это молитвой. Что это означает? Я дам простое определение. Молитва — это осознанное понимание присутствия Божия. Мы не вызываем Бога, Господь Бог уже присутствует здесь. Что позволит нашему уму присоединиться Богу? Молитва.

То, что мы делали сегодня — это была формальная структурированная деятельность, направленная на то, чтобы удержать наш ум присоединенным к Богу. Если же ум находился в разных местах, был занят многими вещами — значит, в этот момент мы не совершали молитву.

Господь Иисус Христос говорит нам, что самая великая заповедь — это любить Господа Бога своего всем своим помышлением, всем своим сердцем, всей своей душою и всей своей силой. Это означает, что когда мы совершаем молитву, наш ум полностью вовлечен в познание Бога. Это трудно.

Духовная жизнь — это жизнь в Духе Святом, вместе с Ним и согласно Ему. Для многих из нас это означает, что мы не живем жизнью духовной, мы не молимся. Как мы можем понять, что значит молиться? Что делает наш ум полностью занятым?

Любовь — это единственное, что может нас привязать к чему-то, кроме как к себе. Но поскольку мы любим только себя, нам очень трудно думать о чем-то и присоединяться к чему-либо, кроме самих себя. За исключением вторичных вещей, приносящих нам удовольствие, за которыми, опять же, стоит забота лишь о себе.

Позвольте мне предложить вам несколько идей, которые помогут вам понять, что есть молитва. Я постараюсь наиболее доступно рассказать вам, как молиться, а вы попробуете сделать это.

Молитва — это цель деятельности ума. Ваш интеллект, ваш ум были созданы только для одной цели — для молитвы. Молитва — это полное познание Бога, не себя и не чего-то другого. Вам был дан ум и интеллект для того, чтобы понимать, видеть и иметь взаимоотношения с Богом. Любые фантазии, спекуляции, рассуждения и любопытство — все эти виды деятельности ума отводят человека от молитвы. Они служат цели личного удовлетворения. Высшая форма деятельности ума — это не изучение, не обдумывание, не умственный труд и творчество, а молитва.

Молитва — это освобождение от сложностей жизни. Она собирает воедино наш рассеянный, мечущийся не находящий удовлетворения ум. Господь Бог полностью удовлетворяет наш ум и делает его единым с Собой. Вот это и есть молитва.

Она заставляет наш ум и все чувства оглохнуть, замолчать и онеметь. Молитва — это единственная единение человека с Богом. Молитва — это способность к самовосстановлению ума и привлечения его к Богу.

Я сегодня приводил некоторые сравнения, чтобы вы могли понять получить представление о молитве. В словах о свойствах молитвы одно предложение меня особо затронуло. Всё, что отсоединяет ум от осознанного присутствия Бога, является навязанным. Это меня очень сильно поразило. У нас так много разных вещей, которые постоянно отодвигают нас от Бога. И мы думаем, что это нормально, даже считаем, что это хорошо. Мы говорим о развлечениях, о расслаблении, об отвлечении. Это содержание наших мыслей говорит об ущербности наших целей.

Все, что отводит вас от познания Бога, — от лукавого. Хороши те вещи, которые нас приводят к познанию Бога. Мы об этом поговорим, а сейчас я просто даю вам идеи и пытаюсь научить практике молитвы. Совершение молитвы удерживает страсти. Практика молитвы освободит вас от контроля чувств, восстановит ваш ум для настоящих взаимоотношений человека с Богом. Единение Бога и человека становится возможным через молитву.

Я понимаю, что сложно удержать это в голове, столько в ней плавает разных мыслей. Я бы хотел дать вам основу для разговора обо всем, что делает молитву возможной. Давайте начнем с того, почему молитва так трудна.

Молитва трудна в связи с грехопадением Адамовым. Человеческий ум, наш интеллект с грехопадения Адамова был захвачен, стал заложником, попал в тюрьму себялюбия. Мы одержимы любовью к себе и доставлением себе удовольствий. Мы не можем молиться. Мы не можем иметь взаимоотношений ни с кем, кроме себя.

Все наши отношения строятся вокруг поиска наибольшей пользы: кто мне даст больше? И никогда вокруг того, как мне сделать доброе и приятное другому. Мы всегда ищем, прежде всего, хорошего для себя. После грехопадения мы перестали стремиться к Богу, стали чувственными. Мы отвлечены и захвачены творением, но не Творцом. Мы не можем видеть Творца из-за нашего восхищения творением. В связи с грехопадением Адамовым наша жизнь наполнилась страстями. Страсти всегда действуют как чувственные помехи для молитвы.

Приведу самый простой пример таких помех, совершенно безобидных: еда, сон, комфорт. Все это необходимо. Но когда ими злоупотребляют, они усиливают любовь к себе и уничтожают взаимоотношения с Богом. Мы одержимы чувствами, делая приятное только себе. Замыкаясь на себе, мы исключаем из своей жизни соединение с Богом.
...

Страсти, от желания элементарного комфорта — до жадности, злобы, гнева, осуждения, убийства, похоти, являются себялюбием. Единственное, что делает молитву возможной, это любовь. Но не любовь к себе, а любовь к ближнему.

Когда вы слышите, как вам говорят: «Любишь ли ты меня?» — убегайте от такого. Бегите! Они хотят вами владеть. Они говорят о себе, а не о вас. Любовь — это всегда желание отдавать, а не получать.

Мы, как живые существа, уже любимы полностью. И ничто и никто не может нас любить больше, чем мы уже любимы Господом Богом, Который любит нас всецело. Господь Бог — это вся любовь. Никто не может нам дать больше, даже мы сами себе.

Как мы можем любить? Мы должны любить, потому что нас уже любят. Вы любите, потому что Господь возлюбил вас первый. А кого вы любите, если любите Бога? Господь Бог говорит: «Если вы любите Меня — любите друг друга». Вот таким образом мы любим.

Не нужно бегать и искать кого то, кто сделает вас цельным, кто любил бы Вас таким, каким вы хотите быть. Это уже сделано. Вы просто об этом не знаете, вы просто не замечаете этого, потому что вы любите себя. Господь Бог говорит: «Если любите Меня — любите и друг друга». Вот куда идет любовь ваша. В связи с тем, что я люблю Бога, я люблю вас. А каждый, кто любит другого, не должен им владеть.

Почему мы не любим друг друга? Потому что мы не любим Бога или любим себя. А когда любишь себя, ты не можешь себя реализовать. И ты становишься одержимым постоянным получением того, что, кажется, ты ищешь для себя.

Я знаю людей, которые имели восемь браков. Для меня непонятно, как можно иметь и два, а восемь… Я говорю этому бедному творению: «Чего же ты ищешь?» — «Чтобы меня любили». — «Но ты уже любим, так о чем ты говоришь? Господь Бог уже тебя любит». И ответ был такой: «Этого недостаточно, я хочу большего». Я сказал ему: «Больше не бывает, и сейчас у тебя нет вообще ничего». Они не понимают.
 
СерафимаДата: Вторник, 30.07.2013, 05:06 | Сообщение # 58
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Один из великих западных отцов, св. Бенедикт, отец западного монашества, говорил, что монашествующие должны искать Христа во всех проявлениях жизни, не предпочитая Ему ничего – ни себя, ни свою семью, ничего. Но знаете что? Мы предпочитаем Ему все что угодно.
То, о чем говорит Господь, очень просто, но мы неимоверно усложняем и запутываем все. Он нам говорит: «Имея очи, не видите, имея уши, не слышите» (Мк. 8:18). Это потому, что мы желаем исполнения своей собственной воли всегда, мы делаем только то, что приносит нам удовольствие, и, ублажая себя, мы или становимся рабами того, что нам приятно, или раздражаемся, потому что не получаем этого в достаточной степени.
Я молюсь, чтобы Бог никогда не дал вам того, что вы у Него просите, но дал то, в чем вы нуждаетесь, потому что вы, как и я, неразумны, и мы не знаем, что нам нужно, но знаем только то, что мы хотим.

Единственная реальная свобода для нас, как и для любого Божия творения, заключается в послушании. Это так, потому что Бог сотворил нас; Он знает, что для нас самое лучшее. И если мы послушны Ему, то мы делаем то, для чего мы были сотворены. Например, если у нас есть автомобиль и вместо бензина мы заливаем в топливный бак сироп, то мы не сможем завести даже самый хороший автомобиль, потому что он сконструирован не для этого. Если мы оказываем послушание самим себе, а не Богу, то в рай мы не попадем и мы не будем жить, потому что мы были созданы ни для чего другого, кроме как для того, чтобы любить Бога и любить ближнего.

Существует только Бог. Все остальное нереально. Все остальное проходяще.
Если этим вечером Бог призовет твою душу, что ты предложишь Ему? «В мире я сделала то и это, я могу петь, шить, готовить. Я построила вот это и то. Я получила образование». И что? «Любила ли ты Меня? Любили ли вы друг друга?»
 
СерафимаДата: Вторник, 30.07.2013, 20:24 | Сообщение # 59
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
– Но мы постоянно молимся о самих себе. Если мы должны любить других больше себя, может быть, мы должны тогда перестать молиться о себе и начать молиться о других?
– Когда вы молитесь о других, вы молитесь о себе. Мы можем просить у Бога всего, но я думаю, что святоотеческое понимание таково, что молитва духовного человека такова:
«Господи, дай мне мудрость и силу делать то, что Ты хочешь, чтобы я делал, а не то, что хочу делать я сам».
Когда мы просим спасения, мы знаем, что Бог хочет, чтобы все люди обратились к правде и спаслись. Следовательно, мы исполняем Божию волю, прося о том, чтобы Он нас спас. Это признание того, что я не могу спастись сам. По этой причине я поворачиваюсь к Богу и говорю: «Возьми мою жизнь и поставь ее туда, где она должна находиться».
 
СерафимаДата: Вторник, 30.07.2013, 20:33 | Сообщение # 60
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Преп.Иоанн Лествичник:
Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?» Я отвечал им: «Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части [не прикасайтесь к чужому ложу], будьте довольны оброки жен ваших [будьте довольны вашей супружеской участью]. Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небесного». (Лествица)
 
Поиск истины » Православная вера » В помощь кающимся » О борьбе с гордостью (из бесед и проповедей)
  • Страница 3 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Поиск:

2007 © раба Божия Серафима

Сайт создан в системе uCoz