Вторник, 21.05.2024, 01:39
Последние сообщения:
Помни о главном!

Новый Завет




Поиск по сайту


Добро пожаловать, Гость | Форум | Вход |  (обратная связь)
Правила форума
  • Страница 3 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Поиск истины » Православная вера » В помощь кающимся » Трезвение (внимание), воздержание, борьба
Трезвение (внимание), воздержание, борьба
СовестьВстрахеБожьем†Дата: Суббота, 18.05.2013, 02:17 | Сообщение # 1
Группа: †Управляющий
Сообщений: 6
Статус: отсутствует на форуме
Господи, благослови начать тему о спасительных трезвении, воздержании и борьбе!

 
СерафимаДата: Четверг, 11.02.2016, 20:27 | Сообщение # 41
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Цитата
Увидев немного чистого расположения, Бог щедро помогает человеку, щедро посылает ему Свою Благодать.

Чистое расположение - это смирение (нищета духа), которое включает в себя признание себя порченным, грешным и страстным, недостойным, нищим обладателем "нулей".
Подай, Господи!
 
СерафимаДата: Суббота, 12.03.2016, 02:05 | Сообщение # 42
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
О хранении сердца.
Слово преподобного Макария Египетского.


Как может, кто бы то ни был, сказать: «поелику пощусь, веду странническую жизнь, раздаю имение свое; то я свят?» Ужели кто свят, не очистив внутреннего человека? Ибо очищение есть не одно воздержание от худых дел, но приобретение совершенной чистоты, чистоты в совести.

Напряги, человек, помыслы свои, и войди к этому пленнику и рабу греха – уму твоему, и рассмотри этого, на самом дне твоего ума, во глубине помыслов, в так называемых тайниках души твоей, пресмыкающегося и гнездящегося змия, который убил тебя, поразив главнейшие члены души твоей; потому что сердце есть необъятная бездна. И если убьешь сего змия; то хвались чистотою пред Богом. А если нет; то, смирившись, как нуждающийся и грешный, умоляй Бога о тайных твоих.

Истинная смерть сокрывается внутри, в сердце; и человек умерщвлен внутренне. Посему, если кто в тайне прешел от смерти в живот (Иоан.5:24); то истинно во веки он живет, и не умирает. Даже если тела таковых и разрушаются на некоторое время; то, поелику они освящены, восстанут со славою. Почему, успение Святых и называем сном.

Все усилие сопротивника в том, чтобы придти ему в состояние отвлечь ум наш от памятования о Боге и от любви Божией, употребляя к тому земные приманки, и от действительно прекрасного отвращая нас к мнимо, а недействительно, прекрасному. Ибо всякое доброе дело, если и сделает человек оное, лукавый готов очернить и осквернить, усиливаясь примешать к заповеди собственное всеяние тщеславия или самомнения, чтобы делаемое добро совершалось не ради Бога, и не по доброму только усердию.

Итак, что же, и как начать нам, никогда не входившим в сердце? Стоя вне, будем ударять постом и молитвою, как повелел Господь, сказав: толцыте, и отверзется вам (Мф.7:8). Ибо если пребудем в слове Господнем, в нищете, в смиренномудрии, во всех заповедями требуемых добродетелях, день и ночь ударяя в духовную дверь Господню: то возможем приобрести искомое; потому что можно получить избавление чрез сию дверь всякому, кто хочет избежать тьмы. Там обретает он свободу души, восприемлет ее помыслы и возможность стяжать небесного Царя Христа.

Когда ум забывает духовную и благочестную скорбь; тогда забывает и заповеди. Оттого, думая идти вперед, совращается с гладкого пути, ходит по стезям кривым; а потому, встречает диких зверей. Если бы не прерывали мы сего труда пребывать в молитве и уповании; то не подвергались бы заблуждениям. Ибо о скорбящих душею говорит Писание: верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете(1Кор.10:13); а не вразумляемых срящут злая (Втор.31:29).

Как внешние очи издали видят терния и стремнины: так и прозорливый ум, будучи быстр, предусматривает козни и предуготовления сопротивной силы, и предостерегает душу, служа ей как бы оком.

Много потребно борения и тайного невидимого труда, чтобы испытывать помыслы, и изнемогшие чувствия души нашей обучить долгим учением в рассуждение добра же и зла (Евр.5:14). Непрестанным возбуждением ума к Богу должно оживлять изнемогшие члены в душе; потому что ум наш призывается к тому, да будет, по изречению Павлову, всегда един дух с Господем (1Кор.7:17). Сие же тайное борение, и размышление о Господе, и труд сей надобно нам иметь день и ночь при всяком исполнении заповеди, молимся ли мы, едим ли, служим ли, пьем ли, другое ли что делаем, чтобы всякое доброе начинание, нами совершаемое, совершалось в славу Божию. Ибо все сообразные с заповедями дела наши освящаются и в чистоте нами совершаются непрестанным памятованием о Боге, страхом и любовию к Нему; и тогда бывает уже вне влияний сквернящего делаемое по заповедям Божиим.

И Патриарх Авраам лучшее из добычи принес в дар священнику Божию Мелхиседеку, и таким образом, получил от него благословение. Что же иное дает гадательно разуметь чрез это Дух? Не указывает ли на высшее умозрение, как превосходнейшее и самые кости из целого срастворения нашей природы, то есть, самый ум, самую совесть, самое расположение, самый помысл, самую силу любви в душе, начаток целого нашего человека, во всякое время посвящающего себя одному и тому же памятованию и размышлению о Боге, должны мы прежде всего приносить всегда Богу, как священную жертву сердца, как драгоценнейшее и лучшее из добрых помыслов?

И в таком случае, вспомоществуемые Божией благодатью, возможем ежедневно возрастать и преспевать, и бремя заповедями требуемой праведности покажется для нас легким; потому что все заповеди, при содействии самого Господа, будем исполнять чисто и неукоризненно нашею в Него верою. Касательно же видимого подвижничества и того, какое доброе предначинание выше и есть самое первое, знайте, возлюбленные, что все добродетели одна на другой держатся, и взаимно между собою связаны, и как бы в некоей священной духовной цепи одна от другой зависят: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от упования, упование от веры, вера от послушания, послушание от простоты.

Как и с противной стороны, пороки один другим производятся: ненависть раздражительностью, раздражительность гордостью, гордость тщеславием, тщеславие неверием, неверие жестокосердием, жестокосердие нерадением, нерадение разленением, разленение небрежностью, небрежность унынием, уныние малодушием, малодушие сластолюбием, и прочие пороки взаимно один от другого зависят: так и на доброй стороне добродетели во взаимной между собою зависимости. Глава же всякой добродетели и верх добрых дел есть постоянное пребывание в молитве; чрез нее, испрашивая у Бога, можем ежедневно приобретать и прочие добродетели.

Если не будут украшать нас смиренномудрие, простота и благость; то никакой не принесет нам пользы молитвенная наружность. Говорим это не только о молитве, но и о всяком подвиге, или труде, или девстве, или молитве, или о каком бы то ни было подвиге и делании, совершаемом ради добродетели. Если не находим в себе обильных плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искренности, веры и долготерпения: то тщетны и напрасны были все наши подвиги; потому что всякое таковое делание и все сии подвиги должны совершаться ради плодов. Если же не оказывается в нас плодов любви и мира; то вотще и напрасно совершается все делание.

Делающие без плодов в день суда окажутся подобными пяти юродивым девам, которые, поелику в сосудах сердца не принесли отсюда духовного елея, то есть, исчисленных выше добродетелей, то за сие самое названы юродивыми, и не допущены в духовный чертог царствия. За недостаток добродетелей, за то, что не имели в себе явственного обитания Духа, и самый подвиг девства вменен ни во что.

Как при возделывании виноградника все попечение прилагается для того, чтобы насладиться плодами; а как скоро не оказывается плодов в винограднике, – весь труд возделывания становится тщетным и напрасным: так, если, при действенности Духа, духовным чувством со всей несомненностью не познаем в себе плодов любви, мира, радости, смирения и прочих, исчисленных Апостолом, добродетелей (Гал. 5, 22), то напрасен подвиг девства, и труд молитвы, псалмопения, поста, бдения оказывается ни к чему не служащим; потому что душевные и телесные сии труды должны быть совершаемы в надежде духовных плодов.

Плодоношение же Духа в добродетелях есть духовное наслаждение ими с нерастленным удовольствием для сердец верных, в которых действует Дух. С великою разборчивостью разумения да оцениваются делание, труд и все естественные подвиги, чрез веру и упование производимые в достойных Духом Святым.

Прекрасное дело – пост, бдение, странническая жизнь; даже это – цвет доброго жития. Впрочем, есть более внутренний чин христиан, и никто не должен возлагать упование на сии одни дела. Случается же, что некоторые бывают причастниками благодати, и живущий еще в них порок хитрит, добровольно уступает место и не действует, но заставляет человека думать, что ум его стал чист и вводит уже его в самомнение, и говорит он: «совершенный я христианин».

А потом, когда человек подумает о себе: «я уже свободен» и предастся нерадению; тогда кроющийся порок наступает на человека разбойнически, искушает его и низводит до преисподних земли. Если и люди, не раз занимавшиеся разбоем, или бывшие воинами, умеют хитрить над неприятелями, делают засады, скрываются, заходят в тыл врагам, и внезапно их окружают и убивают; то кольми паче злоба, которая столько тысячелетий занимается сим делом и губит столько душ, умеет укрыться в сердце, не действовать до времени, чтобы ввести душу в самомнение о своем совершенстве.

Основанием Христианству служит то, чтобы человек, если и совершит дела правды, не упокоевался на них, и не почитал себя великим, но был нищ духом; и, если соделается причастником благодати, не думал о себе, будто бы приобрел нечто, не признавал себя чем-то важным и не начинал учить, но при добром странничестве, при хорошем житии, много постясь, странствуя, молясь, став причастником благодати, не высоко ценил душу свою; особенно же тогда, как полагается в нем начаток благодати, пребывал в труде, в жажде, не сознавал себя, как пресытившийся, праведным, или обогатившимся благодатью, но плакал и проливал слезы.

И как, если бы матерь имела у себя единородного сына, обучила его, и ему, когда он пришел в мужеский возраст, приключилась смерть; то сколько ни было бы утешителей у матери, все они побуждали бы ее к большему плачу, и матерь оставалась бы безутешною: так и христианину надобно оплакивать падение свое и непрестанно проливать слезы, паче же всего иметь сокрушенное сердце.

Если царский дом имеет много помещений, разные дворы, множество преддверий и внутренних храмин, где пребывает сам царь, где хранятся его порфира и сокровища; то вошедший во внешние дворы не подумает, что вошел уже во внутренние храмины, где слава царева, и порфира, и сокровища. Так и в духовном. Постящиеся, пребывающие во бдении, в пении, в молитве да не подумают о себе, что вошли уже в упокоение; потому что входят только в преддверия и во дворы, а не туда, где порфира и сокровища. Посему, братия не должны много полагаться на внешний образ жизни и говорить о себе: «я значу нечто».

Хотя бы и соделался кто причастником благодати не должен думать о себе, что он уже достиг цели, или сделался весьма близким к Царю; потому что пребывает еще во внешних обителях. Не должно каждому допытываться: нашел ли он сокровище в скудельном сосуде, облекся ли в порфиру Духа, обрел ли Царя и упокоился ли? Потому что душа такова: в ней есть какая-то глубина и составов у ней много. Вошедший в нее грех обладает уже всеми ее составами и сердечными помышлениями.

Потом, когда взыщет человек, приходит к нему благодать и овладевает двумя составами души. Почему, неопытный, возбуждаемый благодатью, думает, что пришедшая благодать овладела всеми составами души, и грех искоренен; тогда как большая часть души обладается грехом, и только одна часть обладается благодатью; и человек обманывается, и пребывает в неведении. Нередко благодать действует в человеке непрестанно, подобно тому, как и глаз в теле. Но вместе пребывает в человеке и грех, и в обольщение вводит ум. И нерассудительный, как уже достигший цели, много мечтает о себе и надмевается, как соделавшийся свободным.

А на деле бывает не то; потому что, как сказал я, сатана скрывается в тайне, не действуя до времени, чтобы заставить человека подумать о себе: «я чист и совершен». Кто насаждает виноградник, тот не вдруг собирает с него грозди, и выделывает вино. Кто сеет семя в землю, не тотчас уже и жнет, и получает плоды. И новорожденное дитя не вдруг может прийти в совершенного мужа. Или, новобранец в войске не тотчас уже делается начальником; ему надобно прежде потрудиться и, вступив в битву, одержать победу и быть увенчанным.

Прекрасное дело – нестяжательность, псалмопение, пост, бдение; прекрасно – сподобиться Божией благодати. Но кто не начал еще рыть и полагать основание, как должно (а ум и в этом должен быть неукоризненным и причастным благодати), тот много уже мечтает о себе, и высоко ценит душу свою. Воззри на Иисуса: от какой славы и до каких страданий и распятия нисшел Он, Божий Сын и Бог! И за сие-то смиренномудрие превознесен и посажен одесную Отца. Змий вначале посеял в Адаме возношение: «будешь, как Бог». Посему, знаешь, до какого безчестия чрез это высокомудрие дошел род Адамов. Ищу человека нищего духом, и не нахожу.

Как иной богач, имея в доме своем сокровища, представляется нуждающимся и нищим, ходит и просит у всех: так и христиане имеют благодать, богатеют в Бога, но нищи духом, как бы не имеющие у себя ничего. Например: человеку должно приобрести сто литр золота, и он, получив пять литр, удовольствовался тем. А у иных, если можно так сказать, есть десять унций благодати, и мысленно делают из них сто, чем и хвалятся. И иные не редко имея у себя пять унций греха, делают из них полунции.

Сие же бывает с ними, или по неведению, – потому что, обманываясь в рассуждении самой благодати, не знают дела, или по тщеславию, когда стыдятся сказать, что действует в них зло; потому что провозглашают уже себя совершенными. Человек должен и делать и говорить правду, исповедывать в себе и дары благодати и действие греха. Лжет, кто говорит, что имеет чистое сердце. На деле бывает не так, чтобы вдруг, едва благодать посетила, человек стал уже чист.

Предается он врагам и искушениям для упражнения и обучения, как Иов был в искусе; потому что и злое, хотя не по доброму изволению, содействует доброму. А христианин, имея пять унций греха, должен говорить: «имею двадцать и переполнен худым». И имея в себе, например, двадцать унций добра, должен говорить: «у меня только полунции». Но если из тщеславия стыдится сказать это: то пусть говорит правду, исповедует действенность благодати; но пусть исповедует с другой стороны и грех.

А как сказал я выше о душе, что юна глубока; то, с помощью подобий, изобразим ее составы. Как есть солнце, и от него много выходит лучей; или, есть высокое дерево, и у него много ветвей; или есть великий город, и окружен многими сопредельными странами: так и умная сущность, безсмертная душа, есть красота досточестная более всех созданий, образ и подобие Божие. Теперь приходящая благодать двумя лучами просиявает в душе; или от целого дерева озаряет две ветви; или от всего города – две сопредельные страны; но весьма многие части души одержимы еще грехом, душа же думает, что она вся и всецело принадлежит к доброй части, вся в благодати и во светлости; и кто, например, приобрел пять литр золота, воображает о себе, что приобретено им сто литр.

Разве зародыш в матерней утробе стал уже совершенным человеком? Или положивший один камень в основание кончил уже здание? Или семя, зарытое в землю, стало уже колосом? Разве купец, едва начав торговать, тотчас и наполнил свою кладовую? И причастившийся малой доли благодати стал уже от сего христианином? Даже первые и великие в отношении к совершенству тоже, что низший чиновник пред главным начальником, или малый ручей пред рекою Евфратом. Кто имеет намерение идти в город, отстоящий на тридцать переходов, тот, если отойдет на два, или на три перехода, не подумает, что пришел уже в город.

Поелику же сопротивная сила только побуждает, а не принуждает; то и благодать Божия побуждает, по причине свободы и трезвенности естества. Если теперь человек, побуждаемый сатаной, будет делать зло; то не сатана осуждается вместо его, но терпит истязание и наказание сам человек, как по собственной воле подчинившийся пороку. Подобным образом, если человек обратится к добру, и Божия благодать превозможет: то благодать не себе приписывает доброе, но воздает за оное человеку, и прославляет его; потому что человек сам для себя виновник добра (такова природа его); и приходящая к нему благодать нимало не связывает его воли принуждающею силою, и не делает его неизменным в добре, хотя бы он хотел, или не хотел того.

Напротив того, и присущая в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека, уважает ли, или не уважает он душу, согласуется ли, или не согласуется с благодатью. Многие оказали уважение и согласие, а иные уклонились; ибо Апостол говорит: наченше духом, ныне плотию скончаваете(Гал.3:3). Закон положен не естеству, но свободному произволению, которое может склоняться на доброе и на худое. Посему-то Господь говорит: огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся (Лк.12:49). Господь хочет, чтобы возгорелся небесный огнь в сердцах человеческих; и одни хотят сего, а другие не хотят. Подобно сему говорит еще: колькраты восхотех собрати вас, якоже кокош птенцы своя, и не восхотесте (Мф.23:37). Видишь ли, Господь хочет; но люди опять не хотят приблизиться ко Господу, и обрести милость?

Кто хочет прийти ко Господу, сподобиться вечной жизни, стать жилищем Божиим и удостоиться Святого Духа, тот, чтобы ему быть в состоянии неукоризненно и чисто творить плоды по заповедям Господним, должен положить такое начало. Во-первых должно ему твердо уверовать в Господа, всецело посвятить себя словесам заповедей Его, во всем отречься от мира, чтобы ум совершенно не был занят ничем видимым; всегда надлежит ему пребывать в молитве и не отчаиваться, ожидая непрестанно посещения и помощи от Господа и во всякое время имея сие целью ума своего.

Потом надобно ему всегда принуждать себя ко всему доброму, к соблюдению всех заповедей Господних, хотя бы и не желало того сердце по причине пребывающего в нем греха; например, принуждать себя быть смиренномудрым пред всеми людьми, почитать себя всех низшим и худшим, не ища ни от кого чести, или похвалы, или славы, как написано в Евангелии (Ин.5:44), но иметь всегда пред очами единого Господа и заповеди Его, желая угождать Ему единому.

Подобно сему пусть, хотя бы и не хотело сердце, принуждает себя к кротости, как говорит Господь: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29); а также, по мере сил, с принуждением пусть приучает себя быть милостивым, снисходительным, человеколюбивым, добрым, как говорит Господь: будьте добры и снисходительны, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть (Лк.6:36); и еще говорит: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (Ин.14:15); и еще: принуждайте себя; потому что нуждницы восхищают Царствие Небесное (Мф.11:12), и: подвизайтеся внити сквозе тесная врата (Лк,13:24).

Да имеет же человек всегда пред очами, как незабвенный образец во всегдашней памяти, Господне смирение и жизнь, и обращение с людьми. И, сколько есть сил, да принуждает себя постоянно пребывать в молитвах, во всякое время прося с верою, чтобы Господь пришел и вселился в нем, усовершил и укрепил его во всех заповедях Своих, и чтобы душа его соделалась обителью Иисуса Христа.

И таким образом, если что делает теперь с принуждением и против желания сердца, стараясь приобучать себя на всякий час к добру, всегда памятовать о Господе и ежечасно ожидать Его в великой благости и любви; то Господь, видя такое его произволение и доброе рачение, как он непрестанно принуждает себя к памятованию о Нем и ко всему доброму, к смиренномудрию, к кротости, к любви, как стесняет не хотящее сердце и, сколько есть сил, понуждает себя идти вперед, то, говорю, Господь сотворит с ним милость Свою, избавит его от врагов его и от живущего в нем греха, исполняя его Духом Святым. И таким образом, без принуждения уже и без всякого труда всегда будет он в самой истине исполнять заповеди Господни, лучше же сказать, сам Господь совершит в нем заповеди Свои и плоды Духа, как скоро человек плодоприносит в чистоте.

Но надобно, чтобы приступающий к Господу, даже против желаний сердца, сперва принуждал себя к добру, постоянно с несомненною верою ожидая милости Господней; принуждал себя быть милосердым, иметь сострадательное сердце, принуждал себя переносить пренебрежение, быть великодушным, когда уничижают, или безчестят, не гневаться, по сказанному: не себе отмщающе возлюбленнии (Рим.12:19), принуждал себя к молитве, не имея еще молитвы духовной.

И тогда Бог, видя, что подвизается он столько и с усилием, даже против воли сердца, направляет себя к доброму, даст ему истинную Христову молитву, даст утробы щедрот,истинную доброту, одним словом, соблюдет ему плод духовный. А если кто, не имея молитвы, принуждает себя только к молитве, чтобы получить благодатную молитву, а к смиренномудрию, к любви и к соблюдению прочих Господних заповедей не принуждает себя; то иногда, по прошению его, дается ему благодатная молитва, даже отчасти в упокоении и весельи, но нравами уподобляется он тому же, чему и прежде был подобен.

Ибо не имеет он кротости, потому что не взыскал ея с трудом, и не приуготовлял себя быть кротким; не имеет смиренномудрия, потому что не просил и не принуждал себя к этому; не имеет любви ко всем, потому что не имел о сем попечения, и не искал сего усильно в молитвенном прошении. Ибо каждому, кто приневоливает и нудит себя, даже против желания сердца, к молитве, надобно также принуждать себя и к любви, и к кротости, и ко всякому терпению, и великодушию, по написанному, с радостью; а таким же образом надобно принуждать себя к уничижению, к тому, чтобы почитать себя худшим и низшим всех, чтобы не беседовать о неполезном, но всегда поучаться в словесах Господних и их изрекать устами и сердцем.

Еще надобно принуждать себя к тому, чтобы не раздражаться, по сказанному: всяка горесть, и гнев, и клич да возмется от вас со всякою злобою (Еф.4:31), чтобы таким образом Господь, видя произволение человека, дал ему без труда и принуждения совершать все то, что прежде едва мог сохранять с принуждением, по причине живущего в нем греха. И все сии начинания добродетели обратятся для него как бы в природу; потому что приходит к нему, наконец, Господь, приходит и пребывает в нем, и Сам творит в нем заповеди Свои без труда, исполняя его духовных плодов.

Если же кто принуждает себя к молитве, пока не приимет дарования от Бога, а к этому, то есть к смиренномудрию, к любви, к кротости и к прочим добродетелям не приневоливает и не нудит себя в той же мере: то бывает иногда к нему Божия благодать по его молитве и прошению; потому что благ и милостив Бог, и просящим у Него дает просимое. Но, не приуготовив и не приучив себя к исчисленным выше добродетелям, или утрачивает он благодать, или приемлет и падает, или не преуспевает от высокоумия; потому что не предает себя от всего произволения заповедям Господним. Обитель, или упокоение Духа есть смиренномудрие, любовь, кротость и прочие заповеди Господни.

Посему, намеревающиеся истинно благоугождать Богу, восприять от Него небесную благодать, возрастать и усовершаться в Духе Святом, должны прежде принуждать себя к тому, чтобы, даже против воли сердца, сохранять все добродетели, по сказанному: сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся (Пс.118:128). Как приневоливает и нудит себя иной к постоянному пребыванию в молитве, пока не преуспеет в этом, так да приневоливает и нудит себя и ко всем предначинаниям добродетели, да приобучается к доброму навыку.

И таким образом, если постоянно просит и умоляет Господа и получает просимое, возрастает и цветет в нем дарование духовное; и сие данное ему дарование, упокоеваясь в его смиренномудрии и в прочих добродетелях, научает его истинному смиренномудрию, истинной любви, истинной кротости, к чему прежде принуждал себя и чего домогался. И таким образом, когда возрастет и усовершится в Боге; тогда сподобится быть наследником Небесного Царствия. Ибо смиренный никогда не падает: да и куда ему пасть, когда он ниже всех? Великая высота есть смирение, и почесть, и достоинство есть смиренномудрие.

Будем же и мы, даже против желания сердца, приобучать и понуждать себя к смиренномудрию, прося и умоляя Бога с верою, надеждою и любовью, в непрерывном чаянии того, что пошлет Духа Своего в сердца наши; и будем молиться и покланяться Отцу духом, и сам Дух будет молиться в нас, сам Дух научит нас истинной молитве, смиренномудрию, кротости, любви, и чего теперь не можем делать и с принуждением, милосердию, благости, научит нас истинно исполнять все заповеди Господни без труда и принуждения, – научит, исполняя нас, как ведает сам Дух, Своих плодов. А таким образом, когда заповеди Господни будут в нас исполнены самим Духом, Который один ведает волю Христову, и очищает нас от греховной скверны, тогда представит Он нас Христу, как прекрасных, чистых и непорочных невест, и будем упокоеваться в Боге, и Христос почиет в нас в безконечные веки.

Слава щедротам Его, милости и любви Его, что такой чести сподобил род человеческий, именуя и соделывая нас Своими братьями и сынами небесного Отца! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков! Аминь.
 
СерафимаДата: Четверг, 28.07.2016, 22:18 | Сообщение # 43
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
О средствах борьбы с искушениями.

I. С ранней молодости возлюбил преподобный Еллий, память коего совершается ныне, строгую подвижническую жизнь. В отроческих летах он уже достиг такой святости, что удостоился чудодействующей благодати: брал, например, горящие угли в одежду и, нисколько не вредя последней, приносил их к своему старцу наставнику. Вот этот-то Еллий однажды удалился в глухую пустыню для высших иноческих подвигов. Идет он, и ему вдруг запахло медом. «Вот с каким удовольствием поел бы я теперь меду», подсказывает ему страсть лакомства и чревоугодия. А тут вдруг в скале оказывается и мед. Что же преподобный? Он останавливается, раздумывает и наконец сам себя начинает укорять: «уйди от меня, прелестное вожделение; ибо написано в слове Божием: «духом ходите и похоти плотския не совершайте»«. И ушел из этого места преподобный, даже не прикоснувшись к найденному меду, — ушел в глубочайшую пустыню, чтобы алчбою еще больше смирить свою плоть. Чрез три недели после того, ходя по пустыне, он нашел на земле лежавшия прекрасныя яблоки. Чувство сластолюбия опять пробудилось в преподобном. И теперь преподобный размышлением остановил это греховное чувство. «Не вкушу и не прикоснуся к этому плоду, сказал он сам себе; ибо написано: «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих»«. За такую строгую бдительность над собою в продолжение четырех недельнаго скитания по пустыне преподобный Еллий удостоился наконец такого утешения: во время его легкой дремоты явился ему ангел Божий и сказал: «иди туда-то, и там ты найдешь для себя пищу; ею ты нисколько не сумняся можешь воспользоваться во славу Божию и укрепишься». Еллий проснулся и в указанном месте действительно нашел источник ключевой воды и какия-то пахучия зелия, вокруг его растущия, очень вкусныя. Преподобный подкрепил себя указанною ему пищею и питием с таким духовным веселием, как он сам говорил, котораго никак не мог передать братии, когда они об этом его спрашивали.
II. Мы видели, братия, что преподобный Еллий вышел победителем в борьбе с представившимися ему искушениями.
Какия же он употреблял «средства к побеждению греховных искушений»?
а) Первое средство, которое им было употреблено и оказалось действительным, было слово Божие. Это же оружие было употреблено и Господом нашим Иисусом Христом во дни Его сорокадневнаго поста в пустыне во время искушения Его со стороны диавола. И действительно, слово Божие есть истина (Иоан. 17:17), жизнь, (Иоан. 6:68) и свет (Пс. 118:105). Все Священное Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления во праведности (2 Тим. 3:16); да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3:17).
б) Второе орудие, заповеданное Господом к побеждению греховных искушений (Марк. 9:48) — воспоминание о смерти и вечных муках. Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними; только потому считаем тяжкими земныя скорби, что не изведали мучений адских.
Некоторый инок, подвижнической жизни, сказал святому старцу: «душа моя желает смерти». Старец отвечал: «ты так говоришь потому, что желаешь избежать скорбей, а не знаешь, что будущая скорбь несравненно жесточе здешней». Другой брат вопросил старца: «отчего я, живя в келлии моей, пребываю в небрежении?» Старец отвечал: «потому, что ты не узнал ни ожидаемаго покоя, ни будущей муки. Если б ты знал их как должно, то терпел бы, и не ослабевал бы и тогда, когда-б келлия твоя была полна червей, и ты стоял бы в них по шею».
Подвижники благочестия, которым были показаны адския муки, без ужаса и не могли воспоминать своих видений, и в непрестаннных слезах покаяния и смирения искали обрести отраду — извещение спасения. Так случилось с затворником наших отечественных киевских пещер, Афанасием. Он, после продолжительной болезни, скончался. Братия убрали тело его, по обычаю иноческому, но скончавшийся оставался непогребенным в течение двух дней, по некоторому встретившемуся препятствию. На третию ночь было божественное явление игумену, и он слышал таинственный голос: «человек Божий Афанасий лежит два дня непогребенным; а ты не заботишься о нем». Рано утром игумен с братиею пришли к почившему с намерением предать его тело земле, но нашли его сидящим и плачущим. Ужаснулись они, увидев его ожившим; потом начали вопрошать: «как ожил он? что видел и слышал в то время, как разлучался с телом?» На все вопросы он отвечал только словом: «спасайтесь!» Когда же братия неотступно упрашивали сказать им полезное, то он завещал им послушание и непрестанное покаяние. Вслед за этим Афанасий заключился в пещере, пребыл в ней безвыходно в течение двенадцати лет, день и ночь проводя в непрестанных слезах, чрез день вкушая по немногу хлеба и воды, и не беседуя ни с кем во все это время. Когда настал час его кончины, он повторил собравшимся братиям наставление о послушании и покаянии, и скончался с миром о Господе. (Из «Слова о смерти», еп. Игнатия Брянчанин., изд. 4, стр. 64—66.)
в) Наконец, когда вам предстоит искушение на грех, тогда представляйте живо, что грех сильно прогневляет Господа, «Который ненавидит беззаконие. Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси» (Пс. 5:8). «А чтобы вам лучше понять это — представьте правдиваго, строгаго, любящаго свое семейство отца, который всеми мерами старается сделать детей своих благонравными и честными, чтобы за их благонравие наградить их великими своими богатствами, которыя он приготовил для них с великим трудом, и который между тем видит, к прискорбию своему, что дети за такую любовь отца не любят его, не обращают внимания на приготовленное любовию отца наследие, живут безпутно, стремительно несутся к погибели. А каждый грех, заметьте, есть смерть для души (Иак. 1:15 и друг.), потому что он убивает душу, потому что он делает рабами диавола — человекоубийцы, и чем больше мы работаем греху, тем труднее наше обращение, тем вернее наша погибель. Убойтесь же всем сердцем всякаго греха». (См. кн.: «Моя жизнь во Христе», прот. Иоанна Сергиева. 1-е изд., стр. 5—6).
III. Итак слово Божие, страх адских мучений, опасение прогневать милосердаго Господа да помогут нам оставаться победителями в борьбе с греховными искушениями.

Протоиерей Григорий Дьяченко.
 
СерафимаДата: Воскресенье, 21.08.2016, 05:32 | Сообщение # 44
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Как противостоять бесовским помыслам?
КЛИН КЛИНОМ.


Всем, так или иначе, досаждают помыслы, а точнее: через помыслы – сами бесы, духи злобы поднебесные. Но и воздействия эти бывают разными. Другой раз просто вдруг, что называется «на ровном месте», ни с того ни с чего поднимется в душе и сердце, а чаще всего в голове – буря каких-то совершенно бессмысленных, жестоких, хульных и блудных мыслей. Таких, что человек только подумает с расстройством и изумлением: да что за напасть, что за гадость такая?! я ведь ничего такого и не думаю и не хочу думать… откуда всё это?

Ну, откуда – мы уже поняли: это бесы, духи, и действуют они на душу именно в духовной сфере: через помыслы, ощущения, молниеносно возникающие греховные образы… Но всё это еще полбеды, а на самом деле и не беда даже, а только горестная и неизбежная часть нашего повседневного существования, потому что со времен грехопадения человека и до нынешнего дня бесы не перестают досаждать людям и решительно никто этих досаждений не избежал. И отцы святые утверждают единодушно, что сами эти «бури» вредить человеку не могут и не являются даже грехом, потому что совершенно не зависят от нашей власти. А нам только нужно быть внимательными к себе и, отвергая всю эту бесовскую околесицу, прибегать с теплой и крепкой молитвой к Богу – вот тогда на нас никакого греха не будет и никакого вреда не случится.

Но, увы, бывает и так, что человек замедлит вниманием, запутается «руками и ногами» своих размышлений и переживаний (пусть даже и не сочувствующих вовсе), и всё – пропал человек. То есть не то чтобы совсем пропал, но попался в бесовскую сеть, не может уже из нее выпутаться и только чем больше барахтается, тем больше запутывается, как муха в паутине. И тогда человек начинает страдать от каких-то греховных, тягостных и мучительных состояний. И даже если он начинает молиться, вопиять ко Господу – облегчение не всегда получает сразу или получает, но только на время, а потом опять страдает от этого плена. Почему так бывает?

Именно и только потому, что человек уделяет бесам внимание, и они этим вниманием овладевают настолько, что удерживают человека как бы насильно во власти той или ной греховной мысли, тех или иных греховных состояний и чувств. Состояния эти бывают мучительны и тяжелы для человека. И вот приходят к священнику люди и спрашивают: как же освободиться от этого одержания, от этих находящих мучительных и навязчивых состояний и мыслей?

Одержание тягостными навязчивыми мыслями и чувствами лечится другим одержанием – Богом

Ответ здесь может быть только один: подобное лечится подобным. И одержание тягостными навязчивыми мыслями и чувствами лечится другим одержанием. Звучит это, я понимаю, странно, но это действительно так. И здесь надо сделать некоторое пояснение.

Слово «одержание» большинство православных христиан привыкло воспринимать только в негативном смысле, а между тем в Священных книгах во многих местах говорится об одержании человека Духом Святым, и радостью, и веселием, и любовью Божественной. Вот, например, отрывок из Акафиста Покрову Божией Матери: «Ужасом и радостию одеpжими, вси глаголахy: Радyйся, нерукотворенный омофоp, аки облак, над всем миром pаспpостеpшая». То есть речь идет о таком всецелом погружении человека в духовную жизнь, в общение с Богом, Пресвятой Богородицей и святыми, что душа точно забывает обо всем остальном и вкушает уже здесь, на земле, – путь даже только отчасти – райскую сладость и ничего больше не желает знать, видеть и понимать. Конечно, такая радость – это неизреченный дар Божественной благодати, но и от нашего произволения зависит сама возможность такого благодатного «одержания», потому что Отец Небесный дает Духа Святаго просящим у Него (см.: Лк. 11: 13). И непременное условие избавления от разных тягостных обстояний – это всецелое погружение в неизреченную радость общения с Богом.

Но, спрашивается, как же войти в эту радость?

Если говорить о большинстве из нас, то состояния мучительных «одержаний» бывают следствием нашей прежней греховной жизни: помышлений, слов и поступков и настоящей расслабленности и нерадения. И поскольку мы и вниманием своим, и сочувствием, а иногда уже и самими делами втянулись в греховный навык, «пленились» бесам, то и избавление от этого плена требует от нас в первую очередь глубокого и искреннего покаяния. Но и само покаяние возможно только при соблюдении одного обязательного условия – при всецелом устремлении внимания к Богу, при предании себя в Его руки, при сознательном искании единства с Ним. И чем большее усердие и настойчивость мы проявляем в этом нашем устремлении, тем более обретаем надежды на освобождение из «рабского плена», на утешение и долгожданную встречу с Богом. Словом, внимание – это чрезвычайно важный и действенный инструмент нашей духовной жизни.

И чтобы было понятнее, о чем идет речь, расскажу небольшую притчу.

Представьте себе обычный многоквартирный дом в уютном, тихом районе города. Небольшая квартира на первом этаже, а в ней – отец и сын. Сын читает книгу, очевидно хорошую и интересную, потому что он читает и улыбается, не замечая ничего вокруг. А отец смотрит телевизор, и лицо его напряженно и тревожно. А из телевизора доносятся резкие голоса, топот ног и выстрелы: идет какая-то криминальная драма. И вот во дворе, под окном этой квартиры, появляются рабочие, подъезжает техника, и вдруг начинает работать допотопный и шумный дизель-генератор, а от него – отбойный молоток. Ну, кто слышал – тот знает. Теперь посмотрим на лицо сына – а оно ни малейшим образом не изменилось: то же безмятежное и счастливое выражение и блаженная полуулыбка. Зато отец занервничал на своем диване, несколько раз что-то пробормотал недовольно, метнул сердитый взгляд в окно, потом вроде бы приумолк, снова стал смотреть в телевизор, но на скулах его заходили уже желваки… и он наконец вскочил с дивана, поспешно обулся, накинул куртку и побежал во двор – выяснять, «когда это безобразие закончится».

Отбойный молоток перестал работать, но вот уже доносятся со двора крики и ругань, и градус кипения повышается, так что, кажется, и до драки сейчас дело дойдет. Мы снова смотрим на лицо сына – а оно всё так же безмятежно, и всё та же счастливая улыбка застыла на его губах. Но вот после десяти минут яростной перепалки домой возвращается отец – возбужденный до предела, с красным лицом, какой-то весь взъерошенный, с дрожащими от гнева руками… Он ищет свое охотничье ружье, но вспоминает, что отдал его в ремонт, матерится в страшной досаде, идет на кухню, наливает себе сто грамм «успокоительного», выпивает залпом, возвращается в комнату, садится на диван, смотрит на экран, но ничего уже не видит, никакой радости от телевизора не получает и после минутного молчания довольно громко зовет:

– Кирилл!

Кирилл всё так же перелистывает страницу за страницей со всё тем же счастливым, отрешенным и беззаботным видом.

– Кирилл!!! – кричит тогда отец уже истошным голосом.

И тут лицо у Кирилла вдруг делается встревоженным и испуганным. Он откладывает книгу и спрашивает растерянно:

– А? Что, пап?..

Тот смотрит на него, что-то хочет сказать, но вдруг понимает всё и только машет рукой и отворачивается…

А Кирилл, оглядевшись по сторонам и поежившись, как от холода, снова погружается в чтение.

Надо ли говорить, что сын не слышал ни телевизора работающего, ни оглушительного грохота отбойного молотка, не видел и не понимал, что отец сейчас выбегал на улицу и там случился страшный скандал, – всего этого для него попросту не существовало, потому что он был увлечен чтением.

Вот так и нам нужно быть увлеченными Христом, и тогда никакие бесовские козни нам не будут страшны. Будем отвращать наше внимание от зла и устремлять к благу, всецело предавая себя в руки Божии. Такой должна быть наша молитва, и таким должен быть главный «метод» нашей борьбы со злом.

Святитель Феодор Едесский: «Такие пленения бывают с нами по причине отступления нашего от созерцания Бога»

Святитель Феодор Едесский говорит об этом так: «Мучимые и в плену держимые страстьми, нередко в недоумении вопрошаем мы в себе самих, от чего претерпеваем мы это? – Ведать надлежит, что такие пленения бывают с нами по причине отступления нашего от созерцания Бога. Если же кто прилепится умом своим к Богу нашему и Владыке, то – верен Бог – Сам Спаситель всех избавит такую душу от всякого пленения… Но сподобиться сего от нас зависит» (Добротолюбие. Т. 3. Гл. 90).

В течение даже одного дня душа наша меняет духовные состояния, как одежды, по многу раз. И даже, бывает, это происходит вовсе без нашего желания и участия, так что мы удивляемся и противимся и мучаемся даже, потому что одежда иная нам совсем не по душе, но как бы против нашей воли продолжает некоторое время нас облекать. Что же делать? Да очень просто: противиться одежде греховной и взывать ко Господу, жаловаться на насилие бесовское, и оно вскоре отойдет, будучи отогнано милостью и силой Божией.

Многажды в течение даже одного дня бесы как бы примеряют на нас свои бесовские одежды в виде тех или иных страстных обстояний, чувствований и помыслов. Но нам надлежит всем сердцем, всей душой, всем помышлением с крайним усердием искать облачения в единственно истинную нашу одежду – в «брачную» одежду благодати Божией. И единственно в этой одежде душа чувствует себя по-настоящему хорошо, радуется тому, что она такова, какова и должна быть в очах Божиих. Какая же это неизреченная радость!

Как говорит святитель Григорий Палама: «Даже зло способствует добру при доброте воли», имея в виду, что насилие бесовское при нашем непреклонном стоянии в добре и усиленном устремлении к Богу содействует нашему спасению.

И даже если не удается нам пребывать в счастливом и постоянном общении с Богом, то можно уж точно сказать, что стремиться к этому нам надо всемерно и сама возможность такого благодатного «одержания» во многом зависит от нашего устремления. Будем помнить, что Бог открывает Себя взыскующим Его и чем более усердно и настойчиво это взыскание, тем более отрадным и утешительным будет ответ. Таков закон духовной жизни, потому что Бог «взыскающим Его мздовоздаятель бывает» (Евр. 11: 6).


Священник Димитрий Шишкин
 
СерафимаДата: Понедельник, 22.08.2016, 05:30 | Сообщение # 45
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Цитата
И даже если не удается нам пребывать в счастливом и постоянном общении с Богом, то можно уж точно сказать, что стремиться к этому нам надо всемерно и сама возможность такого благодатного «одержания» во многом зависит от нашего устремления. Будем помнить, что Бог открывает Себя взыскующим Его и чем более усердно и настойчиво это взыскание, тем более отрадным и утешительным будет ответ. Таков закон духовной жизни, потому что Бог «взыскающим Его мздовоздаятель бывает» (Евр. 11: 6).

Стремление к Богу без смирения, без страха Божия - это путь в никуда.

Надменный разум к истине стремится,
но без смирения он - самоубийца.
(с)
 
СерафимаДата: Понедельник, 22.08.2016, 10:16 | Сообщение # 46
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Святой Феофан Затворник:
«Извольте паче всего остерегаться как бы не попасть на дорогу к гордости и не застрять там. Первый шаг на сей дороге есть самоцен, скрытное чувство, что я нечто, а не ничто; второй - самомнение или самочувствие - чувство, что я не только нечто, но и нечто важное и пред людьми и пред Богом. Из сих двух потом рождается вся куча гордостных мыслей и чувств, кои суть самые противные Богу. Потому всячески старайтесь быть в искреннем чувстве полного самоуничижения. Для того чаще приводите себе на память какие были грешки или ошибки в прежней жизни и осуждайте себя за них. Извольте себе избрать мерное правило в пище и питии, как делали все святые».

Все порочные расположения или все нравственное зло истекает уже из самолюбия… Отсюда главные расположения воли у христианина суть самоотвержение и ревность о пребывании в сообщении с Богом, или любовь.

Самоотвержение есть отрицание самолюбия. Оно преследует все, на чем есть печать самости, ненавидит ее и отвращается от всех вещей, питающих ее; ставит ни во что все преимущества временные, телесные, внешние; изъемлет из всех вещей сотворенных свое сердце. …Будучи по природе своей отвержением самолюбия, оно и плоды приносит или рождает в нас расположения совершенно противоположные тем, какие производит самость, именно:

Вместо гордости у самоотверженного смирение — такое расположение, по коему он считает себя тварию самою ничтожнейшею, достойною всякого презрения и унижения; приписывая себе одни грехи, все доброе он относит к источнику всякого добра — Богу; он не усвояет себе никаких преимуществ пред другими, а всякого считает высшим себя. Это есть самоуничижение, соединенное с чувством своей бедности и слабости.
 
СерафимаДата: Понедельник, 22.08.2016, 23:28 | Сообщение # 47
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Святитель Тихон Задонский:
Нужно считать себя грешнее всех прочих. Никого не презирать, никого не осуждать, но всегда внимать себе самому. Избегать славы и чести, а если избежать невозможно, скорбеть об этом. Мужественно терпеть презрение. С людьми обходиться доброжелательно; быть добровольно послушным не только высшим, но и низшим. Все свои дела считать непотребными. Презирать похвалу. Без нужды не говорить, и то умиротворенно и кротко... Это путь низкий, но ведет к высокому Отечеству - Небу. Если хочешь достичь этого Отечества, иди таким путем.

Каким образом искать смирение? Здесь вкратце сказано. Нужно стараться познать себя, свою нищету, немощь и окаянство и эту немощь почаще рассматривать душевными очами. Размышлять о величии Божием и о своей греховности, о смирении Христа: как любовь Его к нам, так и смирение Его ради нас столь велики, что и умом понять невозможно. Размышлять с прилежанием о том, что святое Евангелие тебе предлагает. Не смотреть на то, что имеешь доброго, но чего еще не имеешь. Помнить прежние грехи... Добро, которое сделал, приписывать Богу и Его благодарить, а не за свое принимать.

Через искушения гордый приводится к смирению.

Искушение попускается Богом для смирения.
 
СерафимаДата: Среда, 24.08.2016, 21:44 | Сообщение # 48
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
 
СерафимаДата: Суббота, 27.08.2016, 04:20 | Сообщение # 49
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Игумен Никон (Воробьев):
Друг мой, одно прошу: никогда не отступай от Бога, как бы глубоко ни пал, как бы ни согрешил и ни оскорбил (от чего да избавит тебя Господь) Господа, но, как блудный сын, проси у Него прощения и вновь и вновь понуждай себя жить по заповедям. Грядущего ко Мне не изжену вон. Идущий ко Господу деланием заповедей, хотя и падает дорогой, но, вставая, идет вперед — находится в числе воинов Христовых и венчается Им, хотя бы и много ран получил в этой духовной войне со своими страстями, со своей падшей природой и бесами. Да вразумит тебя Господь, да укрепит веру твою и произволение твое, да сохранит от всякого зла. Господь да благословит тебя.

Цитата
Добро, которое сделал, приписывать Богу и Его благодарить, а не за свое принимать.
 
СерафимаДата: Понедельник, 29.08.2016, 08:33 | Сообщение # 50
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
 
СерафимаДата: Понедельник, 29.08.2016, 23:23 | Сообщение # 51
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
 
СерафимаДата: Вторник, 30.08.2016, 00:15 | Сообщение # 52
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
 
СерафимаДата: Вторник, 30.08.2016, 20:40 | Сообщение # 53
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Цитата
Основанием Христианству служит то, чтобы человек, если и совершит дела правды, не упокоевался на них, и не почитал себя великим, но был нищ духом; и, если соделается причастником благодати, не думал о себе, будто бы приобрел нечто, не признавал себя чем-то важным и не начинал учить, но при добром странничестве, при хорошем житии, много постясь, странствуя, молясь, став причастником благодати, не высоко ценил душу свою; особенно же тогда, как полагается в нем начаток благодати, пребывал в труде, в жажде, не сознавал себя, как пресытившийся, праведным, или обогатившимся благодатью, но плакал и проливал слезы.
...................
Хотя бы и соделался кто причастником благодати не должен думать о себе, что он уже достиг цели, или сделался весьма близким к Царю; потому что пребывает еще во внешних обителях. Не должно каждому допытываться: нашел ли он сокровище в скудельном сосуде, облекся ли в порфиру Духа, обрел ли Царя и упокоился ли? Потому что душа такова: в ней есть какая-то глубина и составов у ней много. Вошедший в нее грех обладает уже всеми ее составами и сердечными помышлениями.

Потом, когда взыщет человек, приходит к нему благодать и овладевает двумя составами души. Почему, неопытный, возбуждаемый благодатью, думает, что пришедшая благодать овладела всеми составами души, и грех искоренен; тогда как большая часть души обладается грехом, и только одна часть обладается благодатью; и человек обманывается, и пребывает в неведении. Нередко благодать действует в человеке непрестанно, подобно тому, как и глаз в теле. Но вместе пребывает в человеке и грех, и в обольщение вводит ум. И нерассудительный, как уже достигший цели, много мечтает о себе и надмевается, как соделавшийся свободным.

А на деле бывает не то; потому что, как сказал я, сатана скрывается в тайне, не действуя до времени, чтобы заставить человека подумать о себе: «я чист и совершен». Кто насаждает виноградник, тот не вдруг собирает с него грозди, и выделывает вино. Кто сеет семя в землю, не тотчас уже и жнет, и получает плоды. И новорожденное дитя не вдруг может прийти в совершенного мужа. Или, новобранец в войске не тотчас уже делается начальником; ему надобно прежде потрудиться и, вступив в битву, одержать победу и быть увенчанным.

Прекрасное дело – нестяжательность, псалмопение, пост, бдение; прекрасно – сподобиться Божией благодати. Но кто не начал еще рыть и полагать основание, как должно (а ум и в этом должен быть неукоризненным и причастным благодати), тот много уже мечтает о себе, и высоко ценит душу свою. Воззри на Иисуса: от какой славы и до каких страданий и распятия нисшел Он, Божий Сын и Бог! И за сие-то смиренномудрие превознесен и посажен одесную Отца. Змий вначале посеял в Адаме возношение: «будешь, как Бог». Посему, знаешь, до какого безчестия чрез это высокомудрие дошел род Адамов. Ищу человека нищего духом, и не нахожу.

http://inoklife.ucoz.ru/forum/111-99-6718-16-1457737552
 
СерафимаДата: Среда, 31.08.2016, 05:14 | Сообщение # 54
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме


Преподобный Иоанн Лествичник:
Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, желающего напоить тебя этим лекарством... тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей, и свет Божий не оскудеет в сердце твоем.

Преподобный Исаак Сирин:
Уничижающего и умаляющего себя Господь делает премудрым. Отпадает от премудрости Божией тот, кто признает себя мудрым.
 
СерафимаДата: Среда, 31.08.2016, 20:32 | Сообщение # 55
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Преподобный Амвросий Оптинский:
Один противник поста сказал батюшке: «Не все ли равно Богу, какая пища?» На это старец ответил: «Не пища имеет значение, а заповедь; Адам изгнан из рая не за объедение, а за вкушение, только за вкушение запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказывается за это, а за среду и пятницу наказывается, потому что чрез послушание вырабатывается покорность.

Осо­бен­но ос­те­ре­гай­тесь ро­по­та, на ко­го бы то ни бы­ло. Ро­пот ху­же и вред­нее все­го. По­лез­нее и по­кой­нее ви­нить во всем и за все се­бя, а не дру­гих. Осо­бен­но же долж­но ос­те­ре­гать­ся ро­по­та на Про­мысл Бо­жий, чрез Ма­терь Бо­жию все бла­гое и ду­ше­по­лез­ное нам уст­ро­я­ю­щий. Толь­ко мы, че­ло­ве­ки, по ма­ло­ду­шию сво­е­му, час­то бе­зум­но мя­тем­ся и без­рас­суд­но скор­бим за уст­ро­я­е­мую нам поль­зу ду­шев­ную.

Оставь обманчивую мысль, что ты в отдаленном месте будешь смиряться и будешь переносить всякое попрание и уничижение, а лучше смирись в настоящее время и в настоящем месте, где живем, и считай себя мысленно под ногами всех, т.е. считай себя достойною всякого попрания, и уничижения, и досаждения.


Преподобный Никон Оптинский:
Нужно нам глубже вникнуть в самих себя, и тщательно проследить за своими помыслами, чувствами, и плакать об имеющихся в нас страстных, греховных чувствах, желаниях, помышлениях, их должны мы непременно изгнать, как Богу неугодные, и, изгнав, уже отнюдь не допускать в свое сердце, ибо не можем мы в страстном состоянии петь песнь Господню.

Хотя к человекам мы и должны обращаться за помощью душевной и телесной, но успеха в сих обращениях должны ожидать от руки Господней.

Смирение – это нечто великое и божественное, а путь к нему – считать себя ниже всех. Что это значит, считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться.


Преп. Варсонофий Оптинский:
Всегда надейтесь только на Бога, но никак не на человека. Тогда всякое зло будет отпадать от вас, как отрубленная ветка.

Святитель Феофан Затворник:
Во всяком человеке, нераскаянно живущем во грехе, живет бес, как в доме, и всем у него распоряжается. Когда, по благодати Божией, такой грешник приходит в сокрушение о грехах своих, кается и перестает грешить – бес из него изгоняется. Сначала он не беспокоит покаявшегося, потому что в нем на первых порах много ревности, которая, как огонь, жжет бесов и, как стрела, отражает их. Но потом, когда ревность начинает охладевать, подступает и бес издали со своими предложениями, подкидывает воспоминание о прежних удовольствиях и зовет к ним. Не поостерегись только покаявшийся, и от сочувствия скоро перейдет к желанию; если и здесь не опомнится и не возвратит себя в состояние прежней трезвенности, то падение недалеко. Из желания рождается склонение на грех и решимость — внутренний грех готов, для внешнего ожидается только удобный случай. Представится он, и грех будет сделан. С этим вместе бес опять входит и начинает гнать человека от греха к греху еще быстрее, чем прежде. Это изобразил Господь притчей о вторичном возвращении беса в очищенный и подметенный дом.

Преподобный Ефрем Сирин:
Думай о хорошем, чтобы не думать о худом, потому что ум не терпит быть в праздности.

Игумен Никон Воробьев:
Не поддавайся мыслям об одиночестве и прочим суетным помыслам. Это сети вражии. С нами Бог, мы не одиноки. Если нужно будет - Господь пошлет нам друзей, каких и не ожидали. Старайся жить в присутствии Бога... Все будет хорошо.

 
СерафимаДата: Четверг, 01.09.2016, 02:24 | Сообщение # 56
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Архимандрит Андрей (Конанос):
Если вы услышите о ком-то, что он за короткое время достиг духовных высот, знайте, что для этого ему пришлось пройти через большие страдания, которые он принял смиренно и без ропота. В этом весь секрет.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):
Молящиеся! Вы же сами просите Господа принять вас вместе с мытарем, вместе с блудницей, вместе с пришедшими в последний час. Не будьте же прокурорами, судьями и жандармами для других.

Ты много читал, а не понял главного - духовная жизнь начинается с познания себя и своих немощей, а не с суда над окружающим. Самые разрушительные грехи - это соблазн и осуждение. Вот и начни вниманием эти два греха изгонять из души и сердца.


Прeподобный Паисий Святогорец:
Мы должны быть более благодарны тем, которые нас смиряют, обижают и огорчают, нежели тем, которые кормят нас почестями и сладкими словами или вкусной едой и сладостями, потому что огорчения являются самым лучшим лекарством для души.

Иеромонах Серафим Роуз:
Случайностей в жизни нет – всё происходит по Божьему промыслу или попускается ради нашего спасения, отражая наше внутренне состояние и потребности.

Монах Симеон Афонский:
Часто обстоятельства бывают для нас - как смирительная рубашка для безумного.
 
СерафимаДата: Четверг, 01.09.2016, 04:39 | Сообщение # 57
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Старец Фаддей Витовницкий:
"Божественная любовь не терпит эгоизма. А человек, когда пал, опустошился, и для него нет никого ближе, чем его собственная личность. Он обратился к своей личности и хранит ее. Он не позволяет никому обидеть себя, хочет, чтобы все о нем хорошо думали, но при этом не обращает внимания на то, как он живет, что делает и как делает. Не обращает внимания, потому что весь сконцентрирован на своей личности. Мы должны отречься от себя ради любви Господа, должны не только отбросить этого «господина Я», но и убить. Если он не будет уничтожен, мы не сможем соединиться с Господом. Этот великий господин всегда с нами, он не может склонить своей головы. Господь показал нам, какими мы должны быть: смиренными, кроткими, покорными Его воли. Но мы хотим устроить все по своему разумению. Мучим сами себя. Измучились и ничего не добились. Не будет этот мир таким, каким мы его себе представляем. А «господин Я» очень сердится, когда что-то не так, как он замыслил. А тот, кто смирился, не мнит себя чем-то значительным, зная, что он — ничто, что он — тлен. Если бы Бог нас не хранил, если бы не поддерживал нас, что бы было с нами? Ничего, одна грязь.
Сердце холодно, когда оно рассеяно. Когда душа не дома — она скитается, а когда дома — она согревает и сердце. Как только она выйдет наружу, ее сразу начинают бить, бить мысленно. Одна мысль принимается, другая отбрасывается, а сердце не выдерживает и охладевает. А когда душа вернется к себе, когда примирится с Господом, тогда Господь оказывается в центре жизни, тогда ей благостно и тепло.
Господь смотрит в глубину сердца, чего оно хочет, к чему стремится. А если душа не может прийти в себя, Господь в свое время опять очистит и привлечет душу к себе, и душа смирится. Но если в глубине сердца есть что-то нечистое, что-то, что тяготеет к этому миру, что-то, что связывает с этой жизнью, тогда наше скитание будет долговременным, и много страданий и бед предстоит нам пережить в нем. И нам, обратившимся к Господу, намного больше, чем необратившимся. Потому что у них нет нашей внутренней боли, нет размышлений о вечности, для них все сосредоточенно здесь на земле: устроиться, поесть, попить. К этому обращено их внимание, а мы раздваиваемся: хотим быть с Господом, но сердце наше крепко связано и порабощено материальными условиями нашей жизни.
Необходимо планы и желания земные выбросить из сердца, только тогда сможем вместе с Господом искренне любить и ближнего своего. Иначе наша земная любовь обращается то на одно, то на другое. Все это непостоянно и ничего из этого не получается. И это непостоянство губит, постоянно губит нас. Мы не воспринимаем жизнь с разумением, а только поверхностно".
 
СерафимаДата: Четверг, 01.09.2016, 20:42 | Сообщение # 58
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Преподобный Серафим Вырицкий:
Только смиряясь перед волей Божией, которая порою открывается людям именно в тяжелых скорбях, болезнях, гонениях, могут познать люди собственную немощь и обрести стремление к благодатной помощи свыше. Только так рождаются истинные вера, надежда и молитва, творимая от всего сердца в сознании собственного ничтожества - та самая, что никогда не остается без ответа и двигает горами.
 
СерафимаДата: Четверг, 01.09.2016, 22:05 | Сообщение # 59
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Архимандрит Иоанн Крестьянкин:
Божественная любовь, поселившаяся в маленьком, слабом
(прим.смирившемся перед Богом) человеческом сердце, сделает его великим и сильным и безбоязненным перед всем злом обезумевшего отступлением от Бога мира.
И сила Божия в нас все препобедит.


Слава Господу!
 
МаринаДата: Четверг, 01.09.2016, 23:49 | Сообщение # 60
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Цитата
Не ожидая от себя ничего славного в духовном отношении, мы должны всю надежду на свое спасение возложить на Бога и в Нем одном находить духовную силу и утешение.Как начать познавать свою немощь? Человек лучше всего осознает собственное ничтожество тогда, когда размышления о своих грехах и немощах соединяет с покаянными молитвами пред Богом.

http://inoklife.ucoz.ru/forum/111-13-88-16-1198704047
Всеоружие Божие - побеждающая сила!
Цитата
Если мы, надеясь на милосердие Божие, постоянно помним о своей ничтожности и греховности, то наша душа смиряется, а сердце приходит в сокрушение. Тогда Господь, взирая на наше смирение, укрощает в нас гордость и дает нам благодать вести себя скромно, презирать земные страсти и посмеиваться над славой видимого мира.
 
Поиск истины » Православная вера » В помощь кающимся » Трезвение (внимание), воздержание, борьба
  • Страница 3 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Поиск:

2007 © раба Божия Серафима

Сайт создан в системе uCoz