Пятница, 03.05.2024, 21:55

Поиск по Библии




Поиск по сайту





Добро пожаловать, Гость | Форум | Вход |  (обратная связь)

Беседа святого праведного Иоанна Кронштадского о Божественной Литургии

Други мои, побеседуем с Вами о Божественной Литургии.

Много на небе звезд, но ярче всех их — Солнце. Много прекрасных цветов на пажитях и на нивах, но всех их прекраснее — роза. Много чудных песнопений церковных хранится в Церкви Православной, но все они сходятся в солнце Церкви нашей — в Божественной Литургии.

У нас в Церкви есть Руки Христовы, Уста Его, Очи Его и Сердце Его.

Божественная Литургия — Сердце Его.

Божественные Руки Его — обряды Церкви.

Язык и Уста — Евангелие.

Очи Его — Таинства.

Святые Отцы Церкви говорили: «Твоя премудрость могла бы сотворить и создать для человека еще более чудные цветы на нивах, но свою Любовь Ты полнее всего показал в Божественной Литургии».

Христос отдает себя верным — Тело Свое и Кровь Животворящую. Иоанн Златоуст говорит, что Литургия есть Великий Чудный Дар. Ангелы Божия завидуют людям, которым дано счастье вкусить Божественное Тело и Кровь Христову: они мириадами слетаются там, где приносится Божественная Жертва и с трепетом предстоят пред Святым Престолом, прославляя Великую Тайну, совершающуюся здесь.

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Кто бывает за Литургией, тот уподобляется возлюбленному наперстнику Христову, потому что мы, вкушая Святые Тайны, как бы к Сердцу Христову припадаем, слышим его биение».

В Таинстве Причащения мы вступаем в сокровенное общение со Христом, и Он проникает во все части нашего тела.

Литургией у нас называется трапеза или пир, на который Господь зовет рабов Своих через слуг Своих.

Рабы — это мы, и как много среди нас таких, которые отказываются идти на зов Царя, уходя то на торжище, то на поле, то на свою женитьбу.

Слуги Господа — архипастыри и пастыри зовут, но зова церковного, зова Христова, зова Святого Евангелия мало кто слышит.

Дорогие мои, любите Божественную Литургию! Считайте для себя потерянным тот день, когда вам не удалось побывать за Литургией.

Пророк Исайя видел дивное видение: увидел Господа, сидящего на Престоле Великом. Престол окружали шестокрылатые Серафимы, непрестанно вопия: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!».

С ужасом благоговейным воскликнул пророк: «Горе мне, яко человек имеяй нечистые уста и Господа зрю».

И сказал Господь: «Не бойся!». И полетел Серафим, взял клещи, схватил ими горящий уголь у Престола и коснулся им уст Исайи. В этом видении по толкованию св. отцов клещи — Руки Девы, воспринявшей Сына Божия. Уголь же пылающий — Святые Тайны, пламенем своим попаляющие наши беззакония. Вот с каким трепетом должны мы приступать к Святым Тайнам, дарованным нам как великое сокровище, попаляющее всякую скверну. Про тех, которые пренебрегают Святыми Тайнами, сказано в Святом Евангелии: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, потому что они покаялись от проповеди Иониной и вот здесь больше Ионы».

Сам Господь глаголет нам: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое... Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя...»

Други мои, благодарите Господа так:

Господи, благодарим Тебя за дар Твой, за то, что сподобляешь нас вкушать Пречистое Тело Твое и Животворящую Кровь Твою.

Молим Тебя, Господи и о тех, которые ушли от Святой Чаши Твоей и не хотят найти утешения в Тайнах Твоих спасительных, но Ты их вразуми и приведи к покаянию, чтобы и они были с нами в Святой Церкви Твоей.

Хочу, други мои, сказать вам о том, где и когда Божественная Литургия совершалась в первый раз.

Она была совершена в Сионской горнице в час совершения Великой Тайной Вечери совершал ее Сам Иисус Христос. Это и была первая Литургия. И этот процесс не прекратится на земле до тех пор, пока существует мир и никакая сила вражия не потушит этой Лампады, зажженной лучем Божества. Сатана поднимает бурю страстей, чтобы потушить Св. Лампаду — Божественную Литургию.

С пришествием антихриста снова начнется гонение на Литургию и тогда ей придется скрываться под землей. И в последний день мира, когда Бог будет судить живых и мертвых, будет совершаться Божественная Литургия, но уже не на земле, а на Небе.

Тайная Вечеря, описанная в Евангелии, состоит из трех частей. Прежде всего, Господь велел ученикам приготовить место для предстоящей Вечери. Затем Господь возлег с 12-ю учениками, при этом Иуда не досидел до конца трапезы и вышел, как исходят оглашенные. Наконец, по уходу Иуды, Господь под видом хлеба и вина предложил ученикам Свою Плоть и Кровь.

Божественная Литургия Православной Церкви также состоит из трех частей:

1) Проскомидия;
2) Литургия оглашенных;
3) Литургия верных.

Первая часть называется Проскомидия — что значит приношение. Это еще было во время Моисея. Бог заповедал, чтобы верующие приносили с собой в храм жертвы, которыми тогда были животные. Это правило соблюдали первые христиане, но вместо животных они приносили хлеб и вино, а теперь приносятся просфоры, что также означает приношение. Эти жертвы так были распостранены, что говорили: «да будет стыдно людям, имеющим достаток, причащаться чужим хлебом». Хлеб должен быть пшеничным, круглым, квашеным и состоять из 2-х частей в память того хлеба, который употребил Спаситель во время Тайной Вечери. Свечи и масло, которые приносили в Храм, также являются жертвой Богу в память добровольной жертвы, которую принес за нас Спаситель.

Литургия совершается на пяти просфорах в память пяти язв Господа нашего Иисуса Христа. Итак, первая часть Литургии называется проскомидией. Она посвящена воспоминанию Рождества Христова. Так Он родился и жил тридцать лет в полной неизвестности. Проскомидия совершается в Алтаре при закрытых Царских вратах. Во время Проскомидии воспоминается и о страданиях Христовых, как о будущих событиях, которые предвидел праведный Симеон Богоприимец.

Перед началом Литургии священник обращается с молитвой ко Господу, Матери Божией и Святым угодникам о помощи и о прощении грехов. Облачение священника означает, что он совлекается всего земного и облекается благодатию Божией.

Проскомидия совершается на пяти просфорах.

Первая просфора приготовляется для Агнца. Вынутую из нее часть священник кладет на Дискос печатью вниз и надрезает ее крестообразно, говоря: «жрется Агнец Божий вземляй грехи мира». Эта часть на Дискосе называется Агнцем и изображает Иисуса Христа. Затем священник прободает Копием правую сторону части и со словами: «и абие изыде кровь и вода» он вливает в Чашу вино с водой.

Взяв вторую просфору (Богородичная) и вынув из нее частицу, священник полагает ее на правой стороне Агнца, говоря: «предста Царица одесную Тебе». Эта частица изображает Пречистую Деву Марию.

Третья просфора называется Девятичинной, потому что из нее вынимается девять частиц в честь Святых Божиих угодников:

  • - первую частицу священник вынимает в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и полагает ее по левую сторону Агнца;
  • - вторая частица вынимается в честь всех пророков;
  • - третья — за апостолов;
  • - четвертая — за святителей;
  • - пятая — за мучеников и мучениц;
  • - шестая — за преподобных;
  • - седмая — за безсребренников;
  • - восьмая частица вынимается в честь Богоотец Иоакима и Анны и в память того святого, память которого отмечается в этот день;
  • - девятая частица посвящена Иоанну Златоусту.

Из четвертой просфоры священник вынимает частицу за живых.

Из пятой просфоры — за усопших.

Это поминовение на Проскомидии имеет большое значение для усопших и живых. Потому что в конце Литургии священник опускает все вынутые частицы в Святую Чашу и молится, чтобы Господь очистил грехи всех помянутых, Своею Животворящею Кровию.

Закончив поминовение, священник берет Звездицу и кладет ее на Дискос со словами: «и пришедши звезда, ста верху, идеже бе Отроча». Потом он покрывает Покровцами Святой Хлеб и Чашу. Эти Покровцы означают пелены, которыми был повит Богомладенец и Погребальную Плащаницу, которой был повит Спаситель при погребении. Так, в Проскомидии воспоминается Рождество Христово и Его Крестная смерть.

При Малом Входе несут сначала свечу, а потом за ней Евангелие. Свеча здесь символически означает Предтечу и Крестителя Иоанна, а Евангелие — Самого Господа нашего Иисуса Христа. Диакон глаголет велегласно:

«Премудрость, прости». Этот момент символически означает Крещение Господа на Иордане. Слово «Премудрость» обозначает тайну Богоявления, а словом «Прости» верующие призываются ко вниманию.

Чтение Апостола — воспоминание проповеди апостолов: чтение Евангелия — воспоминание проповеди Самого Господа. После возгласа: «Оглашеннии изыдите» начинаетя Литургия верных. В древности в этот момент все оглашенные (не крещенные) выходили из Храма. Для нас же (верных) этот возглас означает то, чтобы мы заглянули в свое сердце и проверили себя, готовы ли мы к самому торжественному моменту Литургии и постарались бы отогнать от себя все посторонние мысли. Нужно проверить себя, не ушли ли мы мысленно вслед за этими.

Чтобы быть внимательным во время Литургии и сохранить молитвенный дух — поминайте усопших, молитесь за здравие живых. Это поминовение возносится вместе с поминовением священника к небу и приносит немалую отраду поминаемым душам. Здесь не имеет значения, поминаешь ли ты в Алтаре или около двери — ГОСПОДЬ ВСЮДУ СЛЫШИТ!

Когда начинается Литургия возгласом: «Благословенно Царство..!» помолись о том, чтобы и тебя Господь помянул в Царствии Небесном. А во время первой мирной ектении помолись о том, чтобы дал тебе Господь мир Свой на сегодняшний день. Ничего так благотворно не действует на душу, как мирное состояние. Поэтому и врагу оно особенно досадительно и он пытается всячески вывести человека из мирного состояния, внести в душу раздражение, ропот, досаду. Вместе со священником молись и о сохранении Церкви и о том, о чем Церковь приглашает нас молиться в этих прошениях.

Перед Малым Входом священник молится Богу, чтобы Он послал Ангелов Своих быть сослужащими нам. И ты молись к Ангелу-Хранителю твоему, чтобы Он встал около тебя и молился с тобою. Перед чтением, во время чтения Апостолов и Евангелия тоже молись, чтобы Господь послал тебе разумение и просветил бы сердце твое Своим Божественным Светом. Во время ектений об оглашенных помолись о неверующих и заблуждших.

ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ — это моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь вспомни и постарайся осознать, что и за тебя Господь страдал в эту ночь. Приведи на память свои грехи и возбуждай в себе твердое намерение терпеливо нести крест свой, посланный тебе для очищения грехов твоих.

ВЕЛИКИЙ ВХОД изображает распятие Господа.

Возглас: «Мир всем!» изображает сошествие Господа во ад. Помолись тут так: «Вниди Господи во ад души моей и спаси мя».

Когда слышишь возглас: «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы» — помолись, чтобы Господь вложил в тебя святую любовь ко всем, особенно к тем, которые тебя обижают и ненавидят;

С возгласом: «Станем добре, станем со страхом, вонмем…» — помолись, чтобы Господь вложил в тебя страх свой, чтобы тебе всегда помнить присутствие Господа.

При возгласе: «Благодарим Господа» каждый благодарит пусть Господа за личные благодеяния и милости. И так молись на протяжении всей службы.

Божественная Литургия совершается ежедневно. Многие имеют возможность ходить часто, но не ходят. А кто и ходит, то стоит невнимательно, вспоминая житейские попечения и заботы. Почему это так? Потому, что человек не задумывается, что такое Литургия и не понимает всю глубину и важность этого события, этой Великой Тайны. А между тем, из всех чудес — самое Величайшее Чудо есть Литургия. Ради Божественных Тайн солнце светит на Небе. Не будь Литургии — Солнце померкнет, и земля перестанет производить плоды. В последнее время воздвигнется такое гонение на Церковь, что она вынуждена будет уйти под землю. Вот тогда и солнце померкнет, и земля перестанет давать хлеб.

Божественная Литургия — это изложение земной жизни Спасителя. Если во время домашней молитвы Господь берет нас за руку как чад своих, то в Божественной Литургии Он берет нас в Свои объятия и сажает за стол, питая нас от Своей Трапезы. Во время Литургии мы говорим с Господом лицом к лицу и от того молитва за Литургией несоизмеримо выше и действеннее любых других молитв.

Божественная Литургия есть единственное окно, в которое входит свежий воздух в этом затхлом греховном мире. Не будь этого окна — все на земле задохнулись бы смрадом своих грехов.

Христиане первых веков ЕЖЕДНЕВНО присутствовали на Литургии и приобщались Святых Тайн. Жизнь их была настолько свята и непорочна, что они всегда были готовы и достойны подойти к Святому Причастию и им не требовалось для этого длительного приготовления.

Собираясь в путь, они брали с собой Св. Тайны. Каждый христианин имел обычай носить при себе крест, Евангелие и сосуд со Св. Тайнами.

В древности совершали Литургию на гробах святых мучеников в воспоминание того, что Литургия куплена великой ценой страдания Богочеловека. И теперь сохранился обычай в Церкви класть под Престол частички святых мощей.

Одному подвижнику было такое видение. Он видел огненное море, волны которого вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. А на противоположном берегу был прекрасный сад, оттуда доносилось райское пение птиц и неслось благоухание цветов. Подвижник слышит глас: «перейди через это море!». Долго стоял он в раздумье, как ему перейти на другой берег и снова слышит голос: «возьми два крыла, которые дала тебе Божественная Литургия, одно крыло — плоть Христова, другое — кровь Его».

Этот пример говорит нам о том, что как бы ни велики были подвиги добродетели, никто не сможет войти в Царствие Божие, не причащаясь Святых Тайн.

Преподобная Мария Египетская подвизалась в пустыне 47 лет и достигла того, что поднималась на молитве в воздух, но перед смертью, тем не менее, она просила старца Зосиму приобщить ее Святых Христовых Тайн.

Перед Литургией священник омывает руки со словами: «Умыю в неповинных руце мои». Эти слова должны были бы означать, что священник и все присутствующие, особенно причастники, чисты и неповинны как кристалл. Но возможно ли это и кто из нас может сказать, что он чист? Поэтому Святая Церковь дает этим словам и второе значение — чистоту Царицы Небесной и то, что все наши грехи омываются Ею. От того надо за Литургией усердно ей молиться, чтобы Матерь Божия дала нам частичку чистоты Своей. И хорошо после причастия прочитывать 150 раз песнь Богородице. (Богородице, Дево, радуйся…)

Други мои, Святые Тайны исцеляют наше тело, очищают проказу души, угашают пламень нечистоты и всякие скверны. И если я еще дышу, грешный, то это только потому, что мои уста омочены живоносной Кровию Спасителя моего. Литургия — это соль, сохраняющая нас от порчи греховной; посох, поддерживающий от падения; якорь — спасающий от потопления; солнце, освещающее мрак душ наших. Она — радость и крепость жизни нашей. Участвуя в Литургии, мы делаемся родственниками Святому Духу Утешителю, а если пренебрегаем этим Даром, то тут же получим другой «дар», дар от сатаны. Ибо где нет Христа, там воцаряется сатана. Горе тому, кто допустил сатану близко к себе. Такие люди делаются не благодатными, а злободатными от духа тьмы.

Послушайте меня, други мои. Была на свете страшная бездна, она была темна, потому что в нее не проникало ни одного луча солнца. Она была душна, потому что в нее не проникало ни одной струи чистого воздуха. Она была полна всяких гадов, змий, зловоний. И в этой бездне все томились. И вдруг над этой пропастью появляется могучий орел. Он распростер над нею два своих могучих крыла и воскликнул: «все вы, томящиеся в этой бездне, возьмитесь за Мои Крылья и Я вынесу вас из этой бездны прямо к солнцу!». Други мои, этот Орел — Христос Спаситель наш, а бездна, из которой он вынес нас — ад, преисподняя, где в узах сатаны томились ветхозаветные пророки, праведники и другие умершие.

Возглас священника: «Горе имеим сердца» означает появление во аде Спасителя, а предшествующее пение Символа Веры означает первую проповедь воскресения во аде.

Песнь Серафимов: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф...» пламенной любовию прославляет Господа. Пять человек слышали это небесное пение: трое в Ветхом Завете и двое в Новом. Пророк Исайя говорит, что Серафимы с трепетом закрывали свои лица, не дерзая взирать на лице Божие и вопия и непрестанно имя Его. Второй был пророк Иезекииль. Он узрел Престол Господа, поддерживаемый четырьмя животными: в память их произносятся слова в Литургии «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». В это время диакон ударяет Звездицей по Дискосу четыре раза как символ голосов этих животных.

Третий видел Славу Божию пророк Даниил. В Новом Завете видел Господа в Славе апостол Павел, который был превознесен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы и апостол Иоанн БОГОСЛОВ, который описал свои видения в Откровении.

Возглас священника: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» объясняется так. Жертва Спасителя во время Литургии приносится за все грехи людские всех на земле людей. Иначе бы и жизни быть не могло. Повторяю еще раз, что земля только потому приносит свои плоды, что ежедневно хлеб и вино необходимы для Литургии. Не для нас грешных земля дает свои плоды, не стоим мы их. Она дает их для бескровной жертвы и будет давать доколе будет совершаться Божественная Литургия.

Божественная Литургия — ось мира. Как колесо может работать только на оси, так и мир существует только Литургией, во время которой приносится Бескровная Жертва за грехи людей всего мира.

Знайте, что она приносится также и за тех, которые и не заглядывают в Церковь. Хотя они и говорят, что вполне могут жить без Церкви, но не понимают, что если они еще живут и солнце им светит, то это только потому, что совершается Божественная Литургия. А без Нее мы давно сгинили бы в пропасти наших страстей. Крестные заслуги Христа, взявшего на себя грехи мира, спасают мир от окончательной гибели. Его Крестом мы живы.

Во время: «Тебе поем, Тебе благословим...» совершается призывание Святого Духа и преложение Честных Даров в Тело и Кровь Христову.

В этот страшный момент все Небесные Силы сходят к Престолу. Подумайте, с каким трепетом мы должны предстоять в этот момент! Этот момент — основа Литургии.

В Храме в этот момент освящается Престол и сам Храм, и все молящиеся.

Освящается земля, дающая хлеб и вино для Литургии. Освящается воздух. И все эти милости к человеку только потому, что для него на Престоле возлежит Святой Агнец — Господь наш Иисус Христос — под видом хлеба и вина. Христос сказал: «блаженни очи, видящие то, что вы видите…» Эти слова Он сказал ученикам своим, но они также относятся ко всем нам, являющимися свидетелями и современниками Божественной Литургии.

Ветхозаветные пророки и праотцы только предвидели Литургию, и это одно пополняло их священным трепетом. Пророк Моисей видел несгораемую Купину. Он услышал глас: «Моисей, сними обувь с ног твоих, ибо земля, на которой ты стоишь, Свята.» Купина, по толкованию св. отцов, означает Пресвятую Деву, в которую вселился Сам Бог, сохранив Ее поврежденной. Но Купина также означает и Святые Божественные Тайны, которые как огонь попаляют наши грехи и страсти, оставляя нашу плоть неврежденной. Моисей со священным страхом снял обувь с ног своих, показывая нам пример благоговейного отношения к Святому Причастию. Господь также сказал Моисею: «Положи предо Мною Хлебы предложения и полагай их во вся дни живота».

Эти хлебы служат прообразом Животворящих Тайн. Соломон говорит: «Премудрость Божия создала себе дом и обтесала семь столпов и приготовила трапезу и послала слуг Своих звать: «Придите, ядите хлеб Мой и пейте вино Мое!». Здесь пророк предсказывает Божественную Литургию.

Семь столпов означают семь Таинств Церкви.

Трапеза — Святая Литургия, за которой мы вкушаем Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина.

Слуги — это пастыри Церкви, которые непрестанно зовут нас на Вечерю.

Дорогие мои, вспомните правило святых отцов которые говорят: «Человек, который три воскресенья подряд не побывал на Литургии без всякой причины, лишается христианского погребения.» (так как отлучает себя от Церкви и отделяет от Христа, лишает себя спасения и вечной жизни — Царства Небесного)

Не пропускайте Трапез Господних! Считайте потерянным тот праздничный день, в который вы не слышали Литургию.

Скажу притчу: один крестьянин имел сто пудов хлеба и променял их на лохмотья. Разумно ли он поступил? Нет, не разумно. Точно также поступают те, кто пренебрегает Литургией. Они меняют Небесный Хлеб Жизни на земное, временное.

Здесь я снова хочу обратиться ко временам первых христиан, когда на них было воздвигнуто лютое гонение. Во время одного из таких гонений был захвачен священник Лукиан со своей паствой. Все они были приговорены на смерть. Лукиан лежал неподвижно на помосте, ноги его были скованы и встать он не мог. Христиане спрашивали Лукиана: «Отче, как же причастимся Святых Тайн?». Лукиан ответил: «Принесите хлеб и вино, и положите на мою грудь, пусть она будет живым престолом для Пречистых Тайн Господа». И так на груди Лукиана была совершена Литургия, вовремя которой причастился он сам и все остальные.

Так древние христиане совершили Литургию во время гонения. Они совершали ее под землей. Такая Литургия продолжалась целую ночь — с вечера до утра. После таких продолжительных служб христиане причащались не менее одного раза в неделю. Но со временем христиане стали тяготиться всенощной молитвой. И вот тогда, снисходя к их немощи, святые Василий Великий и Иоанн Златоуст составили краткий чин Литургии.

Сохранилось предание, что святитель Василий Великий долго готовился к Святому Делу составления Литургии и провел несколько дней в посте и молитве. Таким образом, Святая Литургия была составлена по наитию и внушению Святого Духа.

Вселенский Собор постановил принять Литургию святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, ничего не убавляя и не прибавляя в ней.

Путник всегда говорит о своем путешествии. Больной говорит о своей болезни. А я вам, мои дорогие, напоминаю о ЛИТУРГИИ.

Любите ЛИТУРГИЮ так, как возлюбил ее я.

Аминь.

 

Святый Праведный отче наш Иоанне, моли Бога о нас!
Категория: Проповеди, статьи | Добавил: Серафима (16.05.2008)
Просмотров: 1813


2007 © раба Божия Серафима

Сайт создан в системе uCoz