Четверг, 09.05.2024, 23:43
Последние сообщения:
Помни о главном!

Новый Завет




Поиск по сайту


Добро пожаловать, Гость | Форум | Вход |  (обратная связь)
Правила форума
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск истины » Православная вера » Поиск Царства Божия » Великий Пост - время для особого глубокого очищения души
Великий Пост - время для особого глубокого очищения души
СерафимаДата: Среда, 13.03.2019, 17:49 | Сообщение # 1
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Господи, благослови!

Молитва святым праотцам Адаму и Еве:
К вам, прародителем нашим, о Адаме и Ево, прибегаем мы, немощная чада ваша. Воззрите милостивно на нас с высоты небесныя вашея славы и будите нам помощницы во искушениях и соблазнах, от врага рода человеческаго нам прибывающих. Аще и соблазнилися есте древле льстивными глаголы змиевыми и лишилися рая сладости, пребысте обаче остаток земныя жизни вашея в покаянии и сокрушении о неразумии своем, и тако снидосте во обители печали. В последок же дний прииде Обетованный, еже сокрушити державу князя мира сего. Пред спасительными же страданьми Своими предпосла ко отшедшим живота сего проповедника покаяния, иже бысть предтеча Его на земли и в преисподних земли. Вы же с радостию послушасте словес сего, разумевающе, яко о Семени вашем глаголет. По мале же времене потрясеся ад и огорчися, сниде бо Разрушитель ада. Огорчися ад, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть, огорчися, ибо умертвися, огорчися, ибо связася. Вы же возвеселистеся и взыграсте духом, зряще Искупителя вашего, по плоти от вас происшедшаго, Бога же суща безначальна и Отцу соприсносущна. Сице убо и нас сподобите земное сие и многоскорбное житие в покаянии преити, в будущей же жизни зрети выну Спасителя душ наших и Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Духом подобает честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.
https://azbyka.ru/days/sv-eva-pramater

Все Святые, молите Бога о нас!
 
СерафимаДата: Среда, 13.03.2019, 17:50 | Сообщение # 2
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Великий пост можно уподобить бескрайнему океану. Его темные воды угрюмы и тяжелы для внешнего взора; однообразное движение его волн навевает скуку на душу поверхностную. Но если набраться мужества и погрузиться в эту пучину, картина изменится. Взгляду предстанет неисчерпаемая глубина, кипящая жизнью и изобилующая драгоценностями. Одним из таких сокровищ является Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который питает нас яркими и незабываемыми библейскими образами покаяния, сокрушительно действующими на сердце.

Каждый тропарь канона несет в себе бездну смысла. Рассмотрим один из них.

***

«В разбойники впадый аз есмь, помышленьми моими, весь от них уязвихся ныне, и исполнихся ран; но Сам ми представ, Христе Спасе исцели», – пишет преподобный Андрей[1].

В этом тропаре угадывается евангельская притча о милосердном Самарянине. Святой Андрей сравнивает себя (а с собой и всех нас) с несчастным странником, впадшим в руки разбойников, избитым и покрытым ранами. Но как понять эти слова, если мы целы и не видим никаких разбойников? Присмотримся внимательно к тексту песнопения. «В разбойники впадый есмь аз» – каким образом? – «помышленьми моими».

Действительно, начало всякого греха есть неверная мысль. Само слово «грех» изначально в русском языке означало ошибку, промах. Христианство наполнило это понятие новым содержанием. Грех есть «промах» мимо заповедей Божиих. Греховная мысль, нарушающая закон Божий, уводит человека от Бога и делает его легко уязвимым для мироправителей тьмы века сего… духов злобы поднебесных (Еф. 6,12). Вот они – разбойники, истязающие странника (человечество).

Можно иметь косую сажень в плечах, упругие мышцы, не знать физических болезней – и в то же время носить в себе серьезные внутренние повреждения. Знал о таком состоянии крепкий телесно царь Давид и так писал об этом: Яко вода излияхся и рассыпашася кости моя (Пс. 21,15). Кости – это мысли. Рассыпавшиеся кости – болезненное состояние несобранности и рассеяния ума, при котором невозможны ни молитва, ни трезвое рассуждение.

Давид точно обозначил наше с вами внутреннее состояние. Сегодняшняя цивилизация валом ненужной информации буквально сносит последние остатки нормальной мыслительной деятельности человека, лишая его возможности последовательно и адекватно рассуждать о мире и о себе. Культура мысли и слова вырождается. Массмедиа взращивают потребителя, привыкающего жевать фастфуд новостей и газетных статей. Больше чем пару страниц публицистики такой ум поднять не способен.

Процесс этот начался не сегодня и даже не в прошлом веке. Впервые в истории человечества мысли спутались у женщины по имени Ева во время разговора с первым в мире дезинформатором – диаволом. Адам, решивший спрятаться от Бога в кустах (!), показал дальнейшее развитие умственной болезни. Недуг был спровоцирован падшим духом и с тех пор попадает в его ведомство. Отныне ум, отказавшийся от Бога, обречен на бесплодное блуждание у ворот Рая, в котором пребывает истина.

Не в силах удерживать себя в «простой и единовидной»[2] памяти о Боге, наш ум устремляется на предметы мира внешнего. Погружаясь в окружающую нас множественность объектов, он становится неспособным созерцать Господа. Состояние ума после грехопадения у отцов-аскетов называется «парением». В это понятие входит наша неспособность к внимательной молитве и концентрации, неготовность к подлинным и правильным мистическим переживаниям. Человеческое воображение парит, развлекаясь суетными помыслами и образами.

Потеряв первозданную цельность, наш ум как бы поделился на две части. Одну часть преподобный Антоний Великий называл «общим мирским умом»[3]. Он направлен как на добро, так и на зло; он весьма изменчив и более склонен к вещественному, нежели духовному. Другую часть святой именовал «боголюбивым умом», то есть борющимся со злом. Сходные мысли встречаются и у святителя Григория Богослова: «Во мне два ума: один добрый, и он следует всему прекрасному, а другой худший, и он следует злому; один ум идет к свету и готов покоряться Христу, а другой – ум плоти и крови, влечется во мрак и согласен отдаваться в плен велиару»[4]. Со святителем согласен и преподобный Макарий Египетский: «Ум от ума отличен… Есть ум, обращающийся и текущий к небу и ступающий путем чистых своих помышлений и достигающий на нем стезей и троп, уготованных святым на небесах. И есть другой ум, ползущий по земле и пресмыкающийся на путях плоти. Есть ум плотский, и есть ум духовный, и духовный ум от плотского отличен»[5].
............
В лечении этой болезни преимущественно и заключается задача православной аскетики. Главная брань, которую вели святые отцы, была не столько с плотью, сколько с умом. Так называемые грехи плоти на самом деле есть грехи ума против плоти. Именно на воспитание дисциплины ума ориентированы советы подвижников. Поэтому и называлась их духовная практика «умным деланием».

Конечно, мы уже вряд ли сможем сегодня повторять их исихастские подвиги, опытно проходить «Добротолюбие», творить тысячи Иисусовых молитв в день. Но задача дисциплинирования мыслительных способностей остается. И мы обязаны делать то, что в наших силах.

***

Ум человека, как и всего человека, исцеляет Христос в Церкви. Церковная молитва и таинства – лучшее средство лечения ума. Молитвенная атмосфера сосредоточивает и вводит в общение с Подателем молитвы. Любящий молитву знает, как просветляется ум, напитавшийся молитвой. Таинства сообщают Божественную энергию, или благодать, преобразующую все силы души, высшая из которых – ум. Особенно же очищает и обновляет ум регулярное Причащение.

Наша проблема в том, что мы чаще всего прекращаем труд по очищению ума, выходя из храма. Как тут не сказать о необходимости домашнего изучения Библии и святых отцов Церкви? Кстати, с этих книг только и начинается настоящее чтение. Здесь не пробежишь глазами абзац и не перескочишь, как бабочка, со строчки на строчку. Такое чтение – тяжелый труд, требующий молитвенной сосредоточенности. Преподобный Серафим Саровский, сам проходивший каждый день все Четвероевангелие, а за неделю – Новый Завет, говорил, что того, кто составит себе труд прочитать всю Библию разумно, наградит Господь.

Но никакие внешние средства не помогут при отсутствии внутренней дисциплины. Нам служит очень плохую службу неумение додумывать мысли до конца. Это проблема эпохи. По одному меткому замечанию, у нас сегодня свобода слова без культуры мысли. Дисциплинировать ум, додумывая мысли до возможного предела, в какой-то мере значит вернуть уму его былое назначение – проникать в суть вещей.

Великий пост призывает нас выстроить новую для себя картину мира и своей собственной души. С мыслями, додуманными до конца, мы уже будем очень близки к выполнению апостольской заповеди: Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). Очистить ум и подсушить плоть, готовясь к Пасхе Христовой, – чем не цель Великого поста?

О состоянии ума, исцеленного и просветленного, необычайно красиво пишет преподобный Никита Стифат:
«Ум, очищенный от всякой нечистоты, по блестящим и светлым разумениям бывает для души звездным небом, имея в себе Солнце правды сияющим, и светлые лучи богословия испущающим, в уяснение, что есть глубина и высота, и широта ведения Бога. Прияв в недра свои сии лучи, Он изъясняет потом словом глубины Духа всем, имеющим Духа Божественного в себе, обнаруживает лукавство духов, и поведает о тайнах Царствия Небесного»[7].


________________

[1] Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Среда, песнь 1, тропарь 4.

[2] Добротолюбие. Том пятый. Святого Григория Синаита главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, и еще – о безмолвии и молитве. Пункт 60.

[3] Цит. по: митрополит Иларион (Алфеев). Православие, Том I. Тело, душа и ум.

[4] Цит. по: митрополит Иларион (Алфеев). Православие. Том 1: Грехопадение и предопределение ко спасению

[5] Там же.

[6] Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письмо 6.

[7] Добротолюбие. Том пятый. Преподобный Никита Стифат. Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума. Пункт 67.


Полностью по ссылке https://pravoslavie.ru/111793.html
 
СерафимаДата: Среда, 13.03.2019, 18:28 | Сообщение # 3
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Вспоминаю о том, как начиналось обольщение человеческого рода.
Падение первых людей началось с принятия ими лживого помысла от сатаны, от которого вскоре родились в их душах сомнение и недоверие Богу.
Сатана в образе змея сказал Еве: «Без Бога будете как боги, и не умрете, если вкусите запретный плод». Т.е. он начал убеждать ее в том, что это Бог обманывает их (Адама и Еву) и запрещает им делать то, что на самом деле им делать якобы можно и даже нужно. И Ева поверила сатанинской лжи и не поверила Богу! А дальше этот принятый ею лживый смертельный яд проник не только в ее разум, но и в ее сердце. Потом она заразила этой ядовитой ложью неверия и Адама. Неизбежным плодом их неверия Творцу и сочетания с сатаной стало самооправдание (когда они стали прятаться от Бога и отвергли покаяние в содеянном, начав оправдываться). Из-за нераскаянности своей они были изгнаны из Рая.
Только плачем и покаянием перед Богом получили они прощение в содеянном зле, и по неизреченной милости Божией обрели спасение и святость в Господе нашем Иисусе Христе.

Нельзя беседовать с сатаной и принимать от него помыслы, ибо мысленное сочетание с ним приводит к духовной и телесной смерти. Самое, на мой взгляд, важное в духовной жизни — это умение различать духов и их голоса (мысли), какие из них ангельские от Бога, а какие от сатаны.
Мы должны всегда смирять себя перед Господом и, отвергая свою падшую волю, слушать Бога и верить только Ему, искать Его Царство прежде всего иного, уповая только на Него.
Подай, Господи, спаси души наши!
 
СерафимаДата: Понедельник, 25.03.2019, 18:17 | Сообщение # 4
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Цитата
Великий пост призывает нас выстроить новую для себя картину мира и своей собственной души.
....
Очистить ум и подсушить плоть, готовясь к Пасхе Христовой, – чем не цель Великого поста?

Главное помнить, что:
Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий.
(Если Господь не построит дома, впустую потрудились строители; если Господь не сохранит города, впустую бодрствовал страж.)


Постоянно смирять себя перед Богом, всегда и во всем искать исполнения только Его благой воли - для меня это самая главная цель не только Великого Поста, но вообще всей моей жизни, потому что без смирения перед Богом и послушания Ему спастись невозможно.
Помоги, Господи, вразуми, помилуй, спаси и сохрани Твоею благодатию!
 
СерафимаДата: Четверг, 28.03.2019, 04:37 | Сообщение # 5
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
О стяжании Царствия Божия

Удалением от мира свободившись всех чувственных встреч, увлекающих ум и мысли, все духовное занятие становится живее, сладостнее, потому что ум, свободясь случаев к рассеянию, начинает собираться в себе а чрез то и душа начинает чувствовать присутствие Божие, благоговейный к Нему страх и любовь ощутительнее, и чувства внешнего человека внутреннему, то есть уму, становятся покорнее. Для того-то нам, желающим спасения Божия, но имеющим немощное и испорченное грехом естество, весьма хорош, легок и действителен способ к покаянию — удаление от света (прим.-мира). Понеже ум, чрез уединение и внимание собираясь в себе, видит исходящие от сердца и к нему приходящие противные мысли, а видевши, разумеет свою нечистоту и, не терпя оной, понуждается к очищению. Очищать же и противоборствовать им, будучи сам собою не в силах, узнает на искусе немощь свою и окаянство и совершенную нужду во Христе Спасителе.
Для того, взыскивая помощи Христовой, обращается ко всемогущей силе Его, яко немощный в собственном разуме своем и силе. Призывает всеблагое и всесильное имя Иисусово, с искренним самого себя умалением и печалию сердечною, да очистит, укрепит и подаст руку спасения. И таким образом по узнании прежде окаянства своего и немощи, узнаем потом и спасение Божие, заступающее во время брани внутренней. Ибо близ Господь всем призывающим Его в истине (Пс. 144, 18) и сокрушенныя духом спасет.

Узнавши же сие спасение в чувстве сердца, радуется как о полученном облегчении от находящих нечистых помыслов, так наипаче о благости Божией и Промысле Его, соприсутствующем ему и спасающем. А чрез то входит в живую веру известным (достоверным) ощущением в себе силы не своей, но Христовой, посему со сладостию сердечною наипаче привергает себя к Спасителю и предает всего себя Ему, с несомненным на Него упованием и любовию. Сие предание себя и сердечное упование сообщает душе превосходный мир и радость, составляющие внутреннее Царствие Божие, которого Христос Спаситель прежде всего искать нам повелевает. И оно-то поистине есть полное и удовлетворительнейшее для человека блаженство, так что все прочее чувственное благо, желаемое свету (прим.-миру), представляется уже ничего не значащим и не стоящим никакого искания.


Из писем прп. Моисея Оптинского брату Александру Ивановичу Путилову (прп. Антонию Оптинскому)
 
СерафимаДата: Понедельник, 01.04.2019, 06:10 | Сообщение # 6
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Цитата
«Во мне два ума: один добрый, и он следует всему прекрасному, а другой худший, и он следует злому; один ум идет к свету и готов покоряться Христу, а другой – ум плоти и крови, влечется во мрак и согласен отдаваться в плен велиару»[4]. Со святителем согласен и преподобный Макарий Египетский: «Ум от ума отличен… Есть ум, обращающийся и текущий к небу и ступающий путем чистых своих помышлений и достигающий на нем стезей и троп, уготованных святым на небесах. И есть другой ум, ползущий по земле и пресмыкающийся на путях плоти. Есть ум плотский, и есть ум духовный, и духовный ум от плотского отличен»[5].

Отвергнись себя. И первый человек, Адам, отвергся себя, когда впал в грех, но он отвергся себя настоящего и истинного. Требуя ныне от людей, чтобы они отверглись себя, Господь требует отвергнуться себя ложного. Проще говоря: Адам отвергся Истины и прилепился ко лжи; ныне Господь требует от потомков Адама, да отвергнутся лжи и снова да прилепятся к Истине, от коей отпали. Отсюда, отвергнуться себя означает: отвергнуться иллюзорного не-существа, навязавшегося тебе вместо твоего существа, кое от Бога. Отвергнуться плотяности, вытеснившей в тебе духовность, и страсти, вытеснившей в тебе добродетель; и рабского страха, помрачившего в тебе образ богосыновства; и богохульного ропота, умертвившего в тебе дух послушания Богу. Отвергнись злых мыслей, злых желаний и злых дел. Отвергнись языческого поклонения природе и своему телу. Одним словом, отвергнись всего, что, как ты считаешь, является тобой, на самом же деле это не ты, а диавол, и грех, и тлен, и обман, и смерть. О, отвергнись злых навыков, ставших для тебя вторым естеством; именно: отвернись этого второго естества; ибо сие не естество, сотворенное Богом, но нагроможденный и окаменевший в тебе обман и самообман — олицетворенная ложь, коя живет под твоим именем, как и ты — под ее именем.
Что значит и возьми крест свой? Значит — добровольно прими из рук Провидения всякую цельбоносную горечь, тебе предлагаемую. Произойдут ли великие катастрофы — будь послушен воле Божией, как Ной. Требуется ли от тебя жертва — принеси ее с тою же верой в Бога, с какою Авраам хотел принести в жертву своего сына. Пропадет ли имение, умрут ли неожиданно твои дети, найдет ли лютая болезнь — все переноси с терпением, как Иов, не удаляя своего сердца от Бога. Оставят ли тебя друзья, будут ли тебя окружать одни враги — переноси все без ропота, с упованием на скорую помощь Божию, как поступали апостолы. Поведут ли тебя на казнь за Христа — будь благодарен Богу за такую честь, подобно тысячам христианских мучеников и мучениц. От тебя не требуют делать то, что до тебя никто никогда не делал; но требуется последовать многочисленным примерам других, исполнивших волю Христову: апостолов, святителей, исповедников и мучеников. Следует также знать, что, требуя нашего распятия на кресте, Господь требует только распятия ветхого человека, то есть человека, состоящего из злых навыков и служения греху. Ибо распятием сим умерщвляется в нас этот ветхий, скотоподобный человек и оживает новый, богоподобный, бессмертный. Как и апостол говорит: ветхий наш человек распят с Ним, — и тут же объясняет, почему распят: — «чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6:6). Крест тяжек для ветхого, плотского человека, тяжек для плоти «со страстями и похотями» (Гал.5:24), но не тяжек для человека духовного. «Крест для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1Кор.1:18). Посему мы хвалимся Крестом Христовым; и хвалимся крестом своим ради Христа. Господь требует от нас не того, чтобы мы взяли Крест Его, но крест свой. Его Крест — тягчайший. Он распялся на Кресте не за Свои грехи, а за наши; потому Его Крест — тягчайший. Мы распинаемся за свои собственные грехи; потому крест наш легче. И когда мы наиболее страдаем, мы не должны говорить, что наши страдания слишком велики и чрезмерны. Жив Господь, и ведает Он меру страданий наших, и не попускает нам страдать свыше сил. Мера наших страданий определена и исчислена не в меньшей степени, нежели мера между днем и ночью и мера движения звезд. Усиливаются ли наши страдания, отягощается ли наш крест — растет и сила Божия, как и апостол говорит: «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор.1:5).
Прежде всего, великое наше утешение — в том, что Господь призывает нас следовать за Ним. И следуй за Мною, — глаголет Господь. Почему Он призывает к сему взявших на себя крест свой? Во-первых, для того, чтобы они не пали и не сломились под тяжестью креста. Такова достойная жалости слабость человеческого естества: и для самого сильного человека слишком тяжек даже самый легкий крест, если нести его без небесной помощи. Посмотрите, в какое отчаяние впадают неверующие при наималейшем ударе! Как они бунтуют против неба и земли от одного игольного укола! Как беспомощно гнутся из стороны в сторону, ища опоры и защиты в пустоте мира сего, хотя и считают весь мир одной отчаянной пустотой, не могущей дать им ни опоры, ни защиты! Потому Господь призывает нас идти за Ним. Ибо, только идя за Ним, мы сможем понести крест свой. В Нем найдем мы силы, храбрость и утешение. Он будет для нас светом на темном пути, здравием в болезни, другом в одиночестве, радостью в скорби и богатством в нищете. Болящему телесно оставляют горящий свет на всю ночь. И в ночи жизни сей нам необходим негасимый свет Христов, который будет умягчать нашу боль и поддерживать надежду на рассвет.
Другая причина, по коей Господь требует, чтобы мы шли за Ним, точно так же важна, как и первая, и касается цели добровольного отвержения себя и несения креста своего. И многие наружно отвергались себя, дабы еще более возвыситься в мире сем. Многие налагали на себя бесчисленные труды и подвиги только для того, чтобы люди восхищались ими и прославляли их. Многие так поступали и поныне поступают, главным образом в языческих народах, для приобретения чрез то некоей колдовской, магической силы, чтобы с ее помощью властвовать над людьми, вредить одним и приносить пользу другим; и все сие — из пустого личного славолюбия и корыстолюбия. Такое самоотвержение — никакое не самоотвержение, а самопревозношение; и такой крест ведет не к воскресению и спасению, а к полной погибели и преданию себя в руки диавола. Тот же, кто со крестом своим следует за Христом, свободен от всякой гордости, от всякого превозношения над другими людьми и от всякого стремления к мирской славе и выгоде. Как больной принимает горькое лекарство не с целью показать, что он может такое горькое лекарство проглотить, но да исцелится; так и истинный христианин отвергается себя, то есть гнушается своего больного естества, берет крест свой на себя как горькое, но спасительное лекарство и идет за Христом, своим Врачом и Спасителем, не ради человеческих похвал и славы, но да спасет душу свою от смертоносного безумия в мире сем и от червя и огня в мире ином.

Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. - Се, глаголы резкие и неумытные! Се, пламя, желающее попалить ветхого человека до самого корня, и с корнем! Господь Иисус Христос пришел не для того, чтобы только поправить мир, но для того, чтобы его претворить, переродить: старое железо бросить в огонь и отлить все новое. Он не ремонтник, а Сотворитель, Он не латает, а ткет. Кто хочет сберечь старое червивое дерево, тот потеряет его. Он может трудиться над этим деревом снаружи, сколько ему угодно: поливать его, полировать, огораживать, стеречь; черви источат дерево изнутри, и оно неминуемо сгниет и погибнет. Кто срубит червивое дерево и бросит в огонь вместе с червями, а затем перенесет свое внимание на молодые ростки и сохранит их от червей, тот сбережет дерево. Кто хочет сберечь свою ветхую, адамову душу, разъеденную грехом и сгнившую от него, тот потеряет ее; ибо такую душу Бог не допустит пред лице Свое, а создание, не представшее пред лице Божие, все равно что не существует. Потерявший же эту свою ветхую душу сбережет душу новую, душу, заново рожденную от Духа (Ин.3:6) и венчанную со Христом. Душа, собственно, и составляет нашу жизнь, потому в некоторых переводах Священного Писания говорится: «кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет ее»; и: «кто потеряет жизнь свою ради Меня и Евангелия тот сбережет ее». Толкование в обоих случаях одинаковое. Ибо кто хочет сберечь свою смертную жизнь во что бы то ни стало, тот потеряет обе жизни: и смертную, и бессмертную. Смертную — потому что, на сколько бы ни удалось ему продлить свою жизнь на земле, в конце концов со смертью он должен будет потерять ее. А бессмертную — потому что он не трудился и не старался получить ее. Тот же, кто трудится, дабы стяжать бессмертную жизнь во Христе, получит и сбережет ее в вечности, хотя и бы и потерял сию временную смертную жизнь. Жизнь временную и смертную человек может потерять ради Христа и Евангелия или тогда, когда при необходимости принесет ее в жертву, приняв мученическую смерть за Христа и Его Святое Евангелие; или же тогда, когда, презрев сию жизнь свою, как грешную и недостойную, устремится всем сердцем, всею душою и всею крепостью своею ко Христу, всего себя отдаст Ему на служение, всем Ему пожертвует, во всем будет на Него уповать.

(Св.Николай Сербский)
___________________
Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое Воскресение Твое Славим!
 
СерафимаДата: Среда, 04.03.2020, 04:55 | Сообщение # 7
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Предстоятель рассказал о монахе, который 30 лет ел только хлеб и капусту

Во второй день Великого поста Блаженнейший Онуфрий напомнил, что растительная пища – естественная и полезная для человека.

3 марта 2020 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в своей проповеди в Свято-Покровском женском монастыре Киева рассказал о знакомом монахе-постнике, который на протяжении 30 лет не ел ничего, кроме капусты и хлеба. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Архипастырь отметил, что часто люди, когда говорят о посте, представляют древних подвижников, думая, что в наши дни таких людей не бывает.

«Но я хотел бы сказать, что это не совсем так», – подчеркнул он и рассказал об одном из постников, которого знал лично.

По словам Предстоятеля, когда его назначили настоятелем Спасо-Преображенского храма Афонского представительства в с. Лукино, где служили 5 монахов, он, желая упорядочить жизнь, решил устроить для братьев совместную трапезу.

«Был там один иеромонах. Вот пришли мы на обед, я смотрю несет он с собой тарелку квашеной капусты. А это было Великим постом. Я спрашиваю, “а что ты не ешь то, что и мы все?» (а мы какой-то суп сварили, элементарное что-то). "Нет-нет, – говорит, – у меня своя диета" … И так он к Пасхе ел только тарелку капусты и кусок хлеба. Настал день Пасхи. Мы постарались: рыбки достали побольше, яички… Смотрю, а этот брат снова приносит тарелку капусты, и сверху три ломтя таких небольших. Я говорю: "отец Василий, что это?” А он в ответ: "у меня сегодня утешение – Пасха". Мне потом братия рассказала, что он так десять лет ничего не ел, кроме капусты и хлеба – капуста в любом виде и хлеб», – рассказал Блаженнейший Владыка.

Когда однажды этот монах заболел воспалением легких, продолжил Архипастырь, врачи долго убеждали его, что ему нужно обязательно есть скоромное, но «он выслушал их и сказал только два слова: "Не буду"».

«И так больше ничего и не ел – капуста, хлеб… 30 лет ел только капусту и хлеб. Так он прожил еще много лет. Я его помню всегда благодушным, только в старости с ногами у него были проблемы – плохо ходил. Человек прожил всю жизнь таким вот образом, а большинство людей об этом даже не знали», – рассказал Предстоятель, добавив, что этот иеромонах был худеньким, но «всегда живым, благодушным, наполненным духовного оптимизма, никогда не унывал, трудился больше всех, скромный такой, никогда ни с кем не вступал в споры никакие».

Блаженнейший Онуфрий подчеркнул, что таких людей хоть и не много, но на них держится наш мир.

«Они нам показывают пример. Мы боимся, а если я не съем колбасы неделю, то мне смерть придет – не придет. Смерть как раз отойдет, а придет жизни. Только надо быть мужественными. И, конечно, нужно подбирать пищу, подбирать ритм принятия пищи. У каждого должен быть свой. Один ест раз в сутки, другой может четыре раза в сутки – чуть меньше, но чаще», – пояснил он.

Также Предстоятель напомнил, что «Бог создал человека не для мяса, не для колбасы. Он дал для потребления растительную пищу – это естественное и полезное для человека».

«Пусть Господь помогает нам, дорогие братья и сестры, чтобы мы хоть немного принуждали себя к посту, сдержанности, и чтобы в этот пост пришел в нас дух покаяния, чтобы мы могли исправить свою жизнь и достойно встретить большой светлый праздник Воскресения Христова», – пожелал Блаженнейший Митрополит Онуфрий.


https://spzh.news/ru....kapustu
 
СерафимаДата: Среда, 04.03.2020, 19:19 | Сообщение # 8
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Об Иисусовой молитве

Молитву Иисусову всеми силами старайся держать – она вся наша жизнь, вся краса, все утешение; что вначале она трудна – это всем известно; но после зато неоцененна, всерадостна, вселюбезна.

Молитва Иисусова не только не мешает, но даже способствует слушать чтение и пение, и помогает обыкновенной церковной и келейной молитве, и услаждает, очень услаждает сердце, и дух делает мирным, и мысль дает светлую… Старайся смирить себя, и молитва скоро привьется к тебе. Только не спеши, а жди помощи Божией.

… А что радость разливается в сердце – это я тебе, кажется, говорил. Иногда Господь желает подвижника утешить, видя, что он уже изнемогает; иногда же от усиленного напряжения к этой молитве. Сказано: Бог, – т.е. Иисус – огнь есть (грехи и немощи) попаляяй! (Евр. 12, 29) И потому, часто призываемый, Сладчайший Иисус не может не веселить сердце.

Молитва прекратиться может только от больших грехов. Или если кто не кается и не зазирает себя. А кто кается, тому-то и нужна эта молитва. Только нужно держать себя во глубине смирения и непотребства. Чтобы утвердилась молитва, лучшее самое средство – терпеть скорби и презрение!


Из поучений прп. Анатолия (Зерцалова)
 
СерафимаДата: Четверг, 05.03.2020, 06:57 | Сообщение # 9
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Мы живем в светском секулярном мире. Мир этот рисует свои образы в нашем уме и сердце, умело, старается. Нельзя в этом мире не быть воином Христовым. Нельзя быть рабом этого мира. Речь идет о рабстве и свободе. Если бы мы освободились от этого мира! Освободились от образов, которые мир тычет в нашу голову, искушая нас со всех сторон. Вместо того, чтобы искать Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится, мы все остальное ищем, а Царство Божие приложится.

Как освободиться от перевернутого верх ногами мира? Что ищет верующий человек? – Царство Божие. Там, где сокровище наше, там и сердце наше. А что есть сокровище? – То, что нарисовано в нашей голове. Что в голове, то и в жизни, что в сердце, то и в наших действиях. Надо нашу голову, наше сердце наполнить вечным невидимым миром. Христианин на все смотрит через вечность, тогда мы опередим мир. Если мы слабы в вере, мы плетемся сзади, потому что наше представление о всем является не христианским, а полу-светским. Это переродит наше сердце, мы мыслим, желаем, чувствуем как этот мир нас научил. Поэтому мы сзади, вера наша слабенькая, отстает. А у христианина должна идти впереди всего в жизни. Вера должна определять в жизни христианина все.

Сердце сформировано этим миром эгоистично. Проблема именно в этом, что определяет нашу жизнь, каков наш взгляд. Эгоист всегда прав. А верующий человек говорит: Бог прав, а я – грешник. В этом разница между формацией этого мира и христианского. Этот мир учит нас гордости и говорит: ты знаешь, ты понимаешь, и более того: посмотри, как многие не понимают то, что ты понимаешь, — диавол подсказывает.

Если мы хотим быть христианами, надо перебарывать в себе эгоизм каждый час, каждую секунду. Бороться с собой. Это заповедь: отвергнись себе. А мир говорит: отвергни ближнего. Эгоист исправляет ближнего, а христианин – себя. Все вывернуто. Если эгоист не прав, он уже сбился с эгоистического пути, что-то в нем прорезалось христианское, не до конца эгоист уничтожил то, что Бог дал.

Если мы не работаем над нашим сердцем, не перебарываем эгоизм, какое может быть христианство? Принцип духовной жизни: для того, чтобы перебороть грех, надо творить противоположные этому греху добродетели. В непустое место грех не влезет. Если мы творим добродетели, он это запомнит. Например, гордость и смирение: если мы боремся с гордостью, но не смиряемся – топчемся на месте.

Если сердце сформировано эгоистически, плоды будут эгоистическими. Мы трудимся, исповедуемся, причащаемся, но если мы не перерождаем своего эгоиста в любящего человека – будет одна печаль. Может ли печалиться любящий Бога и ближнего человек? Откуда у него возьмется печаль? Это две противоположности, или печаль, или любовь.

Вопрос о том, как переродить свое сердце, должен стоять первым в нашей жизни. Мы не должны огорчаться тем, что нам трудно. Не в этом проблема. Проблема в том, сколько мы прилагаем усилий для того, чтобы преодолеть себя. Сегодня мы говорили о роде неверном и развращенном, о посте и молитве. Это как раз то, о чем мы и сейчас говорим. Эгоист – это тот же род развращенный и неверный. Что такое рабство? – Хочу-не хочу, должен делать так, как хозяин говорит. Что такое свобода? – Владею собой. Какая страсть может овладеть свободным человеком?

Мы не должны принадлежать роду неверному и развращенному. Кто тот, кто к нему принадлежит? – Эгоист, который совокупляет в себе все эти качества. Мы знаем, как он мыслит, чего желает, чего ищет в своем сердце.

Эгоистическое сердце – это очень сложный механизм. Его никогда не обойдешь, потому что он настроен совершенно на другой лад. На какой волне находится эгоизм? – На волне «Я» — а все остальные – под. По большому счету, эгоизм всегда хоть немножко, но выше, иначе он хромает, потому что идет серьезная работа. Идет переоценка всего в борьбе с эгоизмом. Если этого не делать, эгоизм будет изощренно и четко держать свои рубежи, потому что он ищет противоположного Богу.

Бог ищет человека, чтоб дать ему Себя. Для чего Христос висит на Кресте? – Чтобы дать Себя нам. А эгоизм нуждается только в том, чтобы было так, как ему хочется. Он самодостаточен. Как эгоист мыслит, действует, желает? Он знает, что есть что. Он знает, кто есть ближний, чего ему не хватает и как ему исправиться. Даже изложит вам множество путей исправления ближнего.

Начинается все с маленького: должно быть так. А если пойти глубже, эгоист не только укажет, как ближнему исправиться, а множество вариантов предложит. А кто такой любящий человек? – Работает над собой, над своими недостатками. По-настоящему помогает ближнему, потому что отдает ему себя. Господь – Любовь — хочет отдать Себя нам. Наш Творец – Он Всемогущий Бог, мог бы указывать каждому, что и как делать, но приходит и распинается на кресте, страждет за нас, чтобы мы хотя бы поняли, что Он взял наши грехи и мы можем освободиться от них, стать новыми людьми, следовать за Ним и никогда не печалиться, ибо Он пришел не для того, чтобы послужили Ему, а чтобы послужить другим.

Но как этого достичь этого нового состояния, стать новым творением? С эгоистическим сердцем это невозможно, ибо на этом пути стоит себялюбие. Обойти его невозможно. Есть такое выражение: надо сокрушить сердце, эгоистическое. То есть стереть в порошок, чтобы от эгоизма ничего не осталось. От старого человека ничего не должно остаться. Вот какая работа нам предстоит – сокрушение сердца. Если мы только что-то переменили немного, это ничего не даст, оно снова возродится в эгоизме, будет еще хуже. Эгоизм способен обновляться, если с ним не бороться серьезно. Как только остановились в борьбе, он снова занял свои позиции, еще более изощренно. И начинается борьба с ближним, который, оказывается, виноват.

Кто такой христианин? – Слушает Христа, Который говорит: «отвергнись себе, возьми крест свой». А сегодня говорит: «этот род можно изгнать только молитвой и постом». Вот принцип работы над нашим эгоистическим сердцем: не дать ему покоя. Кто на фронте выигрывает? – Тот, кто не теряет инициативу. Когда у него есть инициатива на фронте, враг не может собраться. Если у верующего человека есть в духовной жизни инициатива, его эгоист, старый человек не может собраться. Без инициативы у нас ничего не получится. Эгоист очень изощрен в нашем сердце, и диавол — его помощник, его тыл.

Наш эгоист обновляется от нашей безынициативности, от отхода от литургической жизни, от духовности, которая должна быть в глубине нашего сердца. Великий пост – это время серьезной борьбы с нашим эгоистом. Здесь серьезная инициатива очень нужна, потому что для нашей духовной жизни Господь дарует возможность все больше обретать Царствие Небесное в нашем сердце. Что такое Великий пост? – Это самый серьезный бой нашей духовной немощи, нашим слабостям. И когда мы в литургической инициативе, то есть в следовании всем литургическим предписаниям Церкви, проводим время в молитве, в посте, в духовном делании, естественно, что наше сердце наполняется Божьей благодатью. Потому что эгоист, который хочет своего, ущемляется. Хочется, а нельзя, не хочется – а надо. Исповедь, причастие, соборование, множество служб, отказ от развлечений.

Кто такой эгоист? – Захотел — развлекается, захотел – командует, захотел – предается лени, спит, что захотел – то и делает. С одной стороны, во время поста мы отказываемся от многого, ущемляем свои желания, а с другой – заставляем себя совершать многие добродетели, прежде всего – молиться, воздерживаться. Первейшее дело – связать язык, чтобы развязать его на Пасху, когда мы славим Бога. Если мы следуем литургическим предписаниям Церкви, мы глубоко в своем сердце искореняем эгоиста. Для этого дан литургический ритм. Мир не владеет человеком, который следует духовным путем.

Что такое литургический ритм, литургический год? – Нет времени на искушение. А если мы литургический год откладываем в сторону, диавол радуется: наконец-то свободен! Если нет внутри литургического ритма, человек освободился для самого себя, для своих страстей, он свободен. Если бы мы серьезно к этому относились, сколько бы радости было в нашем сердце! Оторваны от искушений. Где наша печаль? – Прилепились к искушениям. А литургическая жизнь не терпит искушений, помогает их преодолевать.

Сокрушить эгоистическое сердце можно только работой. Церковь – это жизнь, в которой эта работа ведется. Мы хотим быть православными христианами – и часто думаем: пусть кто-то другой трудится над моим сердцем. Чего только нет в нашей жизни! А духовной борьбы нет.

Самое главное в духовной борьбе – невидимая брань. Вот, где центр жизни христианина! Кто-то видит наше сердце? Кроме Бога – никто. Никому не дано, ни диаволу, ни ангелам. Они духовно более сильные и глубоко проникают в духовную жизнь человека, но не могут увидеть, что в нашем сердце. Как диавол определяет, что в нашем сердце? – На тарелочке подносит самое сладкое для человека и смотрит, на что мы реагируем, чем искушаемся. Но он все равно не знает, ему не дано, он всегда просчитывается с верующим сердцем и проигрывает, потому что там Христос. Он, конечно, может много терзать верующее сердце, но оно покаялось – и разрушило все затеи его. Диавол строит свои планы против человека, а верующий человек говорит: какой ужас! Надо покаяться.

Но до конца карточный дом диавола разваливается только тогда, когда мы не спим, трудимся, чтобы совершать противоположные греху добродетели. Если этого нет – это самое печальное явление. Диавол видит: человек спит – а должен быть на службе. Что он делает? Шепчет: ты немощен, устал, это ничего не значит, отдохни, потом пойдешь в церковь, будешь молиться. И когда человек положен на лопатки, диавол подсовывает ему тарелочки со «вкусным». Диавол хочет двух вещей: гордости и удовлетворения страстей. Он обрабатывает наше сердце, говорит о нашем величии, когда человек разленился, послабил себе. И полетели мы под небеса. И когда человек начинает думать о себе, диавол подсказывает: тебе хочется удовлетворить себя и в том, и в этом. Когда человек расслабился, страсти сразу говорят: что сделать, надо – значит, надо.

Расслабления не может быть в духовной жизни, оно приводит ко греху. Мы можем почить только в руках Божиих. Отдых должен быть продуктивный. Сочетать приятное с полезным, только не по-светски. В нашей духовной жизни, в борьбе с эгоистическим сердцем недопустимы послабления, потому что диавол этим воспользуется. Как только мы отошли от литургического духовного ритма, диавол уже бежит за нами. Когда мы в литургическом ритме, он крутится рядом и ничего не может сделать. Этот род изгоняется только постом и молитвой. Этот род диавольской силы работает над нами. Эгоист – это кто? — Напарник диавола, и очень хороший. Диавол считает, что он тоже как Бог. А кто такой эгоист?

Что мы обретаем на земле, то получаем в большом количестве в вечной жизни. Если здесь у нас непокой, то представляете, какой будет там непокой? Род неверный и развращенный имеет покой? Нет. А после молитвы? Мы имеем единственный покой. Как этот непокой мира сего, рода развращенного и неверного изгнать? – Только постом и молитвой. Великий пост – это тишина. Связывание языка. Эгоисту скучно с верующим: сколько его не бьешь – никакой реакции. Кто такие мученики? Мир боролся с христианством, но кровь мучеников стало семенем христиан. Кровь мучеников – это тишина из тишины. Мученика бьют, терзают, мучают, а он радуется. А кто такой мучитель? – непокой из непокоя. Вы представляете, что творилось в душах мучителей? Какой ад творился в душах мучителей! Какой великий рай в душах мучеников, такой величины ад в душах мучителей.

Мы говорили сегодня о сокрушении мучащего нас сердца. Эгоист – мучитель нашего сердца. Ему все надо, всего хочется, все интересно. Если бы он мог все на свете охватить, занять – он бы занял и охватил.

Как важно видеть реальность того, что такое эгоизм, и что такое любовь. Где у эгоизма покой? Даже если у него все хорошо, он неспокоен. Чем больше ему дать, тем больше он хочет. Мы должны видеть контраст неспокойного эгоиста и любящего (человека), который удовлетворяется всем, даже самым малым и незначительным. Ему даже правую щеку ударили – он подставил левую, потому что всем доволен. Как мир рисует свои искушения для нас, и как мы должны вопреки этим картинам искушения наполнять свое сердце реальностью любви Божией. Этим ложным картинам противопоставить реальность любви. Когда мы видим, что такое эгоизм и что такое любовь, мы себя настраиваем на христианский лад. Иначе никакой работы нет. Работа есть тогда, когда нам ясно, что эгоизм нас будет мучить, а любовь – насыщать. Эгоисту дай все, ему будет мало, любящему дай чуть-чуть, даже ничего не дай – он будет доволен, потому что он любит, делает дело Божье, Господь в его сердце.

Если сердце хочет дать сдачу обидевшему его человеку, оно должно плакать перед Богом в покаянии, рыдать, пока не устрашимся себя, своих недобрых желаний. Это действительно страшно. Вы же знаете, от кого происходит это желание. Как оно вселилось в нас? Надо серьезно относиться к своему сердцу, серьезно над ним работать. Но главное в этой борьбе – это наполнение его добродетелями. Пока этого не будет, мы будем самыми печальными людьми, потому что пустоту, которая появляется в нашем сердце, диавол будет стараться наполнить.

Что такое борьба с эгоизмом без наполнения сердца добродетелями? – это незаполненная свободная реальность. Если мы себе запретили, появилось пустое место, не заполненное желаниями. Если мы не наполнили сердце угодным Богу, у нас появляется пустота, потому что у эгоиста все до отказа заполнено эгоизмом. У верующего эгоиста – какое ужасное сочетание, — не может быть все до отказа заполнено эгоизмом, там все-таки есть вера. Когда мы боремся с собой и не обретаем добродетели – остается незаполненное пространство. И диавол говорит: я буду помогать человеку это пространство держать, не заполнять, чтобы он понял, что все нормально, и тогда я потихоньку переселюсь туда. Часто человек борется с собой, долго воздерживается, но в итоге терпение лопает. Потому что не работаем мы над собой, пустое пространство не заполняем, которое когда-то чем-то наполнится. Нельзя не заполнять добродетелью сердце.

Когда же христианин по-настоящему борется, он упражняется в добродетелях. Более того, когда христианин борется со своими слабостями, он перебарывает свои слабости только противоположными им добродетелями, не оставляет никакого пространства, у него нет пустого пространства, все заполнено, у него времени нет. Кто хочет расслабиться? – Тот, кто работает над собой, но не наполняет себя добродетелями. А кто такой упражняющийся в добродетелях? – У него нет свободной минуты, он даже не успевает совершить многие добрые дела. А кто такой эгоист? – у него все размечено. Почему он впадает в расслабление? – Потому что у него время есть свободное.

Ропот происходит от эгоизма, который хочет, чтобы было так, как ему хочется. У любящего нет понимания, как ему хочется, у него есть понятие о том, как надо, как он должен. А эгоист – он же велик, он же делает необычное, он заслуживает отдых, а ему не дают! А верующему это в голову не придет – он отдохнул и пошел дальше.

Сердце надо переделывать любовью. Сердце должно любить – то есть делать, все что может, творить. Христианин совершает добрые дела не для ближнего, а для Христа. Труд над своим сердцем – это радость, потому что если сердце полно добродетелей, желаний делать угодное Богу, это одна радость, а если этого нет – одна печаль и ропот. Никто вместо нас это в нашем сердце не сделает. Наше сердце должно все больше заполняться силой поста и молитвы. Пост и молитва не должны пониматься нами как отказ только от пищи, предстояние на молитвенном правиле. Пост сам по себе – это воздержание во всем. В чувствах, желаниях – прежде всего. В Византийской империи был закон, велевший закрывать увеселительные заведения во время поста, они несовместимы с плачем. Почему не венчают во время поста? – Венчание – это торжество, а пост – плач над своими грехами. Ритм сбивается. Даже не крестят иногда во время поста, чтобы не делать увеселений, к тому же, Великий пост в древности был подготовкой к крещению на Пасху.

Мы говорили о том, что мир рисует в нашей голове. А что Церковь рисует? Мир говорит: удовлетвори себя, а Церковь – воздержись. Церковь тоже рисует, но мы не очень прислушиваемся к предписаниям Ее. Мир как распахнутая дверь, через которую в нас влезает все, что мы увидели, услышали.

Как бороться с искушениями? Когда мир был христианским, искушений было много, но не множество, были ограничения. А в современном мире все открыто именно в Великий пост. Этот мир рисует искушение, а мы должны прислушаться к Церкви и следовать тому, что Церковь нам указывает. Мы должны серьезно отнестись к Великому посту, — хочется поговорить, осудить, во время поста появляется сугубое хотение. Диавол пролазит по своим путям, туннелям – язык, глаза, уши… Какой это пост, если мы так же болтливы, как и вне поста? Если мы себя не воздерживаем, мы и Пасху не сможем отпраздновать. Язык, потрудившийся в подвиге, в борьбе с пустословием, многословием, может славить Бога, а развязанный язык издает звуки, но сердце остается безразличным.

Пост – это воздержание себя от всякого желания, похоти. Все должно быть связано. Если мы себя во время поста свяжем, мы войдем в Пасху славящими Христа, потому что сердце, научившееся себя воздерживать, знает своего Господа и благодарит Его за этот дар. Воздержание – это дар. Славя Христа Воскресшего, мы славим Того, Кто дал нам дар воздержания. Мы должны славить Бога за то, что можем воздержаться в современном мире. Для современного мира воздержание – это абсурд, а мы можем воздерживаться и видеть в этом существо, цель своей жизни.

В этом труде самое важное – любовь. Сокрушить эгоистическое сердце невозможно, это совершает только Сам Господь. Мы только произволяем, заставляем себя, но действует Дух Святой. Если мы будем серьезными христианами в нашей духовной жизни, то Дух Святой будет действовать в нашем сердце. Почему мы говорили о верующем эгоисте, который борется, но не выдерживает, падает, отчаивается? – Потому что Дух Святой не может там действовать, эгоист сам борется. Как любящие люди мы наполняем свое сердце множеством добродетелей, и это угодно Богу. Что такое добродетель? – все угодное Богу в нашей жизни. Не только доброе, но Божье дело. Дух Святой действует в нашем сердце через желание делать угодное Богу. Если мы это делаем, наше сердце наполняется радостью, может ли быть печаль, если Дух Святой действует в нашей душе? Если мы не заставим себя не реагировать на то, что не нравится нам в ближнем, Бога не будет в нашем сердце. Мы должны действовать так, как показал нам Господь. Он ждал до конца покаяния и обращения всех, даже фарисеев, но поддались, услышали Его только некоторые из них. И как может зайти Господь в наше сердце, если оно смотрит только на ближнего своего и на его поступки, следит за ним, осуждает его? Почему даже верующий, но живущий эгоистически человек осуждает ближнего? – Потому что он видит и ему кажется, что ближний не исполняет Закон Божий.

Мы не можем не бороться серьезно со своими недостатками… Мы должны всегда помнить, что борьба наша с нашим эгоизмом должна вестись глубоко в нашем сердце, слушая совесть. Основная проблема в лености нашей. Если мы заставляем себя к тому или иному, Господь совершает это. Так как сами мы бы не справились ни с одной проблемой, ни с одной страстью.

Мы славим Господа и просим Его помочь нам, и Он помогает, если мы верим. И эта вера во Христа помогает нам все совершать в этой жизни. Но мы должны не только бороться со слабостями, но и совершать добродетель. Ибо если мы расслабляемся, дьявол пользуется этим. Духовная жизнь не терпит вакуума, то есть того состояния нашей жизни, когда мы не трудимся над собой. Так как в этом случае этот мир начинает трудиться над нами. Именно поэтому искоренение своего эгоизма – это постоянная работа, круглосуточная, даже во сне. Ибо молитва на сон грядущий настраивает нас на эту борьбу во сне. Христианин не останавливается ни на одну секунду, так как понимает, что он – воин Христов, он на фронте. Если расслабился – все, конец тебе, потерпишь поражение. Конечно, можно отдохнуть и идти дальше в бой, и только так. Это продуктивно.

Дьявол работает, он знает, как бороться с нами, а нам с ним бороться нужно постоянством в борьбе. Настоящая духовная жизнь – это непрерывность. Потому что если мы ее прерываем, это уже не духовная жизнь, так как в бочку меда нельзя добавлять ни грамма дегтя. Если поддался, расслабился – сразу на исповедь, на покаяние. Если мы верующие люди, мы будем делать все, помня о Нем, о Самом Христе. Центр жизни – Сам Христос. Верующий эгоист раздвоен, у него всегда: это Богу, а это мне. Он топчется на одном месте. Какой может быть компромисс с совестью? Этот мир работает усердно над нашим сердцем и рисует все искушения в нашей голове, а нам надо прилагать усилия, чтобы в нас, в нашем сердце было Евангелие.

У нас нравственность – Сам Христос. Но беда наша в том, что мы эгоистически живем сами в себе и действуем по нашей автономной нравственности. Человек себя воздерживает, но в нем нет цели, нет самого существа жизни, на которой можно стоять незыблемо. Потому что эта нравственность – всего лишь некие правила, которые сами по себе ничего не значат. Нравственность неверующего – возможность, а нравственность верующего – требование.

Христианство – это не какие-то правила абстрактные, это Сам Христос. Трудность наша в том, что нет любви ко Христу. Ее надо обретать. Эгоизм – себялюбие, христианство – Христа люблю. У верующего человека есть Я? Нет – оно во Христе! Эгоист – человек без Христа. Любящий – это человек со Христом. Любящий не может быть эгоистом, потому что если не переборол своего Я, то (оно) перебарывает. Лишь только помнить о Христе мало, нужно сердцем быть перед Ним и в Нем. Когда мы сердцем перед Ним, мы начинаем жить во Христе.


http://inoklife.ucoz.ru/forum/111-226-5757-16-1436374430
 
СерафимаДата: Воскресенье, 15.03.2020, 07:13 | Сообщение # 10
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
Плач о грехах

Одно из самых действительных средств к получению прощения грехов есть плач о них и сокрушенье сердца. «Печаль бо яже по Бозе, говорит св. апостол Павел, покаяние нераскаянно, т.е. неизменное, во спасение соделовает» (2Кор.7:10).

«Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», учить св. царь и пророк Давид. Не имея чем искупить своих грехов пред Богом, мы должны бы чаще, братие, прибегать к указанному средству и чаще иметь печаль, сокрушение сердца и действительные слезы о том, что мы доселе, несовершенно и недостойно служили Господу; что мы ничего более не заслуживаем от Него, как только гнева и наказания за дела наши; что мы недостойны Его милости. Это смирение и сокрушение сердца весьма приятно Господу и всегда превращает гнев Его на милость.

При царе Маврикии, во Фракии был разбойник свирепый и жестокий. Не находя возможности взять его силою, царь решался употребить, для усмирения его, противоположное средство – милость, и послал к нему свой крест с словами: «не бойся». Этот необыкновенный поступок тронул сердце разбойника. Он тотчас же раскаялся; сам явился к царю; пал к ногам его и обещал исправиться. Царь простил его, и он остался жить в городе. Спустя немного времени он впал в тяжкую болезнь и, во время оной, однажды во сне увидел Страшный Суд. Пробудившись, он почувствовал приближение смерти и, ужаснувшись своих грехов, стал с горькими слезами просить в них прощения.
«Владыко, Человеколюбче, Царю, говорил он, как прежде меня Ты спас разбойника, так и на мне теперь удиви милость Твою и прими плач мой на смертном сем одре. И как иных, пришедших в единонадесятый час и ничего достойного не сделавших, Ты принял, так прими и мои горькие слезы, и очисти меня, и крести меня ими. Не ищи от меня больше сего ничего! Не ищи и не испытай, ибо не найдешь во мне ничего доброго, окружили меня беззакония мои и безчисленные, соделанные мною грехи. Но как принял Ты плач апостола Петра, так прими и мои малые слезы и губою милосердия Твоего истреби мои прегрешения!» – И так он с плачем на многие часы исповедовал грехи свои, затем скончался. В час его смерти, живши в одном с ним доме врач, во сне, видел следующее: много бесов явилось к одру разбойника, держа в руках рукописание его грехов, и за ними два Ангела с весами; на одну сторону их бесы положили хартии грехов умершего. Что мы положим на свою сторону? - сказали Ангелы.
- Нет у нас ничего, ибо только десять дней прошло, как он престал от убийства! Не положить – ли вот только разве платок, смоченный слезами его, который он проливал перед смертью?» – И положили. И, о бездна милосердия Божия! платок перетянул все грехи разбойника, и хартии бесов исчезли. Ангелы взяли душу умершего, а бесы бежали посрамленными. – Итак, вот что значит, братие, плакать и сокрушаться о своих грехах!

Но единственный ли это пример? Нет, их очень много. Оправдывается от Господа блудница, но не прежде, как слезами Ему облила ноги и власами главы своей отерла их. Вышел оправданным из храма мытарь, но после того, как в храме стоял не смея возвести очей на небо, бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив будь ко мне грешному». Прощен был апостол Петр, трижды отрекшийся от Христа, но за то, что о грехе своем плакался горько. Прощен был Давид в тяжких грехах прелюбодеяния и убийства, но после того, как он всякую ночь слезами ложе свое орошал. Будем же чаще и мы плакать о безчисленных грехах наших, чтобы Господь, видя сокрушение наше, принял нас так же, как принял отец блудного сына, и простил нас так же, как простил и разбойника, с креста из глубины души возопившего: «помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» Аминь.

+ + +

Один инок-подвижник имел обыкновение читать келейное правило вместе с другим иноком, и во время чтения часто бывал побеждаем слезами и, вследствие сего, прерывал чтение. Однажды брат и спросил его: «скажи мне, что за мысль преследует тебя на правиле, что так горько плачешь?» Инок отвечал: прости меня, брат, я всегда на правиле Судью зрю, а себя представляю стоящим и безответным на суде, и Судия как бы говорит мне: «зачем грешил?» И мне, не имеющему что отвечать в свое оправдание, заграждаются уста мои и потому плачу и прерываю чтение. Но прости меня, что этим, может быть, смущаю тебя; и если хочешь, то будем читать правило каждый особо. Брат отвечал ему: «нет, отче, если и не плачу я, то, по крайней мере, хотя и не плачу, но внутренне сокрушаюсь о грехах моих». Господь увидел смирение последнего, послал и ему дар благодатных слез.

О, если бы, братие, и нам Господь даровал эти благодатные слезы! Вот и святые, как видите, сознают себя безответными на Суде и плачут; а мы, обремененные беззакониями и погрязшие во грехах, поистине, должны плакать день и ночь. В самом деле, как мы явимся на тот свет с нашими грехами? Какой ответ дадим на суде за них пред тьмами тем Ангелов и человеков? Чем оправдаемся? Увы, всякая правда наша, яко руб поверженный, т.е. тряпка никуда не годная, пред Богом, и всякая уста заградятся. Где у нас святость мыслей и чистота намерений? Где вера и любовь христианская? Где плоды смирения, милосердия и правды? Где подвиги самоотвержения? Где благие мысли и чувства? Нет их. В виду нашей безответности, нам остается только плакать и скорбеть, рыдать и сокрушаться о грехах наших. Мы, грешники, только этими слезами, этим сокрушением и можем обрести помилование у Бога. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50:19), говорит Давид. Печаль яже по Бозе, учит Апостол, покаяние нераскаянно (неизменное) во спасение соделовает (2Кор.7:10). К этим же слезам призывает нас и Сам Бог: обратитеся ко Мне, говорит Он чрез Пророка, всем сердцем вашим в посте, и плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему (Иоил.2:12.13).

Да, счастлив тот, кто, по примеру святых, плачет всю жизнь о грехах своих, кто не снимает, так сказать, печального платья с души своей, потерявшей невинность. Но хоть и несколько времени в жизни провести с истинным сокрушением во грехах не безплодно, ибо и, малое время покаянных слез будет вписано златыми буквами в книгу животную и послужит к облегчению будущей участи нашей за гробом. Итак, не будем стыдиться наших сердечных слез, не будем удерживать в душе покаянных вздохов, ибо они суть бальзам на раны греховные. Аминь.

Протоиерей Виктор Гурьев «Пролог в поучениях»
 
СерафимаДата: Понедельник, 23.03.2020, 04:27 | Сообщение # 11
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме


Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

…Когда
 [силой Божией] умертвим страсти, уничтожим похоти и муд­рование плоти подчиним духу, тогда только берем на себя крест и последуем Христу (свт. Феодор Едесский).

Ра́дуйся, живоно́сный Кре́сте, благоче́стия непобеди́мая побе́да,
дверь ра́йская, ве́рных утвержде́ние, Це́ркве огражде́ние,
и́мже тля разори́ся и упраздни́ся,
и попра́ся сме́ртная держа́ва, и вознесо́хомся от земли́
к небе́сным, ору́жие непобеди́мое, бесо́в сопротивобо́рче,
сла́во му́чеников, преподо́бных я́ко вои́стинну удобре́ние,
приста́нище спасе́ния, да́руяй ми́ру ве́лию ми́лость.
 
СерафимаДата: Воскресенье, 29.03.2020, 05:35 | Сообщение # 12
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5228
Статус: отсутствует на форуме
"Дыхание христианина должно состоять из покаянных воздыханий, и когда нет их, это значит, что он задохнулся" - святитель Феофан Затворник.
 
Поиск истины » Православная вера » Поиск Царства Божия » Великий Пост - время для особого глубокого очищения души
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

2007 © раба Божия Серафима

Сайт создан в системе uCoz