Однако нередко бывает так, что мы умом все понимаем, а смириться все равно не можем, не получается у нас. Происходит это оттого, что «мы не почтили Бога как Бога; оттого, что мы не покорились Богу как Богу; оттого, что мы не дали себе должного места пред Богом; от нашей гордости, от нашей слепоты, оттого, что падшая, поврежденная, извращенная воля наша не уничтожена и не отвергнута нами».
Рим.9:20: А ты кто, человек, что споришь с Богом? - Видишь ли, как (апостол) останавливает безвременное любопытство, налагает узду и научает знать различие между Богом и человеком? «А ты кто?» Разве ты участвуешь с Богом в правлении? Разве ты судья того, что Он должен делать или не делать? Говорить, что это следует сделать так, а это иначе, значит препираться с Богом и действовать наперекор Ему. Но этого отнюдь не должно делать, а должно с покорностью принимать сделанное Богом, как бы оно ни было сделано. (Из толкований) _____________________
Господи! Исповедую пред Тобою, что я не что иное, как всякая суета и смертная тень, и некая мрачная пропасть и сухая земля, которая без Твоего благословения ничего не произращает и плода не приносит, но только посрамление, грех и смерть. Если я когда-либо имел какое-нибудь доброе дело, то принял его от Тебя; что ни имею доброе, Твое и от Тебя получил. Если я стоял, Тобою стоял; но когда падал, падал собой: я бы всегда в грязи валялся, если бы Ты меня не восстановил; всегда был бы слеп, если бы Ты не просветил меня… Если бы Ты не предохранял меня, я бы все грехи сделал. Но в чем я не согрешил, то Ты так сотворил; от чего воздержался, Ты повелел, и что я в Тебя верую, это Ты в меня вселил. (блаженный Августин “Цветы благодатной жизни”)
Когда находишься в какой скорби, переносимой тобою с благодарением, внимай добре, да не прельстит тебя враг или твое самолюбие возжелать избавиться от нее. Ибо от этого потерпишь ты две потери: первая та, что хотя, восприяв такое желание и согласившись на него, ты не потеряешь тотчас добродетели терпения, однако ж значительно поколеблешь ее, от чего она, мало-помалу ослабевая, по причине неисполнения желания избавиться от надлежащей скорби ввергнет тебя наконец в состояние нетерпеливости; вторая та, что терпение твое с сего момента начнет быть подневольное: Бог же доброхотна дателя любит и награждает.
Следовательно, с сего времени, хоть терпеть все же будешь, ибо одно желание избавиться от скорби не избавляет от нее, но терпение твое будет безнаградное. Бог воздаст тебе за терпение скорби до того часа, до которого ты терпел благодушно, не ища избавления, со времени же восприятия такого желания Бог уже ничего не воздаст тебе за твое неохотное терпение.
Напротив, если ты, отражая и подавляя находящее желание избавления от скорби, всецело будешь предавать себя в благую волю Божию, изъявляя готовность охотно потерпеть и стократно большие скорби, чем настоящая, если угодно будет Господу наслать на тебя их, то, хотя бы страдание твое настоящее продолжалось час какой и даже менее того, Бог примет его за самое долгое и с этим соразмерит воздаяние тебе.
Подобно сему и во всех других случаях не давай воли своим желаниям, а держи их в своей власти, направляя все исключительно к одной главной цели - стоянию в воле Божией и шествованию по воле Божией. Ибо тогда и желания твои все будут правы и благочестны, и ты при всякой неприятной случайности будешь пребывать в покое, упокоиваясь в воле Божией. Искренно веруя, что с тобой ничто не может случиться помимо воли Божией, и ничего не желая, кроме пребывания в деятельном исполнении воли Божией, ты, как само собой очевидно, всегда будешь иметь только то, чего желаешь, что бы когда ни случилось с тобою.
Под тем, однако ж, что я сказал - что с тобой ничего не случится, на что нет воли Божией,- не разумеются твои собственные грехи и грехи других людей, так как Бог не желает грехов, а разумеются скорби и нужды, Богом посылаемые во вразумление и научение нас или в наказание за грехи наши.Они благотворны для нас и праведно именуются спасительным крестом, который Он нередко возлагает на самых близких любимцев Своих и угодников и несение которого во всех наипаче благоугодно Ему.
И то, что я сказал: не желай избавиться от скорбей, разумей, как должно, в смысле покорности воле Божией. Мы не можем не желать быть свободными от скорбей, потому что в наше естество Сам Бог вложил желание благобытия, почему благоволил и в молитву, Им Самим начертанную для нас, включить: не введи нас во искушение, которую мы и повторяем каждодневно по нескольку раз. Если теперь после такой молитвы, слышимой, конечно, Богом, Он посылает нам скорбь, то явно, что на это особая воля Его, которой мы, как твари Его, сознающие свой долг во всем Ему покорствовать, и должны благодушно покориться, перенося посланное как такое, что необходимо для спасения именно моего и твоего.
Да и самую молитву: не введи нас во искушение, твори, приразумевая: не якоже аз хощу, но якоже Ты, подражая Господу Спасителю, т. е. твори не потому, чтобы имел отвращение от искушений и ни под каким видом не желал их, но по тому одному, что так молиться повелел Господь, содержа вместе в душе полную готовность благодушно принять все, что благоугодно будет Богу наслать на нас, и не поблажая самолюбивому желанию непрерывного благобытия, которому невозможно быть на земле, так как оно есть удел будущей вечной жизни.
Свидетельство иеромонаха Синезия: «Несколько лет назад я был приходским священником храма святого Василия (г. Пирей). Однажды меня пригласили в больницу исповедовать 42-летнего мужчину по имени Ксенофонт. Когда я приехал, то узнал, что его дни сочтены. Раковые метастазы добрались до его мозга. Соседняя койка в его палате пустовала, поэтому мы были с ним наедине.
Вот, что он рассказал мне о своем пути к вере, хотя прежде был «закоренелым атеистом»:
«Я прибыл в эту палату с двумя кроватями примерно 35 дней назад. Рядом со мной лежал пациент лет восьмидесяти. Он тоже страдал от рака, рака костей, но, несмотря на нестерпимые боли, постоянно повторял: «Слава Богу! Слава Богу за все!» Он так же произносил молитвы, текст которых я слышал первый раз в жизни, потому что был атеистом, никогда не переступавшим порог церкви. Эти молитвы облегчали его страдания, он засыпал на пару-тройку часов, а затем просыпался от мучительной боли и начинал заново: «Господи, благодарю тебя! Слава Имени Твоему! Слава Богу! Слава Богу за все!» Я стонал от боли, а мой сосед славил Бога. Я хулил Христа и Богородицу, а он прославлял Их.
Меня это бесило! Не только из-за того, что мне было больно, но и из-за его бесконечных славословий. Он так же ежедневно причащался, а меня просто тошнило от всего этого зрелища.
«Пожалуйста, заткнись! Заткнись и перестань говорить: «Слава Богу за все». Разве ты не видишь, что этот Бог, Которого ты так любишь, беспощадно мучает нас?! Что это вообще за Бог такой? Нет никакого Бога, это же очевидно!»
А мой сосед по больничной койке смиренно отвечал мне: «Он существует, друг мой, и Он является самым любящим Отцом, потому что через эту болезнь очищает меня от множества моих грехов. Если бы вы выполняли какую-то работу, и при этом ваши одежда и тело загрязнились и воняли, не потребовалась ли вам жесткая щетка, чтобы очиститься? Точно так же и Бог использует эту болезнь, словно дорогой бальзам для моей души, чтобы подготовить ее к Царствию Небесному».
Его ответы еще больше действовали мне на нервы, и я продолжал хулить Бога и демонов. Все мои реакции были исключительно негативными, и я продолжал кричать: «Нет никакого Бога! Нет никакого Царства! Я ни во что не верю!»
Я хорошо помню его последние слова: «Подожди и ты своими глазами увидишь, как душа христианина, который верует, будет отделена от его тела. Я - грешник, но Его милость спасет меня. Только подожди и ты увидишь, и поверишь».
И этот день наступил. Медсестры хотели огородить его ширмой, потому что того требовали правила, но я запротестовал и сказал: «Нет, не делайте этого. Я хочу посмотреть на то, как этот старик умрет».
Я наблюдал за ним, в то время, как он не переставал славить Бога. Он повторял: «Радуйся, невесто неневестная»; «От многих моих грехов немощствует тело…», «Достойно есть..» и т.д., постоянно осеняя себя крестным знамением.
Затем он поднял руки и сказал: «Здравствуй, ангел мой! Спасибо тебе за то, что ты встречаешь меня, чтобы взять мою душу. Спасибо! Спасибо!» Он снова поднял руки, осенил себя крестным знамением, скрестил руки на груди и почил. Внезапно палата озарилась таким светом, будто ее осветило десять солнц. При этом был небесный аромат такой силы, что он распространился за пределы нашего отделения. Те люди, что не спали, выходили в коридор, чтобы увидеть источник такого чудесного благоухания.
Таким образом, отче, я - закоренелый атеист и богохульник уверовал в Господа и призвал вас, чтобы исповедоваться».
Ксенофонт был тверд и решителен, когда беспощадно расправлялся со своим «старым Я», и милость Господа к нему была велика, действительно велика! Несколько раз он принял Святое Причастие и покинул этот мир с чувством глубокого покаяния и прославлением Господа на устах».
Дата: Понедельник, 25.02.2019, 22:33 | Сообщение # 25
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
*Все имеют скорби. Они заменяют старцев, так как их попускает Господь, зная сердце каждого. Никто не поможет и не изменит, если не менять себя. Начинать надо со внимания к языку и уму. И надо постоянно следить за тем, чтобы обвинять себя, а не других.
*...Мы должны все переносить с детской покорностью - и приятное, и неприятное, и за все прославлять благого Бога. Пришла какая скорбь или болезнь, будем говорить: "Слава Тебе, Господи". Умножились ли скорби и болезни, опять: "Слава Тебе, Господи"... Болезнями и скорбями Господь врачует греховные раны нашей души.
Переноси все трудности с благодарением к Господу, Он никогда не дает человеку крест, который тот не смог бы понести, и Своей благодатью укрепляет нас к преодолению трудностей. А ропотом и отчаянием мы отталкиваем от себя божественную помощь и, будучи сами не в состоянии нести бремя своих грехов, все более и более удаляемся от Бога...
*... при нападении страстей и при всяких искушениях вражиих, в болезнях, в скорбях, в бедах и напастях - во всех трудностях жизни говорите: "Все для меня делает Господь, а я сама не могу ничего сделать, ничего стерпеть, превозмочь, победить. Он - сила моя!"
*Начинай каждый день утром полагать начало благое, прося словами Златоуста: "Господи, сподоби мя любити Тя..."
*Заметишь, что не удалось сделать все, что хотелось, скажи: "Господи, помилуй!" Надо бы заставить себя, да лень одолела - "Господи, прости". Если кого, забывшись, осудишь - скорее кайся, если что нарушишь - тоже. Покаявшись, старайся не грешить, а на допущенном не останавливай внимание, чтобы всегда иметь покойный дух, ни на что и ни на кого не возмущайся.
*Болезни допускаются тогда, когда мы не способны к подвигам. Наше горе в том, что мы очень нетерпеливы и малодушны.
*Большим утешением в болезнях был бы навык непрестанной Иисусовой молитвы. Она "прививается" только при сокрушении о грехах и смирении. Старец говорил, что опытно знающие о том, какую радость дает молитва, уже не хотят перемен, так как боятся потерять молитву в суете будней.
*Оскорбит ли кто? Уступи ему, и наступит мирная тишина, избавляющая душу от смущения. В духовной жизни не воздается злом за зло, но зло побеждается благочестно. Добро творите обидящим вас, молитесь за творящих вам напасть и всю печаль возложите на Господа. Он заступник и утешитель страждущим.
*Духовное богатство приобретается в терпении. Терпение же испрашивается непрестанной молитвой: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", - и помилует.
Блажен человек, переносящий все страдания в жизни сей с терпением и упованием на Бога! Один его день перевесит на весах небесных месяцы и годы безбожника, который или веселится без страданий, или страдает без терпения и упования на Бога. Блажен человек, в страданиях не ропщущий, но с терпением и упованием на Бога исследующий причины своих страданий! Где найдет страждущий причины своих страданий? Он найдет их или в себе самом, или в своих родителях, или в своих соседях - здесь страждущий найдет причины своих страданий. Царь Давид страдал из-за своего собственного греха; Ровоам - из-за греха своего отца, царя Соломона; а пророки страдали из-за грехов своих соседей.
Но если страждущий станет искать еще более удаленные и глубинные причины своих страданий, где он их найдет? Он найдет их или в первородном неверии человека Богу, или в мрачном и пакостном духе злобы, в бездонной и ядовитой тьме, или же в человеколюбивом и цельбоносном Промысле Божием - здесь страждущий найдет более удаленные и глубинные причины своих страданий. Адам и Ева страдали из-за своего неверия Богу; праведный Иов страдал из-за мрачного пакостника - духа злобы; а слепорожденный юноша, коему милостивый Господь отверз очи, страдал для славы Божией и своей вечной награды.
Свойство человека разумного - причины своих страданий всегда сперва искать в себе самом, а свойство неразумного - всегда и везде жаловаться на других. Разумный помнит все свои грехи с детства, помнит их со страхом Божиим и с ожиданием страданий за грехи свои; и когда его действительно постигают скорби, чрез друзей ли или чрез врагов, чрез людей ли или чрез злых духов, сразу ли или позднее, он тут же понимает причины своих страданий, ибо он осознает и помнит грехи свои. А неразумный забывчив, и забывает он все неправды свои; и когда постигнут его скорби, он, страдая, оглядывается и с удивлением спрашивает: почему именно у него должна болеть голова? Почему именно его богатство должно было пропасть? Почему его дети должны были умереть? И в неразумии и гневе своем он указывает пальцем на всякое существо на земле и на небе как на виновника своих скорбей, прежде нежели указать пальцем на себя самого, то есть на истинного виновника своих страданий.
Блажен человек, который пользуется своими страданиями, зная, что всякое страдание в сей кратковременной жизни попущено людям Человеколюбцем Богом для их же блага и пользы! По милости Своей Бог попускает людям страдать за грехи их, по милости, а не по правде. Ибо если судить по правде, то всякий грех влек бы за собою неизбежную смерть, как и апостол говорит: а сделанный грех рождает смерть (Иак.1:15). Вместо смерти Бог посылает лекарство чрез страдания. Страдания являются Божиим методом лечения душ от греховной проказы и смерти.
Только неразумный думает, что страдание есть зло. Разумный же знает, что страдание - не зло, но лишь проявление зла и лечение зла. Лишь грех в человеке является настоящим злом, а вне греха зла не существует. Все прочее, что люди обычно называют злом, не зло, но горькое лекарство от зла. Чем тяжелее состояние больного, тем более горькое лекарство прописывает ему врач. Иногда лекарство даже кажется больному более тяжким и горьким, чем сама болезнь его. Так и грешнику иногда страдания кажутся более тяжкими и горькими, чем сотворенный грех. Но это самообман - о, какой жестокий самообман! Нет в мире страданий, кои даже приблизительно были бы столь тяжки и пагубны, сколь тяжек и пагубен грех. Все страдания людей и народов на земле - не что иное, как обильные лекарства, предлагаемые людям и народам вечной Милостью, да спасет их от вечной смерти. Всякий, даже малейший, грех повлек бы за собою неизбежную смерть, если бы Милость не попустила страданий, для отрезвления людей от пиянства греховного, для лечения, которое чрез страдания осуществляет благодатная сила Духа Святаго Животворящего.
Вы скажете: человек боится страданий, ибо боится смерти, а страдания могут привести к смерти. Но что приводит к смерти тела: болезнь или лекарство? Несомненно, болезнь, а не лекарство. Так и к смерти души приводят не страдания, но грех, представляющий собою болезнь души, умирание души. Воистину, грех есть семя смерти, семя ужаснейшее, кое если не будет вовремя обнаружено чрез страдания и попалено пламенем Духа Святаго, то возрастет и исполнит всю душу, так что она будет не сосудом жизни, а сосудом смерти.
Очевидно, таким образом, что страдания должно переносить с терпением и упованием на Бога; и более того: переносить, благодаря Бога и радуясь. Елики явил ми еси скорби многи и злы, и обращься оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси. Умножил еси на мне величествие Твое, и обращься утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси. Ибо аз исповемся Тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину Твою, Боже, воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев. Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил (Пс.70:20-23). И апостол Петр наказывает верным: но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь (1Пет.4:13). Участвовать в Христовых страданиях означает страдать осознанно и разумно, кротко и терпеливо, дабы очиститься от грехов, дабы оживотвориться, дабы вообразился в нас и вокруг нас Христос живый. Когда великий Златоуст телом умирал в изгнании, измученный и униженный людьми, последними его словами были: "Слава Богу за все!" Священное Писание и история Церкви предлагают величайшие примеры терпения в страданиях, какие были когда-либо известны роду человеческому. И сегодняшнее Евангельское чтение описывает подобный пример великого долготерпения в страданиях. Но не только это. Изображая расслабленного человека, который тридцать восемь лет страдал от паралича с терпением и упованием, сегодняшнее Евангелие нам, кроме того, открывает, или, лучше сказать, подтверждает две великие тайны. Первая тайна: этот человек, много лет болевший, нес причину своей болезни, своих страданий в себе самом, то есть в своем грехе. Вторая тайна: всемогущий Господь наш Иисус Христос исцелил сего больного Своей Божественною силой, сказав: встань, возьми постель твою и ходи. Тем еще раз открылось Его Божественное человеколюбие и Его Божественное всемогущество, извне прикровенное легким страдальческим плащом человеческой плоти.
Дата: Понедельник, 25.03.2019, 17:59 | Сообщение # 27
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Святой Паисий Святогорец: Скорби помогают душе смиряться ... Человек, который избегает испытаний, который не желает терпеть боль и скорбь, не хочет, чтобы его огорчали или упрекали, а стремится к безоблачной, безмятежной жизни, — оторван от реальности. Если человек испытывает боль — значит, его посетил Господь. А если у человека нет скорбей — скорее всего, это означает, что Христос оставил его. Такой человек и грехи свои не оплачивает, и никаких духовных накоплений не имеет. Так что люди должны воспринимать скорби и искушения как дары Божии. Как утверждает св. Исаак Сирин, бедствия в этой жизни уменьшают адские мучения, то есть по отношению к человеку начинают действовать духовные законы и некоторая часть адских мучений уничтожается.
Взрослый человек, который не хочет терпеть оскорблений и суровых замечаний, помогающих ему избавиться от страстей или — если он невиновен — получить мзду, неразумнее маленького ребенка, который убегает от врача, боясь, что тот сделает ему укол, и потому постоянно мучается от лихорадки и кашля. Мы должны больше благодарить тех, кто нанес нам рану, благодаря чему были исторгнуты терния из нашей души, чем тех, которые задаром перекопали наше поле и извлекли на свет наше сокрытое сокровище.
Милостивый Бог, желая, чтобы Его чада прибегли к Нему, как любящий Отец вразумляет их с помощью испытаний. Он делает так от любви, от Своей Божественной доброты, а не от жестокосердия и не ради формальной мирской справедливости. Бог попускает нам испытания, желая спасти нас и даровать нам Свое Небесное Царство. Он дает их для того, чтобы мы боролись, подвизались и уверенно выдержали проверку на терпение, так что сатана не смог бы сказать: «За что же он получил свою мзду? Почему Ты его спасаешь? Он ведь не трудился!» Наше земное благополучие Бога не интересует, для Него важна жизнь вечная. В первую очередь Он печется о нашей будущей жизни и лишь потом — о жизни временной.
Бог, пребывая близ нас, видит наши страдания и утешает нас, как любящий Отец. А что же, неужели Ему приятно видеть, как Его чада мучаются? У Бога учтены все наши скорби и слезы, и Он воздаст нам за все. Только Господь может дать подлинное утешение, поэтому человек, который не верит в Бога, в вечную жизнь и не прибегает к Его милосердию в истязающем душу горе, впадает в глубокое отчаяние. Жизнь такого человека лишена смысла. Он тяготится этой жизнью, не имея ни помощи, ни утешения, и душу свою обрекает на вечные мучения.
Воспринимая испытания по-мирски, люди страдают. Но ведь Бог наблюдает за каждым из нас, поэтому мы должны целиком предавать себя в Его волю, иначе наша жизнь превратится в мучение: мы будем стремиться к тому, чтобы все устраивалось по нашему желанию, а все будет идти не так, как нам хочется, и поэтому душа наша никогда не будет знать покоя.
Если бы Господь, не обращая внимания на наши страсти, брал бы нас в Царство Небесное такими, как есть, то мы и в раю бы всех перебаламутили и подняли бурю недовольства. Поэтому Бог попускает сатане искушать нас в этой жизни, чтобы скорби вытряхивали мусор из нашей души, очищая и смиряя ее. А чистую душу Он осеняет Своей благодатью.
Принимайте любые скорби с радостью. Страдания, причиненные нам недоброжелателями, слаще той «патоки», которой потчуют нас любящие люди. Ведь в заповедях блаженства Христос сказал не: «Блажени есте егда похвалят вы», а «Блажени есте, егда поносят вам…», и к тому же «на вы лжуще». Когда человеку причиняют незаслуженные страдания, он собирает духовные сокровища на Небесах, а если он подвергается справедливому наказанию, то тем самым расплачивается за свои грехи. Поэтому нужно не только с кротостью терпеть того, кто стал для нас источником искушений, но и быть ему благодарным, потому что он предоставляет нам удобную возможность потрудиться в любви, терпении и смирении.
Мы должны быть более благодарны тому, кто нас расстраивает и обижает, тем самым смиряясь, чем тому, кто балует нас лакомствами и сладостями или окружает почетом и ублажает льстивыми словами, потому что скорби — лучшее целебное средство для нашей души.
Дата: Понедельник, 08.04.2019, 03:51 | Сообщение # 28
Группа: без Бога я-ничто
Сообщений: 5234
Статус: отсутствует на форуме
Цитата
Воспринимая испытания по-мирски, люди страдают. Но ведь Бог наблюдает за каждым из нас, поэтому мы должны целиком предавать себя в Его волю, иначе наша жизнь превратится в мучение: мы будем стремиться к тому, чтобы все устраивалось по нашему желанию, а все будет идти не так, как нам хочется, и поэтому душа наша никогда не будет знать покоя.
Да, это точно - постоянные страдания и мучения из-за слабой веры и испорченной воли. Господи, милостив буди мне, грешной, хоть в последний миг моей земной жизни помилуй и спаси меня, окаянную.
Осанна в Вышних! Благословен Грядый во имя Господне! ___________________
ПРОПОВЕДЬ НА ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ. архимандрит Кирилл (Павлов)
Дорогие братия и сестры,
приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками.
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15), - говорил Спаситель Апостолам. Теперь он уже не прекровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26, 2). Видя скорбь, охватившую Апостолов, Он утешает учеников обещанием, что не оставит их.
Но вместе с тем Господь не скрывает и того, что и их, и всех вообще христиан ожидает такая же участь, как и Его - их Божественного Учителя: Помните слово, которое Я сказал вам: Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 20, 18 и 19).
И снова, видя их скорбными, Господь утешает их: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, и Сам Я буду с вами до скончания века. Мир оставлю вам, мир Мой даю вам... Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (ср.: Ин. 16, 33; 14, 16; ср.: Мф. 28, 20; Ин. 14, 27).
Господь просит своих учеников, чтобы они пребывали в Нем и исполняли Его заповеди, ибо без Него они не могут творить ничего: Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Если пребудете во мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Я иду приготовить место вам. И ... прииду опять (Ин. 15, 4, 7; 14, 2, 3).
Господь утешает их, открывая, что за скорбями последует радость, что им уготована награда в Будущем Царстве. И поскольку учеников Его интересовал вопрос, каким будет Пришествие Господа на землю, то Спаситель возвещает им ту Божественную истину, что в скончание мира Он придет со славою великою судить живых и мертвых и всех веровавших в Него искренно и с покаянием до конца жизни своей пребывших сподобит Царствия Своего, а неверовавших или отвергшихся, без покаяния до конца жизни пребывших, осудит на муку вечную.
Когда это будет? (Мф. 24, 3) - спрашивали ученики. Но Господь отвечал им, что о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24, 36). Таким образом, Священное Писание сохраняет в глубокой тайне и не открывает нам определенно времени Второго пришествия для того, чтобы мы всегда соблюдали себя в чистоте и непорочности и готовы были встретить Господа во всякое время.
Поэтому-то Господь и предостерегает учеников: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. Итак, бодрствуйте (Мф. 24, 42; ср.: Лк. 17, 26 и 27, 30; Мф. 25, 13).
В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон - это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни. Для того, чтобы глубже напечатлеть в нас чувство опасности, необходимости бодрствования и пробудить нашу совесть от духовной дремоты, Господь рассказал притчу о десяти девах, которую мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении.
Эта притча научает нас тому, чтобы, приняв веру, мы сопровождали ее добрыми делами, которыми только и может поддерживаться наша духовная жизнь. Неразумные девы, вышедшие навстречу Жениху, не приготовили для своих светильников елея добрых дел. Мудрые же вместе со светильниками запаслись и добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха. Так и наша жизнь должна вся быть приготовлением к встрече с Господом, а для этого на всем протяжении ее должны мы непрестанно заботиться о приобретении и сохранении живой веры и горячей любви к Богу, Источнику любви, и к ближним.
Заботы века сего затмевают самую существенную заботу и цель нашей жизни - озарение светом Христовым, ее спасение и уготовление к Вечному Царству. Будем трезвиться, чтобы войти в Небесный Чертог с мудрыми девами и сподобиться от Господа вечных благ. Аминь.
Да, Марина, удивительный пример. Нам всем требуется подобное смирение, иначе не выстоять, потому что скорби будут усиливаться, и мировая война в самое ближайшее время неизбежна. Господи, помилуй.