Кто он, отец Николай? Внешне все очень скромно, приходской священник, где-то в глуши, на небольшом островке, затерянном в Псковском озере. И вот, к нему, нескончаемой вереницей, со всей России, тянутся люди. До самой смерти он нес этот крест, до самой смерти не оскудел людской поток, к скромному домику, под зеленой крышей. Впрочем, какой смерти? Не прикасается смерть к тому, кто всего себя отдал людям, нет смерти для таких людей. Там, где ты сейчас, вспомни о нас, чадах твоих, оставшихся на этой скорбной земле.
Отец Николай, кем был ты для нас, и как писать о тебе? Сколько раз я собирался начать и не мог, где взять слова достойные тебя. Ты был свет для нас, небесный свет сиял, через тебя и просвещал наши немощные души. Скольких людей ты укрепил, на скорбном пути жизни сей, сколько душ извлек ты из глубины отчаяния, сколькие обрели надежду, лишь услышав несколько слов от тебя, посмотрев на твое лицо. Где найти слова, чтобы рассказать о тебе, о величии и благородстве твоей души, о той любви, которая сияла через тебя и согревала нас. Немощен и уныл наш дух, и может, напишет кто, более достойный. Но что же делать, молчать еще более страшно, и как дать ответ потом: "ты мог свидетельствовать, и не свидетельствовал". Прими сей дар любящего сердца, и прости нас, если ошибемся в чем-то.
Мы приехали из Прибалтики. У нас была большая проблема: дочка очень заикалась. Поэтому мы искали, кто мог бы ей помочь. У каких только врачей не были! Но ни один не смог ее вылечить. Лишь Господь не оставил нас в нашей беде. Восемь лет назад мы услышали в случайном разговоре о старце отце Николае и поехали к нему с дочкой и сыном. Это был 1995 год. По приезде мы нашли домик, подошли к батюшке и сразу объяснили ему, что нас так мучает. Отец Николай, выслушав, ударил меня по голове, а дочке возложил руки на головку и прочитал молитву. Второй вопрос у нас был по поводу сына. Он хотел поступить в класс кадетов и просил на это благословение. Но батюшка сказал: "Нет. У него другая судьба". С этим мы уехали домой и почему-то проспали там целые сутки...
После приезда жизнь наша пошла абсолютно по-другому. Дочка незаметно и очень скоро исцелилась. Мы даже не могли определить, в какой момент это произошло. Как говорят, оглянуться не успели, а проблемы с заиканием у нее уже нет. А вот что касается сына... Я ослушалась все-таки отца Николая и повела сына в класс кадетов, где у нас была полная договоренность о поступлении. Но он не поступил!
Это произвело на меня огромное впечатление, и я рассказала об этом случае моей приятельнице. У нее тоже была большая проблема: она никак не могла родить из-за постоянных выкидышей. В это время муж мой собирался ехать работать в Югославию. Вот мы все и отправились с этими вопросами к отцу Николаю. Насчет моего мужа батюшка предупредил, что сейчас он не поедет в Югославию. А приятельнице моей сказал: "Родишь. Дочку назовешь Серафимой, а сына Иваном".
Приехали мы домой. На другой день приходит муж с работы и объявляет: "Меня отставили". А ведь были уже собраны все документы для отъезда... А приятельница буквально через год родила дочку. Назвала она ее в крещении Серафимой.
Третья моя поездка была связана с вопросом о работе. Так как я уже приходила к Богу, то мне нужно было решить, оставаться ли работать в театре или уходить. Батюшка ответил: "Ты будешь еще учиться, а о муже молись, так как у него будет очень большая проблема". Так и произошло. Под машину моего мужа попал человек. Только молитвами отца Николая все со всеми обошлось благополучно. Я тоже по предсказанию батюшки сейчас учусь в университете. Сын по его благословению учится в военной академии.
Мы и в четвертый раз приезжали к отцу Николаю, но нас к нему уже не пустили, только записку передали. Вот такая у нас история. А наша любовь к батюшке просто невыразима.
Когда я обратилась к Богу, к Православию, то, узнав, что есть такой старец отец Николай, поехала к нему одна. Приехала на остров и не знаю, где его найти. Но вот увидела, что идут люди, обратилась к ним и нашла домик. Прихожу, а батюшка из дверей выходит и сразу спрашивает: "Как же ты сюда приехала? По воде?.. А ведь бури-то какие бывают..." Он побыл со мною немножко, поговорил, потом пошел и говорит: "Все хорошо будет, все хорошо будет". Я стала уходить, а потом вспомнила, что хотела денежку дать на какие-нибудь храмовые нужды (у меня в кармане три рубля лежали), и вернулась. Батюшка увидел, что я вернулась, заулыбался: "Это тебя Матерь Божия вернула" — и повел нас с его прихожанками в храм. Посидел там с нами, поговорил, а потом я спросила: "Батюшка! У меня желание в монастырь пойти". А он отвечает: "Да нет, не надо тебе в монастырь". И действительно, я совершенно не была готова к этому.
Прошел год или два. И вот Псковский владыка Евсевий объявляет у нас в храме, что открывается Снетогорский женский монастырь. Тут на меня вдруг тоска напала и я подумала: "Съезжу-ка я еще раз к батюшке". Поехала. Однако мысли у меня были очень спокойные. Думаю: если скажет, что не надо, то и ладно... Как воля Божия. Приехала, благословилась и спрашиваю у батюшки: "У нас открывается женский монастырь. Будет ли у меня путь туда?" А он отвечает: "Благословляю". Я вдруг опешила: "А-а... может, мама будет против?" — "Ничего, и мама согласится".— "А как же она без меня? Может, когда я похороню?.." — "Нет-нет. Поступай сразу". Так я и поехала.
Конечно, мама стала возражать. Я в плачь: как же, ведь старец благословил, надо выполнять. И ушла в монастырь. А что же мама? Она через некоторое время и сама перешла в Православие (раньше была старообрядка), стала крепкой духом и благословила меня на монашество. У нее висит фотография отца Николая, которого она тоже очень умилительно полюбила, и письма ее стали светлее и серьезнее, без слез,— наоборот, теперь она сама пишет: "Доченька, держись, крепись". И так, с Божией помощью, за молитвы отца Николая и моей мамы мне уже легче спасаться.
Вначале, до монастыря, я ездила к батюшке каждый месяц за укреплением. Ведь к вере я пришла в зрелом возрасте, после сильнейшей скорби: у меня скоропостижно умер муж, и я не знала, как жить дальше, где найти мне место в этом страшном вакууме. Если бы не приход к Богу, в церковь, то не пережила бы. Отец Олег Тэор помог перейти в Православие, а отец Николай очень укрепил меня духовно. Я, помню, все спрашивала его: "Батюшка, а кто мой духовник? " А батюшка отвечал: "Евангелие твой духовник". И я соглашалась. Действительно,— ведь если я Евангелия не послушаюсь, то и никакого духовника не послушаюсь.
Отец Николай предупреждал меня: "В монастыре много работы будет, много работы!" Теперь я сполна ощущаю, что в монастыре не только физической, но, в основном, духовной работы очень много. Ведь я по своей воле отжила целых сорок лет, а, когда пришла в обитель, то мне думалось: "Да подумаешь, какое трудное дело — отказаться от своей воли! Это же очень просто! Просто делай все, что тебе велят". А когда пожила в монастыре, то поняла, как это трудно, а порой даже невозможно. Настолько сильна наша воля, настолько она держит в своем плену, в своих цепях...
Сам отец Николай, конечно же, жил по Божией воле. Помню, его показывали по телевизору и спросили, любит ли он Бога. И батюшка сказал: "Да. Я очень люблю Бога". А я знаю, что такие слова может сказать только духовный человек. Нам иногда кажется, что и мы любим Бога, а на самом деле там даже и близко этого нет. Ведь чтобы любить Бога, надо жить по Его воле, по Его заповедям.
Помню батюшку очень-очень добрым... Порой вдруг сами всплывают в памяти его слова, интонации. Начинаешь засыпать, и вдруг возникает откуда-то знакомый голос, каким он звучал в храме: "Ну, что? Собрались, мои хорошие?" И так тепло-тепло делается... Когда я в первый раз уезжала от него, то состояние у меня было, как по апостолу Павлу: не понимала, то ли в теле нахожусь, то ли вне тела. Такая благодать! Рядом с батюшкой и после общения с ним не чувствуешь даже никакого земного притяжения. На сердце спокойствие и радость. Кажется, что физически паришь по воздуху. Душа окрыляется, и чувствуешь, как будто в яркую солнечную погоду ты искупался в озере. Такое блаженство может только в раю быть.
И это удивительно — ведь батюшка очень ценил слова и говорил крайне мало. К каждому его слову нужно было прислушиваться, и даже если сразу ты не понимаешь смысла, то потом обязательно какое-то важное слово всплывает в сознании и чему-либо научает. Отец Николай говорил очень емко, и потому даже его незначительные, на первый взгляд, обмолвки очень серьезно отражались и проявлялись на нашей судьбе. Сам же он был крайне внимателен и чуток к словам, поступкам, жестам и даже мыслям людей.
Как-то я попросила его помолиться о том, чтобы моя дочка пришла к Богу. Батюшка повернулся на восток и произнес: "Помоги, Господи". А у меня появилось вдруг недоверие и возник помысл о том, что молитва должна быть более содержательной, пространной. Я даже не подумала, что "многое может молитва праведника". Но позже, когда я подошла к нему, он сказал мне: "Спаси, Господи. Все будет хорошо по вашим молитвам. По вашим молитвам". И я поняла, наконец, что значит иметь дело со старцем. Ведь если я ему не поверила, он может сказать: "Ну, что же. Молись теперь сама и читай свои молитовки. Пусть по твоим молитвам все и совершается". Меня этот случай настолько поразил, что я, вспомнив о нем, специально поехала на могилку батюшки поклониться ему и попросить прощения за свое маловерие. Хотя, надо заметить, батюшка никогда не обижался на наше неразумие.
Когда к нему стало трудно попасть, я, будучи на острове, ждала благословения батюшки и в сердцах думала: "Вот когда он уйдет от нас, то можно будет всегда беспрепятственно приходить к его могилке. Никто не запретит". А батюшка выходит на крылечко нас благословить и обращается ко мне: "А у меня уже и гроб готов!"
Так как времени не хватало, все старались задавать краткие и понятные вопросы, избегая расплывчатых. Если сразу не успевали, то и второй раз становились в очередь. Ждали, что, может, он выйдет опять.
Однажды мы с сестрами пошли зимой по льду в метель к батюшке. Все вымокли, даже из сапог воду пришлось выливать. Заходим, а батюшка сразу: "Сапоги-то поди все мокрые?" — "Да, батюшка". Обратно мы возвращались в полной темноте. Не видно было, куда идем. Думали, совсем измучаемся, но вдруг на середине пути нас нагнала машина и довезла до самого дома. Причем, тогда никто не заболел. Видно, батюшка помолился о нас.
Мы в монастыре все чувствуем, что отец Николай и сейчас о нас молится. Ведь по его благословению наш монастырь строился и почти все сюда пришли через него. Правда, батюшка ни разу у нас не был, как мы его ни просили. Но ведь и преподобный Серафим никогда не бывал в Дивеево...
Инокиня Ольга Снетогорский монастырь август 2003 год
помню, все спрашивала его: "Батюшка, а кто мой духовник? " А батюшка отвечал: "Евангелие твой духовник"
Евангелие мой самый верный и любимый духовник! Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас!
Моли Бога о нас, дорогой батюшка Николай!
Никогда я тебя не встречала при земной жизни, но как невыразимо сильно полюбило мое сердце тебя! Или это ты раньше посмотрел на меня и полюбил душу мою, которую я получила в дар от Бога моего? Любящий наш Господь воспламеняет сердца любовью к праведности и святости, к Небесной Жизни! И ты, родненький батюшка Николай, теперь более живой для верующих душ, чем был на земле. Ты - молитвенник, святой, посланный нам Господом для укрепления в вере.
Слава Тебе, Боже наш! Господи, молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих помилуй нас!
Вам довелось лично убедиться в прозорливости отца Николая?
Сразу вспоминаю момент, когда батюшка говорил о строительстве храма у иеромонаха Романа (Матюшина). Тогда еще не было скита Ветрово. Отец Роман говорит, мол, какой храм на болоте? Отец Николай отвечает: «Будет храм». А отец Роман: «Да вы ж знаете, батюшка, где это? Там же болото, глухомань!» «Нет, храм будет» - отвечает. И сказал, с какой стороны, через каких людей этот храм будет. И действительно, два-три года прошло и все исполнилось в точности. Интересная история произошла в связи с батюшкой в моей семье. Когда я однажды приехал к нему, то рассказал о своих дочерях: младшая рисует, а старшая поет. А батюшка говорит наоборот: «Вот эта будет у тебя иконы писать, а эта будет на клиросе петь». И действительно, старшая сейчас художник-график, оканчивает академию искусств, а младшая поет в церковном хоре. Очень редко батюшка был один. У меня однажды был случай, когда я приехал и никого не было. У меня была проблема, я приехал к нему, подошел. А батюшка в это время идет из храма в келью. Он всегда быстро-быстро ходил из храма в келью. Я к нему подхожу, только хотел рот раскрыть, а он идет мимо и говорит: «Покаяние!» Я говорю: «Ба…» А он: «Покаяние!» Я упал на колени перед ним. Он опять: «Покаяние!» Благословил меня и пошел. Я пришел на берег и там горько плакал. Была у меня просто истерика какая-то, рыдания. Матушки из храма вышли, увидели меня, что я горько плачу. Они меня взяли и снова привели к отцу Николаю. И он посмотрел на меня с любовью, с лаской, благословил, помазал маслицем (обычно мазал почему-то скрепочкой). И вот, когда прошли слезы, которые были на берегу озера, все это – было такое ощущение, знаете, как-будто что-то у меня упало внутри. Я просто легче стал, стал абсолютно такой же, как ребенок. И с огромной радостью приехал домой.
Главное, что всегда поражает в старчестве – способность духовного окормления множества людей. И ведь люди, приезжавшие к отцу Николаю, были абсолютно разными. Что привлекало их к батюшке? Почему он мог всего несколькими словами помочь любому? В чем заключалась его духовная сила?
К каждому он находил свой подход. Самое важное было в том, что отец Николай с каждым человеком разговаривал не то, чтобы на равных, но с одинаковой меркой, которая называется любовь. Он приходил и видел – да, человек заблуждается, у него что-то не то в жизни, но основная мерка для всего у него была любовь. Абсолютно никакого барьера не было. Он ко всем был одинаков, только в момент разговора с теми, кто приходил к нему, скажем так, с несмиренным настроением, он как-то по-особенному говорил: «Помоги тебе Господи». Однажды приехал к отцу Николаю один экстрасенс, подошел к нему и говорит с уверенностью: «А вот ко мне, батюшка, приходит по ночам Матерь Божия и говорит: «Вставай на колени и молись!»». Отец Николай спокойно посмотрел на него и ответил: «Ну, если она тебе так говорит, молись тогда». Он видел, что человека просто бесполезно в этот момент в чем-то переубеждать.
Получается, отец Николай не стремился проповедовать, высказывать какие-то идеи, навязывать своим чадам что-либо?
Никогда. Что удивительно, он настолько пытался человеку объяснить все мягко, что никогда не перечил. Если у человека внутри стоял «стержень», и он знал, куда нужно идти, батюшка только говорил: «Помоги тебе, Господи». Никогда, ни в коем случае, он никого никуда насильно не направлял. Он мог только показать направление, куда надо идти.
Крестьянин из Самарской губернии Григорий Журавлев, рожденный без рук и ног, писал иконы удивительной красоты. Одна из них была обнаружена в Боснии.
Григорий Журавлев появился на свет без рук и ног. Но сумел прожить жизнь радостную и полную любви. Писал иконы удивительной красоты. К концу XIX века прославился по всей России. Написанные им образы почитались благодатными, так как были... нерукотворны.
Его жизнь можно назвать подвигом, но более точным все-таки будет другое определение - она была свидетельством о чуде. Рожденный беспомощным инвалидом сын простого крестьянина, Григорий получил в дар великий талант живописца и умение быть счастливым.
Родился он в 1858 году в Самарской губернии, в деревне Утёвка. С детства рисовал, зажав уголь, карандаш, а позже кисть зубами. Масляные краски впервые получил в 13 лет в подарок от настоятеля местной церкви. Целыми днями, до боли в деснах, стирая в кровь губы, клал на бумагу мазок за мазком, добивался нужного сочетания красок. Лишенный многих мирских радостей, он создавал в рисунках свой особенный мир, полный любви и красоты. Терпеливо учился, преумножая талант. Стал одним из самых знаменитых живописцев своего времени. Открытая, радостная, праздничная душа его светилась в иконах, делая их неподражаемыми. Недаром именно ему жители Самары решили заказать подарок для самого царя. В документах из областного архива говорится о проведении подписки на создание иконы, которую жители губернии решили поднести Александру III и его семье «по случаю чудесного спасения при крушении поезда 17 октября 1888 года». И сообщается, что «крестьянину села Утёвка Григорию Журавлеву за написание сей иконы было уплачено 50 рублей». Ему же была заказана икона святителя Алексия Московского для крупнейшего храма губернии - Самарского кафедрального собора.
В советские времена о чудесном изографе совсем забыли. Но в 1963 году, в самый разгар очередной антирелигиозной кампании, в краеведческий школьный кружок села Утёвка пришло письмо из Боснии, от историка живописи и реставратора Здравко Каймаковича. «Проводя учет памятников в нашей республике, - писал он, - в сербской православной церкви в селе Пурачиц возле Тузлы я обнаружил икону, которую сделал ваш земляк Григорий Журавлев.
Икона средних размеров, исполнена масляными красками на доске и изображает славянских первоучителей святых Кирилла и Мефодия. Святые изображены стоя со свитками в руках. И представляют собой тщательную и тонкую работу, так что в первый момент я подумал, что это произведение работы иконописца с академическим образованием, и что подпись с текстом автора - это мистификация...»
А текст был такой: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утёвка Самарской губернии безрукий и безногий года 1885, 2 июля». Как икона преодолела путь от заволжских степей к берегам Адриатического моря, до сих пор остается загадкой. Возможно, ее привез один из сербских паломников или кто-то из русских эмигрантов, переселившихся туда после революции.
Вскоре утёвские краеведы разыскали в домах односельчан иконы с подобными надписями. А в областном архиве были обнаружены документы, содержащие поразительные факты из жизни художника. Оказывается, слух об удивительном мастере дошел до Николая II. Григорий Журавлев по его приглашению приезжал в Петербург вместе с братом Афанасием и написал портрет царской семьи.
Император, пораженный увиденным чудом, назначил ему «пожизненную пенсию в размере 25 рублей золотом ежемесячно» и повелел самарскому генерал-губернатору предоставить изографу иноходца с летним и зимним выездом. А также подарил на память альбом. Много лет спустя, в 2006 году, царский подарок случайно отыскался... в одном из школьных музеев Самарской области. На пожелтевших листках - эскизы, сделанные Журавлевым.
По крупицам собирал воспоминания старожилов о своем удивительном земляке учитель утёвской школы Кузьма Данилов. Сохранилось несколько записанных им свидетельств современников изографа. Так, жительница села крестьянка Корнева вспоминала: «Гриша легонький был, маленький, его принесут мужики в церковь, он сидит и зорко на всех посматривает. На полу маленький столик, а он держит кисть в зубах и рисует. Вначале за ним мать его ухаживала, а потом - до самой смерти - его брат Афанасий, он был искусный чеканщик. Гриша веселый был, шутить умел, поэтому мужики, особенно певчие, рады были его с собой брать...»
Веселый и жизнелюбивый, Григорий никогда не чувствовал себя обделенным судьбой. В двадцать два года экстерном окончил Самарскую мужскую гимназию, причем с отличием. Читал Пушкина, Достоевского, Толстого, жития святых. Была в жизни у Григория и любовь, хотя и без надежды на взаимность. Вся Утёвка знала о его сердечной привязанности к односельчанке Екатерине Грачевой. Правда, замуж она вышла за другого, да он и не сватался. Увековечил ее вместе с маленьким сыном Федором на иконе, которую современники назвали «Утёвской Мадонной». Писал ее восемь лет, а когда закончил, Екатерина получила ее в дар.
К 1885 году в Утёвке началось строительство соборного Троицкого храма. Григория пригласили расписывать стены. По его чертежу были сделаны специальные подмостки, где люлька на блоках ходила в разных направлениях. Около него все время находились брат и еще один помощник, которые его перемещали, подавали и меняли кисти и краски. Это был настоящий подвиг. Особенно тяжело было расписывать купол храма. Ему приходилось лежать на спине, на специальном подъемнике на винтах, страдая от усталости и боли. Но когда принимался за роспись - забывал обо всем. Через несколько лет работа была закончена, и на освящение храма прибыла вся губерния. Несказанная небесная красота росписи поразила всех: в сияющих красках словно ожили Ветхий и Новый Завет...
Последней работой Григория был Богородичный образ «Благоуханный цвет». Рассказывали, что в ночь перед смертью он беспокойно метался по постели и просил, чтобы пришел Ангел Божий и дописал икону. Умер он утром 15 февраля 1916 года. Когда пришел заказчик за иконой, она оказалась законченной и даже была покрыта олифой. Кто завершил икону - осталось загадкой. Возможно, это сделал брат Афанасий. Похоронили Григория Журавлева в церковной ограде расписанного им Троицкого храма. На могиле, как он и просил, поставили простой крест и написали на нем: «Се, Человек».
Иконы работы Григория Журавлева разошлись по России, да и по всему миру. Есть они в Троице-Сергиевой лавре, в Казанском соборе Петербурга, в Пюхтицком монастыре в Эстонии. Образ святых Кирилла и Мефодия, найденный в Боснии, вернулся на родину автора и находится в Самарском церковно-историческом музее. А вот уникальная роспись утёвского храма не сохранилась.
После революции Свято-Троицкую церковь в Утёвке превратили, как было тогда принято, в склад. Росписи Журавлева начали осыпаться и большей частью погибли совсем. К счастью, часть ликов спасли жители Утёвки - разобрали по домам и хранили до лучших времен. Теперь храм возвращен Церкви и восстанавливается, а односельчане бережно хранят память о Григории. Настоятель храма протоиерей Анатолий Копач рассказывает: «Уже поднимался вопрос, чтобы канонизировать Григория Журавлева как местнопочитаемого святого, но некоторые говорят, что нет от него чудес. А разве не чудо, что мы в такое трудное время построили колокольню, поставили на нее купол и водрузили крест! Я считаю, что это чудо. И я чувствую духовную помощь Григория Журавлева, потому что если бы не было ее, вряд ли бы мы что-нибудь сделали».
Его духовную помощь чувствуют многие. Экспозиция в уникальном московском музее Творчества, Преодоления и Духа «Равновесие», посвященная Григорию Журавлеву, иногда попросту возвращает людей к жизни. Директор музея, представитель Фонда социальной интеграции инвалидов «Филантроп» Елена Брыкова рассказала, что и среди наших современников есть человек, повторивший подвиг Журавлева. В 2008 году лауреатом международной премии «Филантроп» в специальной номинации «Преодоление. За гранью возможного» стал художник из Казахстана Валерий Сейтбаталов.
Господи, благослови! Не так давно по милости Твоей мне довелось встретиться с необычными православными людьми - коптами. Встреча произошла в сербской православной церкви, куда привезли чудотворную мироточивую Гавайскую Иверскую икону Божией Матери. Верующие копты тоже пришли поклониться Божией Матери. О том, что это были копты, я узнала чуть позже, а тогда в церкви меня поразила неподдельная простота и искренность этих людей. Хранитель чудесной иконы Нектарий немного рассказал о Зейтунском чуде и добавил, что недавно снова были явления Богородицы над коптской церковью в Египте.
Меня заинтересовала полученная информация и я решила поподробнее разузнать о коптской религии и о Божьих чудесах, которые происходят в их церкви. И вот что я нашла:
Дивное чудо в Зейтуне
Русского пилигрима, забравшегося в горы близ Дамаска, чтобы посетить монастырь Св. Феклы, может удивить почтение, с которым православные монахини относятся к «коптской» иконе «Чудо Богородицы в Зейтуне». Ее иконография может показаться православному человеку очень необычной. Пресвятая Дева в нимбе из золотых звезд парит над куполом храма, из ее распростертых ладоней бьют снопы света. Такие же иконы вы увидите в греческих храмах Святой Земли и, конечно же, в самом Египте. Почитание «коптской» иконы Богородицы Зейтунской широко распространено на православном Ближнем Востоке.
Небольшая пятикупольная церковь Богородицы в каирском пригороде Зейтун стоит в тени громадного современного собора. Три десятка лет назад здесь произошли события едва ли не самые впечатляющие за всю историю христианства. 2 апреля 1968 года рабочие-мусульмане автобусного парка, находившегося рядом с храмом, увидели странное зрелище — на крыше церкви стояла полупрозрачная женская фигура, от которой исходило свечение. Сначала они не поняли, но затем ужаснулись. Прибежавшие люди увидели на крыше Богородицу — такой, как Ее изображают на иконах в деисусном чине иконостаса, молящуюся перед крестом храма, от которого тоже исходило сияние. Пришедшие фотографы сделали первые кадры. Весть о явлении облетела коптские кварталы.
Люди шли и шли к храму, быстро наименованному Явленным (Apparition church). В некоторые дни Явление повторялось. Начали приносить больных, и стали происходить чудесные исцеления от рака, туберкулеза. В храме ежедневно молились. В некоторые дни над фигурой Девы был виден светящийся голубь, в небе — образ Креста.
Коптский народ, изрядно приунывший от тягот недавней войны, воспрял духом. Люди знали, Кто за них молится.
О чудесных событиях скоро узнал весь мир. Очевидцами явлений, продолжавшихся непрерывно в течение трех лет, были сотни тысяч людей, среди которых немало фотокорреспондентов и журналистов. Однако в нашей стране, находившейся тогда за большевистским «железным занавесом», обо всех этих событиях практически ничего не известно. Показания многочисленных свидетелей обобщил журналист Фрэнсис Джонсон в своей книге «Когда миллионы видели Деву Марию», выдержавшей пять переизданий.
Автор обращает внимание на то, что явления совершались над и вокруг церкви в Зейтуне, деловом пригороде Каира, лежащем в непосредственной близости от маршрута, по которому следовало Святое Семейство во время бегства в Египет. Земля, на которой стоит церковь, первоначально принадлежала семье копта по фамилии Халил. В 1920 году одному из членов его семьи во сне явилась Богородица и велела построить храм на этом месте. Храм был воздвигнут в 1925 году и после этого переулок стал называться Халил Лэйн (переулок Халила). И вот, 50 лет спустя, Пресвятая Дева как будто благословила храм таким образом.
Предыдущее явление Богоматери было в 1962 году в советской Литве. Пресвятая Дева сказала тогда, что в следующий раз Она придет в Египет.
Первое видение в Зейтуне, как уже было сказано, случилось вечером 2 апреля 1968 года, в 20.30. Вот что рассказали рабочие-мусульмане, прибывшие на обычную пересменку к воротам своего гаража, что напротив церкви Святой Марии. Час пик уже прошел, и в наступающей темноте на улице были только одна машина и несколько женщин, идущих на освещенной фонарем стороне. Внезапно какое-то движение над средним куполом храма привлекло внимание женщин. Двое рабочих отставили свои чашки чая и застыли в изумлении — коленопреклоненная «белая леди» стояла рядом с крестом на верхушке купола. Один из рабочих, по имени Фарух, указал перевязанным пальцем (который ему должны были ампутировать на следующий день) и закричал из всех сил, думая, что девушка хочет броситься вниз: «Леди! Не прыгайте! Не прыгайте!» Движимый чувством отчаяния, он бросился вызвать пожарных и полицию, а несколько его товарищей — позвать священника отца Константина.
В этот момент «Леди», облаченная в мерцающую светом одежду, встала на ноги. Одна из женщин внизу закричала по-арабски, внезапно осененная: «Наша Богоматерь Мария!». Едва с ее губ сорвался этот возглас, как неизвестно откуда появилась стая белых голубей, и стала парить рядом с видением. Через несколько мгновений необычное видение поблекло в потемневших небесах, оставив зрителей ошеломленными и безмолвными.
На следующее утро, когда рабочий-очевидец Фарух прибыл в госпиталь на операцию, хирург был поражен, увидев палец абсолютно здоровым. Это было первое известное чудо исцеления в Зейтуне.
Краткий рассказ о первом видении был помещен в выпуске каирской газеты Wantani. Неделю спустя произошло второе видение, затем еще и еще, в быстрой последовательности. Они всегда происходили ночью и сопровождались таинственным светом, сиянием и блеском вокруг церкви, которые образовывали как бы балдахин из звезд. Один из свидетелей описывает это как «ливень из бриллиантов». Минуты спустя появлялась стая сияющих голубей и летала вокруг залитой потоками света церкви. Очевидцы описывают их как странных птиц, — будто бы сделанных из света, которые летали с поражающей скоростью, но не махали крыльями. Иногда семь или более птиц летали в форме креста. Потом они сбивались в стаю и внезапно исчезали, будто таяли снежные хлопья.
Вскоре слепящая вспышка света будто всасывалась в церковную крышу. Уменьшаясь, свет приобретал форму Богоматери. Она всегда была в длинной одежде и покрывалом на голове из голубовато-белого света. Складки одежды трепетали на теплом ветру. Вокруг головы было ослепительное сияние в виде нимба. Оно было таким сильным, что делало практически невозможным различить черты лица. Видение без усилий скользило сквозь купола и приветствовало толпу внизу. Неожиданно Она могла появиться над или между пальмовыми деревьями во дворе церкви, или являлась как шар света на одной из 4 угловых глав, или у поддерживающих их каменных арок. Частота видений варьировалась. В первые дни явление Богородицы происходило почти каждую ночь, иногда по несколько раз в ночные часы. Поэтому многие сотни наблюдателей могли быстро сбегать домой и привести сюда своих родственников или соседей. С течением времени видения, однако, стали появляться менее часто. Время от времени Пресвятую Деву можно было видеть с младенцем Иисусом на руках, или со святым Иосифом вместе со Христом — ребенком лет 12-ти.
Новость о видениях распространялась с быстротой пламени, вызывая волну сильного воодушевления невероятного множества христиан, мусульман, иудеев и даже неверующих. Толпы собиравшихся по ночам достигали 250 тысяч человек. Каждое появление Богородицы сопровождалось оглушительными криками, плачем огромного количества людей, осаждавших со всех сторон церковь: «Мы верим в Тебя, Святая Мария! Мы свидетельствуем о Тебе, Святая Мария!» Множество мусульман, стоя на коленях на своих циновках, цитировали вирши из Корана в честь Святой Марии (ислам испытывает определенное почтение к Деве Марии и признает Непорочное зачатие Христа). Другие молились в унисон с католиками, коптами и протестантами. Впервые в истории христиане и мусульмане молились вместе в таком большом количестве.
В ранние часы фотограф Вагих Ризк Матта впервые успешно сфотографировал видение. «Явление — говорит он — было таким резким, что слепило мне глаза. Я был словно поражен ударом тока. Я щелкнул камерой несколько раз и неожиданно обнаружил, что моя больная рука исцелена». Растущее количество других исцелений подвигло коптские церковные власти даже организовать специальный Медицинский комитет, чтобы расследовать случаи исцелений. ..... По сообщению бенедиктинского монаха Джерома Палмера, который также написал книгу о видениях в Египте, христиане и нехристиане свидетельствовали, что то, что они видели в Зейтуне, приводило их к вере в Бога. «Люди — пишет он — начали думать, что Христианство — это новый путь, особенно те, кто раньше был неверующим. Определенно, вера в Бога, в сверхъестественное усиливалась». Вместе с тем, «в этих явлениях не заключалось никаких посланий, да ведь и сотни посланий не смогли бы сделать того, что сделали видения в Зейтуне», — резюмирует автор.
Нашла некоторые опровержения тому, что Ноев ковчег действительно найден. По этому поводу было проведено много дополнительных разных противоречивых научных исследований. Но кто из людей может точно и достоверно распознать сроки потопа и место нахождения ковчега (если он действительно сохранился)? И так ли это важно для верующего человека?
Самое главное, когда по милости Божией удается из любой получаемой информации извлекать крупицы истины, которая необходима для спасения души. Что основное в данном фильме, на что я обратила особое внимание? Или, вернее, на что Господь особо обратил мое внимание? Напоминание о Библейском праведнике Ное, о его жизни и всемирном потопе нечестивых развратившихся людей, о том, что жизнь наша зависит от Бога, о страхе Божьем, и главное - это слова Господа из Нового Завета:
но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого; (Мф, гл.24) ------------------------- И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.(Лк, гл.17)
"Все дело не в Нике, не в способностях Ника и не в его силах. Я - ничто. Я действительно - ничто. Но во мне живет Бог, а я теперь живу Его силой. ..... Надежда рождается в имени Божьем, в имени Господа Иисуса Христа. Надежда приходит тогда, когда вы сравниваете свои страдания с безграничной безмерной любовью и благодатью Божией. В книге Исайя 40:31 сказано: надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы... Мне не нужно, чтобы менялись мои обстоятельства, мне не нужны руки и ноги, мне нужны крылья Духа Святого. И я летаю..., потому что знаю, что Иисус меня поддерживает." (человек Божий Ник Вуйчич) -----------------------------------------------------------------------------------------
"Духом Святым мы познаем Бога. Это новый, неведомый нам орган, данный нам Господом для познания Его любви и Его благости. Это какое-то новое око, новое ухо для видения невиданного и для услышания неслыханного. Это как если бы тебе дали крылья и сказали: а теперь ты можешь летать по всей вселенной. Дух Святый - это крылья души." (из дневника новомученика иеромонаха Василия Оптинского)
"Мы обратились к Богу с вопросом – что происходит?"
Сандра: «Поиски истины в Нью – Эйдж или в каком – либо другом культе, совершенно отличается от общения с Богом. Потому что там ваш поиск направлен внутрь себя: кто я? Какова моя роль во вселенной? А когда вы приходите к Иисусу Христу, то вам хочется как можно больше узнать Его! И таким образом, вы находите себя. Вы понимаете насколько бесполезны попытки доказать всем собственную силу. Вера во Христа дарит вам мир! Ведь Иисус говорит: «Я обо всём позабочусь!»»
Поиск Бога - это тоже внутренний поиск, это уход ВНУТРЬ себя с целью познать Господа Иисуса Христа, Его истину, чтобы вместе с Ним войти в Его Царство, которое Бог открывает ВНУТРИ нас по Его благоволению.
Дата: Понедельник, 06.02.2012, 23:38 | Сообщение # 16
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Quote (Серафима)
Что удивительно, он настолько пытался человеку объяснить все мягко, что никогда не перечил. Если у человека внутри стоял «стержень», и он знал, куда нужно идти, батюшка только говорил: «Помоги тебе, Господи». Никогда, ни в коем случае, он никого никуда насильно не направлял. Он мог только показать направление, куда надо идти.
Батюшка Николай (Гурьянов) тем, кто приходил к нему в келью показывал икону. Она разделена на две части - Небо, где Господь, где свет и ангелы, и ад, где смерть и муки. И говорил просто: какие же там страдания (об аде)... И молился затем очень смиренно и просто, но так необычно - со вселенской любовью и болью, пронзающей всю душу: Не приведи, Боже, не приведи, Боже... Батюшка Николай, моли Бога спастись душам нашим! Больше тысячи слов может короткая молитва праведника.