Арх.Рафаил Карелин: Всякая страсть противостоит памяти о смерти. Всякая страсть выбрасывает ее вон за пределы сознания. Память о смерти кажется человеку, ищущему счастья в наслаждениях, черной маской на свадьбе.
Для христианина же память о смерти, соединенная с молитвой,- это меч, направленный против демона. Пока человек помнит о предстоящем исходе, пока мистическое переживание смерти заставляет трепетать его сердце, он не может грешить, как не может, будучи в своем уме, спать у змеиной норы или веселиться в доме, охваченном пламенем.
Исполнение страсти - это ложная жизнь, это иллюзия того, что наслаждение может принести человеку счастье. И другая иллюзия - что наслаждение может продолжаться бесконечно (сердце должно поверить в такие нелепости, чтобы отдать себя страсти!). Вся человеческая жизнь - непрестанное крушение иллюзий - этих и иных, им подобных. Крушение иллюзий - урок, который человек постоянно получает и удивительно быстро забывает. Диавол не может остановить время. Он сам ожидает Страшного Суда и вечных мучений. Но он может сделать нечто иное: отнять у человека память о смерти и внушить ему уверенность в незыблемости земного бытия.
Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение, яко помале жизнь моя иждивается, и от дел несть мне спасения. Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение. Яко Судии предстоящу, попецыся, душе, и страшнаго дне час помышляй. Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение. Суд бо немилостив есть не сотворшым милости. Возопий убо Христу Богу: Сердцевeдче, согрeших Тебе, прежде даже не осудиши, помилуй мя. Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение и спаси мя. Страшнаго Твоего и грознаго, и неумытнаго Суда, Христе, во уме приeм день и час, трепещу, яко злодей. Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение. Студа дела и деяния имeяй лютая, яже един аз содеях прилежно. Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение. Темже страхом припадаю Тебe, вопия болезненно: молитвами Рождшия Тя, Многомилостиве, спаси мя. Сердцеведче, согреших Тебе, прежде даже не осудиши, помилуй мя. Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение и спаси мя. _____ Прости, Господи, за невнимательно и небрежно скопированный и размещенный текст молитвы. Только что я его отредактировала, и постаралась исправить многие допущенные в нем ошибки. Осталось самое трудное - исправить свою жизнь ради Тебя, Боже, и Твоего образа во мне, многогрешной рабе Твоей. Темже страхом припадаю Тебe, вопия болезненно: молитвами Рождшия Тя, Многомилостиве, помилуй и спаси мя!
Душа, каждый человек имеет нравственный закон в себе, заложенный в него Творцом. Но, если ты вокруг посмотришь, увидишь как разнится сей закон среди народов разных. Пример смотри: одни народы разрешают многоженство, другие это преступлением считают. Одни приносят жертвы разным "божествам", другие это не приемлят для себя. Таких примеров много. И это может быть ответом, какой была я у тебя - спящей, тусклой, вялой, оторванной от Бога, подобная младенцу, которого измучили питанием недолжным, как образ Божий, связанный испорченным умом, живущим по закону мира, погруженным во все земное, небесной Истины отвергшимся совсем. В Крещении я силой Божией была просвещена, и обновился образ Божий совершенно - я просияла Светом Господа Христа. Но ты, душа, меня изгнала снова. Рождение свое воспринимай с момента твоего прихода к Богу. Точнее, знай, что это ОН привел тебя к Нему. Зачем же ты блуждать пошла опять, и променяла Свет Небесный, Сокровище бесценное от Бога на грошики земного бытия?
Прости, Господь, была я совершенно недостойна милости Твоей, но Ты меня привел к Себе. А я... я променяла Твое Царство на мишуру и блестки, на заплатки, и прочее земное барахло... Пошла блудить опять к паршивым бесам... и оправданий я себе не нахожу. Хотя Ты знаешь, я пыталась сделать это, хотя б немного оправдать себя... Я думала о том, что может быть тогда не поняла куда пришла (я говорю о Церкви), ведь в состоянии была весьма плачевном, и покаяние мое едва ли покаянием могу назвать. Признала я тогда, что виновата в смерти моего ребенка, и что устала я хотеть любви к себе, что я хотела бы сама любить... И Ты, Премилосердный, вдруг открыл мне двери в Церковь! А я вошла и...вышла из Неё, не задержалась в Ней надолго, не поняла тогда куда пришла.. +++ Прошло с тех пор лет пять... И Ты пришел, позвал обратно, когда я забрела в очередную яму и, кажется, застряла там. Ты знаешь, Боже, я Тебя искала в йоге. Совсем с ума, несчастная, сошла. Я помню в зале, где мы занимались, висели фотографии известных в мире йогов-мастеров, их поместили на большой доске, и среди них (как это ни странно!) увидела я Твой пречистый лик, который был отображен на Плащанице в момент когда Ты, Господи, воскрес! И я Тебя узнала, Боже! Точнее, Совесть вдруг во мне взыграла, и мысль необычайной силы, родившаяся в ней, подобно молнии или ярчайшей вспышке света пронзила помраченный ум: Смотри, вот наш Учитель - ИИСУС ХРИСТОС! Иного нет и никогда не будет. А после преподобный Серафим был послан мне, как Ангел, воцерковить меня. И вроде я воцерковилась, да кажется все время мне, что до сих пор процесс не завершен... Воцерковляюсь... +++ Господь, Ты заверши во мне Твой замысел святой. Родиться не могу для Царства Твоего. А может не готова, не созрел прекрасный плод? О только бы мне сохранить внутри себя младенца - крещением обновленный образ Твой, не погубить его, взрастить, родить. Пусть лучше я сама умру, чем он. Помилуй, Боже, нас, спаси и сохрани Твоею силой!
О только бы мне сохранить внутри себя младенца - крещением обновленный образ Твой, не погубить его, взрастить, родить. Пусть лучше я сама умру, чем он.
Душа, ты чувствуешь внутри тебя растет любовь. Суть истинной любви - самопожертвование. Господь Иисус Христос пришел на землю и даровал Его любовь тебе (и всем, кто будут веровать в Него), чтобы спасти тебя от смерти. Смотри! Бог умер за тебя... Своим пречистым Телом Он заслонил тебя от вечного проклятья, и защитил от вечных мук. Он дал распять Себя неверным людям, и все твои грехи Он сжег в Самом Себе, там на Голгофе, на Кресте... Христос страдал, Невинный умер за виновных, чтобы Его Отец, Всевышний Бог, их оправдал Его священной Кровью и в Нем их воскресил. Спасение во Христе - в Сыне Божьем. Ты принимаешь Его Жертву?
Да, Господи, я принимаю, трепещу... нет слов, я недостойна совершенно... Прости меня, пожалуйста, Господь! Ты говоришь со мной, и это - чудо, подарок незаслуженный Твоей рабе!
Суть истинной любви - самопожертвование. Как это точно, верно и красиво! Как мне Тебя благодарить, Господь? Дух сокрушенный и смиренный - жертва Богу. Дай, Боже, ощущать Твою любовь во мне.
+++
Я чувствую в себе три разных силы. Ведь человек имеет дух, есть у него душа и тело. Все эти трое тесно связаны друг с другом, и пребывать всегда должны в любви. Дух главным должен быть, он - образ и священник Бога. Он сотворен таким по замыслу Творца. Душа, пропитанная духом, ему всецело предана, его в себе содержит. Душа - сосуд для духа, сосуд, наполненный живой водой, в которой благодать от Бога с благоуханием дивным. А тело - храм, в котором и душа и дух живут, в котором прославляют Бога все мысли, чувства и желания человека, рожденные в душе, соединенной с духом в целое, в одно, в священный и чудесный образ Бога, привитый к древу Жизни, в Нем обретающий блаженство и любовь Творца. А дальше несказанно...
Душа, теперь ты знаешь кем должна ты быть. И слышишь Божий зов к тебе. Возвращайся Домой! Не оборачивайся вспять, оставь свой внутренний Содом, смиренный дух проси у Бога, иди во внутреннюю клеть. Трезвись в Страхе Божьем, молись непрестанно, врачуй покаянием непослушание Богу, и пребывай в духовной нищете. И если будешь это исполнять, родится скоро плод святой в тебе. +++ И помни, узкий путь приводит на Голгофу. Спасение во Христе! Претерпевший до конца спасен силой Божией. Душа, ты веришь Богу?
Господи, Ты знаешь ответ. Вера моя от Тебя и Тобою дана не по моим заслугам, но по милости Твоей неизреченной. Слава Тебе, Показавшему нам Свет!
Не рассчитывай на себя Я буду с тобою (Исх. 3, 12).
Когда были сказаны Моисею эти слова? Когда они понадобились ему больше всего на свете и подвигли его на великий, непосильный подвиг? Было время, когда он занимал высокое положение приемного сына царя, когда он считал себя сильным и мудрым и двинулся, в пылу этой силы плотской, на помощь своему народу. Но что из этого вышло? Полная неудача, полное поражение, и Моисею пришлось бежать от разгневанного Фараона и от негодующих на него соотечественников. Тогда настало время его терпения и сокрушения. Пришлось удалиться в пустыню и там исполнять сорок лет самую скромную должность – пасти стада. Там пришлось смириться, умалиться, отречься от себя и собственной силы. Когда этот укор был выучен, Бог призвал готовое орудие на дело и повелел ему идти избавлять народ. Но самонадеянность исчезла, и великий избранник, считая себя недостойным, неспособным, смиренно просит: «Пошли другого»! Тогда настало время Богу ободрить Своего посланника этим уверением: «Я буду с тобою». Не смущайся, Моисей, твоею немощью, слава Богу, что ты ее сознал и прочувствовал; тебе говорит Всесильный: «Я буду с тобою»! Пусть вдумается в это каждый и извлечет что-нибудь для себя.
Разве многие не знают, что значит броситься самовольно в какое-нибудь дело, предприятие, рассчитывая на собственные силы и умение и опираясь на свои добрые намерения. Богом не посланный и не подготовленный, кидается человек стремительно на тот или другой путь, терпит поражение и часто не понимает, почему. Обходясь без Бога, рассчитывая только на себя, ему приходится испытывать последствия своего самомнения. Дай Бог, чтобы не замедлила такая душа смириться перед Богом, Которого она забыла, сложить свое оружие, которым она действовала, сознать свое бессилие и воззреть на Того, Который смирил ее, чтобы привести к истинной высоте, полной покорности и зависимости от Него. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), – сказал Христос. Скажем на это – да, и аминь. Пусть и для нас настанет то время, когда единой нашей опорой и силой будет обетование: «Я буду с тобою».
Укрепись в единении с Богом Когда я немощен, тогда я силен (2 Кор. 12, 10).
Отдайтесь всецело Христу! Дайте Ему полную власть над собой: пусть Он Один царствует в вашей душе. Даже среди вашего труда во имя Христа дайте себе время передохнуть, опомниться и ждать в безмолвии Его посещения, чтобы не вы, а Он Сам действовал в вас и через вас. Берегитесь слишком большой суеты в труде вашем. Мы все нуждаемся в ежедневном обновлении, в ежедневном общении и просвещении свыше. Мы нуждаемся в смирении, и мы должны помнить, что «сила Его в немощи совершается». Должны сознавать свою немощь, сделаться малыми детьми в руках Божиих, дабы рука Господня управляла нами постоянно.
Вспомните, как «остался Иаков один, и боролся Некто с ним» (Быт. 32, 24). Не в многолюдной толпе, не в водовороте кипучей деятельности является нам Господь – нет, Он нисходит к нам и находит нас в одиночестве и тишине. Быть может, и вы одиноки, больны? Быть может, вы чувствуете себя отчужденными от ближних, покинутыми всеми? Или же вы лишились того дорогого, близкого человека, который был вашей опорой, вашим утешением в жизни?
Но вы не одни! Христос посетит вас Духом Своим, вы увидите Его очами веры, и Он исполнит вас Своею силою! Но для того, чтобы принять от Него этот дар, надо проникнуться смирением, надо обратиться и быть, как дети, тогда только можно получить дары Духа Святаго. Прежде всего, нам необходимо осознать наше собственное бессилие и силу Божию, которую Иаков узрел в борьбе с Богом, когда увидел Бога «лицем к лицу». «И повредил состав бедра у Иакова» (Быт. 32, 25). Он и прежде был верующим человеком, но после встречи с Господом превратился в «Израиля», т. е. одолевающего. Наши постоянные неверности, наши отступления, наши падения происходят от того, что душа наша еще не встретилась с Господом, что мы не приняли в себя Святаго Духа Божия. Только в ежедневном общении с Богом, получая из рук Его силу вечной Жизни, можем мы побороть немощи наши, чтобы не ослабеть, не упасть и не погибнуть на земном пути.
Архиепископ Антоний (Михайловский)
Подай, Господи, мне истинное самопожертвование ради Тебя и образа Твоего святого во мне, пусть очистится вся моя душа священным огнем Твоей любви и пусть этот огонь всецело охватит дух мой и пребудет в нем, и тогда из любви к Тебе я возьму и понесу свой крест до Голгофы с всецелым упованием на Тебя и радостью, подай мне целомудрие и любовь в Духе Твоем Святом, преобрази меня по образу Твоему, воскреси и спаси меня Твоею силой - Твоей всесовершенной и всепобеждающей любовью!
Ты знаешь, Боже, я Тебя искала в йоге. Совсем с ума, несчастная, сошла. Я помню в зале, где мы занимались, висели фотографии известных в мире йогов-мастеров, их поместили на большой доске, и среди них (как это ни странно!) увидела я Твой пречистый лик, который был отображен на Плащанице в момент когда Ты, Господи, воскрес! И я Тебя узнала, Боже! Точнее, Совесть вдруг во мне взыграла, и мысль необычайной силы, родившаяся в ней, подобно молнии или ярчайшей вспышке света пронзила помраченный ум: Смотри, вот наш Учитель - ИИСУС ХРИСТОС! Иного нет и никогда не будет. А после преподобный Серафим был послан мне, как Ангел, воцерковить меня.
Решила написать дополнительные пояснения к этому периоду моей жизни.
В той йоге (которой я по неразумию и неверию занималась) учителя почитали Господа Иисуса Христа "Мастером высшей категории". Они верили, что Христос настоящий чудотворец, достигший так называемого в йоге "просветления" (но они не верили, что Он Бог), и поэтому они поместили Его образ на доску вместе с остальными своими "мастерами" (при чем поместили Его в центр доски). Это была фотография, сделанная с оригинала Плащаницы воскресшего Господа, которая с помощью компьютера была обработана, и таким образом был получен этот образ, предположительно отображающий лик Господа Иисуса Христа сразу после Его чудесного воскрешения. Верую, что этот образ послан Богом, и Сам Господь это Его изображение благословил, потому что от Него произошло чудо со мной, многогрешной (о котором я рассказала выше в цитате), после которого я в скором времени вернулась в лоно Православной Церкви.
Этот святой Образ я распечатала для себя на принтере, вставила в рамку, и теперь он у меня стоит на почетном месте среди других икон.
Второе чудо было связано с именем святого преподобного Серафима Саровского, которого в той же йоге тоже почитали "мастером-чудотворцем", но о нем я узнала, когда читала книгу, в которой подробно излагались события из жизни какого-то йогина, который с восторгом отзывался об этом православном святом. Помню, я тогда сильно заинтересовалась личностью преподобного Серафима, сразу же пошла читать его житие, а дальше уже через неделю оказалась в Дивеево у его святых мощей, омылась в святом источнике, и с тех пор началось мое воцерковление...
Слава Богу! Спаси, Господи, Серафима! Мне тоже было очень плохо, была неудовлетворённость от жизни. Много читала, даже ходила на тренинг. Ничего не помогало. Вера формальная была. Унывала постоянно. А сейчас мне очень хочется спастись и воскреснуть во Господе. С Праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
Дата: Воскресенье, 22.09.2019, 05:17 | Сообщение # 28
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Спаси Господь Вас, Марина! Дай Бог нам настоящее самоотвержение ради Христа, чтобы всегда пребывать в истинно духовной вере, в страхе Божьем и Духе Святом. С Праздником Рождества Пресвятой Богородицы! Пречистая Дева такая красивая! Пресвятая Богородице, просвети нас Светом Сына Твоего! Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
Дата: Понедельник, 23.09.2019, 18:58 | Сообщение # 29
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
«ЖИТЬ ТАК, ЧТОБЫ НЕ РАНИТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА» (фрагменты из беседы с архиепископом Тульским и Белевским Алексием) http://pravoslavie.ru/4814.html
–...Как не ошибиться при выборе пути и при этом сохранить свою внутреннюю цельность?
– Мне кажутся несколько преувеличенными тяготы тех исторических обстоятельств, в которых нам приходится жить. Мы говорим, что «обстоятельства трудные», «время тяжелое». А я думаю, что время всегда – наше. И Господь нас так сотворил, что у нас есть определенная внутренняя сила, которая, с одной стороны, наша, и мы это знаем и чувствуем, а с другой стороны, мы понимаем, что она не от нас, а от Бога. Это наша совесть. Чуткое отношение к своей совести и есть тот реальный, совершенно естественный образ восприятия Божией воли.
Собственно, сколько я себя помню, у меня всегда было обостренное чувство совести и желание так или иначе прислушиваться к голосу совести. Конечно, бывало в жизни не один раз так, что я не слушался. Но потом, когда понимал, что отступил, и давал возможность совести пробиться сквозь толщу всего того нехорошего, что приходило в результате этой неверности, то всегда наступало серьезное облегчение, потому что было обращение к Богу, покаяние, призывание помощи Божией. И жизнь обретала радостное звучание. Мне кажется, вот это основное – каждому человеку внимательно и трепетно относиться к своей собственной совести.
+++
– Как научиться принятию того, что посылает нам в жизни Бог?
– Только вопрошанием, только живым своим личным предстоянием Богу, никак иначе это и невозможно. Постепенным отказом от самости. Иной раз встаешь и кулак поднимаешь, а Господь смиряет, потом благодаришь. Упал – вставай. Ничего другого не дано.
+++
– Недавно мы записывали воспоминания о приснопамятном архимандрите Авеле (Македонове; + 2006), в схиме схиархимандрите Серафиме, и духовные чада рассказывали, как батюшка говорил: «Ты входишь в храм – входишь в Царствие Небесное». А как редко «на практике» мы это чувствуем, входя в храм!
– Конечно, это дар благодати. Ее нужно привлечь, принять, уместить и удержать, а то можно, как таракан в молоке, утонуть. Здесь со стороны каждого должно быть соответствующее отношение. Когда ты себя готовишь, то понимаешь, куда идешь и для чего. Не просто, чтобы, проходя по делам, зайти и поставить свечку, подать записочку – это одно. Другое дело, когда есть на земле чувственное место, которое может быть пережито тобою как Царствие Божие. Вон там, на несколько приступочек поднимись – и ты оказался в Царствии Божием. Это от тебя должно быть. И только тогда возможно Божественную молнию привлечь, принять, уместить и удержать. А так она просто сверкнет, ослепит – ну, и человек побежал дальше. Ничего не принял, не вместил, а уж о том, чтобы удержать, и речи быть не может.
А вот они, понимаете, жили этой церковностью. Мало о ней говорили, но просто ее являли, и это, когда ты видел своими глазами, увлекало. Владыка Серапион так старался, даже кулаком работал: «Вот тут стой так, здесь не так говоришь»! Доставалось мне здорово. Я поначалу и понять не мог. Думал, хорошо говорю, красиво. А он: «Что ты! Не себя выпячивай!»
– А в чем, по-вашему, владыка, отличие формального благочестия от истинного?
– В формальном благочестии любуешься самим собой. В истинном благочестии себя забываешь и такой, какой есть, в благодарности и с благоговением предстоишь перед Тем, Кого ищешь в своей жизни.
Духовная жизнь есть реальная любовь. И нужно воздерживаться во всем, в чем бы то ни было – в движениях ума, в движениях своих чувств, в проявлениях запросов своей плоти, чтобы подарить любовь, высвободить эту энергию, которая нам присуща по нашей природе. Высвободить ее от себя не только ради собственного удовлетворения, но ради того, что: «Господи, я вижу, как Ты любишь, я благодарю Тебя за то, что Ты дал мне понять, как Ты любишь. И я не могу, чувствуя это, не благодарить Тебя желанием хоть сколько-нибудь быть с Тобою единым, через себя выразить Твою любовь понятным образом другому». Вот только в этом.
Дата: Понедельник, 23.09.2019, 23:09 | Сообщение # 30
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Цитата
В формальном благочестии любуешься самим собой. В истинном благочестии себя забываешь и такой, какой есть, в благодарности и с благоговением предстоишь перед Тем, Кого ищешь в своей жизни. Духовная жизнь есть реальная любовь. И нужно воздерживаться во всем, в чем бы то ни было – в движениях ума, в движениях своих чувств, в проявлениях запросов своей плоти, чтобы подарить любовь, высвободить эту энергию, которая нам присуща по нашей природе. Высвободить ее от себя не только ради собственного удовлетворения, но ради того, что: «Господи, я вижу, как Ты любишь, я благодарю Тебя за то, что Ты дал мне понять, как Ты любишь. И я не могу, чувствуя это, не благодарить Тебя желанием хоть сколько-нибудь быть с Тобою единым, через себя выразить Твою любовь понятным образом другому».
Это тоже дар Божий - почувствовать любовь Божию в себе (в своем духе), и выражать ее понятным образом во всем согласно воле Божией. Подай, Господи! И речь тут идет не о моей падшей человеческой любви к Господу, а именно о Его любви, которую Он (если захочет и когда пожелает) может явить во мне, многогрешной и совершенно недостойной этого великого дара. Полагаю, именно такое, особенно сильно и явно выраженное внутреннее действие Божественной благодати, является встречей с Богом, когда человек, уязвленный любовью Божией, восхищенный ее невыразимой красотой, начинает изо всех сил с молитвой, всецело уповая на помощь действующей в нем благодати Божией, гнать от себя грех, возненавидит его, как причину своей отделенности от вот этой чудесной Божественной любви, в которой только и можно найти истинное успокоение и блаженство. Но часто бывает по-другому, когда человек может не заметить, не осознать, что Бог его посетил, не захотеть этой встречи, и выберет нечто иное (например, чрезмерные мирские дела и заботы, увлечение бессмысленными и даже вредными желаниями и мыслями, пустые развлечения, и прочее). А потом уже не ясно, когда Бог посетит снова и посетит ли вообще такую душу, которая многократно отворачивалась от любви Божией.
Господи, помилуй меня, недостойную, подай мне духовное разумение в Совести и Страхе Твоем спасительном, чтобы всегда мне пребывать в истинных благочестии и целомудрии, и, забывая о себе, пребывая в Твоей любви возлюбить Тебя, Премилосердного и Великого Бога моего, более всего иного!
Дата: Понедельник, 23.09.2019, 23:23 | Сообщение # 31
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Цитата
Главным следствием грехопадения стала не столько смерть, сколько разрыв той реальной связи с Богом, отпадение от Божественной Любви, которая животворила человека. Как же восстанавливается образ Божий в человеке, как очищается и исправляется?
Православная Церковь учит, что происходит это через воплощение Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Господь принял на себя человеческую природу, стал Богочеловеком. Человеческая природа во Христе не только оздоровилась и восстановилась, Господь «…уничтожил в Себе Самом грех в природе человеческой» (Григорий Нисский), «Он потому, что уделил нам лучшее, и мы не сохранили, принимает худшее, – разумею наше естество – для того, чтобы чрез Себя и в Себе восстановить бывшее по образу и по подобию» (Иоанн Дамаскин), но человеческая природа Господа Иисуса Христа через соединение с Божеством приобщилась свойств Божественных и обогатилась ими, т. е. с самого момента воплощения пришла в состояние обожения. Преп. Иоанн Дамаскин разъясняет: «Само Слово сделалось плотию, будучи носимо в утробе Девою, (изшел же из нее) Бог вместе с воспринятым естеством человеческим, так как и оно было обожествлено Словом (ὑπ᾽αὐτοῦ [τοῦ Λόγου] θεωθείσης) одновременно с приведением его в бытие, так что одновременно совершилось три события: восприятие, бытие, обожение (θέωσις) человечества Словом».
Главным следствием грехопадения стала не столько смерть, сколько разрыв той реальной связи с Богом, отпадение от Божественной Любви, которая животворила человека.
Т.е. отпадение от Божественной любви и стало причиной смерти. А для того, чтобы вернуться обратно к Божественной любви, нужно прежде всего покаяться в том, что явилось главной причиной отпадения. Это, в первую очередь, невнимание и непослушание Богу, и далее самооправдание - т.е. желание без искреннего покаяния в грехах (без отвержения их) выглядеть несогрешившим и хорошим, чистым. Также всеми силами искоренять в себе посеянное в душе семя сатаны - гордость, от которой самонадеянность и дерзость, потеря страха Божия, т.е потеря истинно духовной веры, и прочее.
Первый шаг, который реально приближает нас к Богу, это когда мы смиряемся и входим в область духа-страха Божия, где по-настоящему умираем для греха, т.е. ради любви Божией (которая действует в нас в страхе Божием) не пускаем грех себе в душу. И обет такой верности Господу дается каждым, кто приходит в Церковь креститься. Далее жизнь крещенного человека выстраивается в зависимости от искренности его обещаний. Насколько человек был искренен, приступая к Таинству Крещения, настолько сильно изменится его жизнь после Крещения. Потому что самоотверженные люди, искренне и смиренно принимающие дары Божьи, получают большую благодать и помощь от Бога, и прилагают все силы к тому, чтобы дальше жить в благочестии, целомудрии и чистоте - в Страхе Божьем и Совести, в постоянном стремлении к Богу. А неискренним, гордым и самовлюбленным предстоит много каяться в своей неискренности и неверности Богу, смирять себя, сражаться с грехами, и постоянно просить у Господа очищения и милости, осознавая, что без Господа ничего они не смогут изменить в самих себе и не могут спастись.
Господи, помилуй меня, грешную, сделай из меня истинно самоотверженного ради Тебя человека, спаси меня молитвами Пречистой Богородицы и всех Твоих Святых.
Все мы, раз уж исповедуем Христа своим Господом, должны идти путем возвращения себе того Богоподобного образа, по которому человек изначально и был создан. Адам был создан по образу и подобию Божию. До падения он нес этот образ в себе, а с падением его утратил. Христос дал нам путь и, можно сказать, технические средства, с помощью которых мы в себе этот богоподобный образ можем восстановить. И знаете, поговорка такая есть, уже набившая оскомину, что гром не грянет — мужик не перекрестится. Так вот, Господь иногда даёт «прогреметь грому» — допускает нам потерпеть скорби именно там, где это для нас наиболее болезненно и восприимчиво.
Соответственно, родителям это обычно попускается через детей, тем из родителей, у кого есть хотя бы просто способность к человеческой любви. К сожалению, сейчас все чаще встречаешься с родителями, которые относятся к своим детям вообще без какого-либо внимания. Знаете, кошка до какого-то возраста за своего котенка большой собаке раздерет брюхо, его защищая, а потом — щелк — и, в определенный момент его взросления, она уже перестает его воспринимать своим ребенком. И даже потом может с ним сойтись, как просто с самцом своего кошачьего рода. У некоторых людей мы в последнее время все чаще замечаем такое же отношение к собственным детям: он еще маленький, недавно родился, а уже что-то такое в душе щелкнуло и ребенок уже как будто и не родной. Такое удивительное омертвление души человеческой. Думаю, это тоже знаки времени, какого-то критического духовного периода нашей цивилизации. Возможно, среди нас есть немало людей, кто через своих детей уже имел или имеет какие-то скорби и проблемы, подтолкнувшие нас на путь к Богу. Благодаря преодолению этих трудностей, с Божьей помощью, постепенно мы приближаемся к обретению того изначального образа, который должны иметь, восстанавливая его в себе с момента, как приняли решение идти по пути Христову. Но поскольку мы немощны, и у нас не получается самих себя понуждать к духовной жизни такой степени внутреннего накала, который необходим, чтобы этот образ в себе восстановить, то бывает нам попущено через наших близких, детей иметь скорби. Каждый раз, когда человек сталкивается с проблемой у своих детей, со скорбями через своих детей, то первый совет пастыря и практикующего духовника звучит примерно так: начни налаживать правильные взаимоотношения с Богом. Начни налаживать свою молитвенную благодатную жизнь, пользуясь теми средствами, которые Господь дал Церкви, всеми теми богатствами, которые уже две тысячи лет в Церкви у нас пребывают. Неисчерпаемые благодатные дары Церкви нам даны в виде священнодействий, в Таинствах, через которые людям подается благодать. Но, к сожалению, зачастую даже те, кто считает себя воцерковленными православными людьми, опытными в религиозных вопросах, те, которые точно знают, «какой рукой надо свечку брать», сколько икон «Богоматерей» и т. д., этими благодатными Дарами пренебрегают. Мы, порой, хорошо разбираемся в обрядово-церковной жизни, а спотыкаемся на самых простых вещах, когда слышим понятия «духовная жизнь», «жизнь духа».
Жизнь духа
Многие считают, что духовная жизнь заключается только в том, чтобы ходить в церковь, молиться, исповедоваться и причащаться. Но это ещё совсем не духовная жизнь, а лишь внешняя церковная жизнь, которая может помочь человеку нравственно усовершенствовать себя. Нравственно, то есть внешне. В отношении нравственности протестанты нам сто очков вперед дадут. Посмотреть на баптистов, например. Они чистенькие, аккуратненькие, все в костюмчиках с галстучками собираются на свои собрания, не пьют, не курят, матом не ругаются, женам не изменяют. Там, конечно, бывают, наверное, какие-то падения, но в основной своей массе нравственность у них гораздо выше, чем у нас православных, носителей благодати, носителей самой чистой христианской веры, которая за 2000 лет сохранилась. В этом отношении мы, православные, такие богатые... а они, протестанты, с точки зрения простой нравственности, нам сто очков вперед дадут. Тем не менее, назвать их «высокодуховными», да и вообще «духовными» будет неправильно. Почему? Потому что жизнь нравственная — внешняя: соблюдение всех внешних общепринятых традиций, обычаев, обрядов и т. д. У нас это чаще всего — правильная длина юбки, по всем правилам платочек завязан... Это, конечно, хорошо и в каких-то случаях помогает дисциплинировать нашу жизнь, внешне ее организовать, задать общий настрой на то, чтобы вести себя хотя бы внешне правильно, благочестиво, не искушая других людей. Но это только первый этап. И, к сожалению, на этой первой ступени большинство нас, православных, так и остается, не переходя из этой нравственной жизни в следующий этап — этап жизни духовной. А без настоящей духовной жизни говорить о восстановлении в себе образа Божия, о стяжании благодати Святого Духа — абсолютно бесполезное занятие, пустые слова.
Собственно, Христос за это и обличал фарисеев, когда им говорил, что вы, как гробы раскрашенные: снаружи вы красивые... Как известно, во времена Спасителя гроб представлял собой пещеру. Снаружи она закрывалась камнем и раскрашивалась, ворота красиво оформлялись орнаментами, цветочками, а внутри... труп разлагался. Вот Христос и сравнивает «высоконравственных» фарисеев с такими гробами. Хотя это были на самом деле высоконравственные люди, внешне идеально исполняющие Закон Божий. Но при этом Господь критически относился к внутреннему состоянию их души. Почему? Потому что Бог есть Дух.
А что такое дух? Представим, что тело — это сосуд, такой, как, например, стеклянный стакан, который я держу сейчас в руке. Если вставить в него прозрачный полиэтиленовый пакетик, то, по сути, это будет «модель» души, пребывающей в теле, которую можно вытащить и вернуть обратно... А если внутрь этого пакетика мы нальем воду, то это уже будет модель «духа»... Дух — это состояние, внутреннее наполнение души. Поскольку Сам Бог есть Дух, соответственно, и дух, находящийся в человеке, созданном по образу Божию, может быть Божьим Духом. Так происходит, когда соединяется дух человеческий с Духом Божьим. Однако человек, как сосуд телесный, может быть наполнен и духом нечистым: духом страстей, духом греха.
Грех — это зло, которое человек причиняет сам себе
А что такое грех? Грех — это зло, которое человек причиняет сам себе. В юриспруденции существует термин «деяние». Деянием может быть как действие, так и бездействие: не протянул руку утопающему — он утонул. Ты совершил деяние: бездействуя, дал человеку погибнуть. То есть грех — это деяние. Оно может быть мысленное, словесное, может проявиться и как внешнее действие, но это деяние всегда разрушает и убивает того, кто его совершает. Такова суть греха — саморазрушение. Грех убивает именно того человека, кто его совершает. Нарушение заповедей: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» — направлено против ближнего, потому что в совершение этих грехов вовлекается еще некто другой: тот, у кого ты украл, кого убил или, например, совратил. Но еще в заповедях Моисея мы видим упоминание греха, в котором не задействован никто другой: не пожелай ни вола, ни поля, ничего что принадлежит другому-то есть не завидуй. Что же это за грех такой? Ведь я, казалось бы, не украл, не убил, вообще никому никакого вреда не причинил... У меня под окном, например, стоит моя старая, советская ещё машина, а рядом соседская — «Мерседес». Я завидую тому, у кого «Мерседес». Владельцу иномарки от этого не хорошо и не плохо, я ему никакого вреда не причинил. Он сел в автомобиль и уехал, даже не зная, что я существую. А я на него смотрю — и мне плохо, меня аж всего разъедает от того, что это не я, а он на ней уехал. Болит душа, потому что я впустил в себя зло, эту демоническую разрушительную силу, которая причиняет мне страдания — дух нечистый, дух разрушения. Христос говорил о том, что дьявол изначально был человекоубийца. То есть, впуская в себя этот дух нечистый, мы пускаем в свой дом убийцу. Если нам в дом стучат, мы спрашиваем: «Кто там?» — «Я маньяк, убийца, откройте, пожалуйста, я сейчас вас всех поубиваю, долго буду мучительно пытать, резать и потом всех убью» — какой нормальный человек, услышав это, откроет ему дверь? Тем не менее, когда мы смотрим в дверной «глазок», а там — какой-то чисто выбритый молодой человек с папочкой: «Вот, я вам принес бесплатный талон для пенсионеров или еще что-то», или варианты могут быть: девушка с букетом, да все что хотите! Открываем, а оказывается — это тот же самый маньяк... Так и грех часто принимает какую-либо привлекательную личину, чтобы проникнуть в наши души и начать в них разрушительное действие.
Это азы жизни духа. Так вот, суть духовной жизни — в наполнении своей души Духом Божьим, Духом созидания, Духом любви. Конечно, легко сказать: «Давайте, братья и сестры, с этого момента наполняться Духом Божьим!», — и все сразу наполнились и начали спасаться. Разумеется, это невозможно. Но я хочу, чтобы вы поняли эти основные моменты и далее ориентировались на них в своей повседневной жизни. Во-первых, страдание наших близких, детей — не только наша беда, но абсолютном большинстве случаев — это наша вина. Это мы передали нашим детям свой генофонд греха, это мы с их самого раннего детства так к ним относились и воспитывали, что к определенному возрасту они начали проявлять нами же заложенный в них дух греха. А мы, видя это, сетуем: ой, как нам это не нравится, как это не хорошо! А откуда он у них взялся? От нас! Мы виноваты. Соответственно, желая изменить дух в наших детях, мы должны сначала менять его в себе.
Хочешь изменить другого — изменись сам
Наши близкие, родные в духовном плане часто бывают словно голы, босы, на морозе стоят, мерзнут в этой мирской жизни, жизни греховной, наполненной разрушительным духом мира сего. Мы их жалеем, хотим помочь. Но для того, чтобы помочь другому, надо что-то иметь самому. Невозможно дать другому то, чего нет у тебя. Опять возвращаюсь к тому, что начинать мы должны с себя. Причем, если проблемы у наших родственников и детей большие и серьезные, то и тот подвиг, который мы должны нести, должен соответствовать тому уровню скорбей, которые видим у близких.
Кто из нас с того момента, как ребенок стал страдать, скажем, игроманией или травку покуривать, резко изменил свою жизнь? Кто, после того, как узнал о страданиях ближнего, начал активно, искренне и горячо молиться? Причем, чтобы это была не одноразовая акция: вот упал, помолился, три акафиста прочитал и жду результата — нет — а ежедневно, постоянно нес на себе сей молитвенный подвиг. Кто может сказать, что все внимание обратил на изменение в себе состояния духа, перестал разрешать себе впускать в себя разрушительные греховные помыслы? Среди них самый главный — гордость, им, как вирусной инфекцией, заражено большинство из нас, и проявляется он через осуждение, нетерпение к ближним, презрение других людей, обиды, зависть, уныние. Кто из нас, видя страдания наших детей, изо всех сил стал бороться с этими страстями в себе самом? Кто может сказать: я готов стоять против греха, как 28 панфиловцев: за нами Москва — умрем, но ни шагу назад?! Думаю, что немногие, наверное... А ведь это именно тот единственный путь, по которому следует идти! Я не говорю вам о следующих каких-то ступенях: сколько кому акафистов читать за сына или дочку, сколько псалтыри или «творений» отца Александра Торика... Это уже следующий этап, где помогать вам будут уже те священники, к которым вы обращаетесь в своих приходах за советом и которые берут на себя ярмо духовного руководства. Если же вы будете следовать их рекомендациям, воспринимая советы с верой и смирением, то результаты будут. Но, как правило, в большинстве своем, наставления духовников касаются внешних элементов жизни: как поститься, как молиться, как часто причащаться, ходить в храм и т. д. И если не следить за духом, за наполнением своей души, имея в голове «сторожа у ворот», который будет отсекать и прогонять сами помыслы о возможности обидеться, рассердиться, укорить и прочее, то само по себе выполнение внешних церковных обычаев будет, практически, бесполезно или мало эффективно. Соответственно, вы ни своим близким, ни детям ни самим себе не принесете той необходимой им пользы, которую вы могли бы и должны принести, хотя бы во искупление своего греха, того греха, что вы вложили в них при воспитании. Даже и разговора не может быть, чтобы сделать это только ведением внешней церковной жизни, хотя бы и нравственной.
Контроль за мыслями и молитва
Так вот, главное, что я хотел бы сказать, начало духовной жизни это: первое — внимание к себе, к мыслям, какие приходят в мою голову. Каждый способен отличить апельсин от гранаты. Если к вам в форточку что-то закинули, вы сразу можете понять, что это — фрукт или орудие убийства. И каждому из нас дана возможность «гранату» греховного помысла схватить и выкинуть обратно в форточку, как только мы её обнаружили и опознали, что она из себя представляет. И там она взрывается. А если мы начинаем ее разглядывать: «Ой, какая штучка интересная, где ее интересно произвели — у нас или в Америке, а сколько на ней шишечек!» Ба-бах!. И клочья от вас летят. Механизм срабатывания греховного помысла такой же. Христос дал нам пробный камень — Заповеди, с помощью которых мы можем оценить: помысел греховный или хороший. И когда помысел приходит к нам в голову: мысль осудить, обидеться, самоутвердиться на ком-то — любой греховный помысел, то мы можем и должны отсечь этот помысел, прогнать его, сказать: «Изыди от меня, сатана, я не твой, я Божий! Господи, помилуй и огради меня от всякого зла!..." или что-то тому подобное. А если мы этого не сделаем, то этот помысел вселяется в нас и привносит с собой разрушение, опускается из ума в сердце, становится сердечной страстью, толкает нас на практическое совершение греха и так далее. Весь этот механизм хорошо описан у Святых Отцов. Итак, первое — контроль за мыслями: выбрасывание из своей головы мыслей, явно разрушительных и греховных. И второе — это молитва.
Молитва — есть не то, что у нас часто на внешнем, фарисейско-нравственном уровне воспринимается как молитва, т. е. «вычитывание» молитв по книжке. К Причастию подходят: «Мать, ты приготовилась к Причастию?» — «Да, батюшка, все вычитала!» — «Так нет, подожди, вычитала это понятно, ты приготовилась к Причастию?» — «А что это такое? Я все вычитала, я постилась три дня, все каноны и Последование прочитала, акафист даже прочитала» — «Это ты текст прочитала, а сердцем ты приготовилась к Встрече с Богом, ты готова открыть душу и сказать: „Господи, вот сюда зайди, внутрь меня! Горница моей души приготовлена и вычищена искренним покаянием“?» Это разные вещи. Можно вычитать всю Псалтырь, весь молитвослов и быть при этом абсолютно не готовой к встрече с Господом. Причем, к встрече с Господом не только через Его Святые Тайны Тела и Крови, а даже к такой встрече с Богом, которая не зависит от нахождения нас в храме. В любом месте мы можем встретить Господа, впустить Его в себя и быть с Ним. Для этого не надо много. Нужно всего лишь искренне от чистого сердца сказать: «Господи!», — и Господь ответит: «Я здесь!» Понимаете? Молитва — это обращение к Богу сердцем при внимании ума, при условии, что сердце не забито греховными страстями, которые мы в себя впустили, настолько что Господу не осталось в нём места. А если мы продолжаем их в себя впускать и пытаемся кричать: «Господи!», думая, что мы почувствуем: Бога рядом или в себе — это абсолютно бессмысленное занятие. Бог не войдёт в нечистую душу, превращённую страстями в «бомжатник». Поэтому так необходимы эти два фактора: внимание ума к тому, что в нем происходит, кто в нем живет, и второе — искреннее, сердечное, внимательное обращение к Богу. Причём, обращение со смиренным и покаянным осознанием того — кто есть я, в грехах своих, и Кто есть Тот, к Кому я дерзаю обратиться в надежде на Его Любовь и Милость. Это первые две ступеньки той лестницы, вступив на которую человек начинает подниматься к состоянию Богоподобия, совершенства, о чем мы изначально говорили.
О наказании детей
К примеру, как нужно правильно вразумлять-наказывать детей, чтобы они внутренне не противились тому, что вы их упрекаете, укоряете или ругаете — это опять к вопросу духовной жизни. Все зависит от того, каким духом вы наполнены. С каким духом вы их упрекаете, ругаете. Если это дух любви, то вы можете, и ремнем помахать. Но если у вас в сердце не искренняя любовь, а раздражение от того что вы устали мыть посуду, а ребёнок тут под рукой, к тому же что-то разбил или не так сделал, при этом не хочет делать уроки... Вот тут под горячую руку ребенок и попадает... Если от родителя будет исходить гнев, раздражительность, нетерпимость то ребёнок сразу это почувствует. В таком случае дети, как ежики сразу выпускают колючки, защищаясь. И вы им самые правильные слова будете говорить — в этом состоянии они ничего не воспримут никогда. Главный принцип, если ребенок справедливо вызвал гнев: уйди, закройся и молись до тех пор, пока мир в сердце не придет. И когда придет мир, с мирным духом приди к нему и скажи все, что о нем думаешь. Если надо, налупи, накажи — ребенок всегда прекрасно чувствует, справедливое это наказание или это «мама злая». Если же он чувствует, что «мама злая», то он, как ежик, выпустит «колючки» и ничего не воспримет. Об этом важно помнить. «Стяжи дух мирен», — говорил преподобный Серафим Саровский, то есть Божий мир в душе. Только в мирном духе разум трезв и способен принимать правильные решения, и тогда можно что-то созидать и что-либо позитивное кому-то давать. Если же дух твой в смятении, то ты ничего хорошего не сделаешь, правильного решения не примешь, нужные слова к тебе не придут. Сперва умири свою душу молитвой. Просто даже искренним, горячим: «Господи, помоги! Дай мне терпенья и разума!» Господь обещал дать просящему просимое. И Он неизменен в Своих словах. «Просите и дано будет, стучите и отворят, ищите и найдёте»! Помогай вам Господь!
Слава Богу! Всё, что действительно помогает душе в деле спасения, от Господа.
Написала здесь свои рассуждения о протестантах, что на самом деле они-то как раз и проповедуют не только нравственность, но необходимость покаяться в грехах и впустить Бога в свое сердце, дать Ему действовать, но потом все это решила удалить. Поняла, что нет у меня желания и времени рассматривать их веру, потому что помимо каких-то правильных понятий у них множество заблуждений. А наша вина может быть в том, что мы своим фарисейством и нераскаянной греховной жизнью отталкиваем людей от истинной веры, закрываем им путь в Царство Небесное, и сами Туда не входим. Смотрят они на нас, как мы живем нечисто, и не идут к нам в Православие. А потом Господь с нас спросит за это. Господи, прости и помилуй нас, многогрешных! И мне необходимо в первую очередь себя в порядок приводить.
Нужно молиться о себе и обо всех людях, всем желать спасения, просить у Господа милости, и твердо верить, что Господь всё управит, как Ему угодно, и кого пожелает приведет в Царство Небесное и спасет.
И если не следить за духом, за наполнением своей души, имея в голове «сторожа у ворот», который будет отсекать и прогонять сами помыслы о возможности обидеться, рассердиться, укорить и прочее, то само по себе выполнение внешних церковных обычаев будет, практически, бесполезно или мало эффективно.
У первых людей в Раю до грехопадения таким "сторожем у ворот" был помысел о смерти. И нам его нужно вернуть на место, этого сторожа, потому что без него страх Божий в забвении и изгнании у нас, а без страха Божия ничего истинно доброго в душе быть не может.
+++
Святитель Феофан Затворник: "Страх Божий — главное. Когда он приходит, то добрый хозяин все по-своему устрояет в душе. Есть он у вас? Если есть, благодарите Бога и храните его, а если нет, разбудите его: ибо он в духе нашем содержится, и если не проявляется, то по нашему невниманию. От страха Божия — первое чадо — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Чувство сокрушения да не отходит от сердца! Для поддержания страха Божия надо держать неотходную память о смерти и Суде. Как только проснетесь, так призывайте сию память и весь день будьте в содружестве с нею, как первою советницею своею. К сему присоедините сознание присутствия Господа близ вас и в вас, так что Он все видит и самое сокровенное. Сие сознание — с памятью смертною — неразлучным имеют страх Божий. Когда сия троица поселится в сердце вашем, тогда пойдет у вас молитва из сердца, с непрестанными взываниями к Господу Спасителю. Вот все! Если это есть в вас в какой-либо степени, то дело спасения вашего в ходу, а если нет, надо все поднять в сердце. Ибо если сего нет, все другое ничто…"
+++
Из "Древнего патерика": Авва Иаков сказал: как светильник, поставленный в темной комнате освещает ее; так и страх Божий, когда вселяется в сердце человека, просвещает его и научает всем добродетелям и заповедям Божиим.
Авва Петр говорил: когда я спросил его (Исайю): что есть страх Божий? – то он сказал мне: человек, надеющийся на кого-либо, а не на Бога, не имеет в себе страха Божия. ... Когда грех увлекает сердце человека, то в нем нет еще страха Божия.
Сказал еще: приобретший страх Божий имеет полноту благ; потому что страх Божий спасает человека от греха.
"Луч солнечный, проникший через скважину в дом, просвещает в нем все, так что видна бывает и тончайшая пыль, носящаяся в воздухе; подобно сему, когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи" (св. Иоанн Лествичник, Д II - 498). http://inoklife.ucoz.ru/forum/112-185-4893-16-1420167322
А что такое дух? Представим, что тело — это сосуд, такой, как, например, стеклянный стакан, который я держу сейчас в руке. Если вставить в него прозрачный полиэтиленовый пакетик, то, по сути, это будет «модель» души, пребывающей в теле, которую можно вытащить и вернуть обратно... А если внутрь этого пакетика мы нальем воду, то это уже будет модель «духа»... Дух — это состояние, внутреннее наполнение души.
При всем моем уважении к батюшке должна сказать, что это очень приблизительное и неточное сравнение. Душа ведь проникает во все составы тела, а дух проникает во все составы души. Все эти три составляющие в нас очень тесно взаимосвязаны, но разные по природе и выполняют совершенно разные задачи, и даже имеют определенную иерархию. Насколько я поняла из трудов Святых отцов (на форуме есть тема об этом http://inoklife.ucoz.ru/forum/112-185-1 ) дух в нас - это не просто состояние или "внутреннее наполнение души", но это, прежде всего, образ Божий в человеке (!), который мы принизили и превратили в какое-то свое "наполнение", вытеснили, подменили духом падшего мира сего. И по этой причине нет у нас продвижения в духовной жизни, потому что дух в небрежении, а испорченная грехом душа захватила всю власть и впустила в себя врагов Божьих, которые в свою очередь взяли власть над горделивой душой.
Ведь по замыслу Господа именно дух есть удерживающая и управляющая сила в нас, высшая составляющая человека (которая делает человека выше всех остальных разумных существ) и имеет в себе способность благодатью Божией возвыситься до обожения. Дух в изначальном его чистом первозданном состоянии - это сверхсознание в нас, сверхразум от Бога (Страх Божий, выражающий себя словесно в Совести, а в делах Стремлением всегда исполнять только волю Божию), который может нас соединить с Господом. Но если всё временное земное нам интереснее и важнее, чем познание Божественного (к которому нас призывает дух-образ Божий в нас), то дух наш угасает, становится слабым, и может быть даже мертвым (есть такое выражение о человеке, что он вроде пока и жив телом, но "духовно мертв"), в душе становится мрачно и темно, и пространство в ней захватывает иной дух, падший, от которого рождаются греховные страсти и грехи, а в худшем случае Господь попускает войти в непокорную и гордую душу самим бесам (бесноватые люди, которым необходима отчитка в Церкви, чтобы изгнать из них нечистую силу).
Авва Петр говорил: когда я спросил его (Исайю): что есть страх Божий? – то он сказал мне: человек, надеющийся на кого-либо, а не на Бога, не имеет в себе страха Божия. ... Когда грех увлекает сердце человека, то в нем нет еще страха Божия. Сказал еще: приобретший страх Божий имеет полноту благ; потому что страх Божий спасает человека от греха.
Нужно всегда просить Господа, чтобы Он помог мне смириться и вернуть власть духу, чтобы обновил образ Его во мне - Страх Его спасительный, который долгие годы был у меня в изгнании, рабстве и унижении. Прости, Господи, душу мою, многогрешную строптивую, зажги светильник Твой во мне - дух мой Светом Твоим, и провети, очисти всю душу мою, чтобы не осталось в ней темных мест, чтобы вся она Тебе принадлежала всецело. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
+++
Полагаю, что наша главная проблема в том, что мы не разумеем, как должно, разницу между духом и душой, и может быть даже думаем, что это одно и то же, и не заботимся о том, чтобы тщательно разобраться в своем внутреннем устроении. Как я поняла из трудов Святых отцов, у человека есть ум душевный (разумная сила души), тот, которым мы познаем этот земной мир, и разум духовный (сверхразумная сила духа, страх Божий-Совесть), которым мы познаем мир духовный. И душевный ум должен быть в полном подчинении у духовного, либо совершенно соединиться с духовным (это высшая степень святости, которую мы видим у святых апостолов, преподобных, отшельников и Христа ради юродивых, и др.) Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
У меня однажды был разговор с неверующим человеком, во время которого мы с ним обсуждали вопросы веры. Он мне что-то свое пытался доказать и опровергнуть истины евангельские, спорил, рассказывал о том, как велик и прекрасен человек и его ум, что никакой он не раб Божий, и т.п. Помню я задала ему вопрос - знает ли он разницу между понятиями "ум" и "совесть", или он считает, что это одно и то же? Этот вопрос совершенно смутил его, он не знал, что ответить, сказал, что ему об этом надо подумать, что это интересный вопрос, и на этом разговор наш закончился. Этот человек умер несколько лет назад, с ним произошел несчастный случай, умер он некрещенным... Прости ему, Господи, если возможно, упокой его душу, и помилуй нас.
Так вот, главное, что я хотел бы сказать, начало духовной жизни это: первое — внимание к себе, к мыслям, какие приходят в мою голову.
Внимание к себе...Но если я не вижу в себе самой главной части себя - дух-образ Божий и не внимаю ему, то кто я и кому внимать? Если я не различаю как следует голос падшего душевного ума своего от голоса духа-Совести в себе, если дух самооправдания до сих пор руководит мной и я не вижу своих грехов (да и не хочу их видеть, потому что это больно), то кто я и что могу сделать доброго? Если для меня мир падший временный всё еще интереснее мира Небесного духовного, то кто я и кому служу? И так далее... До тех пор, пока душа, зараженная и ослепленная грехом, не смирится как должно перед Богом и не отдаст всю власть в себе доброму духовному хозяину - Страху Божьему (духу-образу Божьему), ничего не получится у нее, никакой духовной жизни она даже и начать не сможет и потому останется бесплодной. Ибо само название "духовная жизнь" от слова дух. Жизнь духа, или жизнь, руководимая духом.
Вразуми, Господи, позволь мне встретиться с Тобой и узнать Тебя, чтобы во Свете Твоем увидеть истинного себя, каким Ты меня изначально создал и возродил в Святом Крещении, измени и преобрази меня всего по образу Твоему и подобию, чтобы всегда мне пребывать в Тебе и с Тобой.
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Свт. Григорий Нисский: Предположим, кто-нибудь объявляет себя искусным в живописи; начальник приказывает ему начертать для далеко живущих образ царя. Начертав на доске какой-либо неблаговидный и безобразный вид и назвав это образом царя, не приведет ли он в справедливое негодование: дурное изображение может послужить причиною оскорбительного мнения о первообразе для не знающих его. Ведь каким представляется вид на картине, таким по необходимости будет почитаться и первоначальный образ. Итак, если христианство – это подражание Богу, то человек, ведя жизнь в подражание Богу (в этом он уверен), таковым будет почитать и наше Божество. Так что, если он увидит примеры всего благого, то уверует, что Божество, нами чтимое, благо. Если же кто будет предан страстям и если в своих нравах сообразно различным страстям будет отображать виды различных зверей (ибо в извращениях нашего естества должно видеть именно отображения зверей), но при этом будет именовать себя христианином, тот своею жизнью подает неверным повод порицать Божество, в Которое мы веруем. Недаром и Писание возвещает таковым страшнейшую грозу… И мне кажется, что, к этой преимущественно мысли руководя нами, Господь сказал могущим слышать: «будите… якоже Отец ваш Небесный совершен есть». Ибо, наименовав истинного Отца отцом верующих, хочет, чтобы и рождённые от Него имели подобие с созерцаемым в Нем совершенством благ.
К Армонию о том, что значит звание «христианин».
Бог есть Дух. И мы, называясь христианами, если рождены от Господа в Крещении, должны вырасти и стать духовными, молиться Господу на всяком месте духом (в страхе Божьем) и истине (в Духе Святом, в благодати Божией), а не оставаться плотскими и душевными, потому что плоть Царства Божия не наследует.
Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Человек духовный поклоняется Богу на любом месте, где он находится (а не только в храме во время Богослужений), поклоняется в духе и истине, т.е. в страхе Божьем и благодати Божией, в Духе Святом. Истина это также учение Христово, Слово Божие.
Осталось упросить Господа восстановить образ Его во мне, многогрешной, просить настойчиво и постоянно в покаянии и молитве, в смирении и сокрушении сердечном, из нищеты духовной, поставив верного и неотходного стража у своих дверей - помысел о моем скором исходе из этого временного мира, о смерти и Страшном Суде, и о том, что Господь видит меня насквозь и невозможно скрыться от Него, и что каждый искренне кающийся грешник получает прощение от Господа.
Обнови, Боже, восстанови во мне дух правый - страх Твой спасительный, в котором обрету истинные покаяние и свободу от греха, и соединюсь с Тобой в Твоей неизреченной любви. Помилуй, Господи, руководи мной в духе моем, спаси и сохрани Твоею благодатию!