Стяжание памяти смертной - начало послушания воле Божией
| |
СовестьВстрахеБожьем† | Дата: Среда, 15.07.2015, 18:53 | Сообщение # 1 |
Группа: †Управляющий
Сообщений: 6
Статус: отсутствует на форуме
|
«Памяти смертной враг боится больше всего, больше, чем молитвы, и все свое лукавство употребляет на то, чтобы отвлечь человека от этой памяти, увлекая чем-либо земным».
погребение святой Марии Египетской Преподобный авва Исаия: Ежедневно имейте смерть перед очами. Да объемлет вас непрестанное попечение о том, каким образом вы будете разлучаться с телом, каким образом сможете пройти через область властей тьмы, которые встретят вас на воздухе, как благополучно предстать перед Богом. Готовьтесь к страшному дню ответа на Суде Божием, как бы уже видя Его. Тогда получат воздаяние свое все дела, слова и помышления каждого из вас, ибо все обнажено и открыто пред очами Того, Кому мы должны представить отчет о нашей земной жизни.
Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас!
|
|
| |
Серафима | Дата: Суббота, 17.08.2019, 04:12 | Сообщение # 21 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Архимандрит Рафаил (Карелин):
Три вещи неизвестны человеку: когда он умрет, где он умрет и какая участь ожидает его за гробом. Поэтому человек должен всегда ожидать смерти и постоянно помнить, что день сегодняшний может оказаться днем последним. Поэтому именно сегодняшний день - день спасения.
Господь обещал принять грешника, если тот покается от всего сердца, но Он не обещал какого-то точно определенного времени для покаяния, ибо ведал лукавство человеческой души.
Зная день и час своей смерти, человек будет говорить в сердце своем: «Это еще далеко, успею взять от этой жизни все, что она может дать, а затем, перед смертью, начну покаяние». Но покаяние - это желание быть с Богом, это начало борьбы с прежним хозяином, демоном, которому человек служил всей своей греховной жизнью, это возможность стяжания благодати. Лукавое сердце, которое хочет обмануть Бога, окажется не способным к покаянию: перед смертью оно окаменеет, и человек впадет или в холодное безразличие, или в отчаяние [1]. Поэтому Господь премудро сокрыл время смерти: ее не видно, как путника в тумане; она входит в дом без стука; она, как нежданный гость, не предупреждает о своем приходе; она уводит человека за собой, как страж уводит узника на суд,- в том, в чем застанет его.
Человек всегда грешит, поэтому чувство покаяния должно быть для христианина постоянным чувством; враги же смертной памяти суть многопопечительность, многословие и шутки.
Многопопечительность - это напрасное расточение времени. Человек забывает о самом главном - о себе самом. Ему постоянно не хватает времени, чтобы наконец задуматься: кто он, зачем он на земле? Он похож на брошенный на зеленое поле бильярдного стола шар, который от невидимых ударов катится, как бы мечется из стороны в сторону. Человеку даже некогда подумать, зачем и кому все это нужно: эта спешка, этот вечный бег! Такой человек не оставил Богу в своей жизни места, он забыл о смерти, он не видит своих грехов. Метафизические вопросы интересуют его меньше, чем наличие жизни в далеких галактиках. Ему кажется, что подобными вопросами могут заниматься только бездельники или мечтатели, а у него для таких пустяков времени нет. В этой постоянной суете, в этом водовороте дел он словно прячется от Бога. Смерть настигает его неожиданно. Он похож на бегуна, который внезапно падает, споткнувшись о камень. Умирая, он думает о том, что не окончил своих дел. Вечная жизнь и духовный мир для такого человека - неприятная, страшная неожиданность.
Второй враг памяти о смерти - многословие, одно из проявлений скрытой гордыни. Господь говорит в Священном Писании: на кого воззрю? Только на кроткого и молчаливого [2]. Истинно так: смирение и кротость, столь любезные Богу, сопряжены с молчанием. Многословие - страсть, подобная пьянству, она порабощает человека, так что он становится как бы придатком собственного языка. Если человек, превративший себя в рабочего муравья, отнял у себя время, данное ему для приготовления к вечности, растратил его на внешнее и стал духовным банкротом, то болтун - вор не только своего, но и чужого времени.
Болтун в глубине души считает, что он уже все знает и ему остается только одно: учить других. А ведь на деле многие говорят лишь потому, что не научились молчать. Святые отцы утверждали, что человек, сделавший из великого дара - слова - развлечение для себя, похож на блудника. Поэтому многословный человек отвратителен для людей, чужд Богу.
Многословие - это бессмысленное расточение душевных сил. Молитва человека многословного делается немощной, рассеянной, сухой, подобно чахлому растению. Много говорящий теряет способность глубоко мыслить, не может остановить, сконцентрировать свою мысль на требующем внимания вопросе. Он становится похож на обжору, глотающего пищу, не разжевывая ее, уподобляется колокольчику, который звенит, потому что пуст внутри. Или - обтянутому ослиной кожей барабану, который своим грохотом заглушает все. Истинно: «Слова расточают, молчание собирает» [3]. Конец многословия - опустошение души и потеря благодати. Всевидящий Бог как бы «не видит» человека-пустослова, потому что и тот неспособен в сердце своем видеть Бога, неспособен к богообщению, требующему сосредоточения мысли. Рыбак выуживает рыбу из воды, когда она заглатывает крючок своим ртом, а здесь диавол держит болтуна, как свою добычу, за язык.
Смерть - это тайна, а соприкоснуться с тайной можно только в безмолвии. Болтун может жить у самого кладбища, видеть, как каждый день мимо его окон несут гробы, и в то же время не помнить о том, что когда-нибудь придется умирать и ему. Память смертная требует того, что болтун потерял,- способности созерцать, как бы запечатлевать письмена на собственном сердце. Память о смерти, как и все, необходимое для спасения, это благодатный дар [4], а болтун, за шумом произносимых им слов, не может услышать в своей душе тихий голос благодати.
Смерть приходит к словоблуднику так же неожиданно, как и к многопопечительному: ведь, перебирая и обсуждая чужие дела, он совсем забыл, что она существует. Но если человек, погруженный в суетные заботы, уходит из этого мира пустым, то болтун вовсе не пуст: у него за плечами целый мешок чужих грехов, ставших его грехами. По привычке он пробует заговорить с самой смертью, но не получает ответа.
Не меньше, чем многословие, противна памяти смертной и привычка постоянно шутить. Царь Соломон сравнивал смех с треском горящего хвороста, который дает дым, но не тепло [5]. Шутки и насмешки - то же пустословие, только пропитанное ядом, который, подобно змее, копит человек в своем сердце. Человек - образ Божий. Насмешка - желание представить его в безобразном виде, то есть лишить образа Божия, показать уродливым, как Квазимодо.
Шутка делает человека циничным и наглым. Это порождение гордыни: насмешник стремится унизить ближнего, чтобы показать свое мнимое превосходство. Мы испытываем удовольствие, когда слышим шутки, именно потому, что они дают разрядку потенциалу накопившегося в нас зла. Мы склонны выдавать шутку за благодушие, но ни один шутник не любит, чтобы смеялись над ним.
Синоним слова «диавол» - «шут». И действительно: диавол забавляется, играя с человечеством, он смеется над гибелью людей. Поэтому человек, который привык шутить, подражает демону. Как фантаст создает некую иллюзорную «реальность», так шутник строит музей уродств, в который приглашает посетителей. Его душа находится в мире зазеркалья, только у каждого зеркала - кривая поверхность. Помню, как однажды, когда я был еще ребенком, родители повели меня на какой-то аттракцион. На площади стояла большая палатка в виде шатра, внутри были размещены огромные зеркала с выпуклой и изогнутой поверхностью. Я видел в них себя то похожим на лилипута с огромным животом, то вытянутым вверх, точно меня растянули, как резину, так что голова касается потолка, то разрезанным на части, то перевернутым вверх ногами. Я не понимал, почему смеются вокруг люди,- мне эти зеркала внушали страх, как будто они похитят меня и сделают другим, как будто я исчезну в глубине зеркал, а оттуда выпрыгнут уроды, похожие на меня. Я стал прижиматься к матери.
- Тебе скучно? - спросила она.
- Да,- ответил я.
Как видно, этот балаган не понравился и ей самой, и она быстро вывела меня из палатки. Я обрадовался, что остался таким же, каким был...
Основа религии - благоговение. Шутки и смех уничтожают благоговение и делают душу мертвой и бесплодной, подобно тому как знойный ветер песков превращает цветущие сады в пустыню. Насмешник также не может размышлять о смерти, не может думать о метафизических вопросах: привычка шутить представит их в нелепом, уродливом виде. Говорят, что профессиональные шуты отмечают смерть своего собрата публичной клоунадой. Так, когда хоронили королевских шутов, то сама похоронная процессия превращалась в карнавал.
Господь сказал: Горе смеющимся, потому что они будут рыдать [6]. Смех заставляет человека забывать о существовании демонического мира, о том, в какой опасности находится его душа. Смех и шутки рождают дерзость. Сколько соблазнов и грехов начинается со смеха! Если пустослов быстро забывает о смерти, то острослов готов передразнивать смерть. Здесь - какая-то жуткая мистерия смеха, человек смеется над черепом, а череп смеется над ним.
О преподобном Исихии [7] повествуется, что вначале он жил нерадиво и нисколько не заботился о своей душе. Тяжело заболев, Исихий умер, но затем Промыслом Божиим вновь был возвращен к этой жизни. Он увидел воочию лицо смерти, увидел рай и ад. После этого он затворился в своей келии и плакал день и ночь. Никто не слышал от него пустого слова, никто не видел улыбки на его лице. Умирая, он сказал братии: «Простите, кто помнит о смерти, тот уже не может грешить». Первая смерть была для него неожиданной и ужасной, она застала его врасплох, как страж застигает вора на месте преступления. Смерть вторая исполнила его сердце радостью.
Кто не помнит о смерти, к тому смерть приходит как враг и ведет его в плен, точно закованного в цепи. Кто помнит о ней, к тому она приходит как друг и ведет его как освободитель от трудов и страданий в страну вечного покоя.
Царь Соломон сказал: «Спеши в дом плача больше, чем в дом смеха» [8], а нередко человек делает «дом смеха» из собственного сердца, «дом», где нелепо и бесцельно проходит вся его жизнь. В постоянных заботах о мирских делах, многословии и смехе он хочет укрыться от какого бы то ни было напоминания о смерти: так согрешивший Адам, забыв о всеведении Бога, тщетно и жалко прятался от Него среди деревьев.
Мы переживаем время, пропитанное фаустовским духом. Человек предлагает душу диаволу, желая увековечить земное бытие. Диавол - лжец, поэтому он охотно обещает то, что для него невозможно. Фауст выставляет для договора с сатаной, который подписывает собственной кровью, два условия. Первое - сатана должен дать ему наслаждение, которое наполнило бы его душу радостью, как наполняют кубок вином, до краев, когда он сказал бы: «Мне больше ничего не надо». Второе - сатана должен остановить мгновенье, сделать его продолжающимся бесконечно; время должно остановиться, как поток реки, внезапно превратившейся в лед. Легенды о Фаусте собрал Гёте [9] - оккультист высоких инициаций - и написал на основании их свою драму, которая является по сути своей розенкрейцерской мистерией. Здесь мы можем видеть сатанинскую стратегию: уничтожить память о смерти, употребив страсть. Страсть - это крючок, на который попадается человеческая душа. Страсть - это козырная карта в руках диавола, когда он начинает свою игру с человеком. Диавол обещает ему, как Фаусту, дать наслаждение, когда человек воскликнул бы: «Мгновенье, остановись!», и продлить это мгновенье, подобно тому как раскручивается нить шелкового кокона, только бесконечно. Всякая страсть противостоит памяти о смерти. Всякая страсть выбрасывает ее вон за пределы сознания. Память о смерти кажется человеку, ищущему счастья в наслаждениях, черной маской на свадьбе.
Для христианина же память о смерти, соединенная с молитвой,- это меч, направленный против демона. Пока человек помнит о предстоящем исходе, пока мистическое переживание смерти заставляет трепетать его сердце, он не может грешить, как не может, будучи в своем уме, спать у змеиной норы или веселиться в доме, охваченном пламенем.
Исполнение страсти - это ложная жизнь, это иллюзия того, что наслаждение может принести человеку счастье. И другая иллюзия - что наслаждение может продолжаться бесконечно (сердце должно поверить в такие нелепости, чтобы отдать себя страсти!). Вся человеческая жизнь - непрестанное крушение иллюзий - этих и иных, им подобных. Крушение иллюзий - урок, который человек постоянно получает и удивительно быстро забывает.
Диавол не может остановить время. Он сам ожидает Страшного Суда и вечных мучений. Но он может сделать нечто иное: отнять у человека память о смерти и внушить ему уверенность в незыблемости земного бытия.
Есть странная секта, у членов которой желание жить на земле вечно превратилось в навязчивую манию. Учение этой секты утверждает: люди умирают потому, что они поверили в свою смерть. И, следовательно, чтобы не умереть, достаточно поверить, что ты... не умрешь. Когда же кто-то из членов этой секты все-таки умирает, то это вовсе не отрезвляет остальных. Они говорят: «Их смерть произошла из-за маловерия, они поколебались в вере в то, что смерти нет, они допустили в своем сердце, что умрут, и были наказаны смертью за сомнение. Но это их дело, а мы верим, что не умрем, и будем жить вечно».
Эта секта возникла в XIX веке там, где она должна была возникнуть - в Америке, и существует до сих пор. Члены ее медитируют на тему того, что они никогда не умрут, что смерти нет, а затем, неожиданно для себя, умирают и отправляются в крематорий или на кладбище.
Будем честны, всмотримся по-настоящему в свое сердце: не теплится ли там что-то похожее на надежду этих несчастных сектантов? Не утешаем ли мы себя мыслью, что смерть, закрыв глаза, пройдет мимо нас, что мы одни окажемся скрытыми от ее всевидящих очей? Ум говорит: «Я умру, Промысл Божий еще до сотворения мира уготовал мне могилу, где тело мое пребудет до Страшного Суда». Душа возражает: «Нет, я не умру, это слишком ужасно, чтобы могло быть правдой». Что делать нам в этом споре ума с душой? Просить, чтобы Господь даровал нам, как сказано в молитве святителя Иоанна Златоуста, «память смертную и умиление» [9], которое рождается от этой памяти в человеческом сердце. Пусть наше сердце будет твердым, как камень, а слова молитвы мягкими, как вода, но струи воды, падая с высоты на камень, постепенно истончают его.
Есть картина: преподобный Макарий Великий размышляет о смерти. Египетская пустыня. Вдали видны пирамиды - эти надгробия над могилами древних фараонов. Около пещерных келий сидит на камне преподобный Макарий. Перед ним - человеческий скелет и брошенные лопата и кирка. Возможно, он хочет предать погребению земле монаха, жившего здесь до него. Преподобный погружен в размышление о скоротечности этой жизни. За его спиной стоит смерть. В одной руке она держит косу, в другой - песочные часы. Часы означают время, данное человеку. Коса - неизбежный конец. Справа от Макария стоит Ангел со свитком в руке. На свитке - надпись: «Макарий, спеши делать добро».
Иногда на этой картине изображаются солнечный день, песчаное пространство пустыни, груды камней, опаленных солнцем, почерневших и растрескавшихся, как после пожара. Тогда вся пустыня кажется образом смерти. Иногда же изображается ночь. Свет луны падает на кости и череп, как бы выхватывая их из мрака. Темнеющие где-то на краю горизонта пирамиды едва различимы. Здесь, у келии преподобного Макария,- точно битва темных и светлых сил. Макарий смотрит на останки почившего, чтобы мир не прокрался в какой-нибудь уголок его души, чтобы не привлек к себе ни одну из его мыслей, оторвав ее от молитвы, хотя бы это был помысл, тонкий, как волос, который трудно увидеть, который мы во мраке своей души не различили бы никогда. Кажется, что мир, словно птицелов, расставил свои сети, но преподобный, простерши два крыла - молитвы и памяти смертной, поднялся выше их и парит, подобно орлу, в необъятном просторе небес.
1 У преподобного Исаака Сирина говорится об этом в таких словах: «Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично, тот лукаво ходит пред Богом; на сего неведомо нападает смерть, и не достигает он времени, в которое надеялся исполнить дела добродетели» (Авва Исаак Сирин. Слова подвижнические. Репр. М., 1993. С. 429).- Ред. 2 Ср.: Ис. 66, 2.- Ред. 3 Преподобный авва Исаия-отшельник говорил: «Люби лучше молчать, чем говорить; ибо молчание собирает, а многоглаголание расточает» (Добротолюбие в русском переводе. Репр. М., 1998. Т. 1. С. 395).- Ред. 4 «Должно знать, что память смертная, как и все другие блага, есть дар Божий, ибо часто, находясь и у самих гробов, мы пребываем без слез и в ожесточении, а в другое время, и не имея такого печального зрелища перед глазами, приходим в умиление» (Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 6, глава 20).- Ред. 5 См.: Еккл. 7, 6.- Ред. 6 Ср.: Лк. 6, 25.- Ред. 7 О преподобном Исихии, иноке горы Хорив (VI в.; память 3/16 октября), подробнее см.: Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 6, глава 18.- Ред. 8 См.: Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселья (Еккл. 7, 2, 4).- Ред. 9 Из молитв на сон грядущий, молитва 7-я, святого Иоанна Златоустого (24 молитвы, по числу часов дня и ночи).- Ред.
|
|
| |
Серафима | Дата: Вторник, 20.08.2019, 22:46 | Сообщение # 22 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Цитата 29 Сие же глаголю, братие, яко время прекращено есть прочее, да и имущии жены, якоже не имущии будут: 30 и плачущиися, якоже не плачущии: и радующиися, якоже не радующеся: и купующии, яко не содержаще: 31 и требующии мира сего, яко не требующе: преходит бо образ мира сего. _________ Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. (1 Кор., гл.7) Свт. Феофан Затворник: Сие же глаголю (я вам сказываю). Этими словами и внимания особого требует, и вместе показывает, что приступает к объяснению пункта, не совсем ясно высказанного, знать который, однако же, необходимо. Объясняет, что за скорбь и что за нужда. Чем? – Тем, что, говорит – время прекращено… преходит образ мира сего. Что же из того? Пусть время прекращается, пусть преходит образ мира, нам-то что? – То, что с этим будет сопряжено такое всех поражение, что все про все забудут: мужья про жен, жены про мужей, радостные про радость, печальные про печаль, и все пользующиеся какими-либо благами мира про эти блага. Как во время испуга все вытесняется из сознания и все его обнимает один испуг, так что испуганные, видя, не видят, слыша,– не слышат: так будет в это время. А оно – вот-вот, на дворе уже почти. Так когда тут до женитьбы?! Когда тут до утех каких и удовольствий! Не лучше ли наперед так себя расположить и подготовить, чтоб время то меньше нас поразило?
Что значит: время прекращено? – «Здешняя жизнь стремится к концу, близко окончание настоящего века» (Феофилакт). «Чтоб на предыдущие слова: скорбь имети будут таковии, не сказал кто: но будут иметь и удовольствия, Апостол отсекает чаяние удовольствия тем, что представляет время прекращенным. Все идет к разложению, царство Христово приблизилось, в него предлежит нам преселяться, так что если и возможно какое удовольствие, то оно мгновенно и только увеличит скорбь» (Феофилакт). «Нам заповедано уже идти отсюда и готовиться к исходу, а ты стремишься внутрь (то есть глубже в жизнь сию входишь). Если бы брак не сопровождался никакими скорбями, и в таком случае надлежало бы стремиться к будущему; если же он сопровождается скорбями, то какая нужда налагать на себя бремя? Какая необходимость налагать на себя такое бремя, которое и приняв, должно нести так, как бы не приняв?» (святой Златоуст). Таким образом, словами: время прекращено, Апостол поставляет в такое же настроение, в какое поставляет и Господь, говоря: бдите, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет. Сие же ведите, яко аще бе ведал дому владыка, в кую стражу тать приидет, бдел убо бы, и не бы дал подкопать храма своего. Сего ради и вы будите готови; яко, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет (Мф. 24, 42–44). Блюдите, бдите, молитеся; не весте бо, когда время будет. Якоже человек, отходя оставль дом свой, и дав рабом своим власть, и комуждо дело свое, вратарю повеле, да бдит. Бдите убо; не весте бо, когда Господь дому приидет, вечер, или полунощи, или в петлоглашение, или утро; да не пришед внезапу обрящет вы спяща (Мк. 13, 33–36). Память об этом, укоренившись и объяв сознание, паче же падши на чувство, изменяет взгляд на все сущее и бывающее до противоположности.
Кто восчувствует, что есть сей час Господень, тот уже не остановится ни на чем земном, а весь перейдет в иной мир, в тот, где ни женятся, ни посягают, где упразднены будут и чрево, и брашна. Выбивает из памяти этот решительный момент то, что ждем-ждем, и все нет его. Но ведь, все же он будет, и будет так, как сказал Господь – внезапно. К тому же все одно – не он, так смерть вот-вот настанет; решение же для нас и при этом такое же, как и при том. Итак, все одно – нечто в каждое мгновение готово постигнуть нас такое, при чем решится участь наша на вечные веки. – Время прекращено есть прочее (время уже коротко). Нечего тебе его растягивать на годы и десятки годов. Сократи его на одно мгновение, и с этою мыслию переходи от мгновения к мгновению, так до конца жизни. Стань в такое настроение,– тогда, и имея жену, будешь как не имеющий, то есть забудешь про все брачное,– а не только не станешь загадывать жениться, если не имеешь жены. ________________ Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселья. (Еккл. 7, 2, 4)
|
|
| |
Серафима | Дата: Среда, 21.08.2019, 22:18 | Сообщение # 23 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Цитата Время прекращено есть прочее (время уже коротко). Нечего тебе его растягивать на годы и десятки годов. Сократи его на одно мгновение, и с этою мыслию переходи от мгновения к мгновению, так до конца жизни. Стань в такое настроение,– тогда, и имея жену, будешь как не имеющий, то есть забудешь про все брачное,– а не только не станешь загадывать жениться, если не имеешь жены. Господи, помилуй! Какое же это трудное делание для меня, хотя и понимаю, что истинное самоотвержение ради Христа и страх Божий обретаются в размышлениях о своем скором исходе из этого мира и о любви Божией к нам, грешным. Но как же трудно пребывать долго в этих размышлениях, и тем более, сократить свою жизнь земную до одного мгновения и жить в этом мгновении. Помоги, Господи, без Тебя не могу, видишь старания мои скудные, которые не приносят достойных плодов.
Святый отче Феофане, моли Бога о нас!
|
|
| |
Марина | Дата: Среда, 21.08.2019, 23:11 | Сообщение # 24 |
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
|
Святый отче Феофане, моли Бога о нас!
|
|
| |
Серафима | Дата: Четверг, 22.08.2019, 17:03 | Сообщение # 25 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Цитата Кто восчувствует, что есть сей час Господень, тот уже не остановится ни на чем земном, а весь перейдет в иной мир, в тот, где ни женятся, ни посягают, где упразднены будут и чрево, и брашна. Св.Силуан Афонский (Мысли об исходе): «Душа моя приблизилась к смерти и сильно желает видеть Господа и вечно быть с Ним». Новый эклогион (Житие … Лазаря, на Галлисийской горе): «Тяжко страдая, он (Лазарь) с радостью ожидал смерти, потому что давно уже был готов к ней, и сам, по апостолу, желал разрешиться от уз тела «и быть со Христом» (Флп.1:23)». Св.Апостол Павел: "...для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.
|
|
| |
Серафима | Дата: Четверг, 22.08.2019, 20:45 | Сообщение # 26 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Цитата Св.Силуан Афонский (Мысли об исходе): «Душа моя приблизилась к смерти и сильно желает видеть Господа и вечно быть с Ним». Это Господь подал святому Силуану сильное желание быть с Ним. Помню я слушала аудио-книгу о святом Силуане Афонском, и меня поразило место, когда святой Силуан рассказывает о том, что однажды стало ему очень грустно при мыслях о своей смерти, и сказал он с горечью в сердце своем: "Господи, что-то помирать мне неохота". И услышал он в сердце ответ от Господа: "Это от того, что ты мало любишь Меня."
Вот так и я. Помирать мне неохота. Мир временный держит мою душу в плену. А все от того, что мало люблю Тебя, Господи. Прости меня, Христос! Помоги избавиться от этой порочной привязанности к миру и его вещам, даруй мне истинную любовь к Тебе, исправь светильник моей души, воспламени Его Твоим вечным неугасающим Огнем ради имени Твоего и Царства Твоего! Желает дух мой говорить также, как святой Апостол говорит нам: "для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение."
Подай, Господи!
|
|
| |
Марина | Дата: Четверг, 22.08.2019, 21:15 | Сообщение # 27 |
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
|
Господи, помилуй нас по великой милости Твоей! Подай прежде конца покаяние! Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисть меня. Ибо беззаконие мое я сознаю и грех мой всегда предо мною. Услышала я, что надо обязательно тексты на старославянском с переводом читать. Вот нашла перевод Псалтири на русский.
|
|
| |
Серафима | Дата: Четверг, 22.08.2019, 23:27 | Сообщение # 28 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Осторожность необходима при выборе перевода. Молиться Богу нужно, отвергая свое разумение. Просить Господа, чтобы вразумил где искать тексты и какие выбрать. И тогда Господь укажет на более точный перевод. Бывает ведь так, что переводят с сильным искажением смысла. Особенно теперь, когда экуменизм процветает в Церкви. Помоги нам, Господи, очисти Церковь нашу от всякой скверны.
+++ Как сильно звучит в старославянском - время прекращено. А в переводе - время коротко, что тоже верно, но смысл немного иной.
Именно что прекращено время, потому что Господь явил Своим приходом на землю Царство Небесное, в котором нет времени, в Нем вечность. Особенно явно Он это показал в Его Преображении на горе Фавор. Поэтому с момента первого пришествия Христа на землю наше земное время называют последним или говорят, что времени осталось совсем мало (время коротко). Верующие христиане уже имеют возможность, пребывая во Христе, оказаться в Его Царстве прямо сейчас, прежде смерти, если Бог соизволит даровать это. “Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.” (Мр. 9:1)
|
|
| |
Серафима | Дата: Четверг, 22.08.2019, 23:35 | Сообщение # 29 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Гора Фавор... "Во времена земной жизни Христа Спасителя это была пустынная, заросшая кустарником и низкорослыми деревьями гора. На ее вершину Господь поднялся вместе с тремя Апостолами. Там перед учениками явил Он в зримом образе Свое Божественное величие: вечный Свет Божества, более яркий и чистый, чем лучи солнца, Свет, который не ослеплял, а наполнял душу неизъяснимой радостью, небесным покоем и блаженством.
Этот Свет был откровением дивной красоты Божией, в сравнении с которой вся чувственная земная красота показалась бы темной, мрачной ночью, а земные наслаждения, если бы слить их в одну чашу, – напитком, горьким, как полынь. Этот Свет был началом, источником и полнотой бытия. На горе Преображения человеческой мысли ничего не хотелось знать, но только созерцать вечный, несотворенный Свет. Человеческое сердце ничего не могло желать, кроме одного – всегда пребывать в лучах Фаворского Света.
Перед Апостолами открылось таинство вечной жизни, как вечное озарение Божественным Светом, где в (одном) мгновении – полнота всего счастья; и в то же время это счастье постоянно увеличивается и раскрывается в новых волнах Божественного Света. Поэтому вечная Жизнь – это всегда новое, всегда неведомое, всегда нежданное, всегда дивно прекрасное и неповторяющееся в своей красоте."
|
|
| |
Серафима | Дата: Суббота, 24.08.2019, 05:54 | Сообщение # 30 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
+++ Апостолы с изумлением увидели, как перед Христом предстали два ветхозаветных пророка – Моисей и Илия – и беседовали с Ним. Илия окружен в Ветхом Завете особым почитанием. Его служение сокровенно и мистично. Это – огненный дух веры, который противостоит тлетворному духу языческих цивилизаций и культу человеческих страстей. Это – то духовное пламя, угасить которое не может сатанинский дух, воплощающийся в тиранах и диктаторах на протяжении всей мировой истории и готовящийся с особой силой проявиться в лице грядущего антихриста – “апостола” и медиума сатаны.
Дух Илии – это всецелая преданность Богу, внутреннее очищение человеческого ума и сердца, делающее человека еще при жизни ангелоподобным. Это огонь любви к Богу, любви требовательной, безкомпромиссной, которая может показаться суровой и даже жестокой, жертвенно помогающей всякому добру и в то же время, как пламя, испепеляющей грех и зло. Илия должен прийти в конце мира. Он – Предтеча Второго Пришествия Христова. Он придет в то время, когда зло примет невиданные ранее колоссальные размеры и изощренные формы, когда земная власть и сам руль истории неожиданно окажутся в руках антихриста.
Антихристом завершится та Богоборческая ветвь человеческого рода, которая началась с Каина, протянулась к Нимвроду, дала миру, как ядовитые гроздья, древних и новых тиранов, убийц и насильников человечества. Квинтэссенция мирового зла – антихрист.
С Христом беседовал пророк Моисей. Он назван Боговидцем. На Синае Моисей принял от Бога Закон, но этот Закон должен был раскрыться и высветиться в своих глубинах на Голгофе. Этот Закон предвозвещал Евангелие; оно содержалось в нем, как сердце в груди человека, или как семя носит в себе начаток прекрасного цветка. На Синае Моисей просил Господа показать ему Свое лицо, но услышал в ответ, что может видеть только след Божества.
Толкователи Библии объясняют, что “следом” и “тенью” Божества назван видимый мир, который учит Боговидению и Богопознанию, а также – написанный Закон. Лик Божества – это само существо Божества, которое остается неведомым даже для светозарных духов. Наиболее четкое определение Божества – Бог, не постижимый мыслью и не выразимый словом. ... Господи! хорошо нам здесь быть (Мф. 17, 4), – сказал Петр. Ему хотелось навсегда продлить время Преображения. Это была радость будущего Небесного Царства. Только в лучах Божественного Света сердце человека получает истинную отраду и покой, ум его постигает сверхлогическую и сверхчувственную тайну бытия.
Апостол Петр писал христианам в своем Соборном Послании: Вы – род избранный, царственное священство (1 Пет. 2, 9). Божественный Свет Преображения делает душу человека алтарем храма, а сердце – жертвенником, на котором приносится Богу непрестанное священнодействие молитвы.
Божественный Свет изображается на иконах как нимб вокруг лика святого. Это драгоценная корона, которой Господь венчает победителей. Божественный Свет Преображения – это тайна будущего века, когда в огне сгорят небеса и земля и будут новая земля и новое небо.
|
|
| |
Серафима | Дата: Понедельник, 26.08.2019, 17:14 | Сообщение # 31 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
«Господь взял Петра, – говорит преподобный Иоанн Дамаскин, – чтобы показать, что свидетельство его о Божестве Христовом подтверждается свидетельством Отца, и дабы уверить его в Своих словах, что Сам Отец Небесный открыл ему это свидетельство; Он взял Иакова, который прежде прочих двенадцати апостолов пострадал за Христа; наконец, взял Иоанна, девственника и чистейший орган Богословия, чтобы он, узрев вечную славу Сына Божия, возгремел: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). «Если бы, – говорит блаженный Феофилакт, – Господь одного Иуду оставил внизу, а прочих взял, то могли бы некоторые сказать, что это и оскорбило Иуду, что поэтому он и продал Господа своего. Но Господь оставил восемь учеников внизу, чтобы трех прославить видением, а остальных сделать блаженными через веру слышанному, как Сам говорит: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). И возвел их на гору высокую одних, приглашая их помолиться с Ним. «Он возводит их на гору высокую, дабы показать, что тот, кто не возвысится над земным, не достоин такого божественного созерцания, – возводит одних, потому что имел обыкновение славнейшие чудеса совершать втайне» (блаженный Феофилакт). Господь любил совершать молитвы Свои на горах, в тишине ночи. Можно думать, что и теперь была ночь. И всю ночь продолжалась молитва Господа нашего, так что ученики, утомленные дневными трудами, совершив свои молитвы, к утру, наконец, заснули. Именно теперь, на Фаворе, в час преображения, в глубине Его покорного Богу Отцу сердца изречено великое слово: «вот, иду… исполнить волю Твою, Боже!» (Евр. 10:7). И вот, это пренебесное состояние Его святой души, просиявшей восторгом, умилением и святой решимостью на дело Божие, засветилось в Его Божественном взоре, на Его краснейшем добротой лице, потом – во всем Его пречистом теле, просияло в Его ризах, заблистало вокруг Него светом неизреченным по всей вершине святой горы…
|
|
| |
Серафима | Дата: Понедельник, 26.08.2019, 17:19 | Сообщение # 32 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
И преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей, и Илия, с Ним беседующие”. Их уже давно нет на земле, но – вот они здесь, говорят с Господом “об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме” (Лк. 9:31).
И трое учеников Христовых от радости только и могут выговорить: “Господи! Хорошо нам здесь быть!” Они не могут участвовать ни в их славе, ни в их беседе, но все равно хотят, чтобы это никогда не прекращалось. Чтобы никогда не покидать этой дивной горы, Петр предложил: “если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии”. Поистине “не зная, что говорил”, – добавляет Евангелист.
И вдруг среди этого блаженства “облако светлое осенило их; и се, глас Бога Отца, из облака глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
Ученики при этом пали на лица свои, и очень испугались. Они еще не прошли до конца пути верности Отцу и послушания Сыну даже до смерти. Поэтому они еще только зрители. Им еще не открылся “свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа”. Но свет Царства показан воочию, чтобы запомнили на всю жизнь, и особенно – когда увидят Господа распинаемым. Так Господь укреплял их веру в предстоящих испытаниях.
Апостолу Петру память об этом свете и не дала прийти в совершенное отчаяние после его трехкратного отречения. Он как никто понимал, насколько важно среди искушений хранить в сердце и эту Фаворскую гору, и этот фаворский свет, и он писал христианам: «Я никогда не перестану напоминать вам о сем». И Петр всегда подчеркивал, что он проповедовал «не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцем Его величия».
Так в этот день Иисус Христос показал Свою Славу ученикам – избранным. Как на Синай были допущены избранники народа (остальным было запрещено под угрозой смерти), – так и на Фавор поднялись лишь избранные из избранных ученики Христовы. Поэтому присутствие Моисея при Преображении Христа на горе Фавор имеет глубокий смысл: он первым видел тот же Божественный Свет на горе Синай, где получил заповеди Божии, и на Фаворе ученики вновь увидели этот Свет и услышали дальнейшее изложение воли Отца Небесного, Который в немногих словах засвидетельствовал о Христе, как о Своем возлюбленном Сыне, и повелел новую заповедь: “Его слушайте”.
Явившись на Фаворе, Моисей подтвердил тем самым конец Ветхого и начало Нового Завета, склонив перед Христом голову, как некогда на Синае перед Богом. Моисей принес народу заповеди Божии, и ученики Христовы передали всем повеление слушать Сына Божия, сказавшего в Евангелии все, необходимое для спасения.
Встречается также иконографическое толкование, что пророки Моисей и Илия, изображенные на иконе Преображения слева и справа от Христа, означают начало и конец мiра. Моисей ведь написал книгу Бытия – историю сотворения мiра. А Илия был живым восхищен на небо, чтобы явиться в конце времен и обличать антихриста, Илия должен стать пророком последнего времени. Христос находится на иконе между пророками, символизирующими начало и конец мiра. Он Сам по Писанию – альфа и омега этого мiра, начало и конец его.
|
|
| |
Серафима | Дата: Понедельник, 26.08.2019, 19:21 | Сообщение # 33 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Об угрозах Божиих
Видим угрозы, написанные в Святом Писании, через которые Бог временной и вечной казнью грозит нераскаянным грешникам. Ибо как царь, пекущийся о добром состоянии своего государства, издает полезный указ и в указе объявляет, что должны и чего не должны делать его поданные, а в указе и казнь законопреступникам полагает, сказано: то и то будет преступившим указ, — так и Царь Небесный Господь Бог издал Свой святой и праведный закон всем людям, чтобы они по правилу этого закона жили и себя исправляли, и что Он запрещает, от того уклонялись, а что повелевает, то бы творили.
А преступникам закона временную и вечную казнь объявил: «Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 10). «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21, 8). «Если не обратитесь, Он оружие Свое изощрит, лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смерти, стрелы Свои сделал для сожигаемых» (Пс. 7, 13-14). «Низведет Он на грешников сети: огонь и сера, и дух бурный — их доля из чаши» (Пс. 10, 6). «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют» (1 Кор 6, 9-10).
Эти и другие угрозы Божии страшны нам, но они великое человеколюбие Божие нам показывают. Потому что ничто так не обращает грешника к покаянию, как угрозы казней. Через обещание благ зовет нас Бог к Себе и вечному спасению, а через угрозу казни побуждает, понуждает и убеждает. Потому Он грозит грешникам, что не хочет их погубить. Потому и являет гнев Свой, чтобы мы страхом этого гнева себя исправляли и избегали бы вечной казни. Ибо если страх пред земным царем от многого зла нас отвращает, то тем более страх пред Небесным Царем силен отвратить нас от всякого зла и подвигнуть к покаянию, если часто будем рассуждать о праведном гневе Его против греха и о страшных Его угрозах.
Воистину страхом казни, как веревкой, будет связан и удержан человек, и не будет подвижен ни на какое зло. Воистину не захочет грешить, когда перед умными глазами увидит уготованный ему за грех огонь вечный. Воистину память о казни не допустит до казни, а рассуждение о геенне не допустит войти в геенну. Воистину много мы должны Богу нашему, возлюбленные христиане, и за это человеколюбие Его к нам, что Он объявил нам о геенне и прочих казнях. Ибо нас более подвигает к покаянию угроза казни, чем обещание добра, как выше сказано.
Но откройте слух душ ваших и внимайте тому, что хочу вам предложить. Опасно, весьма опасно презирать Божии угрозы, и не каяться, и себя не исправлять. Точно знайте и не сомневайтесь, что на самом деле узнает на себе наказание Божие тот, кто презирает Его угрозы. Нет ничего опаснее, как презирать то, чем грозит Бог. Впадет тот в геенну, кто не думает о геенне. Не избежит вечной смерти тот, кто презирает эту смерть. Узнает на себе гнев Божий тот, кто не боится гнева Божиего и не кается. «Бог наш есть огнь поядающий. Страшно впасть в руки Бога Живаго» (Евр. 10, 31)! «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6, 7).
Что человек сеет, то и пожнет. Подлинно, Бог Милостив и Человеколюбив, но и Праведен, ибо всем воздаст по делам их. Грешники, вложим в память и затвердим слово сие: опасно презирать Божии угрозы! Грозил Бог прародителям нашим в раю: «смертью умрете в тот час, когда вкусите от заповеданного древа» (Быт. 2, 17). Презрели это прародители, и смертью умерли. Презрели угрозы Божии жившие во время Ноя нечестивцы — и от всемирного потопа погибли. Презрели содомляне — и огнем сожжены. Презирают и ныне грешники, и погибают. Потоплены в наводнении нечестивые, которые не верили проповеди праведного Ноя о покаянии.
Чего ожидать и нынешним нечестивым, ругателям и презирающим Закон Божий? Погрузятся и они в страшнейший потоп вечной погибели. Пожег содомлян огонь с небес за мерзкую нечистоту. Чего чаять и ныне блудникам, прелюбодеям и другим осквернителям, кроме гееннского огня, в котором они будут гореть и не сгорать вовеки? Поражены многие израильтяне в пустыне за свои беззакония и не дошли до земли обетованной.
То же будет и с беззаконничающими христианами, не будут допущены и они в царствие Божие. Ибо «вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22, 15). И это есть то, что говорит Господь: «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13,5).
Грешники! Внимайте этому слову и покайтесь! Страшна временная погибель, но намного страшнее вечная. Итак, убоимся погибели, и покаемся, и избежим ее! Убоялись ниневитяне погибели, которая должна была последовать им, покаялись, и не впали в погибель, но получили милость от Человеколюбивого Бога. Обратимся и мы всем сердцем к Богу нашему, и покаемся, и перестанем нашими грехами Его раздражать, да и милость от Него получим. Аминь.
Святитель Тихон Задонский. Краткие нравоучительные слова. Слово 21-е
|
|
| |
Марина | Дата: Понедельник, 26.08.2019, 21:39 | Сообщение # 34 |
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
|
Святитель Тихон, моли Бога о нас!
|
|
| |
Марина | Дата: Понедельник, 26.08.2019, 21:46 | Сообщение # 35 |
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
|
Цитата Серафима ( ) Апостолу Петру память об этом свете и не дала прийти в совершенное отчаяние после его трехкратного отречения. Он как никто понимал, насколько важно среди искушений хранить в сердце и эту Фаворскую гору, и этот фаворский свет, и он писал христианам: «Я никогда не перестану напоминать вам о сем». И Петр всегда подчеркивал, что он проповедовал «не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцем Его величия» Фаворский свет - это Благодать Духа Святого?Божественная Природа Господа Иисуса Христа?
|
|
| |
Серафима | Дата: Вторник, 27.08.2019, 18:05 | Сообщение # 36 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Цитата Марина ( ) Фаворский свет - это Благодать Духа Святого?Божественная Природа Господа Иисуса Христа? Ответ я думаю, вот в этих словах (из вышеразмещенных текстов): Это была радость будущего Небесного Царства. Только в лучах Божественного Света сердце человека получает истинную отраду и покой, ум его постигает сверхлогическую и сверхчувственную тайну бытия. ... Божественный Свет Преображения – это тайна будущего века, когда в огне сгорят небеса и земля и будут новая Земля и новое Небо. ___ Как я понимаю, Божественная Природа Господа Иисуса Христа - это Божественные Свет и Любовь. Благодать Святого Духа, о подании Которой мы молим Бога, это Любовь Божия во Свете Божием (здесь, полагаю, уместно вспомнить беседу св.Серафима Саровского с Мотовиловым). Пребывающие во Христе, пребывают во Свете Его Любви - в Его Царстве, в Самом Господе. Дальше несказанно...
Вкусите и видите яко благ Господь!
Подай, Господи!
Пресвятая Богородице, просвети нас Светом Сына Твоего! Все Святые, молите Бога о нас!
|
|
| |
Марина | Дата: Вторник, 27.08.2019, 22:25 | Сообщение # 37 |
Группа: † православные христиане
Сообщений: 1717
Статус: отсутствует на форуме
|
Спаси, Господи, Серафима! Очень понятные объяснения! Подай, Господи, смиренного духа!
|
|
| |
Серафима | Дата: Четверг, 29.08.2019, 20:32 | Сообщение # 38 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ
Слово в день Успения Пресвятой Богородицы
Воспою, радуяся, Твоя Успение. Ирмос песни 1-й
Братья, что это значит, что Церковь кончину Божией Матери называет не смертью, как обыкновенно мы называем кончину людей, а успением или, что все равно, упокоением или мирным сном, и не только не скорбит, не плачет при гробе Ее, а, напротив, поет радостные, торжественные песни Ее исходу? То, что преблагословенная Матерь Господа в самом деле не умерла, как обыкновенно умирают люди, а как бы уснула ненадолго мирным сном после тяжких скорбей жизни и что гроб Ее, бывший для Нее дверью к Небесному Царствию, скрывает в себе много радости для христианина; из этого гроба, как и из гроба воскресшего Господа, веет и на нас небесным нетлением, или лучше сказать — этот гроб непреложно обещает и нам бессмертие по душе и нетление по телу, истребляя в нас страх смерти. Слава Победителю смерти, Господу Иисусу! До пришествия Его смерть была очень страшна для человека потому, что она похищала свои добычи безвозвратно, а средств избавиться от нее никаких не было, так как грех, которым сильна была смерть, разливался подобно морскому наводнению и остановить это наводнение ничто было не в силах; между тем знали, что люди, похищенные смертью, как пленники содержались там, куда они обыкновенно отходили после смерти. Было, правда, два-три примера, что двое из людей вовсе не испытали смерти, а один молитвой и слезами получил отсрочку у нее тогда, как она совсем было занесла уже на него убийственную руку, и ей не велено было касаться его еще пятнадцать лет. Но что значили эти два-три примера в сравнении с миллионами людей умиравших?! Тоже, что капля в океане. Притом последний пример не был совсем утешителен для людей потому, что царь Езекия не мог же совершенно избавиться от смерти, а только вымолил себе отсрочку от нее, а первые два — Енох и Илия — считались неподражаемыми по святости жизни, за которую они были живыми взяты на небо.
Что же видим теперь, после явления Господа во плоти нашей и после победы, одержанной Им над грехом и смертью? Весь ужас смерти исчез; она сделалась как бы мирным сном, после которого настанет радостное утро всеобщего воскресения. По мере того, как каждый из нас побеждает еще живущий в нас грех, — а теперь даны нам все средства побеждать его (2 Пет. 1,3), — исчезает и страх смерти, так что торжествующие победители греха с радостью встречают ложе смерти и уже не умирают, а точно засыпают мирным сном. «Ныне, — говорит святитель Златоуст, — Господь сокрушил врата адовы и само лицо смерти истребил. Но что я говорю: лицо смерти? Даже само имя смерти изменил, ибо она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном».
Самый очевидный пример торжества над смертью видим мы в Пречистой Матери Господа. Она склонилась в гробе только для краткого отдохновения плоти. Говорим «для краткого» потому, что, по свидетельству предания, на третий день после Ее смерти уже не найдено в гробе пречистого тела Ее — оно воскрешено и взято было на небо, где вместе с душой стало наслаждаться блаженством небесным. За Божией Матерью видим апостолов и мучеников, которые встречают смерть с радостью, как величайшего друга, который взамен скоропреходящих благ настоящего мира или взамен его бед и скорбей дарствует им вечные радости Царствия Небесного. За ними видим всех святых, которые смотрели на смерть также с радостью, видя в ней конец земных трудов и начало небесной славы. Святая Церковь старается и в нас поселить такое же бесстрашие к смерти, увещевая нас прогонять страх ее постепенным искоренением в себе грехов, и своих мертвецов она называет теперь не иначе, как усопшими, т. е. как бы уснувшими, потому что бессмертная жизнь в будущем веке так теперь для нас несомненна и право наше на нее так верно, что мы не можем или не должны иначе смотреть на смерть, как на сон. Слава бесконечно благому Богу! Прежде над мертвецами долго и безутешно рыдали и даже повелевалось прямо над мертвецами источать слезы. Чадо, — говорит богопросвещенный мудрец, — над мертвецом источи слезы, и якоже зле страждущ начни плач... Горек сотвори плач, и рыдание тепло, и сотвори сетование, якоже ему достоит (Сир. 38, 16-17), а ныне вместо надгробного рыдания мы поем песнь Аллилуиа, или Хвалите Бога, восхваляя божественную премудрость и благость, которые смерть сделала переходом к бессмертию.
Братья! Звания небесного причастницы, вы видели на иконе всечестного и славного Успения Богоматери, как Она мирно почивает. Какое спокойствие и отражение небесной радости на Ее лике! Это точно сон, краткий переход от земли на небо. Поучимся же и сами рачением к добродетели и презрением к пороку сделать смерть свою мирным сном. Доколе будет царствовать в нас грех, дотоле будет страшна для нас и смерть, потому что точно смерть грешников люта (Пс. 33, 22). Грех есть причина смерти. Оброцы греха, сказано, смерть (Рим. 6, 23).
Будем же посильно побеждать в себе грех, как причину смерти. Побеждать его только сначала весьма трудно, а потом будет и легко и сладостно, так как по мере увеличения страданий, причиняемых борьбой с грехом, будет увеличиваться и утешение Христово (2 Кор. 1, 5) в нас и Господь, сказавший, что иго Его благо и бремя легко (Мф. 11, 30), верно, сделает легкими и животворными и труды подвижников. Притом, что достается трудом, то дороже ценится и тем мы больше наслаждаемся. Мы для трудов и созданы, а не для неги и бездействия. Да, небесная слава, конца не имеющая, без сомнения и стоит посильных трудов целой жизни. Это несравненное блаженство, это царство славы даром не дается. Царство Небесное, сказано, нудится, т. е. силой приобретается, и нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12).
Не оттого ли мы так ленивы побеждать в себе страсти и злые наклонности, что в нас слаба вера в жизнь будущего века? Но она также несомненна, как настоящая жизнь наша. Разве Тот, Кто дал нам начаток жизни здесь, на земле, не даст нам полной, совершенной жизни на небе?! Да, это неизбежно должно быть, и этому труднее не быть, чем быть. И в этом уверяет нас неложное слово Божие. Вси сущии во гробех, — говорит оно, — услышат глас Сына Божия, и, услышавши, оживут, и изыдут, сотворшии благая, в воскрешение живота: а сотворшии злая, в воскресение суда (Ин. 5, 28-29).
Братья! Вечная жизнь за гробом не подлежит никакому сомнению. Но также не подлежит ни малейшему сомнению, что она может быть двоякая: для праведников — блаженная, а для ожесточенных грешников — мучительная. Смерть есть предел, граница между настоящей и будущей жизнью, и мы не знаем, далеко или близко она от нас. Будем готовы всегда стать на эту грозную границу между двумя жизнями. Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
http://www.pravoslavie.ru/1770.html
|
|
| |
Серафима | Дата: Четверг, 29.08.2019, 20:51 | Сообщение # 39 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Смерть – это некий индикатор верности духовной жизни. Если духовная жизнь правильно движется, в верном направлении, то смерть становится желанной. Верная христианская жизнь уничтожает страх смерти. Так что именно такой смерти я желаю себе и стремлюсь к ней.
Такую смерть в самом высочайшем смысле обрела Божия Матерь. Ее смерть была успением. Это легкий, совершенно безболезненный переход из состояния земного, временного бытия в вечную блаженную радость. Поэтому мы все, христиане, должны это помнить и готовиться к этому самому главному дню нашей земной жизни. Когда он придет, мы не знаем, но Евангелие учит нас умирать каждый день для земных страстей и привязанностей. Также Евангелие учит нас жить каждый день как последний и не заботиться о дне завтрашнем, ибо завтрашний день сам позаботится о себе. Следует помнить притчу о безумном богаче, который стяжал огромное имение и радовался, что будет есть, пить и веселиться, но вдруг услышал: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12: 20–21).
Верное отношение к смерти – это избавление от страстных привязанностей к чему-либо или кому-либо земному, полная свобода и радость встречи с Богом в легком и безболезненном переходе в вечность. (Священник Лев Аршакян)
+++
– Прекрасна смерть мученика и героя: они отдают свою жизнь за Бога и за други своя, и их имя остается в памяти людей, Господь явственно творит им вечную память, которой мы просим для каждого.
Можем или должны ли мы желать себе такой кончины? Церковь учит нас просить у Бога христианской, безболезненной, непостыдной, мирной. В этом ряду более-менее понятно только второе слово. Что такое «безболезненно», вроде ясно, хотя о какой болезни говорится: телесной или душевной? А «мирная»? Конечно, это не то, чтобы умереть в мирное время в постели, а не на поле брани, это о том мире, который Господь нам даровал и повелел хранить в душе, чтобы войти в вечность. Он, этот мир, и дает человеку силу на подвиг любви и к Богу, и к людям. Тогда и жизнь наша будет вся проходить пред Господом как на ладони, будет непостыдна. Ведь стыд – это когда мы что-то скрываем, когда нам есть что скрывать.
С миром в душе человек делается смиренен, он чувствует свою немощь и не мечтает о подвигах. Даже когда он их совершает, он не замечает их за собой и не приписывает себе. Он знает, что он пепел и тлен, и все доброе творит в нем Христос. Он в страшном борении выбрал земные страдания, чтобы не нарушить волю Отца Небесного. И в таком состоянии духа пребывали святые мученики, когда дерзновенно выбирали себе из предложенного мучителями орудия пыток вместо земных благ, они выбирали себе вечное блаженство со Христом и не были мазохистами. Они просто не могли, не хотели жить без Христа.
Вообще добрый человек – это не тот, кто делает много добрых дел. Злые люди могут делать, и даже с удовольствием, добрые дела, как Ирод, слушавший Иоанна. Добрый – тот, кто не делает зла, не пускает его в свою душу. Вся жизнь его христианская, и Господь посылает ему христианскую кончину. Царица Небесная, приближаясь к дню Своего блаженного успения, согласно церковному преданию, не желала видеть на мытарствах бесов, ибо они, по слову преподобного Серафима, гнусны, и Ее Божественный Сын, приняв на Свои руки Ее пречистую душу, пронес Ее в Небесные обители. У нас, грешных, по-другому, и в этом состоит главная наша беда: сколько мы ни делаем добрых дел, остается в душе уголок, в котором мы интересуемся бесовскими кознями, и их гнусность и смрад нас привлекают. Помоги нам, Господь, Матерь Божия, святой ангел-хранитель и все святые, избавиться от этой напасти. (Протоиерей Владимир Седов)
|
|
| |
Серафима | Дата: Пятница, 30.08.2019, 05:29 | Сообщение # 40 |
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
|
Цитата Царица Небесная, приближаясь к дню Своего блаженного успения, согласно церковному преданию, не желала видеть на мытарствах бесов, ибо они, по слову преподобного Серафима, гнусны, и Ее Божественный Сын, приняв на Свои руки Ее пречистую душу, пронес Ее в Небесные обители. У нас, грешных, по-другому, и в этом состоит главная наша беда: сколько мы ни делаем добрых дел, остается в душе уголок, в котором мы интересуемся бесовскими кознями, и их гнусность и смрад нас привлекают. Помоги нам, Господь, Матерь Божия, святой Ангел-хранитель и все святые, избавиться от этой напасти. Помоги, Господи!
|
|
| |
|