Среда, 27.11.2024, 23:46
Последние сообщения:
Помни о главном!

Новый Завет




Поиск по сайту


Добро пожаловать, Гость | Форум | Вход |  (обратная связь)
Правила форума
  • Страница 1 из 1
  • 1
Толкование псалмов
СерафимаДата: Четверг, 04.02.2010, 08:02 | Сообщение # 1
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
святитель Афанасий Великий.
Толкование на псалмы

1-й Псалом.

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе; но в законе Господни воля eго, и в законе eго поучится день и нощь. И будет яко древо насажденое при исходищих вод, eже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет; и вся, eлика аще творит, успеет. Не тако нечестивiи, не тако; но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивiи на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Содержаниe: Давид полагает начало пророчеству о Христе. Который имел родиться от него. Посему, прежде всего ублажает уповающих на Него. Блаженными же называет тех, которые не ходили на совет нечестивых, не стояли на пути грешных, и не сидели на седалищи губителей. Ибо у иудеев три рода людей восстали против Спасителя: книжники, фарисеи и законники, и они справедливо названы нечестивыми, грешными и губителями. А путем наименована жизнь, потому что рождаемых приводит к концу.

(1). Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.
Советом же нечестивых можно назвать собрание и сходбище людей лукавых. И поелику вредно вступать в сношения с сборищами нечестивых, то псалмопевец ублажает того, кто ни в чем не сходится с ними. Таков был Иосиф Аримафейский, предавший погребению тело Господа и Бога; ибо сказано о нем, что не бе пристал совету предавших Иисуса (Лк. 23, 51). И на седалищи губителей не седе. Под седалищем разумеет учение, по сказанному: на Моисееве седалищи (Мф. 23, 2). Посему, седалище губителей есть учение лукавых.

(2). Но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь.
В законе, конечно — ангельском. Выражает и неослабную ревность; потому что не с нерадением должно поучаться закону Господню и не так, чтобы иногда поучаться, а иногда нет, но всегда и непрестанно надлежит быть прилеплену к словесам Божиим. Ибо это выражает, сказав: день и нощь. Прекрасна и награда за доброе дело. Ибо кто упражняется в изучении Божия закона, тот напоевается его потоками. И Христос учение Свое назвал водою, сказав: аще кто жаждет, да npиидет ко Мне и пиет(Ин. 7, 37). Поучающийся в законе уподоблен древу при водах, всегда цветущему и всегда изобилующему благовременными плодами. Ибо подвижники добродетели, хотя плоды трудов своих принесут в будущем, однако же и здесь как бы некиими листьями осеняются благою надеждою, и тяжесть трудов прикрывают душевным услаждением. Таковой вся успеет. Ибо не сделает ничего противного Божиим законам, кто волю свою сообразует с волею закона. И Псалмопевец, воспретив сперва все виды порока и показав совершенство божественных законов, потом присовокупил;вся, елика аще творит.

(3). И будет яко древо насажденное при исходищих вод.
Христос в богодухновенном Писании изображается древом иcпoведaния, по сказанному: древо живота есть всем держащимся ея (Прит. 3, 18). Посему, Псалмопевец говорит, что уверовавшие во Христа будут телом Его. Ибо преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его (Флп. 3, 21). Исходищими же вод называет божественные Писания, в которых повсюду можно найти проповедуемого Христа. Христос — древо жизни; Апостолы — ветви; кровь и вода из ребра Христова — плод, и кровь в изображение страдания, а вода в изображения крещения; словеса — листья. Еже плод свой даст во время свое. Под плодом древа разумей правую веру, под листьями его — исполнение заповедей. Плод — спасаемые: корень — крещение; земледелатель — Отец. И лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет, потому что дело, совершаемое по Богу, не может быть бесполезно. Время давать зависит от приемлющего.

(5). Сего ради не воскреснут нечестивии на суд;
потому что не имеют корня, но подобны земному праху, возметаемому ветром. Под ветром же разумей грозное Божие вещание: идите от Мене проклятии во огнь вечный (Мф. 25, 41). Услышавшие глас сей не постоят, но падут, потому что не утверждены во Христе, Который есть опора и основание верующих. Ибо сказано: на суд, а не на допрос. И Псалмопевец присовокупляет: в совет праведных, потому что праведных отлучает от грешных.

(6). Яко весть Господь путь праведных. Сказано: весть, вместо: чтит, как и Моисею говорит Бог: вем тя паче всех (Исх. 33, 12), вместо предпочитаю тебя, и обрел ты благодать у Меня.

http://www.orthlib.ru/Athanasius/psalms.html

 
СерафимаДата: Среда, 10.02.2010, 21:42 | Сообщение # 2
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Вопрос:

Скажите, пожалуйста, как правильно понимать 90 псалом? О чем в нем говорится? Заранее благодарна.
Виктория

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Этот псалом был написан пророком Давидом, как считают исследователи, по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. У евреев он не был надписан. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее, как на автора, так и на характер этого псалма – Хвалебная песнь Давида. Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него. Эту священную песнь отличает возвышенность мысли, горячая вера, живость чувства, яркость образов и поэтичность языка. В отличие от других псалмов, он имеет сложное построение. В нем четко выделяются три части (1-2, 3-13, 14-16). Главная композиционная особенность – диалогичность. По-видимому, при музыкальном исполнении псалма в скинии или в храме пение было антифонным.

Первый голос уверенно и утешительно возвещает:

- Живый в помощи Вышняго. В крове Бога небесного водворится(1).
Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и nocoбиe Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного?».

Второй голос во втором стихе подтверждает это:

- Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него (2).

В стихах 3 – 13 раскрывается главная мысль псалма. Первый голос объясняет причины своего непоколебимого упования на Бога:

- Яко Той избавит тя от сети ловчи…
В еврейском тесте: от сети птицелова. Образ этот часто встречается в Библии для выражения опасности, которой надо особо остерегаться, потому что она является скрытой: Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих (Пс.123:7); как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время (Еккл.9:12).

- … и от словесе мятежна (3),
т.е. злословия, клеветы.

- Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися…(4).
Плещма – значит плечами. В еврейском тесте ebrah – крыло больших птиц. Вспоминаются слова Спасителя: Иерусалим, Иерусалим … сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!(Мф.23:37).

- оружием обыдет тя истина Его (4).

Оружием – значит щитом. Под истиной понимается верность Бога Своим обетованиям.

- Не убоишися от страха нощнаго…(4),
т.е. от всего, что может устрашать ночью: бесов, убийц, воров.

-… от стрелы летящия во дни (5).
Имеется в виду, как буквальный, так и метафорический смысл: у восточных народов моровая язва иногда сравнивается со стрелой, потому что ее нельзя остановить.

-… от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго (6).

По толкованию святителя Афанасия Великого: «бесом полуденным называет духа лености».

(добавлю еще толкования из других источников):Вещь преходящая во тьме – есть всякое злоумышление, проявляющееся там, где его не ожидают; а встреча полуденная – есть явный и открытый вред. Заметь, что демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна впал в прелюбодеяние. Другие отцы бесом полуденным называют духа лености и уныния, нападающих в определенные часы, как лихорадка на больную душу и расстраивающих ее крепость. Срящ – есть всякий непредвиденный случай, встреча, нападение (Златоуст, Афанасий, Кассиан).


- Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится (7).

Цифры ­тысяча и 10 тысяч (тьма) символически означает необыкновенно большое количество нападающих. Однако от всех их защитит Господь праведника.

- обаче (только) очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши (8).
Значит: будешь только смотреть очами и видеть наказание грешников. Святитель Афанасий Великий пишет: «Не потерпишь, говорит, ни малого вреда от злоумышляющих, увидишь же падение врагов твоих».

В 9-м стихе второй голос кратко и уверенно произносит:

- Яко Ты, Господи, упование мое…(9).
Говорит это, чтобы подтвердить обетование, раскрытое первым голосом. Далее первый голос снова начинает и продолжает высокую тему псалма, делая обращение во втором лице:

- Вышняго положил еси прибежище твое
(9).

Нарастает сила непоколебимого упования. Тон становится все более величественным:

- Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (10): яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих
(11).

- На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (12): на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия (13).
По изъяснению святителя Афанасия Великого: «Словом «нога» означает душу, а словом «камень» – грех». Господь наш Иисус Христос апостолам и всем имеющим непоколебимую веру, обещал: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк.10:19).

В последних стихах (14 – 16) псалом достигает наивысшей торжественности и силы – Сам Бог произносит обетования:

- Яко на Мя упова, и избавлю и (его): покрыю и, яко позна имя Мое (14).

- Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним Есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое (15,16).
Святитель Афанасий Великий говорит: «А спасение это – сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним».

Как сильное оружие на демонов, 90-й псалом испытан многими поколениями христиан.

http://www.pravoslavie.ru/answers/6801.htm

 
МаринаДата: Пятница, 12.02.2010, 23:40 | Сообщение # 3
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Псалом 44
Предложенную песнь Давид посвящает Возлюбленному, т. е. Христу, пришедшему в последние дни и совершившему изменение, т. е. переход от идолослужения к богочестию. Воспоминает же и о сынах Кореовых, в лице их указуя на Апостолов. И все это необходимо нам разуметь, почему и в надписании сказано: в разум.

(2). Отрыгну сердце Мое Слово благо. Это говорит Отец о Сыне. Ибо рождается Бог от Бога. Язык Мой трость книжника скорописца. Слово, которое изрек Он, именует и языком Своим. Тростью же книжника скорописца наименован, потому что, если изрекает что-либо, немедленно это совершается, как например: хощу, очистися, — и aбиe очистися(Мф. 8, 3); и: юноше, тебе глаголю, востани, — и юноша немедленно воскресает (Лк. 7 14); а также и следующее: слово сокращено сотворит Господь во всей вселенней (Ис. 10, 23).

(3). Красен добротою паче сынов человеческих. Сравнение благого Духа можно видеть в сказанном у Иоанна, яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть (Ин. 1, 17). Прекрасна и трость Моисеева, которою написан пестун наш Закон, но не такова, чтобы написать ей имена наши на небесах. Излияся благодать во устнах Твоих. Сладковещателен Господь наш, когда говорит: Аз, приидох, да живот имут, и лишше имут(Ин. 10, 10), и: Aз есмь хлеб сшедый с небесе(Ин. 6, 41), и даяй живот миру(Ин. 6, 33).

(4). Препояши меч твой по бедре Твоей, Сильне.На ратоборство за нас восставляет Единородного. Потом, поелику дал Ему воинственный вид, сказав о мече, упоминает и о бедре. Как Бог, не совне носить Он меч. Он силен, т. е. Господь сил, и это принадлежит Ему по естеству. Он и красен для познавших пришествие Его и способных постигать премирную красоту.

(5). Красотою Твоею и добротою Твоею. Красота и доброта ополчившегося есть Божество Его и превосходство над всеми. И наляцы, и успевай, и царствуй.Наляцы, говорит, лук Твой, успевай в оправданных Тобою, над которыми царствуешь, освободив их от мучителя. Показывает же, что победа сия духовна. Ибо, упомянув об оружиях, упоминает и о кротости, а кроткому свойственно прощать обидевшим сделанное против него самого. И наставит Тя дивно десница Твоя. Десница же Его — правые советы, водясь которыми не допустил до себя приражений греха.

(6). Стрелы Твоя изощрены, Сильне. Стрелами называет святых Апостолов, которые в самое сердце наносили решительные раны врагам Царя царствующих.
(7). Призванные Апостолами, исповедуя Божество Единородного, говорят: престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. Правость в божественном Писании означает правду. Посему говорит, что принадлежащие к царству Христову должны учиться ходить путем правды.

(8). Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие. Единородный соделался человеком, чтобы, в Себе самом исправив cиe, внушить естеству человеческому — любить правду и ненавидеть беззаконие. Это и было причиною вочеловечения. Посему говорит: сего ради помаза Тя, Боже.Чего же именно ради? — чтобы возрадовались соделавшиеся Твоими причастниками, как помилованные за то, что научились у Тебя любить правду и ненавидеть беззаконие.
(9). Смирна и стакти и касия от риз Твоих. Под ризами Единородного можно разуметь силы, велелепие, славу, по сказанному: Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася (Пс. 92, 1). Сии-то слава, cиe-то велелепие Его соделались для нас благоуханными. Стакти есть самый тонкий вид смирны. . Касия же есть самая тонкая и благовонная кора, облекающая собою древесные отпрыски. От тяжестей слоновых, из нихже возвеселиша Тя. Тяжести (громады) суть дорогостоящие и великолепные дома или храмы. Слоновыми же называет их, потому что они как бы выточены и весьма красивы. Царями (10) именует святых Апостолов, которые соцарствуют со Христом, а дщерями царей — души, возрожденные ими для боговедения, которые сердца свои в честь Богу соделывают веселящими Его преукрашенными храмами.
(10). Предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных.Царица есть Церковь, как уневещенная великому Царю, а стояние одесную означает честь, какой . сподобится в будущем веке, и разноцветные ризы ее — вера, надежда, любовь. облекостеся (Гал. 3, 27).

(11). Слыши, дщи, и виждь.Опять и это слово обращено к Церкви.
(13). И дщи Тирова с дары.Призванием одного народа (разумею тирян) означает призвание всех язычников. Тирян же поименовал потому, что они наипаче были врагами благочестивого жития.
(14). Вся слава дщере царевы внутрь: рясны златыми.Словом «внутрь» означает благочестие, ибо украшение Церкви есть духовное. Ряснами же именует многие виды добродетелей.

(15).Приведутся царю девы в след ея.Это подобно сказанному: восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе (1 Сол. 4, 17). Именем же девы означает опять Церковь. Обручих бо вас деву чисту представити Богу (2 Кор. 11, 2). Искренния ея приведутся Тебе, потому что к девству близко воздержание, а посему и все те души, которые воздерживаются от лукавых дел, также будут приведены, и когда поведут их, обретут вечное веселие и радование.

(16). Введутся в храм царев, т. е. небесный.

(17). Вместо отец твоих быша сынове твои. Поелику сказал ей: забуди отца твоего, то говорит: вместо прежних отцев твоих, т. е. вместо учителей, будут у тебя сыны. Сынами же называет или святых Апостолов, по сказанному Господом: сынове ваши о ком изгонят (Лк. 11, 19)? или тех вождей церковных, которые были сынами Церкви, но которых Господь Иисус поставил князьями всей земли, по сказанному: шедше научите вся языки(Мф. 28, 19).

(18) Помянут имя Твое во всяком роде и роде, именно же, посредством божественных Писаний, потому что в Священных Писаниях воспоминается Божие имя.

(18). Сего ради людие исповедятся Тебе в век, посредством проповеди. Речь же эта обращена ко Христу; потому что проповедники Писания напоминают чудеса Божии, какие творил Господь от родов древних, и учат роды грядущие.

 
СерафимаДата: Среда, 22.12.2010, 20:02 | Сообщение # 4
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Псалом
Аллилуиа, 115

Псалом заключает в себе много любомудрия и весьма может утешить в несчастии, потому что эти слова были произнесены проповедником, когда он находился среди великих бедствий, от которых нельзя было освободиться иначе, как только при помощи Божией (Златоуст).

1 Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело.
Нужно веровать Божиим обетованиям, подобно Аврааму; он не исследовал дело обыкновенным порядком человеческим, но взирал на силу Обещавшего, и этим особенно прославил Бога. Верующего никакое несчастье не может повергнуть в отчаяние. Смирихся не просто, но зело: ибо всякий обладающий знаниями должен быть и наиболее знающим человеческую немощь. Знай, что смирение есть не что иное, как чтоб всех людей почитать лучшими себя. Твердо содержи в уме своем, что ты виновен во многих грехах. Не воздавай злом на зло, ни оскорблением за оскорбление; ибо этим смиряет тебя Сам Господь, видя, что ты не смиряешься сам собою. Будь готов при всяком обличительном слове говорить: прости мне; потому что такое смиренное прошение расстраивает все козни диавола (Златоуст, Епифаний, Антоний В.).

2 Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь.
Изступление означает преизбыток удивления и размышление о том. Давид чрезмерно удивлялся божественному человеколюбию и тому, что было возвещено ему от Господа, то, что всякий человек нуждается в милости Божией. Одному Господу приписал он истинность, о всяком же человеке узнал, что он есть ложь и подлежит наказанию (потому что помыслы человеческие обманчивы и все человеческое благоденствие непостоянно), поэтому смирился и подверг себя злостраданиям, чтобы не пасть с высоты стояния своего (Епифаний, Златоуст, Феодорит, Афанасий).

3 Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми;

Господь столь благ, что не требует воздаяния, но довольствуется тем, чтобы любили Его за дарованное Им. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13, 34). Кто любит ближнего, тот любит и Бога, потому что Бог его милосердие к ближнему переносит на Самого Себя, и благотворение ближнему вменяет Себе. Ибо говорит: взалкахся, и даете Ми ясте, и прочее; потом присовокупляет: понеже сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25, 35, 40). Благодарной душе свойственно насколько возможно возблагодарить Благодетеля, и сделав со своей стороны все, считать себя не сделавшей ничего достойного. Благодеяние является вдвойне важным, когда оно и по существу своему велико, и оказывается какому-нибудь ничтожному существу. Надлежит нам очищать сердце от всякой нечистоты, ибо только этою чистотою мы можем свидетельствовать Богу свою благодарность за Его благодеяния нам (Василий В., Златоуст, Антоний В.).

4 Чашу спасения прииму и имя Господне призову.
Чашу спасения прииму Пречистых и Божественных Таин Христовых и воздам благодарность Господу за такую благодать, и за все, что постигнет претерпеть ради Христа: ибо причащаясь Христовых Таин, причащаемся и страданиям Его. Сам Иисус Христос во святом Евангелии чашею называет смерть, сказав Иакову и Иоанну Заведеевым: можета ли пити чашу, юже Аз имам пити? (Мф. 20, 22). Давид называет эту чашу спасительною, потому что смерть за Христа спасает и оживотворяет умирающих. Чашу спасения прииму – это означает готовность пролить мученическую кровь когда потребуется. Но мученичество наше не в видимом только пролитии крови, но и во внутренней добросовестной борьбе: когда не поддаемся плотской похоти, преодолеваем видимо и невидимо наводимые искушения, волнение помыслов, прискорбность лишений, бед, уничижений. Итак, страдание в подвигах за благочестие и сопротивление греху до смерти есть чаша спасения (Афанасий, Златоуст, Лев, Марк Ефесский, Василий В., Студит, Феодорит).

5 Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его.
Молитвы, то есть обещание Богу испить чашу спасения я готов исполнить пред всеми людьми Его (Василий В.).

6 Честна пред Господем смерть преподобных Его.
Поистине честна (драгоценна) пред Богом смерть святых Его. Ибо когда душа, очищенная и прославленная подвигами за благочестие, предстает Судии, сияя необыкновенным светом добродетели, то как не дорога в очах Господа смерть такого человека? И ныне всякий, кто прикасается к мощам преподобных Его – принимает исходящее от них некое благодатное освящение (Василий В.).

7 О, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея: растерзал еси узы моя.

Дважды указывает на свое рабство от великой преданности и любви; под рабынею разумеет свою благочестивую матерь, от которой унаследовал благочестивейшее рабство. А узами называет не иные какие, кроме как греховные, по сказанному: пленницами своих грехов кийждо затязается. И каждый из верных может умилостивлять этими словами Бога, предлагая в Ходатаицу своего упования Пречистую Богоматерь Владычицу Госпожу Богородицу, как Рабу Господню (Лк. 1, 38), себя же исповедуя недостойнейшим сыном Ея по благодати (Златоуст, Афанасий).

8 Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову.
9 Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его:
10 Во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме.

Действительно, ничто так не угодно Богу, как то, чтобы быть благодарным Ему не только в счастьи, но и в несчастьи. Это особенно и есть жертва; это – величайшее приношение. Дом – есть Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь Христова, дворы – каждая частная Церковь в отдельности. И молитвы в Церкви особенно душеполезны (Златоуст, Афанасий).

 
МаринаДата: Четверг, 23.12.2010, 20:49 | Сообщение # 5
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
С каким же благоговением и Страхом Божиим, чистотой сердечной написаны псалмы. Можно взять псалом 115 при подготовке к исповеди.
 
СерафимаДата: Пятница, 24.12.2010, 05:31 | Сообщение # 6
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Псалом 115 включен в последование к Причастию.
 
СерафимаДата: Вторник, 28.12.2010, 20:08 | Сообщение # 7
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Псалом песни, обновления дому Давидова, 29

Обновление дому бывает, когда чрез искреннее покаяние истлевает внешний наш человек и обновляется внутренний. В честь этого обновления великий Давид воспевает этот псалом, подразумевая под обновленным домом нас, христиан, удостоившихся именоваться и соделаться Храмом Божиим (см. 1 Кор. 3, 16). Пророк, испытав на себе обновление ума Духом Святым, преподает нам свои наставления (Григорий Богослов, Афанасий).

2 Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне.
Давид прославляет Господа за избавление его от скорбей. Но не скорби, посылаемые святым для испытания, доставляют веселие невидимым врагам, а наоборот, когда падаем мы под тяжестью скорбей, и когда от утомления многочисленными бедствиями наш рассудок приходит в недоумение, – они веселятся и радуются (Василий В.).

3 Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя еси.
Блажен, кто знает внутреннюю язву свою и может придти ко Врачу (Василий В.).

4 Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров.

Где добродетель – там восхождение, где порок – там снисхождение. Ров – есть место темное и холодное во аде (Златоуст, Василий В., Афанасий).

5 Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его.
Не всякий, кто произносит устами псалмы, поет Господу. Некоторые люди хотя и поют чувственно, но не истинно. Ибо нечистое сердце не может износить из себя слов жизни и добродетели, как говорит Премудрый: не красна похвала во устех грешника (Сир. 15, 9) (Василий В.).

6 Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его: вечер водворится плачь, и заутра радость.
Бедствия не волею Божиею производятся, но навлекаются достоинством самих согрешающих. И кто с покорностью принимает ниспосылаемые скорби и оплакивает свои грехи, тот возрадуется при наступлении утра будущей жизни, ибо сказано: блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5, 5). Вспомни время страданий Господних и ты найдешь значение этих слов: вечером – плач учеников, видящих Его на кресте, заутра воскресение Его из мертвых (Василий В., Афанасий).

7 Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век.
Слова эти были причиною, по которой Бог попустил падение Давида. Ибо наслаждаясь благоденствием, он возмечтал о всегдашнем продолжении его, как будто бы сам был его виновником, – забыв при этом, что всякое благо ниспосылается от Бога. Поэтому здесь Давид объясняет причину своего падения (Афанасий).

8 Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу. Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен.
Чтобы в душе была красота и сила к совершению добродетелей, для этого имеем мы нужду в благодати Божией. Прекрасна душа всякого человека, живущего добродетельно; напротив, что неблагообразнее и отвратительнее души, преданной страстям. В ней душевное расположение выступает на самые оконечности тела, равно как и следы душевной красоты бывают видимы во внешности святого мужа. Ибо каким обычно видится тело, пространно питаемое, – цветущим и полным, таковою духовно делается душа через воздержание, так, что смирив тело, мы придаем красоту душе. Отвращает Бог лице Свое, когда благодать Свою отнимает за грехи от человека и тогда человек бывает смущен. И если кто надеется на самого себя, а не на Бога, и от того Бог отнимает благодать Свою. Отвращение Божие бывает и тогда, когда ум занимается суетностями и предается греховным помыслам (Василий В., Афанасий, Студит).

9 К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся.
Справедливо песнословить и благодарить Творца этими словами. Верный человек, если и скорби претерпевает, то не унывает, вменяя их ни во что, но еще сильнее взывает в сердце сокрушенном к Богу о получении небесных благ: взывать свойственно только желающему великого и небесного. А кто просит у Бога малого и земного, тот употребляет слабый и низкий голос (Василий В., Димитрий).

10 Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление; еда исповестся Тебе персть; или возвестит истину Твою;

Разве не знаешь, что чем более изнеженною сделаешь ты плоть свою, тем более тягостное узилище приготовишь душе? Поэтому умерщвляю тело мое и порабощаю (1 Кор. 9, 27), чтобы хорошее состояние тела не послужило поводом ко греху, препятствием к исповеданию и уразумению истины (Василий В.).

11 Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть Помощник мой.
12 Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием.

Не всякой душе дается радость от Бога, но кто много плакал о грехе своем. Для нас пророки рыдают и призывают к плачу, чтобы мы пришли в сознание своих грехов и оплакивали свою погибель, смиряя свою плоть утомлением и трудами. Ибо кто из святых без борьбы и скорби прошел путь мира всего? Их стопам последуя, уразумеем, что спасение наше в претерпении скорбей. Вретищем наименовал плач, потому что во время плача обычно облекаются во вретище. Оно изготовлялось из волос «проклятых козлищ» и содействовало покаянию, как символ смирения (Василий В., Пахомий, Афанасий).

13 Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся: Господи Боже мой, во век исповемся Тебе.

Под славою здесь разумеется душа человека, которая через покаяние получает прощение грехов и благодарственно прославляет своего Создателя во веки. Не умилюся, значит не умолчу о том, что воспринял прежнюю славу свою (Афанасий, Феодорит).

 
СерафимаДата: Вторник, 28.12.2010, 22:27 | Сообщение # 8
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Quote
Не всякий, кто произносит устами псалмы, поет Господу. Некоторые люди хотя и поют чувственно, но не истинно. Ибо нечистое сердце не может износить из себя слов жизни и добродетели, как говорит Премудрый: не красна похвала во устех грешника (Сир. 15, 9) (Василий В.)

Господи, избави меня от всего лукавого в сердце моем, избави от лицемерия и лживости.

Господи, дай мне зреть мои прегрешения и не осуждать брата моего.

Господи, по милости Твоей неизреченной помилуй меня, грешную!

 
СерафимаДата: Четверг, 24.02.2011, 05:20 | Сообщение # 9
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Псалом Давиду, 12

Псалом дан как молитва всякому верующему среди тяжелых жизненных испытаний. Пророк показывает какую-то продолжительность искушения, научая нас не терять бодрости в скорби, но ожидать Божией благости. Бог по особенному домостроительству предает нас скорбям, по мере веры каждого, посылая и меру испытаний (Василий В., Афанасий).

2 Доколе, Господи, забудеши мя до конца; доколе отвращаеши лице Твое от мене;

Смотри, как Давид никогда не скорбит ни о чем житейском: ни о богатстве, ни о славе, – но всегда о благоволении Божием. Забвение о нас Божие происходит от грехов. Не тогда, когда ты находишься в бедствиях, говори, что Бог забыл тебя, но тогда, когда грешишь, хотя бы и все текло тебе рекою (Златоуст).

3 Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и нощь; доколе вознесется враг мой на мя;

И нам, боримым от диавола, прилично говорить это и взывать о божественном споборничестве. Ибо немалая польза происходит от чувствования отвращения Божьего (от нас) и болезнования об этом. Ибо таким образом мы скорее можем обратить Его к себе (Феодорит, Златоуст).

4 Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть.
5 Да не когда речет враг мой: укрепихся на него.

Призри – посмотри на врага, возносящегося надо мною. Просвети очи сердца моего Духом Святым Своим, да не усну смертию забвения (Златоуст, Макарий В., Исихий).

6 Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся.

Демоны очень радуются, когда человек грехами удаляется от Бога (Златоуст).

7 Аз же на милость твою уповах: возрадуется сердце мое о спасении Твоем: воспою Господеви благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго.

Видишь ли смиренномудрие Пророка? Хотя он имел множество достоинств и ими мог бы приклонить Бога, но не упоминает ни об одном из них, но прибегает единственно к милости, будучи уверен, что не обманется в своей надежде. Откуда у него такая твердая надежда? – От глубокой признательности и от великого усердия в молитве. А те, которые просят лениво и небрежно, и, получив просимое, едва чувствуют важность дара (Златоуст).

 
МаринаДата: Воскресенье, 19.10.2014, 20:02 | Сообщение # 10
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Что означает: "Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим"? И что означает слово "оправдание"??

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:Вы приводите стих из 118 псалма. Первая часть этого стиха – молитвенное прославление Господа. Слово «оправдания» переводится на русский язык как «повеление», «заповедь», «закон», «установление». То есть мы просим Господа научить нас жить по Его заповедям, по Его воле. Подробное толкование 118 псалма составил святитель Феофан Затворник, думаю, Вам может быть интересно его прочитать.
Стих двенадцатый
«Благословен  ecи  Господи, научи мя  оправданием Твоим».

Третий в естестве нашем, в частности, дом для заповедей есть богонаученный ум. Научи, дай понять,  сообщи  и  умение действовать,  дай уму моему знать заповеди и все относящееся к ним,— и видеть, как в каком случае должно мне действовать, чтоб ум мой был светом, освещающим пути жизни, и верным руководителем по ним; особенно благоволи, дабы в уме моем не было шатких колебаний, предположительных мнений, а все утверждалось на непоколебимых убеждениях.«Научи оправданиям», или заповедям. Когда действуют, можно одни заповеди иметь во внимании; но когда хотят познать заповеди, тогда нельзя ограничивать своего взора одними заповедями, а непременно надо обозревать всю область истины, чтоб заповеди в уме не висели ни на чем, или не были насыпаны в него, как песок, бессвязно, но входили как необходимый элемент в состав истины и сочетавались с   ним живым союзом так, чтобы нельзя было коснуться одного, не колебля вместе с тем и всего.В христианстве пути жизни освещаются истинами о триипостасном Божестве, Творце и Промыслителе, о падении, о Божием благоволении восстановить падшего, о снисхождении единородного Сына Божия на землю воплощением, о совершении Им нашего спасения Своими страданиями, смертию, воскресением и вознесением, о ниспослании Божественного Духа на святых апостолов, устроивших на земле Церковь Христову и учредивших в ней таинства для освящения благодатию всех верующих, и, наконец, о воскресении, суде и будущем всеблаженстве верных и неописанных мучениях неверных. Все эти истины то же для духа, что воздух для тела. Как воздух, приемлемый легкими, проходит по всему телу в крови и все оживляет, так и эти истины, будучи приемлемы верующим умом, проходят по всему составу духовной жизни и все в ней оживляют собою. От них и зарождается эта жизнь, ими руководится и в них зрит конец свой.Жизнь духовная начинается с сознания падения и невозможности восстать самому. Это ведет к покаянию и прилепляет к Господу, как единому Спасителю. Отсюда обет и решимость быть верным Ему и вести непримиримую борьбу со всем, что восстает внутри и что встречается во вне противного тому, чего требует от нас Спаситель. Отсюда упование, что, несмотря на немощь естества нашего, Господь проведет верующего чрез все искушения и введет, наконец, в вечное Царство Свое. Отсюда терпение и безжалостный к себе труд над собою в очищении себя и исправлении в себе неисправного, чтобы во всем представить из себя непостыдного делателя. Отсюда вера, что, спострадая таким образом Господу, приобщаются светлого живота Его и здесь, хотя еще в предначинании и предызображении. Все это вытекает из основных истин христианства и составляет основу богоугодной жизни. Тут сущность христианских наших оправданий, и отсюда, наконец, развивается и вся система христианских заповедей.Скажут: «Кто ж этого не знает и к чему молитва «научи»?» — Но есть знание голое, чисто умовое, которое никогда не восходит дальше предположительных воззрений, и есть знание живое, жизненное, в котором всякая истина также тверда, как уверенность в своем существовании. Это свойство сообщается ему живым убеждением, которого не колеблет и самая смерть. Молясь научи, пророк просит, чтоб Господь все истины, и теоретические, и практические, так сроднил с существом его, чтобы как не может усомниться он ни на волос в своем существовании, так чтобы никогда не мог допустить в себе и тени сомнения в этих истинах. В этом и состоит прочность богоугодной жизни. Как нельзя идти по тонкой, колеблющейся доске, потому что закру жится голова и упадешь; так нельзя вести жизнь должную тому, у кого в голове непрестанно возникают предположения: «Да полно, не вот ли как надо? Не лучше ли вот этак? Да ведь и вот как можно!» А кто, совсем поколебавшись в некоторых истинах, думает посвоему устроить жизнь богоугодную, тот похож на человека, который, строя дом, кладет между здоровыми венцами и гнилые. Снаружи такой дом представляется и новым, и прочным, а на самом деле обречен уже падению; так точно и жизнь такая только с виду добра, но уже несет в себе свое осуждение. Таким образом, вот в чем сущность прошения! Пророк просит, чтобы в нем не было никаких колебаний, но чтоб он ходил среди этих истин, как тот человек, который, вышедши на улицу, чувствует, что земля под ним есть и что он стоит на ней твердо, есть и все окружающее его, есть и небо над ним,— и на мысль ему не может прийти, чтобы во всем этом чего-нибудь не было. Но как же пророк просит об этом после того, как уже скрыл в сердце словеса Господни и все начинания свои ведет по заповедям, ища единого Господа? Так действовать нельзя без ведения, о котором он просит только теперь — Но и в тех своих добрых навыках, в ведении всех дел и начинаний по заповедям и в любви к ним разве установился он вдруг? Приступая работать Господу, он не имел ни того, ни другого; сознавая же необходимость того, конечно, молился: «Господи, дай мне все дела вести по заповедям! Господи, склони сердце мое возлюбить заповеди!» Господь услышал молитву его и даровал ему просимое. Там он выражает то, что возымел уже в конце трудов, а здесь указывает на то, что бывает в начале искания сего блага,— ведение с убеждением. Он как бы внушает: «я сказал — взысках, скрых...», но не подумал бы кто, что это вдруг так и сталось, — нет, предшествовали тому труд и молитва. Дело шло так, как я выражусь сейчас в отношении к приобретению ведения: «благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим».Этим последним благом преобразуется ум, а двумя первыми — воля и сердце. Замечательна последовательность! Она взята с жизни.   Ум один никогда не знает вполне истины; она всегда у него в виде предположительных воззрений. Исключая  чрезвычайных   Божиих воздействий на душу, и богоугодная жизнь обыкновенно начинается при таком состоянии ума. Но потом, вместе с жизнию, эти воззрения начинают переходить в живые убеждения: они зреют, множатся и расширяются по мере навыка воли вести дела и начинания свои по заповедям и по мере возрождения сочувствий сердца к заповедям.  Исполняются ли последние — полнота водворяется и в первых. Впрочем, строго судя, нельзя сказать, что впереди и что позади: они все вместе зреют, не отставая друг от друга. Строит же это внутреннее здание Господь благодатию Своею, при всевозможных, без жаления себя, усилиях со стороны человека,— строит жилище, в которое, наконец, Он приходит и вселяется с Отцом и Духом Святым, как Сам обетовал: «к нему приидем и обитель у него сотворим» (Ин.14,33). свт. Феофан Затворник
 
СерафимаДата: Вторник, 21.10.2014, 06:35 | Сообщение # 11
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Толкования на Псалом 104:15
http://azbyka.ru/bogosluzhenie/psalm/psalm14.shtml#ps104

Свт. Филарет (Дроздов)

Не прикасайтеся помазанным Моим

Среди торжества о Помазаннике Божием при воспоминании помазания Его ко времени слово о помазанных Божиих.

И какое слово! Пророк, между судьбами Божьими по всей земли, отличая особенную судьбу помазанных, не довольствуется собственным указанием на то очевидное действие сея судьбы, что Бог не оставил человека обидети их (Пс.104:14); Он отверзает небо и дает услышать оттоле творческое слово, созидающее их безопасность: Не прикасайтеся помазанным Моим.

Под именем помазанных в сем изречении первоначально разумеются некоторые начальники избранного Богом племени. Но поелику то же имя помазанных тем же Словом Божиим усвоено предержащим властям, от Бога поставленным, то мы не погрешим теперь, если, возведя ум свой на небо, представим себе, что Царь царей и Господь господей с высочайшего Престола Своего указует на всех помазанных от Него властителей и заповедует всем подвластным: Не прикасайтеся помазанным Моим!

Неудивительно, что громовым гласом нужно было возвещать сию заповедь народам языческим, глухим для кроткого слова Божия. Кто бы подумал, что для Христианских народов нужно будет вновь написать ее кровью Христианских народов? Но она написана кровью и огнем на жесткой скрижали Европы, и в просвещенном веке есть мудрецы, которые доныне еще не умеют прочитать сих грозных и вместе спасительных письмен!

Благочестивые Россияне! Кто, как вы ныне, творит молитвы, моления, прошения, благодарения за Помазанного Царя и за всех, иже во власти суть (1Тим.2:1,2), тот, если делает сие искренно и усердно, являет делом, что на сердце его написан закон благоговения и любви к помазанным Божиим. Посему можно быть уверенным, что здесь нет никого, для кого бы нужно было заповедь о неприкосновенности помазанных Божиих проповедовать как новую заповедь. Но, как во время заразы желающие предохранить себя умножают очистительный огонь и курение, так во времена, когда зараженный дух века распространяет мнения тлетворные, не бесполезно и нам размышлением воздувать хранящуюся у нас искру истины, дабы чистыми и неповрежденными сохранить чувствования сердечные.

Если бы Слово Божие не провозглашало неприкосновенности помазанных Божиих, тем не менее надлежало бы обществу человеческому законом постановить и освятить неприкосновенность власти государственной. Правительство, не огражденное свято почитаемою от всего народа неприкосновенностью, не может действовать ни всею полнотою силы, ни всею свободою ревности, потребной для устроения и охранения общественного блага и безопасности. Как может оно развить всю свою силу в самом благодетельном ее направлении, когда его сила непрестанно находится в ненадежной борьбе с другими силами, пресекающими ее действия в столь многоразличных направлениях, сколько есть мнений, предубеждений и страстей, более или менее господствующих в обществе? Как может оно предаться всей своей ревности, когда оно по необходимости должно делить свое внимание между попечением о благосостоянии общества и между заботой о собственной своей безопасности? Но, если так нетвердо правительство, нетвердо также и государство. Такое государство подобно городу, построенному на огнедыщащей горе; что значат его твердыни, когда под ними кроется сила, которая может каждую минуту все превратить в развалины?! Подвластные, которые не признают священной неприкосновенности владычествующих, надеждою своеволия побуждаются домогаться своеволия; власть, которая не уверена в своей неприкосновенности, заботою о своей безопасности побуждается домогаться преобладания - в таком положении государство колеблется между крайностями своеволия и преобладания, между ужасами безначалия и угнетения и не может утвердить в себе послушной свободы, которая есть средоточие и душа жизни общественной.

Но, не простираясь далее в сих гражданских соображениях, обратим внимание к Слову Божию, которому внимать мы призваны и которое не многими чертами или звуками открывает великий свет.

Не прикасайтеся помазанным Моим - краткая заповедь, но премудро соединяющая в себе с требованием повиновения глубокое изъяснение сего требования и убеждение к послушанию! Не прикасайтеся властям предержащим, глаголет Вседержитель, ибо они «суть Мои; не прикасайтеся, ибо они суть помазанныя от Меня».

Итак, одно из глубоких оснований неприкосновенности предержащих властей есть то, что они суть Божии. Несть бо власть, как говорит Апостол, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть (Рим.13:1).

При сей мысли опять удивляюсь и сетую, вспоминая, как некоторые вопреки столь ясному учению первых, истинных, Богодухновенных учителей Христианских, что власть от Бога, среди Христианства вздумали учить, что власть - от народа. Спросил бы я сих людей, которые сами себя провозглашали мудрецами за то, что по обдуманному плану были совершенными невеждами в Христианстве и учили сему невежеству других, - спросил бы я их: где же видели вы народ, который бы сперва не имел над собою власти и потом сотворил ее для себя? В каких местах? В какие времена? Не думаю, чтобы вы решились указать на скопища беглецов или разбойников как на первоначальный и совершеннейший образец общества человеческого. Можете ли вы хотя в другом роде вещей показать нам образ того, как, по вашему понятию, происходит власть в обществе? Если, например, уподобим общество зданию, а власть сравним с основанием, которым все поддерживается, или со сводом, который все покрывает, - здание ли полагает свои основания или возносит над собою свод? Не художник ли устрояет все сие? Или, если представим себе общество в виде членовного тела и власть, как орудие управления и охранения, как возбудительную силу общественной жизни и деятельности, назовем главою или сердцем, - глава и сердце руками ли и ногами обязаны своим происхождением и достоинством? Не основательнее ли признать общее и высшее начало образования для всего состава членов? Но поспешим опять по совету Апостола уклониться от прекословий лжеименнаго разума (1Тим.6:20) и внимать учению (1Тим.4:16).

Изыскателю беспристрастному нетрудно уразуметь, каким образом власть по учению Христианскому происходит от Бога. Откуда сие множество людей, соединенных языком и обычаями, которое называют народом? Очевидно, что сие множество народилось от некоего меньшего племени, а сие произошло от семейства. Итак в семействе, собственно так называемом, лежат семена всего, что потом раскрылось и возросло в великом семействе, которое называют государством. Следственно, там должно искать начатки и первый образ власти и подчинения, видимые ныне в обществе. Отец, который естественно имеет власть дать жизнь сыну и образовать его способности, есть первый властитель; сын, который ни способностей своих образовать, ни самой жизни сохранить не может без повиновения родителям и воспитателям, есть природно подвластный. Но как власть отца не сотворена самим отцом и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека, то и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой, а следственно, и всякой последующей между человеками власти есть в Боге. Из Него, во-первых, как изъясняется Апостол, всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф.3:15); потом, когда сыны сынов разраждаются в народ и из семейства возрастает государство, необъятное для естественной власти отеческой, Бог дает сей власти новый, искусственный образ и новое имя, и, таким образом, Его премудростью царие царствуют (Притч.8:15). И далее, сколько бы ни продолжались народы, как бы ни изменялись государства, всегда посредством вседействующего Промысла владеет Вышний царством человеческим (Дан.4:22). Поелику во времена неведения как человеки забыли Творца своего, так и общества человеческие не познавали верховного своего Владыки, то Бог вместе с другими тайнами Своими и тайну происхождения предержащих властей даже чувственным образом представил пред очи мира в избранном для сего народе Еврейском. В Аврааме чудесно вновь сотворил Он качество отца и постепенно произвел от него племя, народ и царство - Сам руководствовал Патриархов сего племени, Сам воздвигал вождей и судей сему народу, Сам царствовал (1Цар.8:7) над сим царством, Сам воцарил над ним царей и долго являл над ними чудесные знамения Своей верховной власти.

Если, таким образом, всякая предержащая власть открыто или сокровенно исходит от Бога и Ему принадлежит, то как дерзнуть прикасаться к ней? Если мы требуем, чтобы наше произведение неприкосновенно было для других и наша собственность ненарушима, кто может ненаказанно нарушить устроение и собственность Вседержителя?

Другое священное основание неприкосновенности предержащих властей есть то, что они суть помазанные от Бога.

Имя помазанных Слово Божие нередко дает царям по отношению к священному и торжественному помазанию, которое они приемлют по Божественному установлению при вступлении на царство. Как бы мы ни рассуждали о сем действии, значит ли оно посвящение помазуемого Богу или его освящение от Бога, созерцаем ли мы в сем действии таинство, приносящее помазуемому Божественный Дух и силу духовную, или только видим действие торжественное, пред очами народа полагающее на царя несокрушимую печать Вышнего избрания, если только имя помазанника Божия не есть слово без значения, то оно представляет лицо, запечатленное Богом, священное, превознесенное, достойное благоговения и потому неприкосновенное.

Но достойно особого примечания, что Слово Божие именует помазанными и таких земных владык, которые никогда не были освящены видимым помазанием. Так Исаия, возвещая волю Божию о царе Персидском, говорит: Сице глаголет Господь помазанному Своему Киру (Ис.45:1), тогда как сей царь языческий еще и не родился и, родясь, не познает Бога Израилева, в чем и обличается от Него предварительно: Укрепих тя, и не познал еси Мене (Ис.45:5). Каким же образом сей самый Кир в то же время наречен помазанным Божиим? Сам Бог изъясняет сие, когда предрекает о нем чрез того же Пророка: Аз возставих его; сей созиждет град Мой, и пленение людей Моих возвратит (Ис.45:13). Приникни здесь, Христианин, в глубокую тайну предержащей власти! Кир есть царь языческий, Кир не знает истинного Бога, однако Кир есть помазанник истинного Бога. Почему? Потому что Бог сотворивый грядущая (Ис.45:11), назначил его для исполнения судьбы Своей о восстановлении избранного народа Израильского; сею Божественной мыслью, так сказать, помазал Дух его еще прежде, нежели произвел его на свет, и Кир, хотя не знает, кем и для чего помазан, движимый сокровенным помазанием, в царстве языческом совершает дело Царствия Божия. Как могущественно помазание Божие! Как величествен помазанник Божий! Если только не изглаждает он в себе помазания Божия упорным противлением помазавшему его Богу, то он есть живое орудие Божие, сила Божия исходит чрез него во вселенную и движет большую или меньшую часть рода человеческого к великой цели всеобщего совершения. Если таков может быть даже не ведующий Бога, не много ли паче священно величие тех помазанников, которые познали Помазавшего их и дар помазания не только прияли для других, но и для себя объяли верою и благочестием, как Давид, Иосия, Константин Великий, помазанные для того, чтобы с собою воцарять благочестие, и - не усомнимся присовокупить - как Александр Благословенный, помазанный разрушить мятежное могущество нечестия в сии последние времена?

О таковых сугубо священных помазанниках, если бы грозная заповедь не возвещала, благоговейная любовь сама собою чувствует, что касаяйся их, яко касаяйся в зеницу ока Господня (Зах.2:8).

Храните же внимательно зеницу ока Господня, не прикасайтеся Помазанным Его. Заповедь Господня не говорит: не восставайте против предержащих властей. Ибо подвластные и сами могут понимать, что, разрушая власть, разрушают весь состав общества и, следственно разрушают сами себя. Заповедь говорит: не прикасайтеся даже так, как прикасаются к чему-либо без усилия, без намерения, по легкомыслию, по неосторожности, ибо случается нередко, что в сем неприметно погрешают. Когда власть налагает на подвластных некое бремя, хотя и легкое и необходимое, как легко возбуждается ропот! Когда подвластные видят дело власти, несогласное с их образом понятия, как стремительно исторгаются из уст их слова осуждения! Как часто не обученная послушанию мысль подчиненного нечистым прикосновением касается самых намерений власти и полагает на них собственную свою нечистоту! Клеврет мой! Кто дал тебе власть над твоими владыками? Кто поставил тебя судиею твоих судей? Христианская душа! Ты призвана повиноватися за совесть (Рим.13:5); елико можно, не прикасайся власти ниже словом ропота, ниже мыслью осуждения и веруй, что, якоже возвеличися душа Помазанных во очию твоею, тако возвеличишися ты пред Господем, и покрыет тя, и измет тя от всякия печали (1Цар.26:24). Аминь.

(Слово в день торжественного венчания и священного помазания на царство благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича, 1821 г.)
 
СерафимаДата: Вторник, 21.10.2014, 06:52 | Сообщение # 12
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Цитата Марина ()
Жизнь духовная начинается с сознания падения и невозможности восстать самому. Это ведет к покаянию и прилепляет к Господу, как единому Спасителю. Отсюда обет и решимость быть верным Ему и вести непримиримую борьбу со всем, что восстает внутри и что встречается во вне противного тому, чего требует от нас Спаситель. Отсюда упование, что, несмотря на немощь естества нашего, Господь проведет верующего чрез все искушения и введет, наконец, в вечное Царство Свое. Отсюда терпение и безжалостный к себе труд над собою в очищении себя и исправлении в себе неисправного, чтобы во всем представить из себя непостыдного делателя. Отсюда вера, что, спострадая таким образом Господу, приобщаются светлого живота Его и здесь, хотя еще в предначинании и предызображении. Все это вытекает из основных истин христианства и составляет основу богоугодной жизни. Тут сущность христианских наших оправданий, и отсюда, наконец, развивается и вся система христианских заповедей.

Вот это осознание падения и невозможности восстать самому необходимо выстрадать, как я поняла, потому что существо человека настолько сильно поражено гордостью (хотя и в разной степени), что человеку крайне трудно признать свою ужасающую немощь перед Творцом, чтобы не мечтательно а реально обратиться к Нему за помощью, упасть крестом перед Господом и молить Его о спасении.

Цитата
Но достойно особого примечания, что Слово Божие именует помазанными и таких земных владык, которые никогда не были освящены видимым помазанием. Так Исаия, возвещая волю Божию о царе Персидском, говорит: Сице глаголет Господь помазанному Своему Киру (Ис.45:1), тогда как сей царь языческий еще и не родился и, родясь, не познает Бога Израилева, в чем и обличается от Него предварительно: Укрепих тя, и не познал еси Мене (Ис.45:5). Каким же образом сей самый Кир в то же время наречен помазанным Божиим? Сам Бог изъясняет сие, когда предрекает о нем чрез того же Пророка: Аз возставих его; сей созиждет град Мой, и пленение людей Моих возвратит (Ис.45:13). Приникни здесь, Христианин, в глубокую тайну предержащей власти! Кир есть царь языческий, Кир не знает истинного Бога, однако Кир есть помазанник истинного Бога. Почему? Потому что Бог сотворивый грядущая (Ис.45:11), назначил его для исполнения судьбы Своей о восстановлении избранного народа Израильского; сею Божественной мыслью, так сказать, помазал Дух его еще прежде, нежели произвел его на свет, и Кир, хотя не знает, кем и для чего помазан, движимый сокровенным помазанием, в царстве языческом совершает дело Царствия Божия. Как могущественно помазание Божие! Как величествен помазанник Божий! Если только не изглаждает он в себе помазания Божия упорным противлением помазавшему его Богу, то он есть живое орудие Божие, сила Божия исходит чрез него во вселенную и движет большую или меньшую часть рода человеческого к великой цели всеобщего совершения. Если таков может быть даже не ведующий Бога, не много ли паче священно величие тех помазанников, которые познали Помазавшего их и дар помазания не только прияли для других, но и для себя объяли верою и благочестием, как Давид, Иосия, Константин Великий, помазанные для того, чтобы с собою воцарять благочестие, и - не усомнимся присовокупить - как Александр Благословенный, помазанный разрушить мятежное могущество нечестия в сии последние времена?

Кем же был безбожник Ленин? Тоже сокровенно "помазанным"? Кем? Разве не сатаной?
Прости меня, Господи, давно мучаюсь этим вопросом. Понимаю, что это было попущение Твое за страшный грех нашего народа - убийство истинного помазанника Твоего, царя нашего благочестивого и святого Николая II.
И отдал Ты народ наш в руки сатаны за гордый нрав.
И если не покаемся в грехах наших в той мере, какая требуется для прощения их, к власти придет он сам...сатана в теле антихриста.
Господи, прости и помилуй нас! дай нам прежде конца покаяние!
 
СерафимаДата: Среда, 22.10.2014, 23:12 | Сообщение # 13
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Толкования на Пс. 118:133

Свт. Феофан Затворник

Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие.

Пророк продолжает выражать, что нужно ему после того, как он обрел, возлюбил и положил творить заповеди, изреченные устами Бога живого, зримого и любимого им: стопы моя направи по словеси Твоему. Уж он идет, а все боится, как бы не сделать неверного шага, ибо много есть такого, что кажется достодолжным, не будучи таковым. На этом строится самая опасная сеть врага, которою уловляет он ревнующих, но еще не искусившихся. Подставляет он им для делания добро, которое или не к месту, или не ко времени, не к лицу действующего или к лицам соприкасающимся. Неопытный делает; а так как такого рода дела сопровождаются смятением мыслей и чувств, то, вследствие того, он и подвергается сильнейшему нападению врага, который великий мастер ловить в этом смятении, мутящем светлость сознания. Приражаются затем внушения уже недобрые, но только такие, нечистота которых за смятением не так ясна. Сделай шаг по ним – уж и полупадение, а там недалеко и до падения. Вот почему у всех богобоязненных людей всегда теплится самая искренняя молитва: стопы моя направи по словеси Твоему. «Сам Бог, говорит святой Афанасий Великий, направляет шествие тех, кои, оставя порок и неведение, вступили на путь добродетели и ведения». «И только те, прибавляет блаженный Феодорит, кои сподобляются такого руководства и предаются ему, идут безопасно и верно. Предавший себя Богу не бывает оставляем Богом, а когда мы привносим еще усердие к тому, Бог подает помощь и направляет наше шествие». Как святые апостолы говорили о себе, что они и подумать ничего целесообразного не могут сами собою в делах своего апостольского служения, так исповедует это и всякий ревнитель о деле спасения своего, которое, вместе с тем, есть и дело Божие, первое и желательнейшее Ему. Как подается указание, как приемлется, сознается и одобряется, этого никто не может знать и изъяснить, кроме того, кто сподобится сего. Но и тут все совершается так, как это бывает в обычных делах, то есть после некоторого расследования, и затем – решения; иначе не избежать подсад. Бывает, что и чувство прямо определяет, но ему прямо последуют только стяжавшие уже обученные чувства в рассуждении добра и зла.
 
МаринаДата: Воскресенье, 28.06.2015, 18:52 | Сообщение # 14
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
Псалом 33
Приидите чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла и
 устне твои еже не глаголати льсти.

Предлагает язычникам учение, в котором первое — иметь страх Божий, второе — не осуждать брата, третье — удерживать уста от всякой льсти, четвертое — уклоняться от всякого зла и во всем стараться о добре; а сверх всего этого искать мира и держаться оного. Мир же есть Христос; а попечение о всем этом есть жизнь и дни благи.(15). Уклонися от зла, и сотвори благо: взыщи мира, и пожени и.
Сказанному: уклонися от зла — учит страх; а сему: сотвори благо — любовь. И потому, кто любит, тот выше имеющего страх.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

2007 © раба Божия Серафима

Сайт создан в системе uCoz